Доклад на тему: "Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования"
методическая разработка

Забродина Ольга Васильевна

Как выстроить работу в учреждении дополнительного образования по повышению его имиджа и по привлечению обучающихся в объединения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marketing_obrazovatelnyh_uslug_v_sfere_do_-_aprel_2024.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические чтения

Доклад на тему:

«Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования»

(апрель 2024г., заместитель директора по УВР МКОУ ДО Таловского ДЮЦ Забродина О.В.)

Термин «маркетинг введен в обиход нашего общества совсем недавно. Что же это такое? Это не просто понятие рыночная деятельность а глубже это обозначает движение, изменение чего-либо. И действительно, мир не стоит на месте, потребности и жизнь человечества  в целом из века в век, из года в год меняются. Поэтому система  образовательных и досуговых услуг  населения как никто другой должна продумать свой маркетинг. Почему же мы должны принять это? Дело в том, что маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей степени становится  определяющей в деятельности  учреждения. Козьма Прутков сказал: «Отыщи всему начало, ты много поймешь».

Для того чтобы найти начало в системе образовательных и дополнительных услуг, необходимо выстроить систему связей в системе  маркетинга услуг:

— исследования;

— разработки;

— создание образца деятельности;

— поиск клиента и рекламная деятельность;

— реализация;

— удовлетворение потребителя и его оценка деятельности.

Исследования показывают, что предлагать обществу нужно то, что оно желает, а не навязывать то, что вы уже имеете.

Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования - это  вариативная составляющая, которая определяется, по большей части, индивидуальными потребностями детей, родителей, семьи и др., а не государственным заказом или интересами общества.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  1. Сильные педагоги, имеющие большой стаж работы по специальности;
  2. Уникальные авторские образовательные программы;
  3. Использование цифровых технологий в образовательном процессе;
  4. Присутствует возможность составления индивидуального графика занятий и выстраивания индивидуального образовательного маршрута, возможность творчества;
  5. Осуществляется постоянное  взаимодействие с родителями/законными представителя обучающихся;
  6. Большая клиентоориентированность по  сравнению с другими образовательными  организациями, поскольку ДЮЦ имеет большой опыт на рынке;
  7. Все программы финансируются из местного бюджета, то есть являются бесплатными для обучающихся;
  8. Образовательная организация базируется в отдельном здании;
  9. Образовательная организация оборудована специальными средствами для организации обучения лиц с ОВЗ;
  10. Есть специально оборудованные кабинеты для занятий, что говорит о развитой материально-технической        базе образовательной организации;
  11. Высокая результативность деятельности детских объединений;
  12. Сохранность контингента обучающихся, что в целом свидетельствует о стабильной и качественной работе коллектива;
  13. Разнообразие направлений творческой деятельности, стремление учесть интересы разных групп обучающихся;
  14. Большое количество проводимых мероприятий;
  15. Добровольность, доступность, свобода выбора обучающимся профиля деятельности;
  16. Практико-ориентированный характер обучения;
  17. Развитость электронных ресурсов: сайт, группа в социальной сети.

ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Продвижение образовательной  организации через популярные социальные сети;
  2. Создание новых образовательных программ, реализуемых, в том числе, только в дистанционном формате;
  3. Открытие объединений-спутников на базе иных образовательных организаций посредством заключения договоров сетевого взаимодействия;
  4. Прямое взаимодействие с  образовательными организациями и иными учреждениями с целью  реализации совместных проектов, конкурсов и мероприятий;
  5. Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  1. Недостаточная компетентность части педагогических работников в вопросах грамотной организации учебно-воспитательного процесса;
  2. Недостаточный уровень владения современными образовательными и информационными технологиями;
  3. Отсутствие навыка у коллектива в продвижении своего коллектива,
  4. Стихийный бессистемный характер рекламы;
  5. Слабая материально-техническая база;
  6. Небольшое количество объединений для мальчиков;
  7. Неудобное расположение для детей из сельской местности;
  8. Не очень удобный сайт;
  9. Недостаточное финансирование проведения воспитательных мероприятий и реализации образовательных программ.

УГРОЗЫ

  1. Рост конкуренции среди образовательных учреждений и учреждений культуры,
  2. Несоответствие социальных запросов потребителей образовательных услуг имеющимся у учреждения ресурсам;
  3. Риск оптимизации, сокращения педагогических работников в силу недостаточного финансирования;
  4. Эмоциональное выгорание педагогов;
  5. Уход на пенсию некоторых сотрудников.

Решаемая задача

Метод решения/мероприятие и его описание

Сделать сайт Таловского ДЮЦ более  привлекательным        для пользователей

Провести на сайте технические работы. Устранить существующие неполадки, исправить ошибки в текстах и обновить документацию.

Добавить возможность оставлять  отзывы о Центре, встроить технические новшества и плагины

Встроить внутренний чат, обеспечивающий возможность  коммуникации пользователей между собой и с администрацией

Улучшить качество

продвижения услуг Таловского ДЮЦ

посредством социальных

сетей

Проработать контент-план для группы «Вконтакте» и других социальных сетей

организации

Отредактировать        группу «Вконтакте»

(изменить        визуальное        оформление,

удалить лишние элементы и т.д.)

Организовать и провести

имиджевые        мероприятия

совместно с социальными

партнерами

Размещение рекламных        стендов в

образовательных организациях-спутниках

На сайте МКУ «ЦРО» Таловского муниципального района опубликовать

новостную статью о центре

Участие обучающихся и педагогов ДЮЦ в

конкурсах различного уровня, публикация результатов

Участие обучающихся учреждения в общественной жизни региона или муниципального образования

Организовать и провести

имиджевые мероприятия в Таловском ДЮЦ

Организация выставок поделок обучающихся (тематических, персональных, итоговых…)

Организовать клубные занятия (мастер-классы)        с целью ознакомления с деятельностью объединения (по примеру выездной ША)

Разработка буклетов, визиток, флаеров о работе ДЮЦ или отдельных объединений)

совместное планирование с редакциями журналов, газет и телеканалов освещаемых тем, материалов и сюжетов; продвижение подготовленного материала для опубликования в газетах и журналах

организация видеосъемок на территории УДОД

Поддержание связи с выпускниками  учреждения, известными и авторитетными в регионе; востребованность выпускников  учреждения на местном рынке труда

Инновационная деятельность, внедрение новых технологий, применение новых методов и приемов работы

подбор киноматериалов и составление видеотеки для использования педагогами центра в учебном и воспитательном процессе

совершенствование воспитательного процесса с детьми и молодежью

Проведение отчетных  мероприятий (концертов, игровых программ, выставок и т.д.) для родителей обучающихся

Сотрудничество объединения с другими организациями и учреждениями, интересными людьми, проведение экскурсий, встреч

Внедрение самостоятельных творческих проектов педагогов с целью самореализации, продвижения коллектива и учреждения в целом (проведение районных мероприятий, конкурсов, акций…)

Улучшение корпоративной культуры учреждения -создание ощущения идентичности всех членов учреждения, образ коллективного «МЫ»

Сохранение исторических традиций ДЮЦ

Внешний облик работников и интерьера учреждения является показателем её культуры, он особенно важен, поскольку визуальная сторона восприятия бессознательно оказывает влияние на характер взаимодействия в учебном процессе. «Стены воспитывают» – это не только образное выражение, но и подтверждённый практикой факт.

Разработка фирменного стиля Таловского ДЮЦ.

Фирменный стиль очень много значит для учреждения, это идейная составляющая для тех людей, которые работают в нем, а также это узнаваемость и идентификация учреждения для целевой аудитории. Обоснование фирменного стиля описано в отдельном документе и имеет четкое описание.

Логотип создается в соответствии с понятными графическими элементами и фирменными цветами.

Так же создаются фирменные изделия с логотипом учреждения: кружки, карандаши, шоколад, футболки, раскраски, которые работают на запоминаемость бренда и единение занимающихся.

Создание бренд-волла – панно для фотографирования, которое можно использовать на всех массовых мероприятиях.

Все презентации и отчетные документы создаются на фирменных бланках, что показывает высокий уровень организации и идентификации ДЮЦ от других учреждений дополнительного образования.

Фирменный стиль должен прослеживаться и на сайте учреждения (на главной странице должна быть заставка в фирменных цветах учреждения), чтобы сайт стал более ярким, читаемым.

Личная активность педагогического работника

Педагог должен не только качественно выполнять свои должностные обязанности, но и быть инициативным, увлеченным процессом, поддерживать постоянный контакт с детьми, предлагать проекты, выходящие за рамки предложенного программой.

Существует несколько основных способов вовлечения педагогов в процесс продвижения услуг:  

  • участие педагога и коллектива в конкурсах различного уровня, полученные в ходе них награды;  
  • прохождение различных курсов повышения квалификации, расширение педагогического опыта;  
  • позиционирование себя и коллектива целевым аудиториям с помощью маркетинговых коммуникаций: печатная реклама, сайт/страничка в сети Интернет, участие в имиджевых мероприятиях: праздники двора, дни открытых дверей;  организация и проведение собственных мероприятий;
  • у каждого педагога дополнительного образования должен быть сайт или страница в социальной сети. Данные информационные ресурсы позволяют быстро и эффективно связываться с родителями, информируя их о планах и изменениях в расписании; поддерживать контакт с детьми, выкладывать фотографии, отчеты с мероприятий.

Реклама  образовательных услуг в системе дополнительного  образования

 Важным методом продвижения услуг организации дополнительного образования является реклама. Реклама любого вида товара или услуги многокомпонентна. Ее эффективность зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения, от его размера, от времени и количества публикаций или выхода в эфир. Чем лучше продумана рекламная кампания образовательной организации, тем меньше затрат на нее потребуется.

Продвижение услуг дополнительного образования должно основываться на взаимодействии с социальными партнерами, в качестве которых выступают управленческие структуры разного уровня, образовательные организации школьного, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, спортивные организации и клубы, коммерческие организации.

Реклама образовательных услуг учреждения дополнительного образования детей рассматривается как любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг путем распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции и нацелены на получение конкретных запланированных результатов.

Важное место в продвижении рекламной деятельности в учреждениях дополнительного  образования принадлежит коммуникационным средствам. К системе коммуникаций в маркетинге относится все то, что позволяет налаживать связи, обмениваться информацией, делает способности осознания, согласия меж партнерами.

         Современная реклама  образовательных услуг в системе дополнительного  образования имеет целый ряд особенностей

 1. Реклама должна характеризоваться доминированием информативности.

 2. Современная реклама эффективна, если она высочайшего свойства. Плохая реклама образовательных услуг - веская причина отказа получать их, недоверия к их производителям.

 3. Современная реклама должна учитывать национальные культурные и религиозные традиции населения, региональных, местных особенностей, в особенности в отношении образовательных услуг.

 4. Современная реклама многоадресна.

Понятно, что организовать свою рекламную службу очень трудно. Для учреждений дополнительного  образования сбалансированный вариант - это организация рекламной службы, способной заниматься данным видом деятельности.

«Дом детства с вами по соседству». Для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок развивался гармоничной и творческой личностью. Основное образование помогает ему получить необходимые знания, а дополнительное образование - адаптироваться в социуме, получить творческие навыки. Перед каждым родителем рано или поздно стоит задача выбрать качественное учреждение ДО для своего ребенка, с разнообразным спектром услуг и профессиональными педагогами. Детско-юношеский центр должен заявить о себе как об успешном учреждении дополнительного образования, где каждый ребенок сможет найти себе дело по душе, а так же в будущем оно стать профессиональной карьерой.

Дом детства всегда рядом. Благодаря качественно организованным мероприятиям, как на внешнем, так и на внутреннем уровне, учреждение сможет показать целевой аудитории на сколько современным, разнообразным и профессиональным может быть обучение в учреждении дополнительного образования, а творческие проекты интересны для социальных партнеров.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИГРОВОГО ДОСУГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игры человек удовлетворяет целый ряд потребностей в самовыражении и самоутверждении. Игра удовлетворяет также познавательны...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей

В статье описаны основные маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей...

Маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей

В статье описаны основные маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей...

План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей

План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...