Доклад на тему: "Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования"
методическая разработка
Как выстроить работу в учреждении дополнительного образования по повышению его имиджа и по привлечению обучающихся в объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marketing_obrazovatelnyh_uslug_v_sfere_do_-_aprel_2024.docx | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения
Доклад на тему:
«Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования»
(апрель 2024г., заместитель директора по УВР МКОУ ДО Таловского ДЮЦ Забродина О.В.)
Термин «маркетинг введен в обиход нашего общества совсем недавно. Что же это такое? Это не просто понятие рыночная деятельность а глубже это обозначает движение, изменение чего-либо. И действительно, мир не стоит на месте, потребности и жизнь человечества в целом из века в век, из года в год меняются. Поэтому система образовательных и досуговых услуг населения как никто другой должна продумать свой маркетинг. Почему же мы должны принять это? Дело в том, что маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей степени становится определяющей в деятельности учреждения. Козьма Прутков сказал: «Отыщи всему начало, ты много поймешь».
Для того чтобы найти начало в системе образовательных и дополнительных услуг, необходимо выстроить систему связей в системе маркетинга услуг:
— исследования;
— разработки;
— создание образца деятельности;
— поиск клиента и рекламная деятельность;
— реализация;
— удовлетворение потребителя и его оценка деятельности.
Исследования показывают, что предлагать обществу нужно то, что оно желает, а не навязывать то, что вы уже имеете.
Маркетинг образовательных услуг в сфере дополнительного образования - это вариативная составляющая, которая определяется, по большей части, индивидуальными потребностями детей, родителей, семьи и др., а не государственным заказом или интересами общества.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
- Сильные педагоги, имеющие большой стаж работы по специальности;
- Уникальные авторские образовательные программы;
- Использование цифровых технологий в образовательном процессе;
- Присутствует возможность составления индивидуального графика занятий и выстраивания индивидуального образовательного маршрута, возможность творчества;
- Осуществляется постоянное взаимодействие с родителями/законными представителя обучающихся;
- Большая клиентоориентированность по сравнению с другими образовательными организациями, поскольку ДЮЦ имеет большой опыт на рынке;
- Все программы финансируются из местного бюджета, то есть являются бесплатными для обучающихся;
- Образовательная организация базируется в отдельном здании;
- Образовательная организация оборудована специальными средствами для организации обучения лиц с ОВЗ;
- Есть специально оборудованные кабинеты для занятий, что говорит о развитой материально-технической базе образовательной организации;
- Высокая результативность деятельности детских объединений;
- Сохранность контингента обучающихся, что в целом свидетельствует о стабильной и качественной работе коллектива;
- Разнообразие направлений творческой деятельности, стремление учесть интересы разных групп обучающихся;
- Большое количество проводимых мероприятий;
- Добровольность, доступность, свобода выбора обучающимся профиля деятельности;
- Практико-ориентированный характер обучения;
- Развитость электронных ресурсов: сайт, группа в социальной сети.
ВОЗМОЖНОСТИ
- Продвижение образовательной организации через популярные социальные сети;
- Создание новых образовательных программ, реализуемых, в том числе, только в дистанционном формате;
- Открытие объединений-спутников на базе иных образовательных организаций посредством заключения договоров сетевого взаимодействия;
- Прямое взаимодействие с образовательными организациями и иными учреждениями с целью реализации совместных проектов, конкурсов и мероприятий;
- Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
- Недостаточная компетентность части педагогических работников в вопросах грамотной организации учебно-воспитательного процесса;
- Недостаточный уровень владения современными образовательными и информационными технологиями;
- Отсутствие навыка у коллектива в продвижении своего коллектива,
- Стихийный бессистемный характер рекламы;
- Слабая материально-техническая база;
- Небольшое количество объединений для мальчиков;
- Неудобное расположение для детей из сельской местности;
- Не очень удобный сайт;
- Недостаточное финансирование проведения воспитательных мероприятий и реализации образовательных программ.
УГРОЗЫ
- Рост конкуренции среди образовательных учреждений и учреждений культуры,
- Несоответствие социальных запросов потребителей образовательных услуг имеющимся у учреждения ресурсам;
- Риск оптимизации, сокращения педагогических работников в силу недостаточного финансирования;
- Эмоциональное выгорание педагогов;
- Уход на пенсию некоторых сотрудников.
Решаемая задача | Метод решения/мероприятие и его описание |
Сделать сайт Таловского ДЮЦ более привлекательным для пользователей | Провести на сайте технические работы. Устранить существующие неполадки, исправить ошибки в текстах и обновить документацию. |
Добавить возможность оставлять отзывы о Центре, встроить технические новшества и плагины | |
Встроить внутренний чат, обеспечивающий возможность коммуникации пользователей между собой и с администрацией | |
Улучшить качество продвижения услуг Таловского ДЮЦ посредством социальных сетей | Проработать контент-план для группы «Вконтакте» и других социальных сетей организации Отредактировать группу «Вконтакте» (изменить визуальное оформление, удалить лишние элементы и т.д.) |
Организовать и провести имиджевые мероприятия совместно с социальными партнерами | Размещение рекламных стендов в образовательных организациях-спутниках |
На сайте МКУ «ЦРО» Таловского муниципального района опубликовать новостную статью о центре | |
Участие обучающихся и педагогов ДЮЦ в конкурсах различного уровня, публикация результатов | |
Участие обучающихся учреждения в общественной жизни региона или муниципального образования | |
Организовать и провести имиджевые мероприятия в Таловском ДЮЦ | Организация выставок поделок обучающихся (тематических, персональных, итоговых…) |
Организовать клубные занятия (мастер-классы) с целью ознакомления с деятельностью объединения (по примеру выездной ША) | |
Разработка буклетов, визиток, флаеров о работе ДЮЦ или отдельных объединений) | |
совместное планирование с редакциями журналов, газет и телеканалов освещаемых тем, материалов и сюжетов; продвижение подготовленного материала для опубликования в газетах и журналах | |
организация видеосъемок на территории УДОД | |
Поддержание связи с выпускниками учреждения, известными и авторитетными в регионе; востребованность выпускников учреждения на местном рынке труда | |
Инновационная деятельность, внедрение новых технологий, применение новых методов и приемов работы | подбор киноматериалов и составление видеотеки для использования педагогами центра в учебном и воспитательном процессе |
совершенствование воспитательного процесса с детьми и молодежью | |
Проведение отчетных мероприятий (концертов, игровых программ, выставок и т.д.) для родителей обучающихся | |
Сотрудничество объединения с другими организациями и учреждениями, интересными людьми, проведение экскурсий, встреч | |
Внедрение самостоятельных творческих проектов педагогов с целью самореализации, продвижения коллектива и учреждения в целом (проведение районных мероприятий, конкурсов, акций…) | |
Улучшение корпоративной культуры учреждения -создание ощущения идентичности всех членов учреждения, образ коллективного «МЫ» | Сохранение исторических традиций ДЮЦ |
Внешний облик работников и интерьера учреждения является показателем её культуры, он особенно важен, поскольку визуальная сторона восприятия бессознательно оказывает влияние на характер взаимодействия в учебном процессе. «Стены воспитывают» – это не только образное выражение, но и подтверждённый практикой факт. | |
Разработка фирменного стиля Таловского ДЮЦ. | Фирменный стиль очень много значит для учреждения, это идейная составляющая для тех людей, которые работают в нем, а также это узнаваемость и идентификация учреждения для целевой аудитории. Обоснование фирменного стиля описано в отдельном документе и имеет четкое описание. Логотип создается в соответствии с понятными графическими элементами и фирменными цветами. Так же создаются фирменные изделия с логотипом учреждения: кружки, карандаши, шоколад, футболки, раскраски, которые работают на запоминаемость бренда и единение занимающихся. Создание бренд-волла – панно для фотографирования, которое можно использовать на всех массовых мероприятиях. Все презентации и отчетные документы создаются на фирменных бланках, что показывает высокий уровень организации и идентификации ДЮЦ от других учреждений дополнительного образования. Фирменный стиль должен прослеживаться и на сайте учреждения (на главной странице должна быть заставка в фирменных цветах учреждения), чтобы сайт стал более ярким, читаемым. |
Личная активность педагогического работника | Педагог должен не только качественно выполнять свои должностные обязанности, но и быть инициативным, увлеченным процессом, поддерживать постоянный контакт с детьми, предлагать проекты, выходящие за рамки предложенного программой. Существует несколько основных способов вовлечения педагогов в процесс продвижения услуг:
|
Реклама образовательных услуг в системе дополнительного образования
Важным методом продвижения услуг организации дополнительного образования является реклама. Реклама любого вида товара или услуги многокомпонентна. Ее эффективность зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения, от его размера, от времени и количества публикаций или выхода в эфир. Чем лучше продумана рекламная кампания образовательной организации, тем меньше затрат на нее потребуется.
Продвижение услуг дополнительного образования должно основываться на взаимодействии с социальными партнерами, в качестве которых выступают управленческие структуры разного уровня, образовательные организации школьного, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, спортивные организации и клубы, коммерческие организации.
Реклама образовательных услуг учреждения дополнительного образования детей рассматривается как любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг путем распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции и нацелены на получение конкретных запланированных результатов.
Важное место в продвижении рекламной деятельности в учреждениях дополнительного образования принадлежит коммуникационным средствам. К системе коммуникаций в маркетинге относится все то, что позволяет налаживать связи, обмениваться информацией, делает способности осознания, согласия меж партнерами.
Современная реклама образовательных услуг в системе дополнительного образования имеет целый ряд особенностей
1. Реклама должна характеризоваться доминированием информативности.
2. Современная реклама эффективна, если она высочайшего свойства. Плохая реклама образовательных услуг - веская причина отказа получать их, недоверия к их производителям.
3. Современная реклама должна учитывать национальные культурные и религиозные традиции населения, региональных, местных особенностей, в особенности в отношении образовательных услуг.
4. Современная реклама многоадресна.
Понятно, что организовать свою рекламную службу очень трудно. Для учреждений дополнительного образования сбалансированный вариант - это организация рекламной службы, способной заниматься данным видом деятельности.
«Дом детства с вами по соседству». Для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок развивался гармоничной и творческой личностью. Основное образование помогает ему получить необходимые знания, а дополнительное образование - адаптироваться в социуме, получить творческие навыки. Перед каждым родителем рано или поздно стоит задача выбрать качественное учреждение ДО для своего ребенка, с разнообразным спектром услуг и профессиональными педагогами. Детско-юношеский центр должен заявить о себе как об успешном учреждении дополнительного образования, где каждый ребенок сможет найти себе дело по душе, а так же в будущем оно стать профессиональной карьерой.
Дом детства всегда рядом. Благодаря качественно организованным мероприятиям, как на внешнем, так и на внутреннем уровне, учреждение сможет показать целевой аудитории на сколько современным, разнообразным и профессиональным может быть обучение в учреждении дополнительного образования, а творческие проекты интересны для социальных партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИГРОВОГО ДОСУГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игры человек удовлетворяет целый ряд потребностей в самовыражении и самоутверждении. Игра удовлетворяет также познавательны...
Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей
В статье описаны основные маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей...
Маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей
В статье описаны основные маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей...
План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей
План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...