Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «#ProБадминтон»Возраст обучающихся: 7-15 лет
рабочая программа
Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании с применением технологии модульного обучения, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Программа обусловлена потребностью современного общества в приобретение специальных компетенций для достижения начальной спортивной подготовленности обучающихся, проявление индивидуальных особенностей, стремление к персонализации и успешной социализации по становлению морально-волевых и нравственно-этических качеств социально-активной личности. Темы и задания к ним выстроены в определенной последовательности от простого к сложному. Данная программа разработана с учётом интересов учащихся младшего и старшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«#ProБадминтон»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 смена (14/21 день)
Автор-составитель:
Балакирева Алена Александровна,
Инструктор физической культуры
г. Екатеринбург
2024 г.
Аннотация
Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании с применением технологии модульного обучения, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Программа обусловлена потребностью современного общества в приобретение специальных компетенций для достижения начальной спортивной подготовленности обучающихся, проявление индивидуальных особенностей, стремление к персонализации и успешной социализации по становлению морально-волевых и нравственно-этических качеств социально-активной личности. Темы и задания к ним выстроены в определенной последовательности от простого к сложному. Данная программа разработана с учётом интересов учащихся младшего и старшего школьного возраста.
Пояснительная записка
Нормативная база. Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 9 ст.2);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Приказ Министерства спорта России от 23.12.2020 № 961 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «теннис» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2021 № 62345).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
Актуальность программы.
Программа «#ProБадминтон» нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. № 996-р г.), направленных на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Всё это входит в приоритеты государственной политики в области воспитания. Воспитание будущего гражданина страны должно начинаться с воспитания дисциплинированности, ответственности, уважения к себе и своему здоровью. Спортивная деятельность в процессе обучения по программе является способом превентивного решения обозначенной проблематики через достижение удовлетворенности как на биолого-физиологическом (выработка эндорфинов) уровне, так и на уровне эмоционально-психологическом (чувства сопричастности), социальном (достижение результата), что является актуальным для целевой аудитории программы.
Новизна программы
Программа разработана по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания учащимся индивидуальной образовательной траектории с внедрением воспитательного компонента в процесс обучения. Особый акцент в программе сделан индивидуальный подход к ребёнку, развитию его личностных качеств, способствующие формированию культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. В настоящей Программе предусмотрены занятия с детьми разного уровня и физического развития. Данная Программа определяет оптимальное соотношение разносторонней спортивной подготовки, обеспечивающей оздоровительный эффект. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки с элементами вида спорта «ProБадминтон».
Отличительной особенностью программы является
Программа «ProБадминтон» разработана на основе принципа разноуровневость. При проектировании программы используется линейный подход, при котором уровни синонимичны этапам/модулям. Обучение игре предполагает постепенное усложнение. Весь тренировочный процесс построен на изучении, закреплении и постоянном повторении изученного материала, расширении и углублении знаний в области игры, с последующим дополнением их за счёт изучения новых, более сложных форм и технических элементов. Освоение каждого последующего модуля является ступенькой к совершенствованию обучающимися умений и навыков в выбранном виде спорта.
Содержание, предлагаемые задания и предметный материал программы организованы в соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Обучающемуся предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы.
«Базовый уровень». Обучающемуся предлагается участие в решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций. Данный уровень предполагает также участие в соревнованиях.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. Программа предусматривает последовательность изложения материала и выполнение постепенно усложняющихся заданий, построена по принципу «от простого к сложному», что учитывает возрастные особенности детей
Педагогическая целесообразность
Программа дополнительного образования «PrоБадминтон» является программой начального уровня обучения, относится к физкультурно-спортивной направленности.
Программой применяется деятельностный подход, ориентированный на целостное развитие личности обучающихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. Реализация деятельностного подхода в организации обучения формирует у детей мотивацию к регулярным занятиям физической культурой, Приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности и умения вести спортивный и здоровый образ жизни.
Реализация деятельностного подхода проводится через:
∙многообразие средств, методов и методических приемов обучения (применение подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей, игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации);
∙вариативновность выполнения физических упражнений (выполняются с изменением отдельных характеристик движения: пространственных, временных, силовых и др.)
∙разнообразие физических упражнений (базовые виды спорта, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов);
∙разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния их здоровья, физической подготовленности и индивидуальных особенностей.
При реализации индивидуальных форм работы дифференцируются выбранные комплексы методов и их содержательное наполнение в соответствии с теми или иными уровнями развития ученика и степенями сложности освоения содержания программы. Установление уместности того или иного метода определятся исходя из индивидуальных характеристик и способностей конкретного ученика, специфики содержательно-тематического материала программы.
В процессе реализации программы проводятся занятия с мультимедийной поддержкой. Физкультура и спорт охватывают безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые не совсем характерны для повседневной жизни человека. Видеоматериалы помогают наглядно показать в движении и в статике то или иное положение со всех ракурсов. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют оживить процесс обучения, сделать занятие наглядным, красочным, информативным, повысить эффективность усвоения, активизировать познавательную деятельность, разрядить эмоциональную напряженность.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа направлена на участников смены 7-15 лет оздоровительного лагеря «Прометей» в летний период 2024 года. Программа рассчитана на одну смену (9 академических часов). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная-групповая, индивидуально-тренировочная, теория, соревнования, игра-эстафета, тестирование, контроль. Принципы обучения: индивидуальность, доступность, постепенность, преемственность, результативность
Средства обучения: общеразвивающие и специальные упражнения, подводящие, подготовительные;
Технические средства обучения: игровая площадка стол для игры в настольный теннис, сетка для настольного тенниса, ракетка теннисная, теннисные шарики.
Методы обучения: повторный, равномерный, интервальный, вариативный, метод расчлененного и целостного обучения, метод интенсивного обучения, игровые и соревновательные методы
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение.
Наглядные: показ, исполнение педагогом, Интернет-ресурс образования, наблюдение.
Практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, отработка приёмов, учебные и тренировочные схватки и пр.).
Методы контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ результатов соревнований: текущий, итоговый.
Цель программы: гармоничное развитие личности и развитие у обучающихся двигательных способностей, навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к формированию и развитию собственного здоровья, целостного развития физических и психических качеств, ведению здорового образа жизни через занятия спортивной игрой бадминтон.
Задачи:
Образовательные:
- Освоение знаний, истории развития, правил игры «ProБадминтон»
- Освоение техники безопасного поведения в игре
- Изучить комплексы ОРУ, приемы и способы игры;
- Обучение правилам игры
- Обучение техническим и тактическим приемам игры
- Освоение спортивно-соревновательной деятельности в игре
Развивающие:
- Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- Развитие физической подготовленности: развитие ориентирования в пространстве, быстроты реакции, силовых и временных параметров движения, способности к согласованию отдельных движений в целостные комбинации; выносливости;
- Комплексное развитие психомоторных способностей в игре;
- Развитие навыков самостоятельных занятий, умение организовать собственную тренировку.
Воспитательные:
- Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- Приобщение к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у воспитанников должно сложиться целостное представление о таком виде спорта, как «ProБадминтон», понимание значимости и гордость за спортивные успехи родной страны.
В результате освоения программы, обучающиеся должны показать личностные, метапредметные и предметные результаты
Разноуровнесть программы | «Стартовый уровень» | «Базовый уровень» |
Метапредметные | - умение анализировать информацию; - умение планировать, контролировать и оценивать учебно-тренировочный процесс в соответствии с поставленной задачей и условием его реализации; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - способность организовывать совместную деятельность со сверстниками | - способность преобразовывать познавательную задачу в практическую; - способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - способность выстраивать партнерские отношения - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - технически правильно выполнять двигательные действия использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
Личностные | - проявление нравственных качеств личности; - проявление навыков сотрудничества; - наличие устойчивого познавательного интереса; - наличие знаний об основных моральных нормах | -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; -общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; -технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
Предметные | знать историю игры бадминтон; правила техники безопасности; правила игры Знают Методы тестирования Уровня развития физических качеств. Знают нормативные требования ВФСК ГТО. уметь: применяют правильную технику освоенных упражнений на развитие отдельных мышечных групп - свободно обращаться с ракеткой и воланом; -уверенно выполнять жонглирование волана на ракетке; - выполнять имитацию ударов справа и слева; навык: - техника короткой подачи слева; ударов с передней части корта; -техника отброса слева из передней части корта; и справа с уровня ниже уровня сетки в заднюю часть корта -излагают правила и условия эстафет и игр. | знать: выполнение требований безопасности на уроках физической культуры и самостоятельных занятиях бадминтоном, в условиях активного отдыха и досуга; основные правила игры, историю игры бадминтон в России. знать разминочные и общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, быстроты и координации движений. технику выполнения упражнений приемов в игре уметь: демонстрация технических действий в бадминтоне: способы держания (хватки) ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке, удары, подачи, передвижения в различные зоны площадки с выполнением ударов открытой, закрытой стороной ракетки; выполнение правил и навык: -технические действия в бадминтоне: передвижения по площадке, удары на сетке, подачи, техника передвижений с выполнением ударов на сетке; правил игры и игровой деятельности по правилам с использованием разученных технических приёмов; - удары в задней зоне площадки, защитные действия игрока, прием и выполнение атакующих ударов, использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности особенностей средствами бадминтона. |
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Контроль результативности обучения осуществляется в виде входного контроля (оценивается наличие/отсутствие навыков игры), промежуточного контроля в конце е обучения по программе.
К формам подведения итогов относятся:
Тестирование ОФП и СФП, участие команды в соревнованиях «ProБольшой теннис».
Отличные знания | Хорошие | Удовлетворительные | Недостаточные |
За выполнение, в котором: | За выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с правильным положением корпуса, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в соревновательных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный | при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. | двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с занятием условиях. | движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
Оценочные результаты нормативов ОФП и технической подготовки игрока
«Стартовый уровень»
№ п/п | Контрольные нормативы | Уровень подготовки | ||
Физическая подготовка | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Бег 30 м, сек | 5,4 | 6,5 | 8,2 |
2 | Подъем спины за 1 мин, кол. раз | 50 | 40 | 23 |
3 | Подтягивание, кол. раз | 12 | 8 | 3 |
4 | Прыжок в длину с места | 145 | 130 | 105 |
Техническая подготовка | ||||
1 | Метание волана, м | 6 | 4 | 2 |
2 | Техника высокой подачи с приземлением на заднюю линию 5 воланов из 10 | 5 | 4 | 3 |
3 | Прием игры подставкой открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 6 | 4 | 1 |
4 | Короткая подача открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 6 | 4 | 1 |
«Базовый уровень»
№ п/п | Контрольные нормативы | Уровень подготовки | ||
Физическая подготовка | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Бег 30 м, сек | 4.9 | 5.1 | 6,5 |
2 | Подъем спины за 1 мин, кол. раз | 55 | 45 | 30 |
3 | Подтягивание, кол. раз | 15 | 10 | 4 |
4 | Прыжок в длину с места | 185 | 165 | 120 |
Техническая подготовка | ||||
1 | Метание волана, м | 8 | 6 | 3 |
2 | Техника высокой подачи с приземлением на заднюю линию 8 воланов из 10 | 8 | 6 | 4 |
3 | Прием игры подставкой открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 8 | 5 | 2 |
4 | Короткая подача открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 8 | 5 | 2 |
- Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел/Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Практика | Теория | |||
1 | Инструктаж техники безопасности в игре бадминтон. Оборудование спортивной игры бадминтон. Хват ракетки. Упражнения с воланом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Опрос Наблюдение Текущий |
2 | История бадминтона. Индивидуальные упражнения с воланом – жонглирование. Упражнения стойки игрока. Подвижная игра. | 1 | 0,9 | 0,1 | Наблюдение Исправление ошибок Текущий |
3 | Основные понятия игры. Передвижения игрока. Обучение короткой подаче закрытой стороной ракетки. | 1 | 0,9 | 0,1 | Сообщение Исправление ошибок Текущий |
4 | Правила игры в бадминтон. Обучение высокодалёкой подаче. Игра «Эстафета с воланом» | 1 | 0,9 | 0,1 | Беседа Текущий |
5 | Физические качества и физическая подготовка. Высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Подача. Подвижная игра «Вратарь» | 1 | 0,9 | 0,1 | Беседа Наблюдение Текущий |
6 | Правила подачи. Обучение подставке открытой и закрытой стороной ракетки в передней зоне площадки. Плоская подача. Подвижная игра «Волан навстречу волану» | 1 | 0,9 | 0,1 | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
7 | Развитие координационных и силовых качеств. Добивание волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. Обучение короткой подаче. | 1 | 0,9 | 0,1 | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
8 | Выполнение контрольно-измерительных тестов. Обучение удару-смэш. Учебная игра. | 1 | 0,9 | 0,1 | КонрольныйОценка действий |
9 | Прием смэша. Откидка волана от сетки справа и слева. Соревнования по бадминтону по правилам игры. | 1 | 0,9 | 0,1 | Итоговый Анализ результатов игры |
II. Содержание программы
Учебно-тренировочное занятие-1
Теория: Техника безопасности в игре бадминтон. Понятие спортивной дисциплины и поведения на тренировке. Травматизм в занятиях бадминтоном, оказание первой помощи при несчастных случаях. Оборудование спортивной игры бадминтон.
Практика: Хват ракетки. Упражнения с воланом. Упражнения по сигналу. Подвижная игра «Салки с воланами»
Учебно-тренировочное занятие-2
Теория: История развития бадминтона в мире с 1991 года и в России до настоящего времени. Успехи и достижения российских бадминтонистов. Значение занятий бадминтоном для укрепления здоровья, физического развития.
Практика: Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Поочередно. Жонглирование в сочетании с перемещением. Ловля волана ракеткой. Стойка игрока (высокая, средняя, низкая): ноги - на ширине плеч, слегка согните их в коленях. Старайтесь сохранять равновесие. Рука с ракеткой слегка приподнята. Левая рука либо поддерживает ракетку, либо также для баланса приподнята, как и правая. Подвижная игра «Очисти свою площадку от воланов»
Учебно-тренировочное занятие-3
Теория: Для обучения в бадминтоне применяется специальная терминология: понятия зон и половина площадки: передняя зона, средняя зона, задняя зона, половина площадки (левая, правая); удары и подачи в игре.
Практика: Передвижения игрока в стойке. Перемещение в правый, левый угол сетки. Перемещение в правый, левый угол задней линии площадки. Перемещение вправо, влево в центре площадки. Ученики с центра поля по команде: передвигаться переднею, среднею и заднею зоны при этом, подходя к воланам широким выпадам, одним за другим сбивают воланы кончиком пальцев. То же самое упражнение по переносу воланов с одного угла в последующий угол. Учитель ракеткой посылает воланы по всей площадке. Игрок, передвигаясь по площадке, старается поймать волан и перебросить его через сетку. Обучение короткой подаче закрытой стороной ракетки. Имитация упражнений. Подводящие упражнения. Игра – эстафета «Метко в цель»
Учебно-тренировочное занятие-4
Теория: Правила игры в бадминтон. Основные определения. Волан. Жеребьёвка. Система счета. Смена сторон. Подача и приѐм волана. Судейство соревнований.
Практика: Подача волана через сетку в переднюю (дальнюю) часть площадки. Приём подачи подставкой и добиванием (многократный повтор). Имитация движений. Упражнения с подвесным воланом. Упражнения с подбрасыванием волана партнером. Упражнения для отработки удара с места (в движении) в парах. Выполнение подачи после ускорения. Игра-эстафета «Эстафета с воланом»
Учебно-тренировочное занятие-5
Теория: Воспитание скоростных и силовых качеств. Понятие быстроты и формы ее проявления. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений.
Практика: Высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Хватка ракетки - универсальная. Имитация удара на месте. Упражнения в парах на расстоянии 2-3 метра. Упражнения с набрасыванием волана – удар по волану. Выполнение приемов игры в сочетании с приемами развития скоростных и координационных качеств.
Подача. Имитация упражнений. Подводящие упражнения. Основное двигательное действие. Подвижная игра «Вратарь», «Унеси волан».
Учебно-тренировочное занятие-6
Теория: Правила подачи: нельзя задерживать подачу; нельзя наступать на линию площадки; начинать движение в момент касания ракетки волана; волан должен находиться ниже талии подающего в момент удара по нему ракеткой; подача считается совершенной, если волан был ударен ракеткой подающего или подающий промахнулся по волану.
Практика: Обучение подставке открытой и закрытой стороной ракетки в передней зоне площадки. Имитационное упражнение без волана (перемещение с центра площадки в правый и левый угол сетки с выполнением подставки, по очереди в каждый угол по 15 повторений). Работа в парах. Упражнения с воланом через сетку: у одного ученика ракетка, а у другого по 5-10 воланов; по команде один набрасывает воланы, другой выполняет поставку, затем смена (10-15 подходов на пару). Плоская подача. Подвижная игра «Волан навстречу волану»
Учебно-тренировочное занятие-7
Теория: Добивание - это атакующий удар, выполняемый открытой и закрытой стороной ракетки по волану, находящемуся выше уровня кромки сетки, который летит затем по нисходящей траектории.
Практика: Развитие координационных и силовых качеств. Ускорения с поворотами по сигналу. Ускорения с остановками и выполнением заранее заданного упражнения по сигналу. Старты из различных положений по сигналу. Передача волана, стоя спиной к партнеру, с разворотом. Прыжки. Упражнение «тележка». Добивание волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. При ударе ракетка удерживается свободным хватом пальцев. Волан ударяется над кромкой сетки ракеткой в руке, полностью выпрямленной вверх. Упражнения для обучения добивание волана на сетке: воланы набрасывает над кромкой сетки на расстоянии 30-50 см, игрок поочередно отбивает волан с выходом влево и вправо у сетки. Обучение короткой подаче. Имитация упражнений. Упражнения с подвесным воланом. Упражнения с подбрасыванием волана партнером. Выполнение техники подачи.
Учебно-тренировочное занятие-8
Теория: Основные понятия контрольно-измерительных тестов общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП). Соблюдение правил техники безопасности во время выполнения контрольных упражнений. Основные понятия техники нападающего удара – смэш в игре бадминтон.
Практика: Выполнение контрольных упражнений ОФП и СФП. Определение уровня физической подготовленности игрока. Обучение нападению в игре: наращивание скорости, быстрая остановка поступательного движения правого плеча вперёд и быстрое сгибание, и скручивание кисти с ракеткой вовнутрь. Ударное движение выполняет движением «хлыст». Подводящие упражнения: имитация упражнений по фазам, целиком; в сочетании с перемещением по площадке. Упражнения в группах: набрасывание волана – удар – подбор воланов. Игра «Охота на волка». Учебная игра в бадминтон по правилам игры.
Учебно-тренировочное занятие-9
Теория: Прием игры – откидка. Этот технический приём выполняется в передней части площадки. При замахе ракеткой выполняется шаг правой ногой вперёд или в сторону, рукой сделать петлю, кисть всегда обгоняет головку ракетки. Удар выполняется движением навстречу волану. Кисть с ускорением разгибается в конечной фазе к моменту встречи с воланом образует с ракеткой прямую линию.
Практика: Прием смэша. Плоские и быстрые удары в полполя. Упражнение для обучения приёму смеша. Имитация защитного удара. Упражнения в группах: один атакует, двое по очереди принимают; отработка упражнения: подача – смэш –прием удара на сетку – прием подставкой – прием откидка назад – пробивание; Откидка волана от сетки справа и слева. Упражнения в группах: игрок набрасывает воланы по очереди вправо и влево, первый производит откидку открытой и закрытой сторонами ракетки, третий собирает, затем смена. Соревнования по бадминтону по правилам игры.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Спортивный инвентарь | Количество шт |
1 | Волан для бадминтона (перьевой) | 100 |
2 | Ракетка для бадминтона | 20 |
3 | Обмотка для ракеток | 20 |
4 | Мяч набивной (1-2 кг) | 10 |
5 | Сетка для бадминтона | 1 |
6 | Стойки для бадминтона | 1 |
7 | Координационная лесенка для бега | 2 |
8 | Утяжелители для ног | 20 пар |
9 | Фишка (конус) | 20 |
10 | Чехол для ракетки | 20 |
11 | Корзина для ракеток | 2 |
12 | Мячи теннисные | 30 |
13 | Мячи поролоновые. | 30 |
14 | Эспандер кистевой | 20 |
15 | Скакалки гимнастические | 30 |
16 | Эспандер резиновый ленточный | 10 |
17 | Приспособление «удочка» для обучения ударам | 5 |
Литература
1 Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика.-М.: Академия,2006
2 Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М.: Физкультура и спорт, 1983
3 Гуревич. И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. Пособие. -2-е изд.- Минск.: Высшая школа, 1994
4 Лившиц В. Галицкий А. Бадминтон-М.: Физкультура и спорт,1984
5 Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания.-М.: Физкультура и спорт, 1976
6 РыбаковД.П. Штильман М.И. Основы спортивного бадминтона-М.: Физкультура и спорт,1982
7 Смирнов Ю.Н. бадминтон. Учебник для институтов физической культуры-М.: Физкультура и спорт,2011
8 Талага Е. Энциклопедия физических упражнений.-М.: Физкультура и спорт,1998
9 Щербаков А.В. Щербакова Н.И. Бадминтон. Спортивная игра-ООО «Гражданский альянс»,2009
10 Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бадминтон утверждённый приказом Министерства физической культуры и спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 37;
11.Филин В.П., Воспитание физических качеств у юных спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1974
12 Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта.-М.: Физкультура и спорт,1980
Интернет-ресурсы
- Правила бадминтона Международной федерации бадминтона
https://cdn.paralymp.ru/upload/iblock/8b3/8b39d2e6bd9d459d9b860526bbd9edcd.pdf
- Программа «Время волана». Пособие для учителей
https://badminton.lv/faili/shuttletime_skolotaja_rokasgramata_rus.pdf
- Сайт Всемирной федерации бадминтона https://bwfbadminton.com/
- Сайт Национальной федерации бадминтона России http://www.badm.ru/
- Терминология и основные понятия в бадминтоне
https://badmintonika.ru/terminologiya-v-badmintone/
- Учительский портал https://www.uchportal.ru/
Приложение 1
Календарно-учебный график
«ProБадминтон»
№ п/п | Дата | Время | Кол-во часов | Тема | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Инструктаж техники безопасности в игре бадминтон. Оборудование спортивной игры бадминтон. Хват ракетки. Упражнения с воланом. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Беседа Опрос Наблюдение Текущий |
2 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | История бадминтона. Индивидуальные упражнения с воланом – жонглирование. Упражнения стойки игрока. Подвижная игра. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Наблюдение Исправление ошибок Текущий |
3 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Основные понятия игры. Передвижения игрока. Обучение короткой подаче закрытой стороной ракетки. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Сообщение Исправление ошибок Текущий |
4 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Правила игры в бадминтон. Обучение высокодалёкой подаче. Игра «Эстафета с воланом» | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Беседа Текущий |
5 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Физические качества и физическая подготовка. Высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Подача. Подвижная игра «Вратарь» | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Беседа Наблюдение Текущий |
6 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Правила подачи. Обучение подставке открытой и закрытой стороной ракетки в передней зоне площадки. Плоская подача. Подвижная игра «Волан навстречу волану» | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
7 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Развитие координационных и силовых качеств. Добивание волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. Обучение короткой подаче. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
8 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Выполнение контрольно-измерительных тестов. Обучение удару-смэш. Учебная игра. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | КонрольныйОценка действий |
9 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Прием смэша. Откидка волана от сетки справа и слева. Соревнования по бадминтону по правилам игры. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Итоговый Анализ результатов игры |
Приложение 2
Правила игры бадминтон
Начало встречи.
Прежде чем начинается матч, необходимо определить, кто из игроков будет подавать первым. В этом случае используется волан или монета. Производится бросок волана или монеты, после чего выигравший игрок должен сделать выбор: подавать или принимать первым; начинать игру на одной или другой стороне корта. Игрок, проигравший бросок, должен осуществить выбор из оставшихся вариантов.
Система счёта очков в матче.
Матч состоит максимум из трёх геймов. Игрок, выигравший розыгрыш, должен добавить к своему счёту очко. Игрок, который первым набирает 21 очко, выигрывает гейм, если счёт в гейме становится 20:20. Игрок, который первым набирает разницу в 2 очка, выигрывает гейм. Если счёт в гейме становится 29:29, игрок, выигравший 30-е очко, выигрывает гейм. Игрок, выигравший гейм, должен подавать в начале следующего гейма.
Смена сторон во время матча.
Игроки должны поменяться сторонами после окончания первого гейма и до начала третьего гейма (если таковой будет), а также в третьем гейме, в состязании одного матча, когда один из игроков первым набирает 11 очков. Если игроки забывают поменяться сторонами, то они должны сделать это сразу же, как только ошибка будет замечена и волан будет находиться вне игры. Счёт остаётся без изменений.
Подача во время игры.
При правильной подаче игроки (подающий и принимающий) должны стоять в подающих пределах по диагонали противоположных сторон корта, не касаясь линий границ этих кортов; никакая сторона не должна причинять неуместную задержку при подаче, как только подающий и принимающий игроки - готовы к подаче. Первое поступательное движение ракетки подающего должно считаться началом подачи. Любая задержка при возвратном движении ракетки во время подачи будет считаться неуместной задержкой; какая-либо часть обеих ног подающего и принимающего игрока должна оставаться в контакте с поверхностью корта в постоянном положении от начала до конца подачи.
Ракетка подающего должна сначала ударить головку волана, который должен быть ниже талии подающего в момент подачи (талией считается воображаемая линия вокруг уровня тела с самой низкой частью ребра подающего игрока). Обод ракетки подающего игрока в момент удара по волану должен быть направлен в нисходящем направлении. Движение ракетки подающего игрока должно происходить в непрерывном движении только вперёд, от начала подачи до её конца. Подающий игрок не должен подавать прежде, чем принимающий готов к приёму подачи.
При подаче полёт волана должен идти по восходящей линии от ракетки подающего до пересечения им сетки так, чтобы, если он не будет отражён, упал в пределах принимающей границы корта.
Подача считается завершённой, как только подающий игрок ударит ракеткой по волану или в своей попытке промахнётся по волану.
Приём и подача в одиночных играх.
Игроки должны подавать и принимать в соответствующих правых сторонах своих кортов, если счёт не открыт подающим игроком или подающий заработал чётное количество очков. Игроки должны подавать и принимать в соответствующих левых сторонах своих кортов, если подающий игрок заработал нечётное количество очков.
После того, как произведена подача, волан должен отбиваться поочерёдно подающим и принимающим игроками в любом месте на соответствующих им сторонах корта, пока волан будет находиться в игре.
Подача и выигрыш очка.
Если принимающий игрок делает «ошибку» или волан прекращает находиться в игре из-за того, что касается поверхности корта на стороне принимающего, подающий должен выиграть очко. Подающий игрок в этом случае должен подавать снова с другой смежной стороны своего корта. Если подающий игрок делает «ошибку» или волан прекращает находиться в игре из-за того, что касается поверхности корта на стороне подающего, принимающий игрок должен выиграть очко. В этом случае подающий игрок теряет право подавать, а принимающий становится подающим.
Подача и приём в парных играх.
Игрок от подающей стороны должен подавать с правой стороны своего корта, если подающими игроками не был открыт счёт или было заработано чётное количество очков. Игрок от подающей стороны должен подавать с левой стороны своего корта, если подающими игроками было заработано нечётное количество очков. Оппоненты должны действовать также, нонаоборот. Игрок от принимающей стороны, стоящий диагонально противоположной стороне корта, должен быть принимающим, и только он должен возвращать подачу на противоположную сторону корта. Если за него это делает партнёр, то это считается ошибкой при приёме подачи. Подача должна производиться с противоположных сторон корта. Принимающие игроки не должны изменять их соответствующие положения на корте, пока они не выиграют очко на их подаче.
Порядок игры и положение на корте.
После того как подача возвращена, волан должен поочерёдно отбиваться любым из игроков подающей и принимающей сторон, пока он не выйдет из игры.
Выигрыш очка.
Если принимающая сторона делает ошибку или волан перестает находиться в игре из-за того, что касается корта принимающей стороны, подающая сторона выигрывает очко. Подающая сторона должна снова подавать, но со смежной стороны своего корта; если подающая сторона делает ошибку или волан перестает находиться в игре из-за того, что касается корта подающей стороны, принимающая сторона выигрывает очко. Подающая сторона лишается права подавать, а принимающая сторона становится подающей.
Подача во время игры.
В любой игре право подавать подачу должно переходить последовательно:
1) от начального подающего, который начал игру с правой стороны корта;
2) к партнеру, начально принимающему (также производится подача из левой части корта);
3) к игроку стороны, начинавшей подавать, стоящему на корте соответственно счёту этой
стороны;
4) к игроку стороны, начинавшей принимать, стоящему на корте соответственно счёту этой
стороны; и т. д.
Во время игры никакой игрок не должен подавать вне очереди, принимать вне очереди или принимать две последовательные подачи водной и той же игре. Любой игрок стороны, выигравшей игру, может подавать в начале следующей игры, и любой игрок проигравшей стороны может принимать.
Ошибки при подаче.
Ошибка при подаче, когда игрок:
1) подавал или принимал вне очереди;
2) принимал или подавал с неправильной стороны корта.
Если была допущена ошибка при подаче, она должна быть исправлена, и игра должна
продолжаться, не меняя нового положения игроков для подачи на корте.
Перерывы в игре.
Во время игры, когда одна из сторон достигает 11 очков, оба игрока получают право на 60 секундный перерыв.
Обе стороны получают 2-минутный перерыв между первым и вторым геймами, и еще один 2 минутный перерыв между вторым и третьим геймами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...
Мониторинг освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»
Ежегодно администрацией МАУ ДО «Хоринская СОШ» проводится мониторинг качества реализации дополнительное общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»....