Работа с одаренными детьми
статья

Гонтарь(Шадт)Алла Викторовна

Статья на тему: "Работа с одаренными детьми: создание условий эффективного обеспечения образовательной деятельности в ДШИ И ДМШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с одаренными детьми 197.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одарёнными детьми:

создание условий эффективного обеспечения образовательной деятельности в ДШИ и ДМШ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДШИ, КАК ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Шадт Алла Викторовна,

преподаватель художественного отделения

МБУДО «Районная школа искусств».

2018год

Национальная доктрина образования в Российской Федерации подчеркивает важнейшую роль учреждений дополнительного образования, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Художественное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано при этом сочетает в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районная школа искусств», реализуя дополнительные образовательные программы, решает следующие задачи:

  • создание условий для успешной реализации индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося за счет расширения спектра образовательных услуг, ведения предметов по выбору;
  • создание условий для оптимального развития и творческой самореализации детей;
  • создание условий для духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
  • приобщение к духовной культуре через практическую, творческую деятельность;
  • организации культурно-просветительской деятельности для жителей п. Андра и п. Октябрьское Октябрьского района;
  • выявление одаренных детей, создание условий для самоопределения, всестороннего развития, самореализации личности и осуществление ранней профессиональной ориентации.

Данный доклад посвящен вопросу организации культурно-просветительской деятельности в сотрудничестве преподавателей МБУДО «Районная школа искусств» и организаций п. Андра, и п. Октябрьское, в их концертной, выставочной деятельности. В данной форме сотрудничества, происходит выявление способных к художественному творчеству детей и дальнейшее развитие их таланта на основе культурно-просветительской работы с учетом ФГТ. Данный вид деятельности показывает результативность этого направления не только в учебно-образовательном процессе, но и во внеурочной работе, в ранней профессиональной ориентации.

Анализ нашей работы показал, что под «культурно - просветительской деятельностью» понимается педагогически организованная работа, направленная на воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит формирование творческих способностей. Это достижение некоторой гармонии, дающей социальную устойчивость и продуктивную вовлеченность в общественную жизнь. Сформированные у обучающихся компетенции в музыкальном и художественном творчестве, включают в себя элементы той культурно-образовательной среды, которая окружает обучающихся постоянно. Результатом освоения образовательных программ обучающимися являются не только знания и умения в определенной области, но и их ценностные и смысловые составляющие, творческий подход к их пониманию и применению на практике. Важнейшая роль культурно-просветительской работы и необходимость её организации и проведения отмечена в ФГТ.

Работа МБУДО «Районная школа искусств» направлена на взаимодействие с различными организациями в п. Андра и п.Октябрьское и подкреплена договорами о сотрудничестве (общеобразовательные школы, библиотека, дошкольные образовательные учреждения, КДЦ, музейно – выставочный центр др.) Творческая и культурно-просветительская деятельность ДШИ направлена не только на выявление и развитие творческих способностей обучающихся, но и пропаганду и распространение среди населения лучших достижений музыкального и художественного искусства. В данном случае происходит приобщение к нравственно-духовным ценностям, возвращение и обращение к истокам русского народного творчества, воспитание на их ценностях на основе аксиологического подхода.

Наша организация создает комфортную культурно-образовательную среду, которая обеспечивает следующие возможности:

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий: конкурсов (районные конкурсы «На крыльях музыки», «Музыкальный натюрморт», общешкольные конкурсы «Ступеньки к совершенству», «Елочная игрушка, сделанная своими руками»),  мастер-классы («Ангел» в различных техниках, «Рождественские колядки»),  концертов (концертные программы для детского сада, концерт для дома престарелых), творческих вечеров с элементами театрализованных представлений на базе школы искусств и воскресной школы Прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы п. Октябрьское («Новогодняя сказка», «Маланья» и др.);

В основе реализации программы культурно-просветительской деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Организация культурно-просветительской деятельности направлена на выявление и развитие одарённых детей в области художественного искусства осуществляется путём проведения выставок рисунков (на базе КДЦ «Лидер», Андринской поликлиники, создание тематических инсталляций на базе учреждения «Вещи войны», «С днем рождения, Югра», «Куклы своими руками», «Времена года» и тд). Таким образом, обучающиеся нашей ДШИ не только приобретают свои компетенции в исполнительской и выставочной деятельности, но и активно представляют их в культурно - просветительских мероприятиях в социальном пространстве. Обучающиеся прекрасно понимают, что их творческие способности нужны зрителям, и поэтому стремятся участвовать во всех творческих общешкольных мероприятиях и мероприятиях поселках нашего района.

Меняются эпохи. Под воздействием разных геополитических событий меняются страны. Одни народы приходят на смену другим или же они приспосабливаются к жизни в новой среде друг с другом. Такие же изменения претерпевает искусство, отражая влияние той или иной культуры.

В настоящее время значительно возрос интерес к историческому прошлому народов. В связи с этим и учреждения образования стремятся создать условия для приобщения детей и юношества к национальной, межнациональной  культуре в целом, и к духовной культуре в частности. Наша школа ведет активное сотрудничество с православными приходами п.Андра и п. Октябрьское, настоятели которых проводят беседы с учениками и участвуют в концертных программах. Новой формой такой совместной работы являются мастер – классы, приуроченные к всероссийской акции «Крылья Ангела» и последующее за ними общешкольные концертные программы, выставки рисунков и поделок ко дню матери «Любимой маме посвящается». Интересным по своему духовному содержанию является праздник 24 мая «День славянской письменности и культуры». Совместно с духовенством Прихода храма Благовещения Пресвятой Богородицы п. Октябрьское проводится познавательная беседа с увлекательными заданиями для учащихся. Такая легкая форма общения детей и взрослых несет заряд добра, просвещения, а для многих формирование будущих убеждений.

Для большего вовлечения учащихся в общешкольную жизнь, мы предлагаем детям новые формы познавательного восприятия: мастер – классы и тематические квесты. Их организуем совместно с общеобразовательной школой, культурно – выставочным центром п.Октябрьское.

А для знакомства с жизнью коренных народов ханты, ученики нашей школы принимали участие в окружной выставке «Северные Арт - диалоги» г. Белоярский. Проводя такую совместную работу с соседними районами, знакомя детей с творчеством их ровесников из окружных школ искусств, выставляя свои работы на выставках, ученики и преподаватели занимаются активной культурно - просветительской деятельностью.

Мне очень хочется верить, что тот опыт, который ребенок получает в процессе обучения поможет ему увидеть мир во всем его объеме и великолепии, жить ярко и творить красиво…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...