Программа "Юный шахматист"
рабочая программа

Уварина Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный шахматист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_shahmatist_4.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СЕВАСТОПОЛЕЦ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Направленность программы: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ

Уровень программы: ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Возраст обучающихся: 7 – 18 лет

Срок реализации программы: 4,5 мес.

Количество часов в год: 20 ч.

Общее количество часов: 20ч.

Разработчик программы:

Купцова Марина Юрьевна

Педагог дополнительного образования

Уварина Татьяна Владимировна

Методист

МОСКВА

2024


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный шахматист» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень программы

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы

Актуальность программы «Юный шахматист» заключается в том, что шахматы – это не только игра, доставляющая обучающимся много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Роль шахмат неоценима в формировании внутреннего плана действий. Обучение игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день, а раннее обучение игре в шахматы позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности обучающегося, повышение продуктивности его мышления.

Педагогическая целесообразность

Процесс обучения азам шахматной игры развивает у обучающихся способность ориентирования на плоскости, аналитико-синтетическую деятельность, мышление, суждение, умозаключение, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. Методическое сопровождение включает в себя интересный шахматный материал и направлен на активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся, способности действовать в уме, учет их индивидуальных и коллективных творческих способностей.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление обучающегося, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Обучающийся этой игре, становится более собранным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение принципам шахматной игры, воспитание у обучающихся интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

Обучающие:

  • формировать устойчивый интерес обучающихся к игре в шахматы;
  • способствовать освоению обучающимися основных шахматных понятий;
  • познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
  • содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи);
  • способствовать активизации мыслительной деятельности;
  • развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству.

Воспитательные:

  • воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
  • привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом;
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность.

Отличительные особенности программы

Воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. В ходе обучения так же предусмотрено использование новых развивающих технологий и разработка нового обучающего материала, необходимого для поддержания интереса обучающегося при изучении шахмат и более глубокого понимания предмета.

Категория обучающихся по программе

Возраст обучающихся по данной программе: 7 – 18 лет.

Количество обучающихся в группе: 16 человек.

Срок реализации программы

Общая продолжительность образовательного процесса – 4,5 мес.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 20 часов.

Количество учебных часов в год: 20 часов.

Формы и режим занятий

Форма обучения – групповая.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу;

Структура занятия

Виды деятельности педагога

и обучающихся

Возраст обучающихся

7-8 лет

8-18 лет

Встреча детей и подготовка их к занятиям

5 мин.

5 мин.

Учебное занятие

15 мин.

45 мин.

Релакс-пауза

10 мин.

Учебное занятие

15 мин.

Смена обуви и проветривание помещения

10 мин.

5 мин.

Проводы детей, беседа с родителями

5 мин.

5 мин.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы

Предметные результаты

По освоению программы, обучающиеся будут

знать:

  • историю появления шахматной игры, основных шахматных деятелей и шахматные термины;
  • все правила шахматной игры и главные принципы ведения партии;
  • как играть в турнирах.

уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности;
  • ставить мат, решать шахматные задачи различной сложности;
  • вести шахматную партию с соперником соблюдая правила шахматного этикета.

Личностные результаты

Будут воспитаны:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Будут развиты:

  • мотивация к творческому труду, работе на результат;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • основные навыки сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно и с помощью педагога выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.


2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы контроля

Реализация программы «Юный шахматист» предусматривает входную диагностику, текущий, промежуточный контроль и итоговую аттестацию обучающихся.

Входная диагностика проводится с целью выявления уровня подготовки учащихся. Текущий контроль – с целью отслеживания усвоения обучающимися тем и разделов программы. Итоговый контроль – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом. 

Входная диагностика осуществляется в форме собеседования.

Текущий контроль включает следующие формы: наблюдение, опрос, решение задач, игра с педагогом.

Итоговый контроль проводится в форме сеанса одновременной игры с педагогом и турнира.

Средства контроля

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих параметров:

  • критерий 1 – ответы на вопросы
  • критерий 2 – решение шахматных задач
  • критерий 3 – игра с педагогом
  • критерий 4 – турнир  

Вышеперечисленные критерии представлены в таблице Протокола №1 аттестации обучающихся.

Оценка результатов проводится по трем уровням усвоения материала: низкий, средний, высокий

Механизм оценивания результатов реализации программы

Оцениваемые показатели/критерии

Уровень оценки

низкий

средний

высокий

Ответы на вопросы

Обучающийся дал менее половины правильных ответов на вопросы о теории шахмат

Обучающийся дал половину правильных ответов на вопросы о теории шахмат

Обучающийся дал более половины правильных ответов на вопросы о теории шахмат

Решение шахматных задач

Обучающийся правильно решил меньше половины шахматных задач

Обучающийся правильно решил половину шахматных задач

Обучающийся правильно решил больше половины шахматных задач

Игра с педагогом

оценка позиции, план и ходы осуществляются с наводящими вопросами

правильно оценена позиция, определен план, но выбраны не эффективные ходы фигурами

правильно оценена позиция, определен план, выбраны эффективные ходы фигурами

Турнир

результат участия в турнире – занятие последних мест в турнирной таблице

результат участия в турнире – занятие места в средине турнирной таблицы

результат участия в турнире - занятие призового места

В промежуточной и итоговой аттестации используется трёхуровневая система оценки результатов каждого обучающегося:

        3 балла – низкий уровень

        4 балла – средний уровень

        5 баллов – высокий уровень

Формы проверки результативности программы

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

  • контрольная работа в виде задач,
  • турнир внутри группы.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов

и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Введение. Путешествие в шахматную историю

1

0,5

0,5

Собеседование

2.

Шахматное пространство

12

6

6

Наблюдение, опрос, решение задач, игра с педагогом

2.1.

Шахматное боевое поле

1

0,5

0,5

2.2.

Армии фигур

1

0,5

0,5

2.3.

Чудесные фигуры: ладья

1

0,5

0,5

2.4.

Чудесные фигуры: слон

1

0,5

0,5

2.5.

Чудесные фигуры: Ферзь

1

0,5

0,5

2.6.

Чудесные фигуры: Конь

1

0,5

0,5

2.7.

Чудесные фигуры: Пешка

1

0,5

0,5

2.8.

Чудесные фигуры: Король

1

0,5

0,5

2.9.

Нападение на короля (шах) и способы защиты короля

1

0,5

0,5

2.10.

Король в плену (мат)

1

0,5

0,5

2.11.

Пат. Ничья

1

0,5

0,5

2.12.

Ценность шахматных фигур

1

0,5

0,5

Игра с педагогом

3.

Охота на короля

6

3

3

Наблюдение, опрос, решение задач, игра с педагогом

3.1.

Техника матования одинокого короля

1

0,5

0,5

3.2.

Линейный мат

1

0,5

0,5

3.3.

Мат королем и ферзем

1

0,5

0,5

3.4.

Мат королем и ладьей

1

0,5

0,5

3.5.

Решение задач на мат в 1 ход

2

1

1

4.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Турнир

                Итого:

20

10

10

Содержание учебного (тематического) плана

  1. Введение. Путешествие в шахматную историю.

Теория: Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности. Истоки шахматной игры. Первые чемпионы мира и великие игроки XX и XXI веков. Шахматы в кино, в литературе, в изобразительном искусстве.

Практика: Знакомство с шахматной доской и фигурами.

  1. Шахматное пространство

2.1. Шахматное боевое поле

Теория: Черные и белые поля. Вертикали, горизонтали и диагонали. Центр поля.  

Практика: Решение задач.

2.2. Армии фигур

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.3. Чудесные фигуры: ладья

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.4. Чудесные фигуры: слон

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.5. Чудесные фигуры: Ферзь

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.6. Чудесные фигуры: Конь

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.7. Чудесные фигуры: Пешка

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.8. Чудесные фигуры: Король

Теория: Способы движения по шахматной доске, правила нападения и взятия вражеских фигур.

Практика: Решение задач.

2.9. Нападение на короля (шах) и способы защиты короля

Теория: Нападение на короля слоном, ладьёй, конем, ферзём, пешкой. Три способа защиты от шаха.

Практика: Решение задач.

2.10. Король в плену (мат)

Теория: Ограничение возможных ходов короля слоном, конём, ладьёй, ферзём, пешкой.

Практика: Решение задач.

2.11. Пат. Ничья

Теория: Признаки пата. Случаи ничьи.

Практика: Решение задач.

2.12. Ценность шахматных фигур

Теория: Сила слона, коня, ладьи, ферзя, пешки, короля.

Практика: Решение задач.

  1. Охота на короля

3.1. Техника матования одинокого короля

Теория: Способы доведения позиции до мата.

Практика: Решение задач.

3.2. Линейный мат

Теория: Линейно-атакующие фигуры.

Практика: Решение задач.

3.3. Мат королем и ферзем

Теория: Техника постановки мата, когда на доске остались ферзь и король против вражеского короля.

Практика: Решение задач.

3.4. Мат королем и ладьей

Теория: Техника постановки мата, когда на доске остались ладья и король против вражеского короля.

Практика: Решение задач.

3.5. Решение задач на мат в 1 ход

Теория: Основные принципы нахождения мата в 1 один ход в позиции.

Практика: Решение задач.

4. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов. Итоговая аттестация.

Практика. Турнир.


4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы

Реализация программы «Юный шахматист» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: очные групповые занятия.

При реализации программы используются следующие методы и приемы обучения:

1) по способу организации занятий – словесные, наглядные, практические, игровые;

2) по уровню деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, метод проблемного обучения.

Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами:

1. Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы – развиваем интеллект: Учебное пособие. – Ульяновск, УлГТУ, 2007. – 142 с.

2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 87 с.

3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 80 с.

4. Костьев А.Н. Уроки шахмат: методический материал для работы с детьми. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 208 с.

Методы и приемы воспитания:

1. Метод формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, пример); 

2. Метод организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); 

3. Методы стимулирования (турнир, поощрение).

Материально-технические условия реализации программы

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 для организации учебного процесса площадь помещения должна составлять не менее 3,5м2 на одного обучающегося, помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Требования к мебели: столы, стулья.

Требования к оборудованию учебного процесса: компьютер для учителя, проектор, доска для письма мелом (фломастером), мелки (фломастеры) для доски, принтер.

Средства обучения и воспитания:

1. Шахматы;

2. Шахматные часы;

3. Компьютерные шахматные программы.

Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося):

№ п/п

Наименование расходного материала

Количество

Ручка

2 шт.

Карандаш

2 шт.

Бумага А4

100 л.

Грамота

1 шт.

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629).

3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

6. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» (с учетом изменений, внесенных Приказом Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, Приказом Департамента образования города Москвы от 8 сентября 2015 г. №2074, Приказом Департамента образования города Москвы от 30 августа 2016 г. №1035, Приказом Департамента образования города Москвы от 31 января 2017 г. №30, Приказом Департамента образования города Москвы от 21 декабря 2018 г. №482).

7. Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий (вместе с «Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»).

8. Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

9.        Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец».

10.        Положение  о дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец» (утверждено Приказом ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец» от №124 от 01.06.2023 г.).

11.        Положение о периодичности аттестации обучающихся в Государственном бюджетном образовательном учреждения дополнительного образования города Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Севастополец» (утверждено Приказом ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец» от 30 августа 2016 г.)

Литература

для педагога

1. А.А. Алехин На пути к высшим шахматным достижениям, М. 1991 г., 445 стр.

2. А. Панченко. Теория и практика Миттельшпиля - М. 2004., 256 стр.

3. Ю. Авербах. Шахматная академия - Издательство: Феникс 2002 г.

4. Ю. Авербах Что надо знать об Эндшпиле. - Издательство Физкультура и спорт. 1960 г.

5. А. Костенюк, Н. Костенюк Как научить шахматам. Школьный шахматный учебник. М. 2008 г.

для обучающихся

1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – 352с.

2. Карпов А. Учись шахматам. – Издательство «Эгмон Россия Лтд.», 1997.- 120с.

3. Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы взрослых и детей. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2013. – 128с.: ил.

4. Левенвиш Г. Книга начинающего шахматиста. – М.: Альпина Паблишер, 2017.

5. Трофимова А. С. Секреты мастерства юных шахматистов. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Интернет-ресурсы

  1. Lichess.org  

Кадровое обеспечение программы

Программа «Юный шахматист» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПРОТОКОЛ №1

результатов промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся Объединения _________________________________20__/20__ учебный год

ФИО педагога _________________________________________________

Название программы ___________________

Уровень программы______________________

№ группы_____ Год обучения ________

Дата проведения____/_________/20__г.

Форма проведения_________________________________________________

                       (соревнование, выставка, открытое занятие, зачет, контрольное занятие и др.)

Соотношение баллы/ уровни высокий____ средний _____ низкий______

Фамилия, имя

обучающегося

Критерии оценки

Итоговый балл

Уровень

Ответы на вопросы

Решение шахматных задач

Игра с педагогом

Турнир

1.

2.

3.

4.

Члены аттестационной комиссии:

ФИО __________________________________/___________/

                                                                        подпись

Всего диагностировано__________ обучающихся. Из них

  • высокий уровень имеют_______ чел.,
  • средний________чел.,
  • низкий________чел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный шахматист"

  Данная программа составлена на основе программ: 1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий»  (авт. Ю. С. Разуваев,  И. Г. Сухин, С. П...

Доклад на тему: Великие шахматисты прошлого и настоящего. Вильгельм Стейниц".

Доклад посвящен анализу творчества Вильгельма Стейница, первого чемпиона мира по шахматам, его идеи и подход к шахматам как науке актуален и  в наши дни.  Различные векторы  разви...

Проблемы психологической и физической подготовки шахматиста.

Проблемы психологической и физической подготовки шахматистов, особенно юных шахматистов. волнуют не только тренеров. но и родителей. Надеюсь, этот материал прояснит некоторые важные аспекты успешной...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"

Кружок « Юный шахматист» организуется при  школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...

Программа кружка «Юный шахматист»

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме несовершеннолетние знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, э...