Развитие функциональной грамотности у обучающихся на занятиях современными уличными танцами
методическая разработка (6 класс)

Функциональная грамотность- это умение действовать в не стандартных жизненных ситуациях.
Когда ребенок закрывает дверь предметного кабинета и входит в жизнь. А.А. Леонтьев
Слова Виноградовой Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, … Ребенок … должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, …; способностью строить социальные отношения …; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharova_o.v._statya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности у обучающихся на

занятиях современными уличными танцами

Педагог дополнительного образования бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский»

Жарова Ольга Валерьевна

Функциональная грамотность – это

умение действовать в нестандартных

жизненных ситуациях. Когда ребенок

закрывает дверь предметного кабинета

и входит в жизнь»

А.А. Леонтьев.

В настоящее время большинство детей проводят свободное время за компьютером и лишь около пяти процентов детей пропадают на улице. Современные врачи бьют тревогу: по итогам многочисленных исследований у детей, сидящих дома за компьютером, был выявлен ряд заболеваний связанных с малоактивным образом жизни. Большинство подростков достаточно поздно осознают важность танцев для самовыражения они идут в гости, к своим друзьям или выходят на улицы, где объединяются в тематические группы, чтобы делится полезной и интересной информацией и опытом и быть всегда в курсе последних событий. Именно так и зародились уличные танцы, где все равны и каждый при этом индивидуален. Подростковое время - это время «проб и ошибок», время для поиска «себя», время для самореализации, экспериментов с внешностью и отношениями. Именно поэтому танцы становятся некоторого рода универсальной возможностью воплощения в жизнь всех желаний и интересов. Уличные танцы зарождались, как единственный доступный способ выплеснуть эмоции (в том числе и негативные), выразить свое отношение к миру и показать свою принадлежность к тем улицам, из которых вышли танцоры. Главный секрет популярности - доступность в любом месте и в любое время. Уличные танцы исполняются на любой открытой площадке, в метро, во дворах, в манежах, гаражах, на спортивных площадках. Для них не нужно специальное оборудование, только собственное умение и определенное отношение к жизни.

Уличные танцы - это одновременно и спорт, и искусство. Танцы повышают общий тонус и укрепляют все системы в организме человека. Помогают развить отличную координацию движений, а также делают походку летящей, а осанку прямой. Также такие занятия очень быстро развивают дыхательную систему, которая в свою очередь играет главную роль в защите организма от простудных заболеваний. А еще танцы отлично помогают снять нервное напряжение, что в свою очередь положительно влияет на общий эмоциональный фон человека - он становится более стрессоустойчивым. Кроме того, современные уличные танцы помогают поддерживать отличную форму, гарантируя танцору стройную и подтянутую фигуру. В настоящее время значительно вырос интерес у подростков к занятиям современными уличным танцами и возникла потребность обучать им в учреждениях дополнительного образования.

В педагогической практике обучения современным уличным танцам используются современные методы и форматы обучения, направленные на развитие метапредметных навыков и функциональной грамотности, что соответствует требованиям к результатам образования, отраженным в Концепции развития дополнительного образования.

Я работаю в коллективе «Современные танцы для девочек» 2 года. Для формирования функциональной грамотности у детей, занимающихся современной хореографией, подбираю такие методы, приемы, которые создают условия для коммуникации, развивают воображение, дают потребность в поиске информации и развивают познавательную активность, побуждают к поиску интересных, более оригинальных ответов, к применению своих знаний и умений на практике для решения поставленных задач и проблем. В процесс обучения современной хореографии использую технологии, которые способствуют мыслительной деятельности обучающихся, связанных со стимулированием авторской инициативы детей. Для этого погружаю обучающихся в такие профессиональные практики, как хореограф-постановщик или балетмейстер, посредством образовательных задач. Обучающиеся решают образовательную задачу в форматах команднообразования, условиях коммуникации и продуктивного взаимодействия между собой, с экспертами, педагогом и т.д.

В своей работе опираюсь на развитие:

1. Интереса:

- желание узнать что-то больше о заданной теме;

- постановка собственных вопросов и поиск ответов на них. Поиск новой информации в различных источниках (литература, журналы, интернет-ресурс).

2. Потребности предлагать и продвигать собственные идеи:

- оригинальность и новизна идей;

- способность генерировать несколько идей и продвигать их.

3. Развитие предложенных идей:

- рассматривать идеи с разных позиций. Умение видеть сильные и слабые стороны для улучшения идеи или развития новой, более интересной и лучшей в данной ситуации;

- мобильно перестраивать деятельность в условиях изменения ситуации с появлением новой информации.

Одним из интересных и эффективных способов формирования функциональной грамотности в моей работе является такой формат, как совместный творческий проект.

Это отличная платформа для развития сразу нескольких видов функциональной грамотности:

- креативное мышление (тема, название, построение сценария, создание костюмов, реквизита и декораций)

- читательская грамотность (необходимость в поиске нужного текса, информации), компьютерная (поиск необходимых сайтов музыкальных, творческих, общение между собой, создание творческих групп в социальных сетях)

- глобальные компетенции (решение организационных задач, распределение обязанностей, ответственность за выполнение поставленных задач и целей)

В процессе создания творческого проекта дети решали нестандартные задачи, возникали идеи, которые генерировались, как лично ребёнком (участником проекта), так и группой.

Творческие проекты, созданные совместно с детьми всегда интересны и необычны. Пример таких проектов – отчетный концерт «Вместе», «День молодежи», «Лето, ах лето», «Новогодний бум». Обучающиеся принимали участие в планировании предстоящих событий на всех этапах, начиная от постановки цели и заканчивая выбором названия концерта и проектов, написанием сценария. Дети продумывали самые мельчайшие детали будущих проектов: ход концерта, выступлений, переходы от номера к номеру, костюмы, съемки, запись в студии голосового сопровождения и т.д. Но не только организационные моменты стали интересной работой, но и самостоятельная постановка нескольких танцевальных номеров, которые будут представлены на отчетном концерте коллектива, а также были представлены в конкурсных мероприятиях, где получили высокую оценку жюри и зрителей. Для постановки хореографических номеров детям необходимо было подбирать музыкальный материал, продумывать идею номера, костюмы, продумывать танцевальные композиции, находить информацию из различных источников (интернет, журналы, ТV и т п.) Это стало стимулом для повышения интереса у обучающихся для дальнейшего совершенствования своих знаний, умений для постановки целей и способов ее достижения.

Каждое мое занятие подразумевает формирование различных видов функциональной грамотности. Для этого использую конкретные задания для решения поставленных задач, такие как создание нового из полученных ранее знаний (новых идей и решений на основе полученных ранее знаний и умений) (сочинить танцевальную комбинацию, придумать оригинальную поддержку и т.д.), найти и предложить музыкальный материал для использования его занятии, постановка концертного или танцевального номера и т.д.

Важно и необходимо давать как можно больше нестандартных задач во время занятий, а также в воспитательной работе, учитывая возраст и интересы детей. Чем больше будет таких задач, эффективнее будет проходить процесс формирования функциональной грамотности и тем успешнее будет человек в будущем.

Формирование функциональной грамотности – это непростой, но интересный процесс, который требует использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность. Обучающиеся в процессе обучения современной хореографии получают не только знания, умения, навык и опыт танцевальной деятельности. Практика способствует развитию гибкости мышления, сообразительности, творческого и креативного мышления и формированию универсальных навыков: поиска, анализа и интерпретации информации.

Каждому учащемуся моего хореографического коллектива я, прежде всего, доношу следующее правило: Педагог - ваш проводник. Он укажет, как добраться до цели, поведет за собой, подстрахует. Но помните, что идти придётся на своих ногах - на себе он вас не донесёт. Таким образом, одной из важных задач творческой деятельности педагога современной хореографии является формирование функциональной грамотной личности. Уместно вспомнить слова Виноградовой Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, … Ребенок … должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, …; способностью строить социальные отношения …; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы

Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...

Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Компьютерная графика" для развития функциональной грамотности у обучающихся

Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Компьютерная графика" для развития функциональной грамотности у обучающихся...

Формирование и развитие функциональной грамотности как цель и результат современного образования.

Презентация по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности как цель и результат современного образования"....

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...