Программа внеурочной деятельности 10-11 классы
рабочая программа (10, 11 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности в 10-11 классах «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_10-11_klassy.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности в 10-11 классах «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности.
Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Содержание программы позволит обучающимся в содружестве с учителем познавать возможности собственного организма, закономерности развития организма, особенности морфологии и физиологии человека, что в свою очередь способствует развитию физического воспитания.
При изучении данной темы возможно использовать такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как кружки, секции, конференции, исследовательская работа, факультативы.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Программа рассчитана на один учебный год, по 1 учебному занятию (по 40 минут) в неделю, всего 34 часа. Режим проведения: 1 неделя — 1 час (отдельно 9 класс, отдельно 10 класс).
Форма обучения очная ( Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). В состав группы будут входить обучающиеся одного возраста, группы постоянного состава.
Формы организации деятельности: беседа, лекция, объяснение, доклады обучающихся, видео-уроки.
Методы исследования: изучение специальной литературы, создание презентаций, подготовка докладов.
Средства обучения: электронные учебные пособия; теоретические материалы в электронном и печатном формате; презентации уроков; видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате.
Цель: формирование знаний о нормах поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
- обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- формирование физической культуры личности;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков;
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Планируемые результаты
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.
Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.
Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, доска, Печатные и электронные издания методичек, таблицы.
Формы аттестации
Итоговая оценка по данному элективному курсу ставится по системе «зачет» - «незачет». «Зачет ставится, если ученик посетил 2/3 рабочего времени.
Учено-тематический план
Раздел | Количество часов |
Раздел 1. Здоровье, здоровый образ жизни | 6 |
Раздел 2. Обучение самопознанию | 4 |
Раздел 3. Межличностное общение | 6 |
Раздел 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | 8 |
Раздел 5. Профилактика ПАВ — зависимостей | 6 |
Раздел 6. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание | 4 |
Общее количество часов | 34 |
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье. Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стадии), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Роль курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание курса
Раздел 1. Здоровье, здоровый образ жизни
Содержание:
- Значение хорошего здоровья для общества
- Кухни народов мира. Истории и традиции. Продукты питания в разных культурах
- Роль традиций национальной кухни в развитии национальной культуры народов Питание народа, его кухня - важнейшая часть человеческого быта и национальной культуры. Искусство приготовления пищи - как древнейшая область человеческой деятельности. Формирование гастрономических привычек, пристрастий и характерных особенностей национальной кухни народов. Основные факторы, формирующие основу национальной кухни
- Режим физического и умственного труда и отдыха - важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого самовоспитания
Раздел 2. Обучение самопознанию
Содержание:
- Индивидуальные особенности строения и развития человека
- Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя. Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей.
- Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, и др.)
- Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей
Раздел 3. Межличностное общение
Содержание:
- Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой
- Что такое общение. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения
- Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми
- Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола
Раздел 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
Содержание:
- Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения
- Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице
- Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде
- Экология и экологическая безопасность Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России
Раздел 5. Профилактика ПАВ — зависимостей
Содержание:
- История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ
- Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма
- Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье.
- Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека
Раздел 6. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание
Содержание:
- О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека
- Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье
- Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей
Календарное-тематическое планирование
№ | Тема занятия |
Раздел 1. Здоровье, здоровый образ жизни | |
1 | Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни» |
2 | Продукты питания в разных культурах |
3 | Традиции национальной кухни |
4 | Двигательный режим. Биологические ритмы организма |
5 | Утомление и переутомление |
6 | Условия труда и отдыха |
Раздел 2. Обучение самопознанию | |
7 | Знание своего тела |
8 | Осознание и признание себя |
9 | Самопознание через ощущение, чувство, образ |
10 | Самоуважение и самооценка |
Раздел 3. Межличностное общение | |
11 | Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей |
12 | Базовые компоненты общения |
13 | Виды и формы общения |
14 | Виды и формы общения |
15 | Отношения между мальчиками и девочками |
16 | Отношения между мальчиками и девочками |
Раздел 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | |
17 | Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев |
18 | Безопасное поведение на дорогах |
19 | Факторы, приводящие к травматизму |
20 | Способы оказания доврачебной помощи |
21 | Безопасное поведение в транспорте |
22 | Экстремальные ситуации криминального характера |
23 | Экстремальные ситуации криминального характера |
24 | Поведение в природной среде |
Раздел 5. Профилактика ПАВ — зависимостей | |
25 | Почему люди употребляют ПАВ |
26 | Аспекты курения |
27 | Последствия курения |
28 | Влияние курения на потомство |
29 | Злоупотребление алкоголем |
30 | Привычка сохранять здоровье |
Раздел 6. | |
31 | Близкие отношения и связанные с ними риски. |
32 | Семья, брак, функции семьи |
33 | Семья, ее структура |
34 | Семейные стили воспитания |
Список литературы
- Образовательной программа "Культура здоровья" О.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова. Ульяновск. УлГУ. 2012 г.
- Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
- Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
- 3.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно-методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. стереотипич. - М.: Центр «Планетариум», 2000. - 96 с.
- Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Наглядно-методическое пособие / В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004 . - 76 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
- Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
- Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.
- В 8. Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"
С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Основы речевой деятельности"
Программа внеурочной деятельности...