Программа внеурочной деятельности 10-11 классы
рабочая программа (10, 11 класс)

Нацаренус Алёна Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности в 10-11 классах «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_10-11_klassy.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности в 10-11 классах «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности.    

Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Содержание программы позволит обучающимся в содружестве с учителем познавать возможности собственного организма, закономерности развития организма, особенности морфологии и физиологии человека, что в свою очередь способствует развитию физического воспитания.

При изучении данной темы возможно использовать такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как  кружки, секции, конференции, исследовательская работа, факультативы.

Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Программа рассчитана на один учебный год, по 1 учебному занятию (по 40 минут) в неделю, всего 34 часа. Режим проведения: 1 неделя — 1 час (отдельно 9 класс, отдельно 10 класс).

Форма обучения очная ( Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). В состав группы будут входить обучающиеся одного возраста, группы постоянного состава.

Формы организации деятельности: беседа, лекция, объяснение, доклады обучающихся, видео-уроки.

Методы исследования: изучение специальной литературы, создание презентаций, подготовка докладов.

Средства обучения: электронные учебные пособия; теоретические материалы в электронном и печатном формате; презентации уроков; видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате.

Цель: формирование знаний о нормах поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Задачи:

 Образовательные:

  • формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
  • обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
  • обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
  • обучение здоровому питанию;
  • формирование физической культуры личности;
  • привитие детям элементарных гигиенических навыков;

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Планируемые результаты

Личностные:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Предметные:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
  • расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Принципы реализации программы:

Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).

Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.

Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.

Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, доска, Печатные и электронные издания методичек, таблицы.

Формы аттестации

Итоговая оценка по данному элективному курсу ставится по системе «зачет» - «незачет». «Зачет ставится, если ученик посетил 2/3 рабочего времени.

Учено-тематический план

Раздел

Количество часов

Раздел 1. Здоровье, здоровый образ жизни

6

Раздел 2. Обучение самопознанию 

4

Раздел 3. Межличностное общение 

6

Раздел 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

8

Раздел 5. Профилактика ПАВ — зависимостей 

6

Раздел 6. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание

4

Общее количество часов

34

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье. Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.

К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стадии), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.

Роль курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание курса

Раздел 1. Здоровье, здоровый образ жизни

Содержание:

  • Значение хорошего здоровья для общества
  • Кухни народов мира. Истории и традиции. Продукты питания в разных культурах
  • Роль традиций национальной кухни в развитии национальной культуры народов Питание народа, его кухня - важнейшая часть человеческого быта и национальной культуры. Искусство приготовления пищи - как древнейшая область человеческой деятельности. Формирование гастрономических привычек, пристрастий и характерных особенностей национальной кухни народов. Основные факторы, формирующие основу национальной кухни
  • Режим физического и умственного труда и отдыха - важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого самовоспитания

Раздел 2. Обучение самопознанию 

Содержание:

  • Индивидуальные особенности строения и развития человека
  • Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя. Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей.
  •  Взаимосвязь физического и психологического здоровья.  Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, и др.)
  • Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей

Раздел 3. Межличностное общение  

Содержание:

  • Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой
  • Что такое общение. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения
  • Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми
  • Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола

Раздел 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

Содержание:

  • Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Ответственность за нарушения правил дорожного движения
  • Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице 
  • Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде
  • Экология и экологическая безопасность Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России

Раздел 5. Профилактика ПАВ — зависимостей  

Содержание:

  • История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ
  • Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма
  • Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье.
  • Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека

Раздел 6.   Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание

Содержание:

  • О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека
  • Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье
  • Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей

Календарное-тематическое планирование

№  

Тема занятия

Раздел  1. Здоровье, здоровый образ жизни

1

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни»

2

Продукты питания в разных культурах

3

Традиции национальной кухни

4

Двигательный режим. Биологические ритмы организма

5

Утомление и переутомление

6

Условия труда и отдыха

Раздел 2. Обучение самопознанию 

7

Знание своего тела

8

Осознание и признание себя

9

Самопознание через ощущение, чувство, образ

10

Самоуважение и самооценка

Раздел 3. Межличностное общение 

11

Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей

12

Базовые компоненты общения

13

Виды и формы общения

14

Виды и формы общения

15

Отношения между мальчиками и девочками

16

Отношения между мальчиками и девочками

Раздел 4. Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

17

Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев

18

Безопасное поведение на дорогах

19

Факторы, приводящие к травматизму

20

Способы оказания доврачебной помощи

21

Безопасное поведение в транспорте

22

Экстремальные ситуации криминального характера

23

Экстремальные ситуации криминального характера

24

Поведение в природной среде

Раздел 5. Профилактика ПАВ — зависимостей 

25

Почему люди употребляют ПАВ

26

Аспекты курения

27

Последствия курения

28

Влияние курения на потомство

29

Злоупотребление алкоголем

30

Привычка сохранять здоровье

Раздел 6.  

31

Близкие отношения и связанные с ними риски.

32

Семья, брак, функции семьи

33

Семья, ее структура

34

Семейные стили воспитания

Список литературы

  1. Образовательной программа "Культура здоровья" О.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова. Ульяновск. УлГУ. 2012 г.
  2. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
  3. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
  4. 3.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно-методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. стереотипич. - М.: Центр «Планетариум», 2000. - 96 с.
  5. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Наглядно-методическое пособие / В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004 . - 76 с.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
  7. Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
  8. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.
  9. В 8. Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса

Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...