Рабочая программа кружок «Созвездие »
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство Образования и Науки республики Бурятия
Муниципальное Казенное Учреждение Управления Образования
Джидинского района
МБОУ « Оерская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО директор школы Бадмаев Ю.Р.. приказ №91/1 от «01» 09 2023 г. |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Созвездие »»
Учитель биологии: Машеева Ц.Д.
С.Оер
2023 - 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа « Созвездие» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона РФ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г.;
Учебного плана МБОУ «Оёрская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует содержание тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам кружка.
.
Общая характеристика учебного курса
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы кружка позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Цель: Повышение качества учебно – воспитательного процесса через использование ИКТ, развитие проектной и исследовательской практики учащимися, системного видения мира, экологического сознания, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- значительно расширить кругозор учащихся;
- развивать способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации при изучении учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
- знать различные методы исследования;
- учиться уметь определять цель и формулировать проблему исследования, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
- иметь знания по технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
- знать различные формы организации исследовательской работы, способы оформления итогов собственного исследования и оценивания результатов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий: программа реализуется в форме практических и теоретических занятий. Занятия проводятся 1час в неделю, всего 36 часов в год.
Ожидаемый результат.
Овладение курсом позволит учащимся знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности,
- основные отличия цели и задач, объекта и предмета исследования,
- основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
- давать характеристику объекту исследования,
- разделять проектную деятельность на этапы,
-самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских
проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе
(согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание
своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого
поведения – лидер, подчиненный),
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными
энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Формы проведения итогов: защита проектов на научно – практической конференции .
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема урока | Содержание тем учебного курса | Учебно-методическое обеспечение |
Введение. Структура проекта | Понятие проекта. Основные этапы проектной деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Дневник проекта | Презентация, образец дневника проекта. | |
Структура исследовательской работы. Признаки и описание ситуации. Противоречие. Постановка проблемы | Понятие ситуации. Признаки ситуации. Описание ситуаций. Желаемая и реальная ситуация, их сравнение, выявление противоречий. Постановка проблемы. | Рабочая тетрадь. | |
Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ | Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ. Актуальность темы исследования. | Рабочая тетрадь. | |
Цель. Способы достижения цели | Постановка цели. Способы достижения цели. | Рабочая тетрадь. | |
Задачи проекта. Определение задач | Понятие «задача». Разбивка задачи на шаги. | Рабочая тетрадь. | |
Виды ресурсов. Определение ресурсов. | Понятие «ресурс». Виды ресурсов (информационные, материальные, трудовые). Определение ресурсов для выполнения каждой из поставленных задач. | Рабочая тетрадь. | |
Работа с каталогами | Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Работа с карточками. | Карточки каталога библиотеки. | |
Работа со справочной литературой | Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями. Составление справочника по теме своего проекта. Составление алгоритма работы со справочной литературой. | Словари, справочники, энциклопедии. | |
Работа с интернет-источниками. | Работа с интернет-источниками. Правила оформления электронных ресурсов. | Интернет-источники. | |
Литературный обзор по теме проекта. | Составление плана прочитанного материала. Отражение наиболее существенных мыслей и идей. Сравнение и сопоставление информации с информацией, полученной из других источников. Критическая оценка прочитанного. | Дополнительная литература. | |
Оформление текста проекта и библиографического списка. | Требования к оформлению текста: выбор шрифта, «красная строка», поля. Разработка макета проекта. Разработка структуры проекта. Правила оформления библиографического списка (основной и вспомогательной литературы, интернет-источников). Оформление ссылок в тексте работы. | Списки литературы для оформления | |
Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. | Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. Прогнозирование результата. | Рабочая тетрадь, презентация для анализа. | |
Опросы. Интервью. | Анкетные опросы. Общие требования. Составление опросных листов. Основные принципы правильного проведения интервью. Обработка данных | Образцы опросных листов. Видеофрагмент интервью. | |
Наблюдение. | Понятие «наблюдение». Проведение наблюдений по заданной теме. Экскурсия. Обработка данных. | Маршрут экскурсии. | |
Эксперимент. | Понятие «эксперимент». Приборы и оборудование для проведения экспериментов. Методика проведения экспериментов. План проведения экспериментальной деятельности. Анализ результатов. | Лупа, микроскоп, предметные и покровные стекла, готовые микропрепараты, штангенциркуль и др. | |
Обработка полученных данных. | Составление таблиц, схем, графиков. Выводы. | Таблицы, схемы, графики для анализа | |
Что такое команда. | Преимущества и недостатки индивидуальной и командной работы. | Рабочая тетрадь. | |
Командные роли. | Игра «Строительство моста». Распределение ролей в команде. | Рабочая тетрадь. | |
Конфликтные ситуации. | Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликтных ситуаций. Способы разрешения конфликта. | Тексты для анализа. | |
Групповое взаимодействие. | Способы группового взаимодействия («пирамида», «весы», «звезда»). | Рабочая тетрадь. | |
Работа над индивидуальным проектом. | Индивидуальные консультации. | Дополнительная литература. | |
Анализ проектной деятельности. | Сильные и слабые стороны в работе над проектом. Трудности при работе над проектом. Способы преодоления трудностей. | Презентации проектов для анализа. | |
Презентация проекта. | Работа над презентацией, требования к презентации проекта, консультации | Презентации проектов для анализа | |
Планирование выступления. | Определение цели выступления. Определение целевой аудитории. Текст выступления. Речь докладчика. Внешний вид докладчика. Советы по преодолению волнения. | Рабочая тетрадь. | |
Ведение дискуссии. | Понятие «дискуссия». Вопросы докладчику. | Темы дискуссии. | |
Защита проектов. | Научно – практическая конференция. | Презентации. | |
Экспертиза, обсуждение, оценки | Круглый стол по результатам проектной деятельности. | Дневники проектов. | |
Определение тем будущих проектов. | Обсуждение выбранных учащимися тем будущих проектов, их актуальности, практического значения, новизны. | Темы проектов. |
.
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
1. | Введение. Структура проекта. | 1 | 8.09. | |
Ситуация и проблема | ||||
2. | Структура исследовательской работы. Признаки и описание ситуации. Противоречие. Постановка проблемы. | 1 | 15.09. | |
3. | Обсуждение плана, выбор тем проектов и исследовательских работ. | 1 | 22.09 | |
От проблемы к цели | ||||
4. | Цель. Способы достижения цели. | 1 | 29.09.14 | |
Планирование деятельности | ||||
5. | Задачи проекта. Определение задач. | 1 | 06.10. | |
Ресурсы | ||||
6. | Виды ресурсов. Определение ресурсов. | 1 | 13.10. | |
Поиск информации | ||||
7. | Работа с каталогами. | 1 | 20.10. | |
8. | Работа со справочной литературой. | 1 | 27.10. | |
9. | Работа с интернет-источниками. | 1 | 03.11. | |
10. | Литературный обзор по теме проекта. | 1 | 17.11. | |
11. | Оформление текста проекта и библиографического списка. | 1 | 24.11. | |
Наблюдение и эксперимент | ||||
12. | Выбор способа сбора данных. Выдвижение гипотезы. | 1 | 01.12. | |
13. | Опросы. Интервью. | 1 | 08.12. | |
14. | Наблюдение. | 1 | 15.12. | |
15. | Эксперимент. | 1 | 22.12. | |
16. | Обработка полученных данных. | 1 | 29.12. | |
Как работать в команде | ||||
17. | Что такое команда. | 1 | 12.01. | |
18. | Командные роли. | 1 | 19.01. | |
19. | Конфликтные ситуации. | 1 | 26.01. | |
20. | Групповое взаимодействие. | 1 | 02.02. | |
Публичное выступление и экспертиза | ||||
21. | Работа над индивидуальным проектом. | 5 | 09,02 16.02 23.02., 0203 09.03. | |
22. | Анализ проектной деятельности. | 2 | 16.03 23.03 . 03.15 | |
23. | Презентация проекта. | 2 | 06.04 13.04 | |
24. | Планирование выступления. | 2 | 20.04 27.04. | |
25. | Ведение дискуссии. | 1 | 11.05 | |
26. | Защита проектов. | 2 | 18,25.05 | |
27. | Экспертиза, обсуждение, оценки. | 1 | 01.06. | |
28. | Определение тем будущих проектов. | 1 | 08.06. |
Итого: 36 часов
Организация научного исследования
Тема 1. Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания.
Основные виды исследовательских работ и компоненты их содержания. Аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию, этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки.
Тема 2. Структура научно-исследовательской работы.
Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.
Тема 3. Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.
Выбор темы исследования. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Определение проблем работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.
Тема 4. Работа над основной частью исследования.
Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор стиля изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.
Тема 5. Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.
Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты научного исследования и их обработка. Выбор способов обработки информации и представления. Выводы.
Тема 6. Требования к оформлению научных работ и их практическое применение.
Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.
Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений
Тема 19. Составление тезисов исследования. Подготовка доклада о научном исследовании.
Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.
Составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями
Список учащихся кружка
№ | ФИО | тема |
1 | Калмынина Юля | Экологические проблемы Джидинского района « Мусор это…..» |
2 | Бунеева Саша | Анализ загрязненности проб снега в окрестностях с.Оер |
3 | Сансуев Гэсэр | Анализ РН воды река Джиди |
4 | Барбашин Кирилл | Физиология дыхания (Рефлекс Геринга) |
5 | Карпушкеева Ксения | Регистрация и анализ ЭКГ |
6 | Ринчинова Таня | Анализ воды в школьной столовой |
7 | Цыбиков Санжи | Определение РН средств личной гигиены. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать, понимать:
- роль науки в жизни общества;
- выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;
- принципы научного мышления;
- методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
- основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания.
Уметь:
- планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
- составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
- организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
- оформлять научно-исследовательскую работу;
- уметь работать с научно-популярной литературой.
Рекомендуемая литература
- Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.
- Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.
- Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.
- Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.
- Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
- Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
- Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
- Криволапова Н. А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. - Курган, 2003.
- Леонтович. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
- Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.
- Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2000. № 12.
- Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
- Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...