Программа "Лесное дело"
рабочая программа
Срок реализации 1 год. дополнитеьное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmma_lesnoe_delo.docx | 424.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по естественнонаучной направленности «Лесное дело» разработана в соответствии с требованиями к дополнительному образованию детей и выполняет несколько функций:
∙Создает условия для углубления знаний по ботанике, зоологии, экологии, способствует мотивации к изучению природы родного края.
∙Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в живой природе.
∙Вооружает навыками исследовательской деятельности.
∙Интегрирует знания обучающихся по географии, биологии, истории, экологии, основам безопасности жизнедеятельности.
∙Ориентирована на личность обучающегося, его потребности, интересы, ценности, профориентацию.
Нормативно-методические основы разработки дополнительной общеобразовательной программы «Лесное дело».
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ (далее – Федеральный закон №273, ст.2, ст.12, ст.75).
2. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
3.Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 №652 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
4.Федеральный закон от 26 мая 2021г. №144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам…».
7.«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» Минпросвешения России от 07.05.2020г.
8.Федеральный закон №273ФЗ (п.9, 22, 25 ст.2; п.5 ст.12; п.1, п.4 ст.75).
9.Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями.
10.Федеральный закон №273-ФЗ (ст.15, ст.16, ст.17, ст.75)
11.Устав МАУ ДО «Центр «Поиск».
Направленность программы.
Программа имеет естественно-научную направленность и написана в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Программы естественно-научной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей, а также умений в организации исследовательской деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Экологическое воспитание важное направление духовно - нравственного развития Российского школьника. В сельской местности может осуществляться посредством дополнительного образования и быть платформой для предпрофильного образования.
Программа «Лесное дело» создана воспитывать человека - заботливого хозяина родной земли. Она предусматривает получение как теоретических, так и практических знаний, что позволит ребятам лучше усвоить материал.
Актуальность программы учебного объединения «Лесное дело»:
В наше время школьное лесничество актуальное естественнонаучное направление дополнительного образования. Площади лесных насаждений за последние годы значительно сокращаются и причина этого неконтролируемое использование человеком природы и стихийные бедствия. Наша цель при помощи данной программы сохранить и возобновить лесные насаждения.
Для обучающихся программа поможет на ранней стадии определиться с выбором профессии для своего будущего, так как они уже со школьной скамьи тесно связаны с лесоводством. Занятия в объединении помогут самостоятельно оценить результат своей деятельности, ощутить свою значимость в этом мире.
Программа создана для вовлечения обучающихся в познавательно-творческую деятельность.
Новизна программы:
«Лесное дело» не является новым направлением, но в МБОУ Сосьвинская СОШ оно организовано впервые. Выполняя функции по охране природы лесохозяйственной деятельности, оно развивает другие направления (творческие, просветительские, научные, исследовательские). И позволяет комплексно решать экологические задачи с помощью обучения естественнонаучным предметам.
Педагогическая целесообразность:
Разработанная программа, воспитывает гражданскую ответственность в экологической и природоохранной деятельности, чувство патриотизма к Родине. Побуждает детей к бережному отношению к природе и прививает интерес к профессиональной деятельности.
Для достижения наилучшего результата остаётся лишь помочь ребёнку самостоятельно сформировать задачу, а полученные теоретические знания применить при решении этой задачи. Этот метод поможет на занятиях увлечь детей в активную деятельность. Ведь задача поставлена самостоятельно, а значит, повышается мотивация для самостоятельного её решения.
Цель программы:
Формирование бережного отношения детей к экологической культуре и природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
- продолжить расширять знания о лесном хозяйстве;
- знакомить детей с нарушениями лесных экосистем;
- объяснить взаимосвязь между растениями, животными и человеком;
- познакомить детей с лесоводством;
- продолжать знакомить детей с растительным миром родного края;
- углубить знания по зоологии;
- научить ребят изготовлению домиков и кормушек для птиц и животных.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать уважительное отношение к работникам леса.
Развивающие задачи:
- развивать желание общения с природой;
- развивать доброжелательное отношение к природе.
- развивать навыки взаимодействия с природой;
- развивать умения оказания помощи органам управления лесным хозяйством.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Лесное дело» (модуль 1) разработана для детей 7-11, (модуль 2) для обучающихся 12-17 лет на базе МБОУ Сосьвинская СОШ и рассчитана на реализацию в условиях общеобразовательного учреждения. Условием приема детей в объединение является желание заниматься деятельностью, связанной с лесом. Допуск к занятиям только после проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Возраст обучающихся, которым адресована программа
Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся в возрасте 7-17 лет. Условия формирования групп: разновозрастные.
Объем программы
Нормативный срок освоения 68 часов (модуль 1), 85 часов (модуль 2). Всего – 153 часа.
Срок реализации программы.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лесное дело» в рамках МАУ ДО «Центр «Поиск» составляет 34 учебные недели.
Санитарно-гигиеническое обеспечение программы:
соблюдение санитарно-гигиенических условий, воздушно-теплового режима, соответствие нормам СанПиНа посадочных мест, мебели и соответствующего режима.
Планируемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны знать:
∙ основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;
∙ видовой состав растений и животных своего края;
∙ роль лесных ресурсов в жизни населения региона;
∙ правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод;
∙ направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовостанавливающих технологий;
∙ спектр профессиональной деятельности работников лесного хозяйства;
∙ способы природоохранной деятельности обучающихся;
Обучающиеся должны уметь:
♣ использовать имеющиеся знания для изучения лесных ресурсов, обоснования рационального их использования;
♣ работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
♣ давать экологическую оценку состояния зеленых насаждений;
♣ использовать различные способы, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств;
♣ проводить наблюдения, исследования в природе, анализировать результаты и делать выводы;
♣ пропагандировать знания о лесе и его хозяйственной значимости в жизни региона;
♣ создавать мультимедийные презентации с использованием компьютерных программ.
Способы и формы проверки результатов освоения программы
Критерии и способы определения результативности.
Входной мониторинг проводится на первых занятиях при помощи педагогического наблюдения, опросов и выполнения учащимися диагностических заданий. Эти способы позволяют определить первоначальную подготовку обучающихся и внести корректировку в планирование образовательного процесса. Для отслеживания теоретической подготовки применяются опросные методы. Для отслеживания результатов практической деятельности применяется метод наблюдения и индивидуального контроля.
Результативность отслеживается методом анализа практических и творческих работ, результатов тестирования, участия в мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.
Формой подведения итогов служит создание ими творческих проектов для участия в защите проектов и др.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
при освоении программы.
Для того чтобы оценить усвоение программы, в течение года используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование, выполнение отдельных творческих заданий, тестирование, участие в конкурсах, викторинах.
По завершению учебного плана каждого модуля оценивание знаний проводится посредством викторины, интеллектуальной игры или интерактивного занятия.
Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: ниже среднего, средний, выше среднего). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам освоения 3-х модулей.
Уровень освоения программы ниже среднего – ребёнок овладел менее чем 50% предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Средний уровень освоения программы – объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50-70%; работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой.
Уровень освоения программы выше среднего – учащийся овладел на 70-100% предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать литературные источники, применять полученную информацию на практике.
Формы контроля качества образовательного процесса:
- собеседование,
- наблюдение,
- интерактивное занятие;
- анкетирование,
- выполнение творческих заданий,
- тестирование,
- участие в конкурсах, викторинах в течение года.
Формы проведения занятий.
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Программой предусмотрено соблюдение режима работы для предотвращения утомляемости зрительных рецепторов у детей.
Психолого-педагогические условия реализации программы.
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Процесс обучения и воспитания основывается на личностно-ориентированном принципе обучения детям с учетом их возрастных особенностей.
Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свои творческие способности и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Формы проведения занятий разнообразны. Это и лекция, и объяснение материала с привлечением обучающихся, и самостоятельная тренировочная работа, и эвристическая беседа, практическое учебное занятие, самостоятельная работа.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма), групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы).
Как правило, приблизительно 1/3 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальные 2/3 посвящены практическим работам. В ходе практических работ предусматривается анализ действий обучающихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Содержание учебных блоков обеспечивает информационно-познавательный уровень и направлено на приобретение практических навыков работы с компьютерной техникой, дополнительных знаний, ясному пониманию целей и способов решаемых задач.
Календарный учебный график.
№ группы | Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 группа | 1 год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 34 | 68 часов (модуль 1) | 2 часа в неделю (вторник) |
2 группа | 1 год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 34 | 85 часов (модуль 2) | 2,5 часа в неделю (среда) |
Содержание программы.
Модуль 1 – 68 часов.
Тема 1. Введение (4 часа).
Цели и задачи. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего и старших экопостов. Планирование «Недели сада и леса».
1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).
2. «Неделя леса и сада». Посадка дерева или аллеи выпускников.
Тема 2. Знакомство с близлежащими лесами: (1 час).
Структура управления лесным хозяйством. Знакомство с местными лесниками.
Беседа на тему «Профессия – лесничий!».
Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (13 часов).
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
1. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».
2. Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»
3. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».
4. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для населения».
5. Сбор семян сорных растений, диких ягод для организации зимней подкормки птиц и зверей.
Тема 4. Основы дендрологии (8 часов)
Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Тема 5. Основы лесоводства и лесоведения (8 часов).
Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.
Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.
- «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре».
Тема 6. Основы лесной таксации (18 часов).
Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д.
Тема 7. Организация лесозаготовок и переработки древесины (12 часов).
Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.
1. Экскурсия «Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса в местном лесхозе».
2. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».
3. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.
4. Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»
Тема 8.Охрана и защита лесов (19 часов).
Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.
Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.
3. Операция «Муравей» для учета и охраны.
4. Фотовыставка работ учащихся отображающих родную природу и лес на конкурсной основе «Лесное чудо».
Тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Знакомство с близлежащими лесами: | 1 |
3 | Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества | 13 |
4 | Основы дендрологии | 8 |
5 | Основы лесоводства и лесоведения | 8 |
6 | Основы лесной таксации | 18 |
7 | Организация лесозаготовок и переработки древесины | 10 |
8 | Охрана и защита лесов | 6 |
Итого | 68 |
Календарно- тематический план.
Модуль 1
7-11 лет
Дата | Тема | Практическая работа | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
20.09 | Цели и задачи работы школьного лесничества. Инструктаж по ТБ при выполнении любых работ в лесу. | 2 | 1 | ||
27.09 | Работники лесного хозяйства. Беседа на тему «Профессия – лесничий» | Изготовление плаката | 2 | 1 | 1 |
4.10 | Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. | Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову» | 2 | 1 | 1 |
11.10 | Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. | Оформление аншлагов, плакатов, листовок | 2 | 2 | |
18.10 | Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения; промысловые животные леса. Редкие растения и животные нашего края. | Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 |
25.10 | Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. | Экологическая тропа | 2 | 1 | 1 |
1.11 | Оформление экспозиций на стенде «Правила сбора лекарственных растений». «Правила поведения в лесу». «Ядовитые грибы». «Осторожно: они ядовиты!» | Оформление экспозиций на стенде | 2 | 2 | |
8.11 | Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес» | Выступление перед учащимися начальной школы | 1 | 1 | |
8.11 | Изготовление кормушек из бросового материала | Практическая работа | 1 | 1 | |
15.11 | Изготовление кормушек из бросового материала | Практическая работа | 1 | 1 | |
15.11 | Практическая работа «Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц» | Экскурсия в лесничество | 1 | 1 | |
22.11 | Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России | 2 | 1 | 1 | |
29.11 | Практическая работа «Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы» | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
6.12 | Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре» | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
13.12 | Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре» | Практическая работа | 2 | 2 | |
20.12 | Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки» | Экологическая акция | 2 | 1 | 1 |
27.12 | Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки» | Экологическая акция | 2 | 1 | 1 |
17.01 | Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины | Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок | 2 | 2 | |
24.01 | Практическая работа «Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса» | Практическая работа | 2 | 2 | |
31.01 | Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. | 2 | 1 | 1 | |
7.02 | Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д. | 2 | 1 | 1 | |
14.02 | Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д. | Экскурсия | 2 | 2 | |
21.02 | Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам» | Практическая работа | 2 | 2 | |
28.02 | Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам» | Практическая работа | 2 | 2 | |
7.03 | Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента». | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
14.03 | Практическая работа «Определение возраста насаждений» | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
21.03 | Практическая работа «Определение объёма леса на корню» | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
4.04 | «День птиц» | 1 | 1 | ||
11.04 | Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные «Красной книги» | Видео экскурсия | 1 | 1 | |
18.04 | Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. | Проект | 2 | 2 | |
25.04 | Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. | Проект | 2 | 1 | 1 |
2.05 | Использование отходов. | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
9.05 | Изготовление и возложение венков к монументу | Практическая работа | 2 | 2 | |
16.05 | Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины» | Оформление буклета | 2 | 2 | |
23.05 | Правила инвентаризации и охраны муравейников. Операция «Муравей» для учета и охраны. | Практическая работа | 2 | 1 | 1 |
30.05 | Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо» | фотовыставка | 2 | 1 | 1 |
6.06 | Заключительная конференция. Подведение итогов. | 2 | 2 | ||
Итого | 68 | 16 | 52 |
Содержание программы
Модуль 2 – 85 часов.
Тема 1. Лес и человек (15 часов)
Вводное занятие. Что изучается в курсе «Лес и человек». Лес как один из основных элементов земной поверхности. Лесное хозяйство и его задачи. История и структура лесного хозяйства России. Сосьвинское лесничество. История создания. Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях.
Творческая мастерская «Берегите леса – лёгкие планеты»
Практика: Изготовление листовок
Экскурсия «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества».
Практическая работа «Составление коллекций и гербариев хвойных пород деревьев».
Тема 2. Основы дендрологии (30 часов)
Дендрология, её история и задачи. Жизненные формы растений. Ярусное распределение растений леса. Голосеменные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение хвойных растений в жизни человека. Сосна и ель – царицы лесов России. Охрана хвойных лесов от незаконной рубки
Практическая работа «Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей
Практическая работа Составление проекта « Сосна и ель – царицы лесов России»
Практическая работа «Определение ярусного состава леса»
Экологическая акция «Спасаем елку в новый год»
Тема 3. Основы лесной таксации (22,5 часа)
Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д. Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты.
Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам»
Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам»
Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента».
Практическая работа «Определение возраста насаждений»
Практическая работа «Определение объёма леса на корню»
Тема 4. Лесоводство (5 часов)
Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. Практическая работа «Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса»
Тема 5. Лесопользование (2,5 часа)
Лесопользование. Виды и значение рубок леса.
Практическая работа «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки».
Тема 6. Охрана и защита леса (10 часа).
Экологическая акция «Спасаем елку в новый год». Изготовление плаката.
Творческая мастерская «Берегите леса – лёгкие планеты»
Практика: Изготовление листовок
Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо».
Тематический план
Модуль 2 – 12-17 лет
85 часов
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Лес и человек | 15 |
2 | Основы дендрологии | 30 |
3 | Основы лесной таксации | 22.5 |
4 | Лесоводство | 5 |
5 | Лесопользование | 2.5 |
6 | Охрана и защита леса | 10 |
Итого | 85 |
Календарно – тематический план.
Модуль 2 – 12-17 лет
85 часов
Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
21.09 | Вводное занятие. Что изучается в курсе «Лес и человек» | 1 | 1,5 | 2,5 |
28.09 | Лес как один из основных элементов земной поверхности | 1 | 1,5 | 2,5 |
5.10 | Лесное хозяйство и его задачи. История и структура лесного хозяйства России | 1 | 1,5 | 2,5 |
12.10 | Сосьвинское лесничество. История создания. Экскурсия «Знакомство со структурой и организацией работы лесничества». | 2,5 | 2,5 | |
19.10 | Лес и народное творчество. Лес в легендах и преданиях. (коллективная проектная работа) | 2,5 | 2,5 | |
26.10 | Творческая мастерская «Берегите леса – лёгкие планеты» Практика: Изготовление листовок | 1 | 1,5 | 2,5 |
2.11 | Практическая работа «Составление коллекций и гербариев хвойных пород деревьев» | 2,5 | 2,5 | |
9.11 | Дендрология, её история и задачи. Жизненные формы растений. Ярусное распределение растений леса. | 1 | 1,5 | 2,5 |
16.11 | Практическая работа «Определение ярусного состава леса» | 2,5 | 2,5 | |
23.11 | Голосеменные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. Значение хвойных растений в жизни человека | 1 | 1,5 | 2,5 |
30.11 | Сосна и ель – царицы лесов России. Практическая работа Составление проекта | 2,5 | 2,5 | |
7.12 | Практическая работа «Определение хвойных растений с помощью гербария и определителей | 2,5 | 2,5 | |
14.12 | Охрана хвойных лесов от незаконной рубки (Встреча с лесничим). | 1 | 1,5 | 2,5 |
21.12 | Экологическая акция «Спасаем елку в новый год». Изготовление плаката | 2,5 | 2,5 | |
28.12 | Экологическая акция «Спасаем елку в новый год». Изготовление плаката, листовок | 2,5 | 2,5 | |
11.01 | Лесоводство – наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины | 1 | 1,5 | 2,5 |
18.01 | Практическая работа «Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса» | 2,5 | 2,5 | |
25.01 | Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. | 1 | 1,5 | 2,5 |
1.02 | Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д. | 1 | 1,5 | 2,5 |
8.02 | Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. Д. | 2.5 | 2,5 | |
15.02 | Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам» | 2,5 | 2,5 | |
22.02 | Практическая работа «Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам» | 2,5 | 2,5 | |
1.03 | Практическая работа «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента». | 2,5 | 2,5 | |
15.03 | Практическая работа «Определение возраста насаждений» | 1 | 1,5 | 2,5 |
22.03 | Практическая работа «Определение объёма леса на корню» | 1 | 1,5 | 2,5 |
5.04 | Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины» | 2.5 | 2,5 | |
12.04 | Покрытосеменные древесные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. | 1 | 1,5 | 2,5 |
19.04 | Покрытосеменные древесные растения леса. Общая характеристика и условия произрастания. | 2,5 | 2.5 | |
26.04 | Значение покрытосеменных древесных растений в жизни человека. Творческая мастерская (составление буклетов, презентаций, кроссвордов, оформление информационного стенда). | 2,5 | 2,5 | |
3.05 | Берёза – символ России. Практическая работа «Составление проекта «Люблю берёзку Русскую… | 2,5 | 2,5 | |
10.05 | Практическая работа «Определение деревьев с помощью гербария и определителей» | 2,5 | 2,5 | |
17.05 | Лесопользование. Виды и значение рубок леса. Практическая работа «Проведение обмера деревьев, отбор для рубки». | 2,5 | 2,5 | |
24.05 | Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо» | 2,5 | 2,5 | |
31.05 | Заключительная конференция. Подведение итогов. | 1 | 1,5 | 2,5 |
Итого | 14 | 71 | 85 |
План воспитательной работы творческого объединения
«Лесное дело».
Дата | Название мероприятия | Направление |
Сентябрь | Беседа «Правила поведения в лесу» | Безопасность жизнедеятельности. |
Октябрь | Беседа «ЗОЖ – что это такое?» «Вредных привычек» | Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности. |
Ноябрь | Беседа «День народного единства» | Общекультурное направление: гражданско-патриотическое воспитание. |
Декабрь | Инструктаж перед каникулами на темы: «БДД в зимний период», «Осторожно, гололед!», «Светоотражающие элементы и удерживающие устройства», | Духовно-нравственное направление:(нравственно-эстетическое воспитание) Безопасность жизнедеятельности |
Январь | Беседа «Мы за здоровый образ жизни» | Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности) |
Февраль | Беседа «Сталинградская битва» | Общекультурное направление: гражданско-патриотическое воспитание. |
Март | Видео открытка «Для самых милых и родных!» | Художественно-этическое воспитание |
Май | Беседа «День Победы – никто не забыт, ничто не забыто!». Изготовление своими руками и возложение венка на День Победы. | Патриотическое воспитание. |
Учебно-методическое обеспечение:
- Сборник методических материалов по организации деятельности школьного лесничества [Текст]/ Под ред. Н.Д. Сидоровой: ФБУ «Учебно - методический центр» п. Правдинский, 2012 -24стр
- Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с.
- Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных учебных заведений и дополнительного образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, специалистов лесного хозяйства, студентов педагогических вузов и колледжей, школьников/Составитель Каткова О.А.- Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
Список литературы.
- Никонов М.В. Лесоводство. – М.: Лань, 2010. – 365с.
- Организация работы школьных лесничеств: учебно-методическое пособие / Н.Н. Архипова, Е.А. Гончаров, Р.Р. Иванова и др.; под ред. Н.Н. Архиповой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 264с.
- Починков С.В. Экономические основы устойчивого лесопользования. Эффективное освоение и воспроизводство лесных ресурсов. – М.: ПрофиКС, 2007.- 267с.
- Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)
- Соколова Э.С., Мозолевская Е.Г., Каплан Б.М. Методы исследования грибов, развивающихся на древесных растениях: Учебно-методическое пособие. - М.: ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ, 2013. - 80 с.
- Алексеев А.С. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.-192с.
- Боголюбов А.С. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.-145с.
- Бобров Р.В. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.- 167с.
- Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005.
- Иоганезов Б.Г., Городецкий Н.А. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.-139с.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 28.07.2012).
12. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 за знания, 2005.-208с.
13. Мозолевская Е.Г, Семенкова И.Г, Беднова О.В. Лесозащита. – М.: Издательский дом «Лесная промышленность», 2006. – 354с.
14. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Воронцова Н.А. Практикум по лесозащите. – М.: Академия, 2010.- 189с.
15. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...
Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или
Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...
Делай с нами,делай как мы, делай лучше нас
Конкурсно-игровая программа проводилась как внеклассное мероприятие в Международный день семьи (15 марта), в котором участвовали вместе родители и дети 5 класса...
Делай как я, делай как мы, делай лучше нас
Спортивное мероприятие...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»
Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...
Спортивное мероприятие «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Спортивное мероприятие «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»...
Сценарий спортивного праздника «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами посредством физической культуры....