Программа дополнительного образования (спортивной направленности 3-4 года)
план-конспект

Устимова Диана Миратовна

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно–временные связи предметов и явлений при помощи движений.

Неоценимая роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности, слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, “ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве”. Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека.

Данные обстоятельства указывают на необходимость развития чувства ритма с младшего дошкольного возраста и в доступной для дошкольников форме – это ритмичные упражнения и игры. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Таким образом, необходимость успешного решения задач, направленных на развитие способностей каждого ребёнка, натолкнула меня на поиск новых методов и приемов, способствующих развитию не только музыкальных способностей, но и профилактики нарушений речи. Учитывая социальный заказ современного общества, родителей и выявленные проблемы, в нашем детском саду мною был организован кружок моторно-речевого развития с элементами логоритимики 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User-Пк\Desktop\2 001.jpg

Введение

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно–временные связи предметов и явлений при помощи движений.

Неоценимая роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности, слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, “ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве”. Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека.

Данные обстоятельства указывают на необходимость развития чувства ритма с младшего дошкольного возраста и в доступной для дошкольников форме – это ритмичные упражнения и игры. В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Таким образом, необходимость успешного решения задач, направленных на развитие способностей каждого ребёнка, натолкнула меня на поиск новых методов и приемов, способствующих развитию не только музыкальных способностей, но и профилактики нарушений речи. Учитывая социальный заказ современного общества, родителей и выявленные проблемы, в нашем детском саду мною был организован кружок моторно-речевого развития с элементами логоритимики “Здоровячек”.

Цель кружка:Использование музыкально-логопедической ритмики, развитие активной речевой и двигательной деятельности через использование музыкально-логопедической ритмики как средства в организации оздоровительно-образовательного процесса с детьми 3–4 лет.

Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Указанная выше цель требует решения следующих задач:

  1. Создать на занятиях кружка атмосферу праздника, радости; ввести ребенка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой.
  2. Развить фонематическое восприятие и фонематические представления.
  3. Уточнять артикуляцию – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
  4. Развить слухового внимания и памяти.
  5. Выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  6. Развить мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческой фантазии и воображения.
  7. Укреплять костно-мышечный аппарат.
  8. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
  9. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  10. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических впечатлений в повседневной жизни.
  11. Развить способности восприятия музыкальных образов и учиться ритмично, выразительно петь, говорить, двигаться в соответствии с данным образом, т.е. перевоплощаться, проявлять художественно – творческие способности.
  12. Использовать музыкально-речевые игры, попевки как средство психологического раскрепощения детей.

При разработке кружковых занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально-речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине существует убеждение. Что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Каждое занятие кружка по логоритмике включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Кроме того необходимо отметить, что за время работы кружка укрепляются взаимодействия педагога и музыкального руководителя.

Я считаю, что сюжетно-тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно–игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Кружок проводится во второй половине дня, продолжительность занятий от 10 до 20 минут, в зависимости. Тема берется на 1-2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Занятия провожу один раз в неделю, соблюдая основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, продолжительность его зависит от возраста детей.

По моему мнению, главная задача педагога – создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях. Но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, а также в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр – драматизаций. В программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Кружок по логоритмике хорошо вписывается в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как он построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Программа кружка составлена с учетом межпредметных связей по областям:

  1. Познание:занятия, наблюдения, беседы, игры.
  2. Социализация:используются дидактические, сюжетно – ролевые игры; разучиваются различные танцы.
  3. Художественная литература, используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
  4. Музыка,используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
  5. Физическая культура,проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия.
  6. Коммуникация, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Используя разнообразный материал на занятиях кружка, я постепенно отбирала то, что давало наиболее ощутимые результаты в работе с детьми: игры со словом, игры с пением, коммуникативные игры, пальчиковые игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения, упражнения для развития внимания и памяти.

Кроме того, логоритмические упражнения стараюсь использовать и в повседневной деятельности, на каждом занятии в виде подвижных игр, песен, сопровождаемых движением, дидактических игр, физкультминуток. Однако считаю, что большой ценностью являются интегрированные кружковые занятия, где решается комплекс задач: по развитию речи, физического развития, изобразительной деятельности, краеведению. Считаю, что такие занятия позволяют каждому ребенку почувствовать себя комфортно, уверенно, так как в основе занятий лежит игра, в которой максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Так, используемые мной кружковые занятия включают в себя следующие элементы:

  1. Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
  2. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
  3. Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры
  4. Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
  5. Развитие чувства ритма.
  6. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
  7. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
  8. Развитие певческих способностей.
  9. Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
  10. Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.
  11. Упражнения на развитие мимических мышц.
  12. Коммуникативные игры и танцы.
  13. Развитие эмоциональной сферы, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
  14. Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.
  15. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
  16. Упражнения на развитие словотворчества.
  17. Расширение активного запаса детей.

Определить умение ребенка координировать движения, можно по тому, как он ходит, бегает, прыгает. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихо-творного текста, согласованное с движениями: “Мы шагаем”, “Деревья”, “Мы листочки”, “Мы идем”, “Мы слепили снежный ком”, “Звери на елке”, а также ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: “Капли”, “Ежик и барабан”, “Лягушки”, “Мороз”, “Ритмическое эхо”, и т.д.

Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры (“Поиграем веселей!”, “Веселые дети”, “Ау!” и т.д.), поскольку они построены в основном на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие и радостные эмоции. Коммуникативные танцы и игры позволяют ребенку раскрепоститься и наделяют смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Большую помощь в кружковой работе оказывают музыкально-дидактические игры, которые вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей и дают детям радость совместного творчества в игре.

Результативностью работы являются показатели диагностики. У детей появилась выразительность, мягкость и музыкальность в движениях, мимике, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции; появилось умение выражать свои чувства не только в движениях, но и в слове. Дети стали глубже чувствовать ритмический рисунок, характер и воплощать образ в творческих импровизациях. У многих детей исчезла “зажатость”, появилось чувство раскованности, сформировано чувство ритма.

Таким образом, кружковые занятия, разнообразные по содержанию, по видам деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют совершенствованию у детей всех функций речи, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, совершенствуют общую и мелкую моторику, четкость и

координированность движений. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника.

На основе приобретенных навыков у детей появилась способность к самовыражению и самореализации. Это проявляется в театрализованных постановках, праздниках и развлечениях в детском саду.

Практический материал

Тематический план работы кружка

Тема

Задачи

Артикуляционные упражнения

График проведения

“Во саду ли, в огороде”.

Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед. Учить называть овощи.

“улыбка”, “хоботок”

ноябрь,
1 неделя

“В лесу”.

“В гости к игрушкам”.

Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Развивать речевую и двигательную деятельность детей.

“улыбка”, “хоботок”, “домик открывается”

ноябрь,
2 неделя

“На прогулку мы идем”.

Учить бегать в умеренном темпе не выходя ха край дорожки, закреплять прыжки на двух ногах.

“хоботок”, “домик открывается”, “любопытный язычок”

ноябрь,
3 неделя

“Мамины помощники”.

“Барышни, игрушки, забавные зверушки”.

Развивать ориентировку в пространстве.

Развивать умение быстро реагировать на сигнал. Учить выполнять пружинку.

“домик открывается”, “любопытный язычок”, “язычок здоровается с подбородком”

ноябрь,
4 неделя

“Птички невелички”.

Учить детей бегать, не толкая друг друга руками и сталкивания между собой. Учить искать по определенному ориентиру.

“любопытный язычок”, “язычок здоровается с подбородком”, “язычок здоровается с верхней губой”

декабрь,
1 неделя

“Зима пришла”.

“Как у нас в квартире”.

Учить детей бегать, воспитывать дисциплину, выдержку. Учить детей кружиться в медленном темпе и в право и в лево.

“любопытный язычок”, “язычок здоровается с подбородком”, “язычок здоровается с носиком”

декабрь,
2 неделя

“Цыплята”.

Учить поднимать руки вверх и подниматься на носки. Развивать разговорную речь детей.

“язычок здоровается с подбородком”, “язычок здоровается с верхней губой” (с носиком)

декабрь,
3 неделя

“Новый год у Зверей”.

“Вместе играем! Рождество встречаем”.

Учить видеть границу игровой площадки.

Бегать в рассыпную, реагировать на сигнал. Развивать бег, внимание.

“язычок здоровается с подбородком”, “язычок здоровается с верхней губой” (с носиком), “чередование пышки – худышки”

декабрь,
4 неделя

“Верные друзья”

Развивать бег по площадке ограниченной линии. Закреплять умение ходить на носочках, развивать быстроту реакций.

“язычок здоровается с верхней губой” (с носиком), “чередование пышки – худышки”, “делаем блинчики”

январь,
1 неделя

“Нам мороз нипочем”.

Учить детей выполнять прыжки в чередование с ходьбой. Ходить по кругу в правую и в левую сторону по указаниям педагога.

“чередование пышки – худышки”, “делаем блинчики”, “жуём блинчик”

январь,
2 неделя

“Шуршат по дорогам веселые шины”.

Учить выставлять правую (левую) ногу вперед. Бегать в произвольных направлениях е задевая друг друга.

“улыбка”, “хоботок”, “чередование пышки – худышки”, “делаем блинчики”, “жуём блинчик”

январь,
3 неделя

“На окне в горшочках, выросли цветочки”.

Учить выполнять наклоны в право и в лево не сгибая ноги. Учить по сигналу воспитателя занимать свои места, не сталкивать друг с другом.

“домик открывается”, “делаем блинчики”, “жуём блинчик”, “чистим зубки снаружи”

январь,
4 неделя

“Хоть зима и хороша, в дверь стучится к нам весна”.

Развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве. Учить нарисовать любое комнатное растение.

“любопытный язычок”, “делаем блинчики”, “жуём блинчик”, “чистим зубки снаружи”, “лопаточка”

февраль,
1 неделя

“Мы веселые ребята”.

Развивать речевую и двигательную активность, мелкую моторику пальцев рук. Бег друг за другом, выполняя руками грибковые движения.

“язычок здоровается с подбородком”, “язычок здоровается с верхней губой” (с носиком) “делаем блинчики”, “жуём блинчик”, “чистим зубки снаружи”, “дуем на лопаточку”

февраль,
2 неделя

“У медведя во бору”.

Ходьба по площадке ограниченной двумя линиями. Учит выполнять имитационное движение.

чередование “пышки – худышки” “делаем блинчики”, “жуём блинчик”, “чистим зубки снаружи”, “вкусное варенье”

февраль,
3 неделя

“Снеговик”.

Учить называть круг, ходить по кругу, взявшись за руки. Развивать речь, мелкую моторику рук.

“чистим зубки снаружи”, “делаем блинчики”, “жуём блинчик”, “вкусное варенье”, “барабанщик”

февраль,
4 неделя

“Мамин день”.

Продолжать учить ходить друг за другом, взявшись за руки.

“чистим зубки снаружи”, “делаем блинчики”, “жуём блинчик”, “вкусное варенье”, “барабанщик”

март,
1 неделя

“Ждем к себе в гости птиц”.

Воспитывать бережное отношение к птицам. Учить выполнять пружинку, ориентировку в пространстве.

“вкусное варенье”, “барабанщик”, “маятник”

март,
2 неделя

“В парке”.

Учить детей называть деревья, бегать в рассыпную. Быстро реагировать на сигнал.

“дуем на лопаточку”, “вкусное варенье”, “барабанщик”, “маятник”

март,
3 неделя

“Бегут ручьи, кричат грачи”.

Учить прыгать на двух ногах, учить ходить змейкой друг за другом.

“вкусное варенье”, “барабанщик”, “маятник”, “иголка”

март,
4 неделя

“Вышли курочки на улочку”.

Учить ориентироваться в пространстве, развивать мелкую моторику рук, выдержку.

“вкусное варенье”, “барабанщик”, “маятник”, “иголка”

апрель,
1 неделя

“На лесной лужайке”.

Учить детей прыгать на двух ногах, развивать быстрый бег, учить называть диких животных.

“барабанщик”, “маятник”, “иголка”, “горка”

апрель,
2 неделя

“У жука сегодня день рожденье”.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, развивать речь, называть насекомых.

“чистим зубки снаружи”, “барабанщик”, “иголка”, “горка”, “ветерок дует на горку”

апрель,
3 неделя

“Первые цветочки у Кати в садочке”.

Учить бегать в умеренном темпе друг за другом, руки согнутые в локтях. Развивать ориентировку в пространстве.

чистим зубки снаружи”, “барабанщик”, “иголка”, “горка”, “ветерок дует на горку”

апрель,
4 неделя

“Рыбка, рыбка – озорница”.

Развивать мелкую моторику рук, речь, внимание.

“улыбка”, “хоботок”, “домик открывается”

май,
1 неделя

“Веселый пешеход”.

Развивать двигательную активность детей, цветовое восприятие , называть основные цвета.

“любопытный язычок”, “язычок здоровается с подбородком”, “язычок здоровается с верхней губой”

май,
2 неделя

“Весна, весна на улице”.

Учить выполнять подскоки, чередуя с ходьбой. Развивать внимание, умение ходить в парах друг за другом.

“язычок здоровается с верхней губой” (с носиком), “чередование пышки – худышки”, “делаем блинчики”

май,
3 неделя

“В лесу”.

“Пришла красавица весна”.

Уметь выполнять пружинку, хлопать в ладошки, выполнять имитацию движений.

Развивать мелкую моторику рук.

“жуём блинчик”, “чистим зубки снаружи”, “лопаточка”

май,
4 неделя

Виды логопедических упражнений

Название

Цель

Описание

Речевое сопровождение

1. “Улыбка”

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5–10. Произнести звук и.

Улыбается ребенок.

2. “Хоботок”

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Вытянуть сомкнутые губы вперед “трубочкой”. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5–10. Произнести звук у.

Хобот вытянул слоненок.

3. “Домик открывается”.

Научиться открывать и закрывать спокойно рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот(как для пропевания звука а), подержать рот открытым 5–10 секунд, медленно закрыть.

Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот.

4. “Любопытный язычок”.

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8 – 10 раз.

Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
“Что он скачет взад-вперед?” –
Удивляется народ.

5. “Язык здоровается с подбородком”.

Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки.

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5 – 10 раз.

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:
– Эй, как там погодка?

6. “Язык здоровается с верхней губой” (с носиком).

Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3 -5 секунд, убрать в рот.

Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй верхняя губа.

7. Чередование “Пышки – худышки”.

Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3 – 5 секунд.

Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.

8. “Делаем блинчики” (“Шлепаем губами по языку”).

Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить “па-па-па”. Выполняется поэтапно:

1. Пошлепывать губами по кончику языка.

2. Пошлепывать губами по середине языка.

Дружно, весело, играя,
Блинчик делаем играя.

9. “Жуем блинчик” (“Покусаем язык”)

Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации (нервной проводимости).

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Выполняется поэтапно, как и предыдущее.

А когда устал играть –
Можно блинчик пожевать.

10. “Чистим зубы снаружи”.

Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движение. Так же “чистят” и наружную сторону нижних зубов.

Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.

11. “Лопаточка”

Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащем на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.

12. “Дуем на лопатку”.

Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Дую, дую на лопатку,
Чтоб была широкой, гладкой.

13. “Вкусное варенье”

Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая “чашечки”.

Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его “чашечкой” в ротик к себе.

14.“Барабанщик”.

Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука “р”. Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: “д-д-д”. Темп убыстряется постепенно.

За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.

15. “Маятник”

Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Влево – вправо кончик ходит
Будто места не находит.

16. “Иголка”.

Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от1 до 5 -10.

Улыбаюсь: вот шутник
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

17. “Горка”

Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Улыбнуться, приоткрыть – рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить “горкой”. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись,
В зубы нижние уткнувшись.
Горку нам изобразит.

18. “Ветерок дует с горки”

Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

С горки дует ветерок,
И несет он холодок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности"Выше, сильнее, быстрее"для детей старшего дошкольного возраста

Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма. Развитие двигательных умений  при помощи физических упражнений, правильн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Спортивно-оздоровительного направления Спортивно-бальная студия «Хрустальная туфелька»

Данная программа ставит своей основной целью осуществление комплекса мероприятий, направленных на развитие хореографического движения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет в МБОУ «Г...

Рабочая программа дополнительного образования спортивно-оздоровительного направления «Кроссфит» для учащихся 5-11 классов. Спортивный клуб «Универсал»

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Физическая культура» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

Программа дополнительного образования (спортивной направленности 4-5 лет)

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии физического здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости ...

Программа дополнительного образования (спортивной направленности 5-7 лет)

Приоритетным естественной биологической потребности детей в движении и направлением ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, достижение всестороннего двигательного развития, что невозможно...