Дидактические приемы обучения
методическая разработка

Денисова Анна Геннадьевна

Данный материал поможет педагогам в вопросе выбора дидактических приемов, с учетом возрастных особенностей учащихся, стадии занятия (урока) и т.д.

Часть рассматриваемых приемов были разработаны (или переосмыслены, используя известные приемы) непосредственно педагогами дополнительного образования и педагогами-организаторами ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга и имеют элементы новизны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_priemy_obucheniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества

 Кировского района Санкт-Петербурга

Дидактические приемы обучения

Автор: Денисова А.Г.,

методист ГБУ ДО ЦДЮТТ

Санкт-Петербург

2023

Педагог дополнительного образования должен иметь в своем арсенале широкий спектр различных дидактических приемов и обладать представлением о том, когда рационально в образовательном процессе применять те или иные из них для достижения оптимального результата, т. е. знать сравнительные характеристики приемов. Данный материал поможет педагогам в вопросе выбора дидактических приемов, с учетом возрастных особенностей учащихся, стадии занятия (урока) и т.д.

Часть рассматриваемых приемов были разработаны (или переосмыслены, используя известные приемы) непосредственно педагогами дополнительного образования и педагогами-организаторами ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга и имеют элементы новизны.

  • Прием «Да-Нетка»

Это универсальный приём технологии ТРИЗ.

Педагог загадывает нечто, исходя из тематики своего предмета (например, для математики - число, для литературы – литературный герой, для биологии – растение и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые педагог может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Когда дети освоят этот прием, можно дать им возможность загадывать самим, а другие ребята отгадывают.

Например, на занятии по астрономии загадывается определенная планета, и учащиеся начинают задавать вопросы педагогу:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

  • Прием «Пропадашки»

Прием очень хорош, когда есть необходимость запомнить большое количество теоретического материала (терминов, слов, понятий, зрительных образов и т.д.)

Педагог выводит на экран изображения (например, животные, дорожные знаки и др.) или непосредственно термины (слова, понятия), которые нужно запомнить. А как запомнить эффективнее всего? Многократно проговорить. Данный прием как раз-таки способствует многократному проговариванию, а также удерживанию в памяти зрительных образов или слов, которые запоминаем.

Суть приема состоит в следующем. Педагог, выводя на экран весь объем материала (картинок, слов), просит детей повторить их по порядку. Затем, на следующем слайде, некоторые изображения (или слова) пропадают. Детям необходимо вновь повторить всю цепочку по порядку, называя пропавшие изображения (слова) по памяти. На следующем слайде пробелов еще больше – «пропадает» еще больше изображений (слов) из цепочки. И так далее, пока на последнем слайде не исчезнет все – дети будут видеть пустой экран, и должны будут повторить все, что там изначально было, в правильном порядке.

Этот прием можно использовать и в варианте, когда вместо слайдов используется доска, и слова (картинки) просто стираются с доски.

Данный прием используется в мнемотехнике, для развития памяти. Но он с успехом применяется в ситуации урока (занятия). Ведь мы не просто повторяем многократно скучный теоретический материал, а делаем это с азартом и в игровой форме.

  • Прием «Ассоциации»

Как вариант, прием может использоваться на занятиях по истории, литературе – для запоминания информации про исторических личностей, героев произведений и т.д. Прием дает возможность развивать ассоциативное мышление, и за счет зрительных ассоциаций позволяет закрепить в памяти ту или иную информацию про персонажа или реальную личность.

Педагог подготавливает подборку слайдов, на которых представлены некие изображения (3-4), имеющие ассоциативное отношение к загадываемой личности (например, Ломоносов – обоз, фарфор и др.). Часть изображений в ассоциативном отношении могут быть неочевидны (например, Менделеев – чемодан, а мало кто знает, что Менделеев делал чемоданы, это было его хобби). При этом рекомендуется бОльшую часть ассоциативных изображений подбирать по принципу очевидности, и 1 (максимум 2) – неочевидные ассоциации (с малоизвестными фактами и информацией).

Детям выдаются таблички с именами загаданных личностей, и далее, рассматривая каждый слайд, учащиеся поднимают вверх табличку с именем того, кто, по их мнению, загадан. Можно действовать по принципу «кто первый» (кто быстрее поднимет табличку с правильным ответом). Либо же все, правильно отгадавшие, получают балл.

Данный прием, за счет включения новой информации с малоизвестными фактами из жизни персоналии, позволяет ассоциативно, за счет включения зрительной памяти, запомнить эти факты.

  • Прием «Дуэль»

Класс (группа) делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников. Возможно, чтобы сам педагог назначил участника, которого будут готовить.  "Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое, педагог дает оценку по результатам "дуэли" всем участникам. Такой прием можно использовать на любом предмете.

  • Прием «Лови ошибку»

Данный прием позволяет активизировать внимание учащихся и развивает способность к критическому анализу информации.

Как вариант, педагог может дать следующую инструкцию: «Ребята, в ходе нашего занятия я специально допущу одну (или несколько) ошибок. Ваша задача – заметить их, но сказать об этом вы можете только в конце занятия. Победит тот, кто найдет все ошибки». В другом варианте использования приема педагог предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Если работа в группе, то придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всеми. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

  • Диктант значений

Прием используется в целях усвоения теоретического материала. Педагог диктует не слова, а их значения. Учащиеся должны по значениям определить слова и написать их.

Например, педагог диктует: «вторая по удалённости от Солнца и шестая по размеру планета Солнечной системы», а дети пишут: «Венера».

  • Прием «Найди пару»

Педагог подготавливает карточки с изображениями (по тематике предмета) и в произвольном порядке раздает их учащимся. Каждый учащийся получает одну карточку и до определенного момента никому ее не показывает. Далее дети должны начать двигаться по классу (помещению), при этом они показывают другим свою карточку. Задача каждого ребенка – быстро образовать пару, найдя партнера с изображением на карточке, ассоциативно связанным с изображением на его карточке. Рекомендуется подбирать карточки так, чтобы было возможно найти пару по разным основаниям для классификации и разным ассоциациям. То есть единственно верного варианта – нет. Как только дети нашли пару, они должны объяснить основание, по которому они объединились. Данный прием развивает речь, навыки аргументации, ассоциативное мышление. Педагог может увидеть и степень шаблонности (нешаблонности) мышления отдельных учащихся по тем ассоциациям, которые они находят (это могут быть и очень стандартные, и очень необычные ассоциации). Нестандартность приветствуется – главное суметь привести аргументы в пользу ассоциативного совпадения.

  • Прием «Эстафета»

Дети делятся на команды и выполняют одно общее задание на скорость, при этом каждый выполняет отдельный элемент задания. При этом вначале они получают лист, согласно которому капитан команды распределяет, кто что должен выполнять. Например, первый участник бежит к доске и решает пример, второй участник – бежит к доске и рисует то, что указано и т.д. Может быть вариант, когда задания полностью однотипны (например, все решают примеры), а может быть и разница в заданиях (первый решает, второй рисует, третий делает еще что-то и т.д.)

Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дидактические приемы обучения

Дидактические приёмы обучения использую при разработке уроков и внеурочных занятий....

Презентация "Дидактические приемы"

Дидактические приемы обучения являются обязательными, четко прослеживается ориентация преподавателя на конкретные результаты при проведении определенного занятия....

Дидактические приемы обучения коммуникативным навыкам младших школьников с РАС (из опыта работы)

В работе описаны некоторые приемы обучения коммуникации детей с РАС.  Их регулярное применение способствует созданию комфортных условий для общения, а также формирования и совершенствования комму...

Дидактические приемы

Повышаем интерес к предмету....

Дидактические приемы использования тренировочных упражнений для разминки

Упражнения на напряжение и расслабление всех групп мышц. Тонизируют работу всего организма. Можно использовать в начале, середине и в конце занятия....