ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Программа по учебному предмету
" Основы изобразительного искусства"
для учащихся 1 классов
2022г.
Структура программы учебных предметов
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Программное содержание по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
1.Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Основой для разработки данной рабочей модифицированной программы является программа Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в ДОУ». Особенностью программы является последовательное, рациональное распределение программного материала, и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности. Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей от 6 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы изобразительного искусства » со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий 34 часов за весь период обучения.
Сведения о затратах учебного времени
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Лепка предметная | 3 |
2 | Рисование с натуры | 4 |
3 | Аппликация с элементами рисования | 3 |
4 | Лепка сюжетная | 3 |
5 | Рисование сюжетное | 4 |
6 | Аппликация предметно-декоративная | 3 |
7 | Лепка декоративная | 2 |
8 | Рисование выразительных образов | 3 |
9 | Аппликация симметричная | 3 |
10 | Декоративное рисование | 3 |
11 | Цветные ладошки | 3 |
ИТОГО: | 34 |
Недельная нагрузка в часах (академических часах) - 1 часа неделю.
Продолжительность занятия (академического часа): 30минут. Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (полугодовой в декабре, итоговый - в мае). Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании пункта 11.10 Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13,утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 №26.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 6 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков через занятия изобразительным искусством, лепкой и аппликацией.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
- развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;
- знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
- формирование знаний об основах цветоведения;
- формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
- развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
- развитие зрительной и вербальной памяти;
- развитие образного мышления и воображения;
- формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное
Структура программы
Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
- Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
- Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
- а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
- б) слайды, видео-аудио пособия;
- в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
- г) схемы, технологические карты;
- д) индивидуальные карточки.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов.
«Основы изобразительного икусства»
Учебно-тематический план
№ | Названия тем выполняемых работ | Количество часов |
1 | Линия на прогулке. | 1 |
2 | Солнышко лучистое. | 1 |
3 | Наш огород. | 1 |
4 | Осенний натюрморт. | 1 |
5 | Осенний букет. | 1 |
6 | Краски осени (листья). | 1 |
7 | Лукошко с грибами. | 1 |
8 | Жила-была конфета. | 1 |
9 | Заюшкина избушка. | 1 |
10 | Портрет гриба. | 1 |
11 | Наш пруд. | 1 |
12 | Кто под дождиком промок. | 1 |
13 | Кошка на окошке. | 1 |
14 | Стояла ёлка на горе. | 1 |
15 | Зимняя сказка. | 1 |
16 | Весёлые снеговики. | 1 |
17 | Зимние забавы. | 1 |
18 | Шляпа фокусника. | 1 |
19 | По морям, по волнам. | 1 |
20 | Галстук для папы. | 1 |
21 | Кружка для папы. | 1 |
22 | Красивая тарелочка. | 1 |
23 | Милой мамочки портрет. | 1 |
24 | Испекли мы колобок. | 1 |
25 | Весёлый клоун. | 1 |
26 | Тюльпаны в вазе. | 1 |
27 | Цветные зонтики. | 1 |
28 | Бабочки красавицы. | 1 |
29 | Декоративное блюдо. | 1 |
30 | Весенний ковёр. | 1 |
31 | Нарядные лошадки. | 1 |
32 | Солнышко лучистое. | 1 |
33 | Голубь. | 1 |
34 | Рыбки в аквариуме. | 1 |
Итого за год: | 34 часов |
Программное содержание
Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать оригинальные образы.
Основные задачи:
- развивать воображение и образное мышление, наблюдательность и внимание;
- развивать навыковыки владения художественными инструментами и материалами;
- знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
- совершенствовать владение инструментами и материалами;
- продолжать работу над восприятием художественных образов и пластикой передавать, настроение, состояние.
Предполагаемый результат второго учебного года, учащиеся:
- откроют для себя богатство и разнообразие труда художника;
- получат представления о воплощении образов окружающего мира на основе создания собственных художественных работ;
- узнают, что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.
- откроют для себя богатство и разнообразие приемов лепки из пластелина для изображения предметов, животных;
- научатся расписывать готовые работы гуашью;
- научатся лепить небольшие скульптурные группы по мотивам народных сказок и игрушек;
- научатся выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом);
- научатся понимать язык искусства.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительного искусства»:
- знание основных понятий и терминологии в области изобразительного искусства;
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- Разные виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, декоративно-прикладное .
- Называть основные выразительные средства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развиваю щей среде.
В рисовании:
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Знать правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- Классные выставки детских работ;
- открытые занятия для родителей;
- участие в мероприятиях разного уровня.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета «Изобразительное творчество для учащихся дошкольного возраста» основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
Направление «Основы изобразительного искусства»:
навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов, выделения основных частей, их формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и характерным признакам;
изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;
выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;
рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;
передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека и животных в движении;
расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет другим);
выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и др.);
дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в решении намеченных задач;
развитие воображения, фантазии;
ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками;
использование цвета как средства выразительности;
выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и новых цветов (гуашь, акварель);
использование различных изобразительных материалов: гуаши, акварели (различные способы по-сырому), рисование фломастерами;
овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для передачи образа;
знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью, акварелью, карандашом и пр.;
владение кистями круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;
различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.
Направление «Лепка»:
умение лепить с натуры, а также по памяти (по представлению) птиц, животных и человека с использованием различных способов лепки по частям, из целого куска, передавая характерные признаки, фактуру поверхности (гладкую, лохматую, колючую, пушистую и пр.);
умение использовать стеки разного типа;
умение изображать несложные сюжетные композиции;
умение расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, углубленным рельефом.
Направление «Аппликация»:
развитие эстетических представлений, трудовых умений и творческого опыта в работе с бумагой на основании изучения различных качеств бумаги как художественного материала.
С этой целью выделяются следующие виды художественного труда: аппликация, моделирование, художественное конструирование из бумаги (бумагопластика);
изучение народного орнамента на основе практических работ, исполненных на том материале, который используют мастера этих промыслов (Дымка – глина, Городец – деревянные доски и т.д.); составление узоров по мотивам народной росписи (Дымковская, Городец, Хохлома, Гжель);
составление узоров из геометрических и растительных элементов, введение обобщенных изображений птиц, животных;
составление узоров на полосе с чередованием крупных и мелких форм (ритм), симметричных узоров на квадрате, круге, прямоугольнике, овале в стиле определенной росписи с передачей элементов, цвета и характерных композиций;
знакомство с некоторыми видами декоративного искусства (роспись предметов, народная игрушка), формирование навыков работы с природным материалом.
Беседы на каждом занятии раскрывают содержание задания и указывают методы его решения. Беседа сопровождается наглядным показом репродукций, образцов из методического фонда школы. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи. Для обеспечения результативности учебного процесса и активности учащихся предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и материалов.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1.Доронова Т.Н. , Гербова В.В., Т.И. Гризик Т.И. , Соловьева Е.В., Топоркова Л.А., Якобсон С.Г., Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет «Радуга» - изд-во «Просвещение», 1997.
2.Шалаева Г., Школа для дошколят – изд-во «Филологическое общество «Слово», 2007.
3.Крулехт М. В., Методические советы к программе «Детство»-изд-во «Детство-пресс» , 2003.
4.Кузьменко А.И. ДХШ № 1 г.Краснодар , Программа обучения подготовительных групп детских художественных школ и художественных отделений школ искусств,1991.
5.Полякова В.И., Беломыцева Н.Н., Программа 2-х летнего курса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста в подготовительных группах детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, общая редакция Мухин В.Д. г. Краснодар , 1996.
6.Проненко Т.М. , Живопись примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений школ искусств, изд-во Гарнитура Newton, 2002.
7.Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007.
8.Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала, изд-во «Просвещение», 1991.
9.Кузнецова Г.В., Корекционно развивающие занятия «Рисуем дождик», изд-во 2ГНОМиД», 2002.
10. Электронная книга Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.dl.lux. bookfi.org;
11. Дубровская Н.В., Приглашение к творчеству, изд-во «Детство-Пресс», 2002.
12. Афонькин С., Афонькин Е., Оригами волшебный квадрат, изд-во Дом «Литера», 2003.
13. Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, изд-во «Кристал», 1997.
14. Клюшкин Л., Пластилиновые фигурки животных, изд-во «Эксмо», 2008.
Учебная литература
1.Гульянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала, изд-во «Просвещение», 1991.
2. Докучаева Н., Игрушки из бумаги и картона, изд-во «Кристал», 1997.
3. Клюшкин Л., Пластилиновые фигурки животных, изд-во «Эксмо», 2008. 4.Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007.
5.Проненко Т.М. , Живопись примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений школ искусств, изд-во Гарнитура Newton, 2002.
6.Шалаева Г., Школа для дошколят – изд-во «Филологическое общество «Слово», 2007.
7. Дубровская Н.В., Приглашение к творчеству, изд-во «Детство-Пресс», 2002.
8. Афонькин С., Афонькин Е., Оригами волшебный квадрат, изд-во Дом «Литера», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Коллективное музицирование" (3 года) 1 ступень
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ 1 ступень...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Коллективное музицирование" (3 года) 2 ступень
ХОР 2ст ОБЩЕРАЗВИВ...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...
Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Дюймовочка"
Программа "Дюймовочка" предназначена для обучения изобразительному искусству детей в возрасте 5 лет. Срок реализации программы 1 год. Продолжительность занятия 25 минут. Программа может испо...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...