Проект "Настрой здоровье"
проект
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижневартовска
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска
«Центр детского творчества»
«Утверждаю»: Директор МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» __________ А.В. Черногалов «____» ___________ 2019 г. проект принят на заседании программно-методической комиссии протокол № ________от «____»_____2019 г. Приказ №________ от «____»_____2019 г. |
«Настрой здоровье»
проект организации и проведения спортивно-профилактических мероприятий для детей и подростков на базе пришкольных лагерей с дневным пребыванием детей.
Сроки выполнения проекта:
02 – 20 июня 2020 года
Авторы проекта:
Абрамова Светлана Николаевна
методист, педагог дополнительного образования
Муслимова Асият Гусеновна
социальный педагог
педагог дополнительного образования
Тунгусова Ольга Николаевна
заведующий художественно-эстетическим отделом,
педагог дополнительного образования
2019 год
Пояснительная записка.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Однако, лето - это период массовых отпусков педагогических работников, поэтому в пришкольных лагерях может возникнуть дефицит интересных для подростков мероприятий.
Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты и способности всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка. Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций.
В период летних каникул у подростков и молодежи появляется много свободного времени, что является дополнительным фактором риска роста молодежной преступности.
С начала 2013 г. отмечается значительный рост численности несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, а также состоящих на профилактическом учете, в связи с употреблением наркотических веществ.
Согласно докладу начальника отдела по делам несовершеннолетних окружного УВД Валентины Лабазановой, ежегодно на территории округа молодым поколением совершаются 1500 преступных деяний, из них около 700 общественно-опасных, где фигурантами являются подростки, не достигшие возраста уголовной ответственности, более 10 тысяч административных правонарушений. Количество доставлений в органы внутренних дел возросло на 12%. «Такие проблемы для нашего общества существуют на протяжении многих лет, но их можно и необходимо решать, посредством совместно скоординированных действий, как со стороны представителей органов государственной власти, так и со стороны гражданского общества». Ведь человеческое участие и адресная помощь, оказанная ребенку и его родителям, человеком неравнодушным, искренним и заинтересованным судьбами будущего общества, была бы наиболее эффективной формой.
В этой связи представляется целесообразным и своевременным приобщение подростков и популяризация среди них полезных и интересных форм проведения досуга, таких, например, как туризм.
На поведение подростка, его ценностные ориентиры значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. С этой точки зрения, погружение подростка в атмосферу туризма его же сверстниками, успешно занимающимися туризмом и достигшими в этой области определенных успехов будет являться средством интенсивной социализации подростка в кратчайшие сроки и послужит дополнительным стимулом формирования представления о полезном проведении досуга.
Актуальность программы состоит в создании условий для приобщения подростков, занимающихся в 10 летних пришкольных лагерях, и популяризации среди них полезных форм проведения досуга (туризма). При этом популяризаторами туризма выступают не взрослые, а воспитанники туристского клуба «Каскад». Это будет способствовать не только профилактике асоциального поведения подростков, но и разнообразит содержательную составляющую программы 10 пришкольных лагерей города Нижневартовка; будет способствовать укреплению здоровья, эмоционально привлекательного досуга школьников, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, самореализации, общении и самодеятельности.
Новизна программы заключается в оригинальной идее своеобразного туристического десанта, призванного популяризировать полезные формы досуга (туризм) среди подростков.
Понятийный аппарат проекта
Физическое здоровье - это данное природой свойство организма, обуславливающее нормальное функционирование всех систем и органов человека.
Социальное здоровье - положительное взаимодействие с друзьями, семьей и другими членами общества; забота о других, признание, применение различных социальных навыков.
Туристско-спортивные состязания – передвижение человека в одиночку или в составе группы в природной среде и на искусственно созданных препятствиях.
- Краткая характеристика участников проекта.
В проекте принимает участие:
- команда «Центр» - это педагоги дополнительного образования турклуба «Каскад» МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» (далее инструктора) и 6 старших воспитанников турклуба «Каскад» (далее помощники инструкторов), методист и инспектор;
- команды детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет, воспитанники летних пришкольных лагерях школ № 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 30, Гимназии №1, ЦДТ. Общее количество участников 300 человек.
- Педагогическая идея проекта.
Основная идея проекта состоит в приобщении подростков, занимающихся в 10 летних пришкольных лагерях, к интересным туристским играм и соревнованиям, которые дадут возможность проявить двигательную активность, а так же ловкость, смекалку, скорость реакции. Туристско-спортивные мероприятия являются наиболее оптимальным средством организации досуга детей в летнем лагере, т.к. такой вид состязаний учит и развивает ребенка незаметно для него самого, раскрывает творческий потенциал, развивает интеллектуальные, творческие и физические способности, формирует навыки позитивного общения со сверстниками, способствует сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Популяризаторами туризма выступают не взрослые, а воспитанники туристского клуба «Каскад». Это будет способствовать не только профилактике асоциального поведения подростков, но и разнообразит содержательную составляющую программы пришкольных лагерей города Нижневартовка; будет способствовать укреплению здоровья, эмоционально привлекательного досуга школьников, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, самореализации, общении и самодеятельности.
- Целевой блок проекта.
Цель проекта: популяризация туризма, как полезной формы проведения досуга детей и подростков через организацию туристских игр и соревнований среди воспитанников детских пришкольных лагерей во время летних каникул.
Задачи проекта:
1. Формировать положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
2. Обучать (подростков) активным формам конструктивного общения, оказанию практической помощи сверстникам.
3. Приобщать детей и подростков к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
4. Формировать интерес к регулярным занятиям спортом и туризмом.
5. Формировать у подростков навыки ответственного поведения, умение отстаивать свои интересы в критических ситуациях.
Предполагаемые результаты проекта:
1. Сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
2. Сформирована мотивация полезного проведения досуга, в том числе к регулярным занятиям спортом и туризмом.
3. Сформирована способность детей и подростков сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.
4. Расширены представления детей о туризме.
5. Инициативность и активность участников проекта.
- Критерии и способы оценки эффективности реализации проекта.
Оценка эффективности реализации проекта
Критерии оценки качества реализации программы | Показатель (индикатор) | Инструментарий | Единица измерения |
Уровень достижения заявленных в проекте результатов | |||
Доля детей, приобретших навыки в области Туризма: | |||
Установка палатки | Наличие установленной палатки | Наличие по факту | % |
Укладка рюкзака | Наличие правильно уложенного рюкзака | Наличие по факту | % |
Оказание первой медицинской помощи условно пострадавшему | Правильное наложение повязки на рану | Наличие по факту | % |
Организация бивачного места | Правильная организация бивачного места | Наличие по факту | % |
Доля детей, участвовавших в командных и индивидуальных состязаниях | Участие в командных и индивидуальных состязаниях | Анализ участия | % |
Доля детей, имеющих представление о способах полезного проведения досуга | Наличие представлений о способах полезного проведения досуга | Беседа, анкетирование | % |
Доля детей, имеющих представление о пользе туризма и спорта | Наличие представлений о спорте и туризме как способах полезного проведения досуга, наличие знание о туристских кружках города | Беседа, Анкетирование, раздача информационных буклетов | % |
Уровень удовлетворенности подростков от участия в программе | |||
Доля детей, удовлетворенных мероприятиями проекта | Степень удовлетворенности детей мероприятиями проекта | Анкетирование | % |
Доля родителей, удовлетворенных мероприятиями проекта | Степень удовлетворенности родителей мероприятиями проекта | Анкетирование | % |
- Содержание и средства реализации проекта.
Логика развития содержания по этапам.
1-й этап – подготовительный (январь – апрель 2015 года)
Задачи: подготовить нормативно-правовую базу и программно-методическое обеспечение деятельности проекта «Команда «Центр» организации и проведения туристско-спортивных мероприятий для детей и подростков на базе школьных лагерей с дневным пребыванием детей.
Содержание:
- разработка и утверждение проекта «Команда «Центр» на программно – методической комиссии МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ»;
- разработка и планирование основных мероприятий совместно со школами;
- экономическое обоснование расходов на реализацию проекта (смета расходов);
- участие в городском конкурсе вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи города в каникулярный период;
- участие в семинаре работников летних лагерей и в семинаре вожатского мастерства;
Результаты:
- договора со школами, на базе которых проходит реализация проекта;
- формирование план-сетки по проведению туристско-спортивных мероприятий на территории пришкольных лагерей;
2 этап – организационный (май 2015 год)
Задача: Создать благоприятные условия для качественной реализации проекта.
Содержание:
- оформление и составление педагогической документации (приказы, планы подготовки, положения и условия о проведении мероприятий);
- разработка сценариев проведения мероприятий, схем дистанций, наглядного и дидактического материала;
- подготовка туристского, спортивного, игрового инвентаря;
- расчистка местности.
Результат:
- приказы по МАУДО города Нижневартовска «ЦДТ» на реализацию проекта;
- методические материалы (сценарии, положения, условия) для работы по проекту;
3 этап – основной (1 – 14 июня 2015 год)
Задача: включить участников проекта в различные формы и виды туристско-спортивных, мероприятий, игровых программ по различным видам спорта и туризма.
Содержание:
- реализация и проведение туристско-спортивных мероприятий в соответствии с планом основных мероприятий по проекту;
- публикации в СМИ;
- формирование банка методической продукции;
- награждение команд и участников проекта.
Результат:
- приобретение детьми опыта участия в туристско-спортивных мероприятиях;
- инициативность и активность участников проекта;
- развитие потребностей и умений выражать себя в различных видах туристско-спортивной деятельности
4 этап – итоговый (15 – 30 июня 2-15 год)
Задача:
Подведение итогов и анализ качества реализации проекта.
Содержание:
- проведение диагностических исследований по определению уровня удовлетворённости детей и родителей от участия в проекте;
- проведение общего сбора-анализа;
- оформление финансовых документов, методических материалов.
Результат:
- востребованность проекта в следующем году.
Модель игрового взаимодействия.
Проект «Команда «Центр» является комплексной. Она включает в себя разноплановую деятельность по оздоровлению, образованию, воспитанию учащихся в условиях лагеря с дневным пребыванием и все это в течение одного дня.
Программа дня делится на две части:
1 половина дня: команды участников проходят мастер-классы по начальной туристской подготовке, силами помощников инструкторов.
2 половина дня: участие команд лагеря в туристско-спортивном мероприятии.
План мероприятий по дням
день | Образовательное учреждение | Содержание первой половины дня | Содержание второй половины дня |
1 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Просмотр и расчистка территории 10 школы, - обозначение этапов, - подготовка снаряжения. | Корректировка сценария, подготовка дидактического материала, костюмов. |
2 | МБОУ «СОШ №10», МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Работа в команде: безопасное преодоление естественных препятствий, укладка рюкзака, установка палатки. - Знакомство с Условиями игры. | Игра на местности «Остров сокровищ»: Цель игры – поиск клада. Команда, используя различные подсказки, которые необходимо заработать во время выполнения туристских заданий, собирает карту с обозначением места нахождения клада. Сбор снаряжения. Заполнение анкет, отзывы. |
3 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Просмотр и расчистка территории 2 школы, - обозначение этапов, - подготовка снаряжения. | Корректировка сценария, подготовка страховочного снаряжения. |
4 | МБОУ «СОШ №2» | - Работа в команде: безопасное преодоление естественных препятствий, укладка рюкзака, установка палатки. - Знакомство с Условиями мероприятия. | Висячие сады: Команда преодолевает различные веревочные переправы, которые наводятся между опорами на высоте не более 0,7 метра над землей: навесная переправа, параллельные перила, конус, качающееся бревно, петли, висячие мосты. Сбор снаряжения. Заполнение анкет, отзывы. |
5 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Просмотр и расчистка территории 6, 7 школы; - обозначение этапов, подготовка снаряжения. | Корректировка сценария, подготовка страховочного снаряжения. |
6 | МБОУ «СОШ №6», МБОУ «СОШ №7» | - Работа в команде: безопасное преодоление естественных препятствий, оказания первой медицинской помощи пострадавшему, организация бивачного места. - Знакомство с Условиями туристского слета. | Туристский слет: Команда участвует в туристских состязаниях и конкурсах. 1. Туристская полоса - преодоление туристской дистанции. Этапы: прохождение по кочкам, жердям, транспортировка пострадавшего, укладка рюкзака, веревочные этапы. 2. Конкурсы: визитка команды, бутерброда, газеты. Сбор снаряжения. Заполнение анкет, отзывы. |
7 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Просмотр и расчистка территории 13 школы; - обозначение этапов, - подготовка снаряжения. | Корректировка сценария, подготовка страховочного снаряжения. |
8 | МБОУ «СОШ №13» | - Работа в команде: безопасное преодоление естественных препятствий, укладка рюкзака, установка палатки. - Знакомство с Условиями игры. | Игра на местности «Трасса Гигантов»: Главная отличительная особенность игры в том, что вся дистанция проходится командой, участники которой держат в руках груз (веревку). При этом груз нельзя отпускать на землю, ни при каких условиях. Задача участников команд – пройти дистанцию за наименьшее время, получить при этом наименьшее количество штрафов и прийти на финиш с разгаданным ключевым словом. Для разгадки этого слова команды зарабатывают подсказки во время прохождения этапов на дистанции. Сбор снаряжения. Заполнение анкет, отзывы. |
9 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Просмотр и расчистка территории 5, 30 школы; - обозначение этапов, - подготовка снаряжения. | Корректировка сценария, подготовка страховочного снаряжения. |
10 | МБОУ «СОШ №5», МБОУ «СОШ №30» | - Работа в команде: безопасное преодоление естественных препятствий, оказания первой медицинской помощи пострадавшему, организация бивачного места. - Знакомство с Условиями туристского слета. | Туристский слет: Команда участвует в туристских состязаниях и конкурсах. 1. Туристская полоса - преодоление туристской дистанции. Этапы: прохождение по кочкам, жердям, транспортировка пострадавшего, укладка рюкзака, веревочные этапы. 2. Конкурсы: визитка команды, бутерброда, газеты. Сбор снаряжения. Заполнение анкет, отзывы. |
11 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | - Просмотр и расчистка территории Гимназии №1; - обозначение этапов, - подготовка снаряжения. | Корректировка сценария, подготовка страховочного снаряжения. |
12 | МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №14» | - Работа в команде: безопасное преодоление естественных препятствий, укладка рюкзака, установка палатки. - Знакомство с Условиями туристского слета. | Висячие сады: Команда преодолевает различные веревочные переправы, которые наводятся между опорами на высоте не более 0,7 метра над землей: навесная переправа, параллельные перила, конус, качающееся бревно, петли, висячие мосты. Сбор снаряжения. Заполнение анкет, отзывы. |
13 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Стирка, сушка и разборка снаряжения. | Разбор дидактического материала |
14 | МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» | Подведение итогов, обобщение анкет |
Содержание образовательных тем по начальной туристской подготовке
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Необходимое оборудование |
1 | Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения во время проведения мероприятия. | Правила поведения во время мероприятия, одежда и обувь участника. | Инструкции. |
2 | Установка палатки. | Палатки двух и трех скатные, их сходство и различия, особенности в установке. | Палатки различного способа установки. |
3 | Укладка рюкзака. | Рюкзаки 90 и 120 литровые, комплект снаряжения для укладывания (спальный мешок, туристский коврик, веревка, костюм, кружка). Основные принципы укладки рюкзака. | Рюкзак. |
4 | Оказания первой медицинской помощи пострадавшему. | Помощь при различных травмах, способы наложения повязки на кистевой сустав. | Бинт, вата, дезинфицирующие средства. |
5 | Организация бивачного места. | Выбор места для привала и ночлега. Организация работы по развертыванию бивака (выбор места для палаток и костра, определение места для забора воды мусорной ямы). | Палатка, ограничительная лента, костровой трос, котлы. |
Система стимулирования и поощрения участников проекта
Данным проектом предусмотрена индивидуальная и коллективная система мотивации и стимулирования участников.
Для коллективной системы роста используется система стимулирования каждого пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей, полученные баллы команды суммируются к их рейтингу в их лагере. В процессе участия в состязаниях, команды могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать бонусы. Принцип определения команды - победительницы указывается в «Условиях». В каждом мероприятии Условия различны.
В игре на местности «Остров сокровищ» победительницей становиться команда, которая первой нашла клад. В туристско-спортивных состязаниях «Висячие сады» побеждает команда, которая прошла дистанцию за наименьшее время с наименьшими ошибками. В игре на местности «Трасса Гигантов» становиться лучшей команда, разгадавшая зашифрованное слово. Во время участия в «Туристском слете» результат подводится по участию команд в различных конкурсах и состязаниях.
Индивидуальная система мотивации касается помощников инструкторов, они через Центр занятости трудоустраиваются в качестве помощников инструкторов.
7. Кадровое обеспечение проекта.
Состав | Функционал |
Управленческий уровень | |
заместитель директора | Осуществляет общее руководство и контроль всей летней кампанией. |
Руководитель туристско-спортивного клуба «Каскад» МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» |
|
Организационный уровень | |
Педагог дополнительного образования |
|
Помощник - инструктора (Воспитанники турклуба «Каскад» МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ») |
|
Методический уровень | |
методист |
|
Безопасный | |
инженер по ТБ |
|
Социальные партнеры проекта.
Проект реализуется на базах летних площадок образовательных учреждений – это МБОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ №5», МБОУ «СОШ №6», МБОУ «СОШ №7», МБОУ «СОШ №10», МБОУ «СОШ №13», МБОУ «СОШ №14», МБОУ «СОШ №30», МБОУ «Гимназия №1».
8. Информационно - методическое обеспечение проекта. Система анализа реализации проекта.
Содержание данного раздела составляют три основных направления: информационное, образовательное, аналитическое, в рамках которых планируется обучение педагогов, их своевременное обеспечение информацией, организация аналитической деятельности в ходе реализации проекта.
№ п/п | Направление | Содержание |
1 | Информационное | - ознакомление с должностными инструкциями всех участников образовательного процесса; - проведение ежедневных планёрок с работниками проекта; - информация о деятельности проекта на территории школьного лагеря для родителей и общественности через размещение на информационном стенде в фойе школы. |
2 | Образовательное (методическое) | - наличие перспективного плана работы проекта, плана-сетки; - работа с педагогическими кадрами; - составление банка данных по методическому обеспечению проекта проведения туристско-спортивных мероприятий. |
3 | Аналитическое | наличие системы мониторинга результатов реализации программы (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.). |
Система контроля реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1 | Отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. | Во время проведения мероприятия | Руководитель проекта, педагоги |
2 | Анкетирование детей по результатам участия в и туристско-спортивном мероприятии, позволяющие выявить оправдание ожиданий. | После проведения мероприятия | педагоги |
3 | Ведение книги отзывов. | В течение проекта | Помощники инструкторов |
9. Материально-техническое обеспечение проекта.
Для реализации приоритетных задач организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в ЦДТ создана современная, постоянно совершенствующаяся материально – техническая база:
- автобус ЦДТ;
- видео и фото аппаратура;
- спортивный, игровой инвентарь (мячи, кольца, скакалки);
- туристское снаряжение (блокировочные системы, верёвки, карабины, подъёмные и спусковые устройства, компасы, верёвки, рюкзаки, палатки);
- форма для инструкторов и помощников инструкторов;
- атрибутика команд и организаторов состязаний.
Для успешной реализации проектов необходимо пополнение материальных запасов.
Смета
расходов на реализацию проекта «Команда «Центр».
№ п/п | Наименование | Код статьи расхода | Цена (в рублях) | Количество | Сумма затрат (в рублях) |
1. | Типографские, издательские услуги (реклама, буклеты), печать фотографий | 226 | 3.000 | ||
2. | Призовой фонд | 290 | 3.000 | ||
3. | Медикаменты (бинты, жгуты), аптечка | 341 | 2.000 | 1 шт. | 2.000 |
4. | Стулья складные | 670 | 4 шт. | 2.680 | |
5. | ГСМ (бензин) | 7.000 | |||
6. | Приобретение канцелярских товаров | 3.000 | |||
7. | Флипчарт | 4.500 | 1 шт. | 4.500 | |
Туристское снаряжение: | |||||
8. | Веревка 10мм | 34 | 300м. | 10.200 | |
9. | Карабин автомат с байонетной муфтой | 410 | 30 шт. | 12.300 | |
10. | Страховочная система Венто поясная | 960 | 6 шт. | 5.760 | |
11. | Страховочная система Венто грудная | 790 | 6 шт. | 4.740 | |
Итого: пятьдесят восемь тысяч сто восемьдесят рублей. | 58180 |
Список литературы
1. Гостюшин А.В. Шубина С.И. Азбука выживания.- М.: Знание, 1995. - 288 с.
2. Ильичёв А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Эксмо, 2002. - 492 с.
3. Константинов Ю.С. Туристская игротека - М.: Гуманитарный издательский центр, 2000.- 89 с.
4. Потапов С. Вакса О. Курс выживания для подростков. – М.: АСТпресс, 2001. - 335 с.
5. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М.: ЦДЮТур, 1995. – 111 с.
6.Сайт Управления МВД России по Ханты-Мансийскому АО-Югре. - Режим доступа: https://86.mvd.ru/news/item/620392
7. Смирнов А.Т. Мишин Б.И. Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни для 10 – 11 классов. – М.: Просвещений, 2002. – 422 с.
8. Смирнов А.Т. Фролов М.П., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 218 с.
9. Тамм Е.И. Энциклопедия туриста. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1993. – 607 с.
10. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М. Советский спорт, 2002 – 361 с.
Приложение 1
Игра на местности «Остров сокровищ»
Форма проведения: состязание.
Игра проводится на местности и включает в свою программу спортивные состязания, конкурсы, интеллектуальные задания. Особенность данной игры в том, что командам не требуется ждать своего старта, так как все команды стартуют одновременно. Заканчивается она так же одновременно для всех команд. Вместе с тем игра требует большой подготовки. Особое внимание необходимо уделить изготовлению карты местности, на которой будет проводиться игра. Участникам игры запрещается до старта проходить маршрут трассы.
Педагогические возможности: игра «Остров сокровищ» способствует развитию у детей чувства коллективизма, ответственности перед товарищами по команде, развивает такие физические качества, как сила, ловкость, выносливость; ребята могут проверить себя на сообразительность, получить новые знания, поближе познакомиться с персонажами книги «Остров сокровищ» Р.Стивенсона.
Набор ролей: на каждом этапе стоят судьи, исполняющие роли персонажей книги Р.Стивенсона «Остров сокровищ»: Слепой Пью, Билли Бонс, мальчик Джимми, капитан Смоллет, Джон Сильвер, доктор Ливси.
Реквизит: карта местности, клад, 300 м. веревки диаметром 10 мм, карабины – 10 штук, ограничительная лента (волчатник), карточки с цифрами и буквами, книги и кроссворд, «черная метка», спальные мешки (по количеству команд), веревка диаметром 6 мм, шарики, сырые яйца, рогатка, таблички с названием этапов, карандаши, бумага писчая.
Подготовительный период. До начала игры продумывается трасса, последовательность прохождения этапов участниками команд и место хранения частей карты. Команды стартуют одновременно. Время работы команды на этапе устанавливается одинаковое, для того что бы избежать встречи участников на этапе. После выполнения каждого задания, команда получает подсказку, о том, где можно найти часть карты.
Краткие советы по проведению:
- задания, предложенные в игре, могут быть легко заменены на другие;
- в ходе игры задействовано столько карт местности, сколько команд;
- организаторам игры необходимо обратить особое внимание на безопасность этапов;
- судьям необходимо строго соблюдать установленное время работы команды на этапе.
Ход игры
1 этап – СПАЛЬНЯ БИЛЛИ БОНСА
2 этап – ШТУРМ ФОРТА
3 этап – ФРЕГАТ ИСПАНЬОЛА
4 этап – ПОДНЯТЬ ЯКОРЯ!
5 этап - ШКОЛА ПИРАТОВ
6 этап – ИЩИ, СЛЕПОЙ ПЬЮ!
7 этап – РАСШИФРОВКА КАРТЫ
8 этап – ПОИСКИ КЛАДА
«Черная метка»
(последовательность прохождения трассы командами)
Команда | последовательность прохождения этапов командой | |||||||
1 команда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 команда | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 2 | 7 | 8 |
3 команда | 1 | 4 | 5 | 6 | 2 | 3 | 7 | 8 |
4 команда | 1 | 5 | 6 | 2 | 3 | 4 | 7 | 8 |
5 команда | 1 | 6 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 |
Описание этапов
Этап – «СПАЛЬНЯ БИЛЛИ БОНСА».
Для проведения этапа потребуется 5 спальных мешков и , по возможности 5 палаток. До старта в спальный мешок ложиться по одному участнику и з каждой команды, которым выдается часть карты и «черная метка», они должны спрятать их на себе, например в носке. Эти игроки представляют из себя спящего Билли Бонса. Задача остальных участников команд – найти «черную метку» и часть карты, не разбудив при этом Билли Бонса (Бонс это игрок команды соперников). Если команда во время поиска ведёт себя очень шумно, рискуя разбудить Билли Бонса, она получает штрафное очко в виде 1 минуты задержки на этапе или исполнения колыбельной песни, чтобы усыпить пирата. После нахождения «черной метки», каждая команда направляется на следующий указанный в ней этап.
Этап – «ШТУРМ ФОРТА».
Этап «ШТУРМ ФОРТА» включает в себя несколько заданий, которые выполняются всей командой последовательно.
1 задание. На расстоянии не менее 4 метров от команды устанавливается 3-5 мишеней (банки, бутылки), которые необходимо сбить камнем, выпущенным из рогатки (рогатка одна на всю команду). Сбивают мишени все участники команды по очереди. Число попыток не ограничено. Задача участников сбить все мишени.
2 задание. На расстоянии не менее 4 метров от команды на ровной площадке кладутся 3 мяча, первому игроку выдается верёвка. Из верёвки необходимо сделать лассо, закинуть на мяч и подтянуть его к себе. Задача подтянуть все мячи за ограничительную линию.
Подсказка. После выполнения командой каждого задания, судья сообщает участникам одно слово подсказки, указывающее на местоположение карты. Например, после выполнения первого задания сообщается слово - вода, после выполнения второго задания - киль, после выполнения третьего задания – парус. Все эти слова связаны со словом лодка, т.е. это слово и является ключевым на этом этапе и часть карты, соответственно, спрятана в лодке. Если после трёх подсказок, команда не смогла определить ключевое слово, то ей (команде) предлагается выполнить ещё задание и заработать подсказку.
Этап – «ФРЕГАТ ИСПАНЬОЛА»
Это задание представляет собой верёвочный курс, который включает в себя прохождение нескольких верёвочных этапов. Для этого этапа необходимо натянуть веревки между деревьями. После преодоления каждого верёвочного этапа команда получает одну букву из ключевого слова, которое указывает на местоположение следующей части карты. Количество букв в слове, где спрятана третья часть карты, должно соответствовать количеству верёвочных этапов. В данном случае – это шесть этапов и шесть букв в ключевом слове.
- верёвочный этап: Параллельные перила. Между двумя деревьями натягиваются параллельно две веревки на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Каждый участник команды должен пройти от одного дерева к другому по веревкам, не касаясь земли. После успешного выполнения задания команда получает букву.
- верёвочный этап: Паутина. Между двумя деревьями натягиваются веревки в виде паутины. Участникам необходимо перелезть через паутину (преодолеть барьер). Прохождение паутины разрешено любым способом. После успешного выполнения задания команда получает букву.
- верёвочный этап: Скала. Все участники команды становятся в одну шеренгу на доску (бревно). Задача участников поменяться местами, не вставая на землю. Этап заканчивается тогда, когда первый участник команды пройдет круг и займет свое исходное место. Команда получает букву.
- верёвочный этап: Навесная переправа. Между двумя деревьями натягивается одна веревка. Каждому участнику команды необходимо переправиться от одного дерева к другому, не касаясь земли. Закончив этап, команда получает букву.
- верёвочный этап: Круто наклонная навесная переправа. Между двумя деревьями от вершины к комлю натягивается веревка. Все участники проходят этот этап со страховкой. Их задача - съехать по веревке сверху вниз. После выполнения задания команда получает букву.
- верёвочный этап. Тарзанка. На наклонное дерево или на толстый сучок закрепляется верёвка. Команде необходимо при помощи веревки переправиться от одной ограничительной линии до другой, не касаясь земли. При успешном выполнении задания команда получает букву.
Этап – «ПОДНЯТЬ ЯКОРЯ!»
На этом этапе часть карты команда получает при выполнении последнего задания.
1 задание. Построй команду.
Каждому участнику команды раздаются карточки, на которых написаны звания членов экипажа корабля. Задача команды - построится слева направо в соответствии со своим званием.
Юнга – матрос – лоцман – штурман – старпом – капитан.
Эти звания рассчитаны на команду из шести человек. В случае, когда в команде большее число участников, к этому списку можно добавить такие, как рядовой, сержант, майор и другие. Для построения даётся три попытки.
2 задание. И когда на море качка.
Каждому участнику команды необходимо пройти расстояние в 10 метров, передавая друг другу эстафету. Для этого всем участникам необходимо встать прямо, ноги вместе, затем правую ногу завести назад и поставить её со стороны левой так, чтобы ноги перекрестились и левая нога на время стала правой. Потом то же самое проделать правой ногой и т.д. Таким образом нужно пройти весь этап.
- задание. Душевая.
Все участники команды становятся в два ряда на расстоянии вытянутой руки спиной друг к другу. Им даётся ведро (котелок), наполненное водой, которое они должны передавать друг другу таким образом:
1уч. 2уч. 3уч. 4уч.
5уч. 6уч. 7уч. 8уч.
Первый участник передаёт ведро пятому участнику между ног, который отдаёт это ведро обратно первому участнику, но уже над головой, при этом поворачиваться нельзя. Далее, первый участник отдаёт ведро второму участнику, который передает ведро шестому участнику таким же образом, как это делала первая пара. Ведро должны передать друг другу все пары. Ставить его на землю нельзя. Если команда все-таки поставила ведро на землю, то, доведя ведро до конца, команда проделывает ещё один круг. Но при этом участники, которые передавали ведро через верх, передают его между ног (т.е. пары меняются действиями). Если команда пролила довольно много воды из ведра, то судья добавляет воды.
5 задание. Поднять якоря.
Каждому частнику команды выдается «якорь» - привязанный за нитку пакет, внутри которого находятся куски бумаги и для тяжести маленькие камушки, в одном из этих пакетов лежит часть карты. Взяв пакет за нитку в зубы, необходимо поднять «якорь», «съев» нитку. Участники проделывают это по очереди, т. е. второй участник начинает поднимать свой «якорь» после того, как первый участник поднял свой и т. д. «Якорь» с частью карты выдается участнику, который поднимает «якорь» последним. В целях гигиены «якоря» готовятся для каждой команды заранее.
Этап «ШКОЛА ПИРАТОВ»
Для этого этапа необходимо подготовить сетку для разгадывания кроссворда на все команды. Кроссворд одинаков для всех команд. Ответив на вопросы кроссворда, участники команды заполняют кроссвордную сетку. В результате они получают следующее ключевое слово. В данном случае это слово – фамилия человека, написавшего книгу «Остров сокровищ» - Стивенсон.
Вопросы к кроссворду:
1. «С»: Вы зашли в тёмную кухню, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь? – спичка.
2. «Т»: Самая распространённая обувь в России в 18 веке – лапти.
3. «И»: Назовите самое популярное транспортное средство в Восточной Азии – велосипед.
4. «В»: Самая высокая гора нашей планеты – Эверест.
5. «Е»: Млекопитающее с самой большой продолжительностью жизни – человек.
6. «Н»: Самый большой на планете остров – Гренландия.
7. «С»: Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на ветки – стриж.
8. «О»: Место земли, где сегодня и всегда день равен ночи – экватор.
9. «Н»: Самая близкая к Земле звезда – солнце.
На этом этапе ключевое слово (Стивенсон) указывает на то, что карту надо искать в книгах, ведь Стивенсон - писатель. В месте, где участники разгадывают кроссворд, должно лежать несколько книг, в одной из них, и спрятана часть карты.
Этап ИЩИ, СЛЕПОЙ ПЬЮ!
Для проведения этого этапа ограничивается определённая территория. Внутри ограниченной территории разложены на земле или подвешены на кустах небольшие карточки с цифрами и буквами, в которых зашифрована детская загадка. Ответ на эту загадку указывает на местоположение части карты. Несколько участников команды находятся на ограниченной территории, а несколько за этой территорией. Задача тех, кто находится внутри - найти эти карточки и прокричать записанные на них буквы с цифрами тем, кто стоит за линией. Участникам, стоящим за линией, выдаётся бумага и карандаш: они внимательно слушают и записывают.
Каждая буква в загадке заранее по порядку нумеруется, затем цифры с соответствующей буквой пишутся на карточке. Главная задача участников – понять, на что указывает цифра и буква. Когда буквы расставятся по порядку, будет не сложно прочитать загадку и найти ответ, где спрятана шестая часть карты.
Этап РАСШИФРОВКА КАРТЫ
Когда все шесть частей карты будут найдены, карта расшифровывается для того, чтобы определить место положения клада. На карте нет никаких ярких отметок, указывающих на это место. На обороте карты есть подсказки, которые помогут расшифровать её.
В подсказке указано на то, в чем находится клад, например, кастрюля, и местонахождение этой кастрюли. Для этого на каждой части карты с обратной стороны даны подсказки:
Кастрюля: Выбранное слово делится на три слога: кас – трю – ля и на каждый слог дана подсказка, написанная на другой стороне каждой из трех частей карты. Например,
Слог кас. Подсказка: половина турклуба (в данном случае турклуб «Каскад»).
Слог трю: трюфель, трюмо, трюк (общий слог «трю»)
Слог ля: самая запоминающаяся часть песни «Где-то на белом свете…» (припев «ля-ля-ля-ля»). Эта фраза написана на обороте той части карты, где находится клад.
Местонахождение клада отмечается на карте крестиком, написанным воском (можно свечей). Для того, чтобы увидеть крестик, необходимо всю карту заштриховать простым карандашом, в результате можно увидеть, что место, отмеченное свечой не штрихуется. Без этой операции отметки на карте не видно. Для того, чтобы дать участникам намек на последующие действия, на остальных трех кусках карты пишется фраза: «заштрихуй последнюю часть зашифрованного слова», т. е. участникам необходимо заштриховать ту часть карты, на обратной стороне которой зашифрован последний слог слова «кастрюля». Заштриховав эту часть карты – можно увидеть белый крестик – это местоположения клада.
Кладом может быть кастрюля с яблоками на всех членов команды
Этап ПОИСКИ КЛАДА
Поиски клада – заключительный этап игры «Остров сокровищ». Успех этого этапа зависит от качества нарисованного плана. Чем точнее план, тем легче найти клад.
Приложение 2
Полоса испытаний «Висячие сады»
Педагогические возможности: состязания на полосе испытаний вырабатывают у детей такие физические качества, как ловкость, чувство баланса, гибкость, дают начальное представление и навыки в технике прохождения и тактике преодоления естественных препятствий.
Полоса испытаний «Висячие сады» представляет собой ряд верёвочных этапов различного натяжения верёвок и различного расположения верёвок. Все верёвочные этапы проходятся со страховкой. Полосу испытаний можно проходить как командой, так и лично, но обязательным условием является – пройти от опоры до опоры, иначе этап считается не пройденным. Представлены схемы следующих этапов:
«Параллельные перила» «Навесная переправа»
«Перила» «Х-перила»
«Петли» «Качающееся бревно»
Приложение 3
«Трасса Гигантов»
Тип: игра на местности.
Форма: спортивное состязание.
Краткое описание: в игре может участвовать любое количество команд по 4-6 человек в каждой. Главная отличительная особенность игры в том, что вся дистанция проходится командой, участники которой держат в руках веревку. При этом веревку нельзя отпускать до самого финиша. Задача участников команды – пройти дистанцию за наименьшее время, получить при этом наименьшее количество штрафов и разгадать ключевое слово. Для разгадки этого слова команды зарабатывают подсказки во время прохождения этапов на дистанции. Старт последующей команды происходит по финишу предыдущей.
Педагогические возможности: игра способствует развитию у детей и подростков таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость; формирует чувства коллективизма, ответственности перед товарищами; выявляет в каждой команде лидера; заряжает положительной энергией.
Набор ролей: судьи, участники, болельщики.
Реквизит: верёвка 10мм, секундомер, жерди, верёвка 6мм, нитки, подсказки, ненужные вещи.
Краткие советы по проведению:
1. Задания, предложенные в игре, могут быть легко заменены на другие.
2. Желательно проводить игру на местности, где имеются небольшие овраги и достаточное количество деревьев.
3. С каждой из команд по дистанции сопровождает судья. На этапах судей нет.
Цель игры: участникам необходимо преодолеть трассу с препятствиями, не отпуская веревку, за максимально короткое время с минимальным количеством штрафных баллов.
Состав команды: не менее 4 человек.
Ход игры: для усложнения игры участникам команды за всю дистанцию необходимо получить четыре подсказки, а в конце трассы сказать ключевое слово. Для того чтобы получить подсказку, каждый участник команды по очереди зарабатывает её. Дистанция состоит из восьми этапов, на четырех из них участники достают подсказку.
1 этап «Паутина»
Для проведения этого этапа необходимо натянуть веревки между деревьями в виде паутины. Участники команды должны пройти сквозь паутину, не отпуская веревку и, не касаясь ей земли.
2 этап «Мышеловка»
Для проведения этого этапа натягиваются веревки на расстоянии полуметра от земли, расстояние между деревьями должно быть 1,5-2 метра. Участники должны проползти под веревкой, не касаясь ее. На данном этапе допускается касание земли веревкой.
3 этап «Первая подсказка»
Одному из участников команды показывают яму с камнями, один из которых помечен изолентой или краской. Камней в яме должно быть достаточно для того, что бы помеченный камень затерялся. У участника есть 30 секунд для того, чтобы найти помеченный камень. Если камень не найден, то подсказка не сообщается, и участники продолжают движение по трассе.
4 этап «Переправа по жердям»
Для этого этапа необходимо положить на камни или кирпичи две длинные жерди. Все участники команды должны переправиться по ним, не ступая на землю. Ни один участник не имеет права выпускать из рук веревку.
5 этап «Вторая подсказка»
На определенной высоте (2,5 - 3м) подвешиваются три листочка бумаги, на одном из которых написана подсказка. Двум членам команды необходимо за 30 секунд найти нужный листок, достать его и прочитать подсказку. В случае провала команда обходится без второй подсказки.
6 этап «Кочки»
На этапе из обручей делаются кочки, которые кладутся в хаотичном порядке на определенном расстоянии друг от друга. Участники команды должны пройти по ним, не уронив веревку и не ступая за пределы обруча.
7 этап «Третья подсказка»
Одному участнику команды за 30 секунд предлагается найти в куче ненужных вещей (пластиковые бутылки, старая обувь, фантики, газеты и т. д.) помеченную вещь. Как только участник находит эту вещь, ему сообщается третья подсказка.
8 этап «Узкий лаз»
Для этого этапа необходимо найти V-образное дерево или два дерева, стоящих рядом, к которым привязывается веревка так, чтобы получилось 3 хода. Команда должна пролезть между узкими проемами. Запрещается касание веревкой земли, а также касание веревки участником.
9 этап «Четвёртая подсказка»
Необходимо вырыть 3 ямки (например, объёмом 30 см х 30 см), в одну из которых кладется палочка с меткой. После этого все ямки засыпаются до половины землей. Один из участников за 30 секунд должен найти в этих ямках помеченную палочку. Если участник не успел найти эту палочку, то подсказка команде не сообщается.
10 этап «Финиш»
После того как на финише команда говорит ключевое слово, выключается секундомер. Если команда не назвала слово, или назвала, но неправильно, то она автоматически становится последней независимо от времени, затраченного на прохождение дистанции и количество штрафных баллов.
Ключевые слова:
БАНЯ: веник, пар, чай, отдых.
КОРОВА: трава, молоко, деревня, «Милки вэй».
АЙСБЕРГ: Алла Пугачева, Ледовитый океан, снег, вода, Титаник.
ПИОНЕР: Клятва, лагерь, галстук, Нi-Fi.
ОСЕНЬ: Школа, перелёт птиц, листопад, жёлтый лист, (время года).
Штрафы: 1балл = 30секунд:
Касание земли веревкой - 16алл (Мышеловки не касаться).
Отрыв руки от веревки (1 участник) -16алл.
Заступ на землю (1 участник) -16алл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...