План работы с одаренными
методическая разработка
План работы на год со слабоуспевающими учащимися в соответствии с требованиями новых ФГОС и ФОП стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_plan.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РД «Ретлобская СОШ Цунтинского района»
План работы с одаренными учащимися
Составитель: учитель истории
и обществознания Магомедова Л.А
с.40 лет Октября
2023
Пояснительная записка
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
- Неприязнь к школе, так как учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
- Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
- Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- Их волнуют вопросы философского характера.
- Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Цель программы: создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
- Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- Создание методики выявления одарённых детей;
- Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
- Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
Содержание и формы работы:
- групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися; - занятия исследовательской и проектной деятельностью; - научно-практические конференции; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - конкурсы; - предметные недели (декады); - работа по индивидуальным планам.
Принципы работы с одаренными учащимися:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Функции учителя:
- Выявление одарённых детей.
- Создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
- Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
План работы с одарёнными детьми.
№ | Мероприятия | Сроки | Направления и формы работы |
Диагностика одаренных детей, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес | сентябрь | Анкетирование, Тестирование по предмету | |
2 | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми. | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий. |
3 | Подготовка к олимпиаде. | сентябрь октябрь | Выработка рекомендаций учителя-предметника и психолога по подготовке к олимпиаде |
4 | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию. | октябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий. |
5 | Подготовка учащихся к участию в региональных и муниципальных олимпиадах. | ноябрь | Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий |
6 | Осуществление анализа участия в олимпиадах | январь | Коррекционная работа через выполнение заданий |
7 | Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | постоянно | Организация работы |
8 | Участие в Месячнике наук с активным участием одаренных детей | по плану | Викторины, конференции, инсценировки |
9 | Индивидуальные консультации по сложным вопросам | в течение года | Индивидуальные, групповые занятия с одаренными детьми |
10 | Проектная деятельность учащихся и участие в научно-практических конференциях | в течение года | Индивидуальные и групповые занятия |
11 | Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. | в течение года | Индивидуальная работа |
Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию
Классы | Этапы работы | Формы: |
5-6 классы | Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся | Урок. Внеклассная работа. Школьные олимпиады. Районные олимпиады. |
7 класс | Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Районные олимпиады. |
8-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Индивидуальная работа (проекты, рефераты). |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Индивидуальная работа Элективный курс |
План индивидуальной работы
Фамилия имя ученика | Понятия и термины | Хронология | Творческие задания | Самост. работа | Устные ответы | Письмен. работы | Итоговая работа |
1.Абдулатипова Мадина 8 кл | XII-XX | + | + | + | + | ||
2. | |||||||
3. |
КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
I блок. Общие сведения
Ф.И.О. Абдулатипова Мадина Усбановна
Возраст 14 лет Школа ГКОУ РД «Ретлобская СОШ Цунтинского района»
Класс 8 Тел _________________
Взаимоотношения в семье: хорошие
Культурный уровень семьи: высокий
Воспитательный потенциал семьи__________________________________________
_______________________________________________________________________
Направление деятельности (творческое объединение) _________________________
_______________________________________________________________________
Увлечения рисование, чтение , творческие задания
Любимые школьные предметы история, литература
Характеристика деятельности творческая работа, практические программы
Характер ребенка: общительная, коммуникабельная, стрессоустойчивая, активная
Особенности эмоционально - волевой сферы ребенка: ________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Положение ребенка в коллективе:__________________________________________
Медицинские сведения ___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными учащимися.
- Творческая самореализация выпускника школы.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
- Реализация положений Концепции школы: “Школа гражданского воспитания”.
- Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.
Задания для развития способностей в изучении истории (карточки, тесты, творческие задания)
Формы работы на уроке.
1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.
- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.
Пример: картинный план «Чумной бунт в Москве в 1771году» в 7 классе.
1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.
2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…
- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.
Пример: стереотипный план «Время обитания человека умелого» в 6 классе.
1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад.
2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.
3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:
а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;
б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг;
в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;
г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.
2) Многоуровневый анализ исторических документов.
Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 7 классе.
Уровни анализа | Вопросы для анализа |
| ||
| 1. Атрибуция (паспортизация) документа. | 1. К какому виду источников относится документ? 2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом? | ||
| 2. Работа с информацией, которая заложена в тексте. | 1. С какими народами воевал Святослав в 971 году? 2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе? | ||
| 3. Аксиологический уровень. | 1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков? | ||
| 4. Критический уровень. | 1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. 2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте. | ||
| 5. Праксеологический уровень. | 1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами? | ||
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения
План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.
Пример:
1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?
2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.
Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история Отечества 8 класс.
1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.
2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.
3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?
4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?
4).Формирование хронологических знаний и умений
На уроке использую следующие виды работы:
А) Определение века и тысячелетия.
В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:
1584-1684 1302-1399
1000-1001 1299-1200
1600-1501 100-7
1899-189 189-200
Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:
Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.
В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:
- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:
1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…
Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:
В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?
- 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.
5). Работа с картой на уроке
Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:
А) Творческие образные задания:
Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».
Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….
В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:
- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.
Г) Игры по картографии:
по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).
6). Прием «Особое задание».
Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
7). Прием «Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.
8). Применение интерактивных форм работы.
А) Прием «Молодой учитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Б) Метод проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» и др.
В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.
1.Вызов:
-мозговой штурм;
- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
1. Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.
Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)
Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблему. Предлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии». (Приложение №3)
9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.
При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:
Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.
10. Проведение зачетов.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего задания.
- Прием «три уровня домашнего задания».
Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
В педагогической практике работы с одаренными детьми особое место уделяю ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет мне стимулировать мотивацию учения, познавательный интерес учащихся. В результате возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономится время за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации.
Работая с одаренными детьми, составляю план работы для себя.
Перспективы работы с одаренными детьми.
1. Разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов и других специалистов вне школы.
2. Разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей.
Приложения
Приложение № 1
«Диагностика внутреннего развития учащегося»
(Проводится совместно с психологом).
1. Интеллектуальные и творческие способности:
- развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень; динамика развития в ходе деятельности; произвольность познавательных процессов);
- уровень интеллекта;
- экспериментальное мышление;
- языковая личность и рефлексивные способности;
- общий уровень креативности, проявление креативности в проблемной ситуации.
2. Мотивационно-личностные характеристики:
- мотивация и познавательная активность;
- стремление к успеху, избегание неудач;
- настойчивость в достижении цели;
- способность к преодолению трудностей;
- самостоятельность в процессе познания и принятия решений;
- осознанность жизненного пути и жизненные перспективы;
- самооценка, саморегуляция;
- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности;
- тревожность.
3. Экспертиза развития исследовательских способностей:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы (версии);
- давать определения понятиям;
- способность классифицировать;
- наблюдать;
- умение структурировать материал;
- делать выводы и умозаключения;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Приложение №2
История Отечества 9 класс
Тема: «Ошибка тысячелетия»- Отечественная война 1812 года (фрагмент урока)
Самостоятельная работа с текстом
1.Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);
2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)
V – известно;
- - неизвестно;
+ - интересно, неожиданно;
? – хочется узнать, непонятно.
3. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 200 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?
(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации).
Литература
- Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007.
- Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
- Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.
- Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.
- Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс. 1991.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.
- Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание. 1991.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО. 2006.
- Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34. Интернет ресурсы: 1. http://pedsovet.su/ 2. http://festival.1september.ru/ 3. http://it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....
План работы с одаренными детьми по географии и биологии
Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...
План работы с одаренными детьми
Представленный материал может быть использован в качестве примера внеурочной занятости учащихся...
План работы с одаренными детьми
Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....
План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
В работе указаны отличительные особенности и принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...
План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.
Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах. Тр...