"Пятый элемент" программа
рабочая программа
Программа кружка туристско-краеведческой направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyatyy_element_2023-2024.docx | 244.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы:
«Пятый элемент»
туристско-краеведческое направление
Возраст обучающихся: 11-17 лет
на 2023 -2024 учебный год
Срок реализации 1 год
г. Нижневартовск, 2023г.
Рабочая программа историко-патриотического кружка «Пятый элемент» для 5-11 классов.
Пояснительная записка.
Рабочая программа объединения «Пятый элемент» разработана на основе ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного, среднего общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы основного, среднего) общего образования по патриотическому и духовно – нравственному направлениям.
Общие цели учебного предмета:
создание условий для гражданского, духовно - нравственного и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи на учебный год:
организация поиска материалов для пополнения фонда Уголка Боевой и Трудовой Славы. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей В. О. в., историей региона и города. Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
Оформление и экспонирование материалов. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный Уголок Боевой и Трудовой Славы. Организация научно-исследовательской работы. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Согласно учебному плану на прохождение курса объединения «Пятый элемент» отводится в 5-11 классах 35 часов в год, 1 час в неделю (1 занятие).
Рабочая программа ориентирована на УМК: Лекция «Мой край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», автор Золотаренко Н. Н. Лекция «Блокадный Ленинград», автор Золотаренко Н. Н. Сценарии деловых игр (диспуты, круглые столы), автор Золотаренко Н. Н. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или как делать музей?).М.,2003.,статья с методическими рекомендациями.
Альтман И.А., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях, М., 1977. Артемов Е. Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001. Крицына Л. И. Детский музейный центр // Материальная база культуры: Науч.-информ. сб. Вып.I.М.,2001.
Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного музея. Вып.VI.СПб.,2000. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А. Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/ Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Срок реализации рабочей программы _1 год.
Планируемые результаты изучения курса «Пятый элемент»
Формы занятий:
- лекции;
- классно-урочные занятия групповые и индивидуальные;
- экскурсии;
- консультации;
- литературные и исторические гостиные;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- исторические игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города и области;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- встречи с ветеранами.
В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории страны, края и города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям уголка, по проведению мероприятий по профилю уголка на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном уголке учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
В результате работы по программе курса учащиеся будут знать:
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные.
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные.
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные.
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные.
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание учебного курса
Вводное занятие.
Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика: Ведение музейной документации.
«Я — житель города Нижневартовска».
Теория: История города. Посещение краеведческого музея. «Город прежде», «Город сегодня».
Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города». Выставка по итогам акции «Виды родного города». Экспозиция «Город прежде», «Город сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям уголка.
Музейный работник.
Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
Экспозиция «Листая школьные страницы».
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.
Практика: Пополнение экспозиции.
Экспозиция «Гордость школы».
Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.
Практика: Пополнение экспозиции.
6. Символика города и края.
Теория: История сибирской символики. История создания герба и флага
г. Нижневартовска.
История моей семьи в истории города.
Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».
Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
Военная история края.
Теория: Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.
Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.
Практика: Фотосессия: «Портрет (ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны) на фоне города». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа». «Чтобы помнили».
Теория: Ознакомление с экспозицией (выпускники нашей школы, погибшие в Великой Отечественной войне).
Практика: Пополнение экспозиции. Проведение экскурсии для учащихся. «Экология края».
Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
Музейное сотрудничество.
Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.
Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города. «История техники».
Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники.
Практика: Пополнение экспозиции.
Защита творческих проектов учащихся.
Итоговое занятие.
Теория: Итоги работы школьного музея. Практика: учет экспонатов и документального фонда.
Тематическое планирование.
Тема занятия | Количество часов | Количество часов | ||
теоритические | практические | |||
Раздел 1. Наш город. | 7 | 3 | 4 | |
1.Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2.Я — житель города Нижневартовска. | 1 | 1 | ||
3. Я — житель города Нижневартовска. | 1 | 1 | ||
4.Книга памяти. | 1 | 1 | ||
5. Книга памяти. | 1 | 1 | ||
6. Листая прошлого страницы (презентация «Наши ветераны»). | 1 | 1 | ||
7. Листая прошлого страницы (презентация «Наши ветераны»). | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Наша школа. | 2 | 1 | 1 | |
8. «Гордость школы». | 1 | 1 | ||
9. «Гордость школы». | 1 | 1 | ||
Раздел 3. История семьи в истории города. | 2 | 1 | 1 | |
10. Символика города и края. | 1 | 1 | ||
11. Военная история края. | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Великая Победа. | 8 | 2 | 6 | |
12. «Чтобы помнили», стенд 1944г. | 1 | 1 | ||
13. «Чтобы помнили», стенд 1945г. | 1 | 1 | ||
14. «Чтобы помнили», стенд, Штурм Берлина. | 1 | 1 | ||
15. Наши ветераны, стенд. | 1 | 1 | ||
16. Наши ветераны, стенд. | 1 | 1 | ||
17. Вклад моих родных в победу. | 1 | 1 | ||
18.Вклад моих родных в победу. | 1 | 1 | ||
19.Вклад моих родных в победу. | 1 | 1 | ||
Раздел 5. Наш край после войны. | 6 | 2 | 4 | |
20. Из истории освоения Сибири. | 1 | 1 | ||
21. Из истории освоения Сибири. | 1 | 1 | ||
22. Школьная книга памяти. | 1 | 1 | ||
23. Школьная книга памяти. | 1 | 1 | ||
24. Школьная книга памяти. | 1 | 1 | ||
25. Музейное сотрудничество | 1 | 1 | ||
26. Музейное сотрудничество | 1 | 1 | ||
27. Музейное сотрудничество | 1 | 1 | ||
Раздел 6. Проекты. | 8 | 4 | 4 | |
28. В преддверии победы. | 1 | 1 | ||
29. В преддверии победы. | 1 | 1 | ||
30. В преддверии победы. | 1экскурсии | 1 | ||
31. В преддверии победы. | 1 экскурсии | 1 | ||
32. В преддверии победы. | 1 экскурсии | 1 | ||
33. В преддверии победы. | 1 экскурсии | 1 | ||
3. В преддверии победы. | 1 экскурсии | 1 | ||
35. Итоговое занятие «Победа». | 1 | 1 | ||
Итого: | 35 | 13 | 22 |
Календарно - тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.
Тема занятия | Количество часов | Формы проведения | Дата проведения | Причина корректировки | |||
по плану | по факту | ||||||
Раздел 1. Наш город(7ч.) | |||||||
1.Вводное занятие. | 1 | коллективное | |||||
2.Я — житель города Нижневартовска. | 1 | диспут | |||||
3. Я — житель города Нижневартовска. | 1 | круглый стол | |||||
4.Книга памяти. | 1 | индивидуальное | |||||
5. Книга памяти. | 1 | проект | |||||
6. Листая прошлого страницы (презентация «Наши ветераны»). | 1 | проект | |||||
7. Листая прошлого страницы (презентация «Наши ветераны»). | 1 | практикум | |||||
Раздел 2. Наша школа(2ч.). | |||||||
8. «Гордость школы». | 1 | проект | |||||
9. «Гордость школы». | 1 | диспут | |||||
Раздел 3. История семьи в истории города (2ч.). | |||||||
10. Символика города и края. | 1 | проект | |||||
11. Военная история края. | 1 | проект | |||||
Раздел 4. Великая Победа (8ч.). | |||||||
12. «Чтобы помнили», стенд 1944г. | 1 | практикум | |||||
13. «Чтобы помнили», стенд 1945г. | 1 | практикум | |||||
14. «Чтобы помнили», стенд, Штурм Берлина. | 1 | проект | |||||
15. Наши ветераны, стенд. | 1 | индивидуальное | |||||
16. Наши ветераны, стенд. | 1 | практикум | |||||
17. Вклад моих родных в победу. | 1 | круглый стол | |||||
18.Вклад моих родных в победу. | 1 | проект | |||||
19.Вклад моих родных в победу. | 1 | проект | |||||
Раздел 5. Наш край после войны (8ч.). | |||||||
20. Из истории освоения Сибири. | 1 | экскурсия | |||||
21. Из истории освоения Сибири. | 1 | проект | |||||
22. Школьная книга памяти. | 1 | практикум | |||||
23. Школьная книга памяти. | 1 | круглый стол | |||||
24. Школьная книга памяти. | 1 | практикум | |||||
25. Музейное сотрудничество | 1 | экскурсия | |||||
26. Музейное сотрудничество | 1 | практикум | |||||
27. Музейное сотрудничество | 1 | практикум | |||||
Раздел 6. Проекты (8ч.). | |||||||
28. В преддверии победы. | 1 | практикум | |||||
29. В преддверии победы. | 1 | практикум | |||||
30. В преддверии победы. | 1 | 1экс | |||||
31. В преддверии победы. | 1 | 1 экс | |||||
32. В преддверии победы. | 1 | 1 экс | |||||
33. В преддверии победы. | 1 | 1 экс | |||||
34. В преддверии победы. | 1 | 1 экс | |||||
35. Итоговое занятие «Победа». | 1 | проект | |||||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в пятом классе.
Презентация помогает разобраться в видах искусства, их общих свойствах. Даётся текст Рождественской песенки П. Синявского....
олимпийский урок "Пять колец"
урок олимпизма для 5-6 класса, посвящённый Олимпиаде -2014 в Сочи...
Пять степеней учителя
Каким должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет общество к человеку-учителю, и какие требования предъявляет к учителю информационный век? Много вопросов, но ещё больше будет ответо...
Использование игровых приемов для повторения пяти времен английского глагола в 6 классе.
Урок - повторение пяти времен английского языка....
"Пять вопросов о курении"
Классный час о вреде курения... Избитая,банальная. но актуальная тема. Чаще всего, наши беседы с детьми носят просвещающий характер и проходят в назидательном тоне.Сценарий этого классного часа- попыт...
Победители предметных олимпиад за последние пять лет
Документ содержит список призеров и победителей районных и областных олимпиад по истории и обществознанию....
Программа работы с учениками пятого класса "Первый раз в пятый класс"
Программа работы с учениками пятого класса " Первый раз в пятый класс".Цель: Помочь пятиклассникам благополучно адаптироваться к новым условиям обучения....