Программа кружка "Эрудит"
рабочая программа
Интеллектуальное развитие посредством проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit_5-11_2023-2024.doc | 377.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Эрудит».
Пояснительная записка.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Рабочая программа объединения «Эрудит» разработана на основе ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного, среднего общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы основного, среднего) общего образования по патриотическому и духовно – нравственному направлениям.
Общие цели учебного предмета:
создание условий для гражданского, духовно - нравственного и патриотического воспитания учащихся посредством решения логических задач, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в интеллектуальные соревнования.
Задачи на учебный год:
организация поиска материалов для пополнения копилки логических заданий, систематизация и обобщение материалов, связанных с развитием логического мышления учеников. Учет и хранение собранных материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
Оформление и экспонирование материалов. Организация интелленктуальных марафонов и состязаний для учеников. Проведение занятий по развитию логического мышления школьников. Развитие дополнительного образования детей через развитие их логического мышления. Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения наработанных методик, позволяющих создавать собственные наработки различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и цифровому обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Согласно учебному плану на прохождение курса объединения «Эрудит» отводится в 5-11 классах 35 часов в год, 1 час в неделю (1 занятие).
Рабочая программа ориентирована на УМК: Сценарии интеллектуальных игр (диспуты, круглые столы), автор Золотаренко Н. Н.
Большая интеллектуальная энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
Большая интеллектуальная энциклопедия. [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
А.Ликум – Интеллектуальная энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/ Внеурочная деятельность в аспекте содержания ФГОС полного общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ Проектная деятельность в школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты изучения курса «Эрудит»
Формы занятий:
- решение логических задач методом круглого стола в группах, лекции;
- классно-урочные занятия групповые и индивидуальные;
- экскурсии;
- консультации;
- интеллектуальные гостиные;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- интеллектуальные игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города и области;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- встречи с ветеранами и интересными людьми.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких навыков логического мышления и умения находить нестандартные пути решения задач в различных сферах деятельности.
В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по разным направлениям и в различных предметных областях.
В результате работы по программе курса учащиеся будут знать:
- способы решения задач нестандартными способами;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся будут уметь:
- выделять объект проблемы;
- разделять мыслительную деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные.
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новом способам работы с учебным материалом и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные.
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные.
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные.
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 – 11 классы (35 часов)
Введение.
Понятие о логических задачах и исследовательской деятельности учащихся. Важности логических умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация.
Способы мыслительной деятельности.
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Этапы работы в рамках мыслительной деятельности.
Выбор задания.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы).
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.
II. Практический блок.
Мы - исследователи. Самостоятельный проект:
«Обитатели аквариума»..
Планирование работы.
Составление плана работы над заданиями. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
Мониторинг мыслительной деятельности учащихся
Подготовка к отчёту.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита результатов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование тем | Всего | Количество часов | ||
Теоритические | Практические | ||||
Введение (1 ч.) | |||||
1. | Что такое логические задания. | 1 | 1 | ||
| 16 | ||||
Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. | 7 | 4 | 3 | ||
2. | Что такое проблема. | 1 | 1 | ||
3. | Как мы познаём мир. | 1 | 1 | ||
4. | Удивительный вопрос. | 1 | 1 | ||
5. | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | 1 | ||
6. | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | 1 | ||
7. | Источники информации. | 1 | 1 | ||
8. | Источники информации. | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. | 9 | 5 | 4 | ||
9. | Выбор тем логических задач. | 1 | 1 | ||
10. | Цели и задачи в логике. | 1 | 1 | ||
11. | Мыслительные операции. | 1 | 1 | ||
12. | Мыслительные операции. | 1 | 1 | ||
13. | Копилка логических задач. | 1 | 1 | ||
14. | Копилка логических задач. | 1 | 1 | ||
15. | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | 1 | ||
16. | Обобщение полученных данных. | 1 | 1 | ||
17. | Обобщение полученных данных. | 1 | 1 | ||
II. Практический блок (14 ч.) | |||||
Раздел 3. Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты. | 9 | 5 | 4 | ||
18. | Планирование аналитической работы. | 1 | 1 | ||
19. | Планирование аналитической работы. | 1 | 1 | ||
20. | Мыслительные операции. | 1 | 1 | ||
21 | Мыслительные операции. | 1 | 1 | ||
22. | Решение логических задач. | 1 | 1 | ||
23. | Решение логических задач. | 1 | 1 | ||
24. | Решение логических задач. | 1 | 1 | ||
25. | Решение логических задач. | 1 | 1 | ||
26. | Решение логических задач. | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Сочиняем задачи. | 5 | 3 | 2 | ||
27. | Составление задач. | 1 | 1 | ||
28. | Составление задач. | 1 | 1 | ||
29. | Составление задач. | 1 | 1 | ||
30. | Интеллектуальный марафон. | 1 | 1 | ||
31. | Интеллектуальный марафон. | 1 | 1 | ||
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. | 4 | 1 | 3 | ||
32. | Эрудит-КВН. | 1 | 1 | ||
33. | Эрудит-КВН. | 1 | 1 | ||
34. | Эрудит-КВН. | 1 | 1 | ||
35. | Эрудит-КВН. | 1 | 1 | ||
Итого: | 35 | 19 | 16 |
Календарно - тематический план работы кружка «Эрудит»
на 2023-2024 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Количество | Форма проведения | Дата проведения | Причины корректировки | ||||
По плану | По факту | ||||||||
Введение (1 ч.) | |||||||||
1. | Что такое логические задания. | 1 | деловая игра | ||||||
| |||||||||
Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. (7 ч.) | |||||||||
2. | Что такое проблема. | 1 | коллективная | ||||||
3. | Как мы познаём мир. | 1 | коллективная | ||||||
4. | Удивительный вопрос. | 1 | круглый стол | ||||||
5. | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | круглый стол | ||||||
6. | Учимся выдвигать гипотезы. | 1 | круглый стол | ||||||
7. | Источники информации. | 1 | деловая игра | ||||||
8. | Источники информации. | 1 | коллективная | ||||||
Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (9 ч.) | |||||||||
9. | Выбор тем логических задач. | 1 | круглый стол | ||||||
10. | Цели и задачи в логике. | 1 | деловая игра | ||||||
11. | Мыслительные операции. | 1 | коллективная | ||||||
12. | Мыслительные операции. | 1 | круглый стол | ||||||
13. | Копилка логических задач. | 1 | ко ллективная круглый стол | ||||||
14. | Копилка логических задач. | 1 | круглый стол | ||||||
15. | Суждения, умозаключения, выводы | 1 | деловая игра | ||||||
16. | Обобщение полученных данных. | 1 | круглый стол | ||||||
17. | Обобщение полученных данных. | 1 | коллективная | ||||||
18. | Обобщение полученных данных. | 1 | коллективная | ||||||
II. Практический блок (15 ч.) | |||||||||
Раздел 3. Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты. (9ч.) | |||||||||
19. | Планирование аналитической работы. | 1 | деловая игра | ||||||
20. | Планирование аналитической работы. | 1 | круглый стол | ||||||
21. | Мыслительные операции. | 1 | коллективная | ||||||
22. | Мыслительные операции. | 1 | круглый стол | ||||||
23. | Решение логических задач. | 1 | деловая игра | ||||||
24. | Решение логических задач. | 1 | круглый стол | ||||||
25. | Решение логических задач. | 1 | круглый стол | ||||||
26. | Решение логических задач. | 1 | деловая игра | ||||||
27. | Решение логических задач. Составление задач. | 1 | круглый стол | ||||||
Раздел 4. Сочиняем задачи. (5 ч.) | |||||||||
28. | Составление задач. | 1 | деловая игра | ||||||
29. | Составление задач. | 1 | круглый стол | ||||||
30. | Составление задач. | 1 | круглый стол | ||||||
31. | Интеллектуальный марафон. | 1 | коллективная | ||||||
32. | Интеллектуальный марафон. | 1 | круглый стол | ||||||
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся. (3 ч.) | |||||||||
33. | Эрудит-КВН. | 1 | деловая игра | ||||||
34. | Эрудит-КВН. | 1 | коллективная | ||||||
35. | Эрудит-КВН. | 1 | круглый стол | ||||||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...