"Если мы гореть не будем, кто ж тогда развеет тьму?"
материал

Белихова Надежда Александровна

Обобщение по теме наставник вожатых, делимся опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozhatskaya_praktika.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Александровна Белихова

 

«Если мы гореть не будем, кто ж тогда развеет тьму?»

Сегодняшний быстроменяющийся мир диктует свои реалии для детей. Современный школьник обучается в условиях максимальной учебной загруженности. В связи с этим ребенок постоянно находится в состоянии психологического стресса и невозможности, из-за отсутствия времени, реализовать свои собственные потребности и интересы. Именно поэтому большое значение для непрерывного образования и развития школьников имеет организация летних каникул, которые составляют четвёртую часть учебного года. В этот период необходимо создать условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. В каждом образовательном учреждении сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Существует она и в МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей.

На протяжении десяти лет в учреждение в летний период организуется летняя профильная площадка (далее – площадка) с двумя сменами: в июне и августе. Каждая смена объединяет всех желающих детей в возрасте от 7 до 15 лет в составе 30-35 человек. Это значит, нужно так построить деятельность, чтоб ребятам любого возраста было интересно, чтоб каждый из них нашел на площадке что-то для себя. Наши педагоги стремятся сделать каждый день смены удивительным и неповторимым, так как хорошо понимают, что каникулы это время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира детьми.

Для каждой смены разрабатывается отдельная комплексная программа, которая охватывает все возможные сферы деятельности в условиях площадки, объединяя при этом мероприятия по образованию, воспитанию и отдыху детей в единую систему в сочетании с занятиями кружковой деятельностью.

С 2016 года при поддержке районной молодежной политики на площадке стали работать вожатые, подростки с 14 лет, посещающие подростковый клуб «Экипаж». Сама вожатская деятельность «выросла» из социального проекта «Школа безопасности юных», который реализуется в учреждении с 2015 года. Через него ребята осуществляют шефскую помощь детским садам, подготавливая и проводя для малышей театрализованные познавательные игровые программы о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения и безопасной жизнедеятельности. Именно здесь начинает проявляться любовь к работе с детьми. По инициативе ребят подросткового клуба «Экипаж», осенью 2016 года был сформирован отряд вожатых «Радуга», в который вошли 10 человек. Ежегодно в начале учебного года проводится учебная игра для актива школ поселка «Ключи к успеху». Во время игры создаются пять разновозрастных отрядов, в работе с которыми наши вожатые пробуют свои силы. С нетерпением ребята ждут встречи с товарищами и спикерами на районном проекте «Школа вожатых», где делятся опытом, учатся новым подходам и вдохновляются новыми идеями.

Четыре года опыта работы с вожатыми на смене показывают положительные результаты для каждой стороны. Работа педагогов в тандеме с вожатыми помогает «осовременить» подходы к проводимым мероприятиям, быть с детьми «на одной волне». Вожатые становятся как «контактные проводники», которые помогают быстрее и ближе узнавать настроение, желания и проблемы ребят в отрядах. Из-за небольшой разницы в возрасте, ребятам проще найти подход друг к другу, они становятся более открытыми и легче устанавливают доверительные отношения, стремятся быть похожими на старшего товарища. Не менее важна работа вожатыми и для самих подростков, через нее они решают свои возрастные проблемы – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей нужности, появление представлений и ориентаций в профессиональной сфере.

Ярким подтверждением всего перечисленного, стала июньская смена 2019 года, которая прошла ярко, динамично на большом эмоциональном и творческом подъеме. И хотя прошел почти уже год, ребята с теплотой вспоминают летние события и с надеждой планируют новую смену.  Программа данной смены носила название «Зазеркалье 3Д: Двигайся! Дерзай! Достигай!» и была разработана в соавторстве с вожатыми Шайнуровой Эльвирой и Труньковой Полиной. В основе построения лагерной смены была положена идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания на площадке ребята вводились в игру, которая поддерживалась на протяжении всей смены. В первый день во время проведения знакомства с территорией дети через зеркало попадали в сказочный мир Зазеркалье, который захватила Тьма. Вожатыми была придумана легенда смены, по которой все дети становились «глэйдерами» и помогали жителям сказочного мира Зазеркалья бороться с Тьмой. Главная задача отрядов глэйдеров – добраться до Башни Света и с помощью радужной пыли зажечь огонь на ней. Чтобы усилить эффект таинственности и вызвать у ребят еще больший интерес, вожатые составили маршрут, который был размещен на большой зеркальной стене актового зала. Каждый день смены организовывал деятельность глэйдеров в определенной тематике, а в зеркальном маршруте это была цветная эмблема дня, покрытая темным восковым налетом. В конце каждого дня отряды собирались на Совет глэйдеров, где подводили итоги мероприятий прошедших за день и отмечали «радужной пылью» самых активных ребят, отличившихся в той или иной деятельности. У каждого отряда существовала своя капсула, в которую собирали все частицы радужной пыли, полученные ребятами. Ежедневно Совет решал, кто из ребят будет удостоен права очистить эмблему от темного воскового налета, таким образом, сражаясь с Тьмой. В конце смены, победив Тьму, глэйдеры вернулись во внешний мир.

Яркими и неповторимыми стали мероприятия, самостоятельно подготовленные вожатыми. Приключенческая регата по морю Странствий, где ребятам встретились русалки, пираты и даже индейцы, а успех зависел от взаимовыручки и сплоченности команды. В переулке Мелодий прошло музыкальное шоу «Голос. Дети», где каждый желающий получил шанс показать свои вокальные данные при исполнении любимых песен. Динамично и зажигательно прошла развлекательная программа «Танц-шоу», прошедшая под девизом «Танцуют все!». Но самым грандиозным получилось развлекательное шоу «Один в один», на котором ребята представили 13 подготовленных номеров, это был фейерверк самых разнообразных талантов танцоров, вокалистов, гримеров, режиссеров-постановщиков, пародистов. Не было ни одного мероприятия, в которое вожатые не внесли хотя бы маленькую искорку своего творчества.

Стоит отметить, что родители ребят с нетерпением ожидали ежедневную информацию о проведенных мероприятиях в сообществе «Генератор жизни» в социальной сети «ВКонтакте», там же размещались и выпуски видео-новостей «ХАЛК» - Ханымейский Аховый Лагерный Канал, которые ребята вместе с вожатыми сами придумывали, снимали и монтировали.

Идея смены очень захватила ребят, она соответствовала духу современности, давала возможность каждому проявить свои возможности и попробовать свои силы в самых различных творческих направлениях.  Посещение, не смотря на плохие погодные условия, было стабильным, дети «покидали» площадку только в связи с отъездом из посёлка. Количество посещающих ребят, по сравнению с предыдущими годами, значительно увеличилось, в первую половину смены максимальное количество детей достигало 49 человек. В конце смены можно было наблюдать сплоченный детский коллектив, на протяжении всего периода поддерживалась дружеская атмосфера, дети улыбались, а значит, им было хорошо.

Проанализировав прошедшую смену и учитывая запрос ребят, в начале этого учебного года был разработан проект «ШИВА: школа игротехников, вожатых, аниматоров», который начал свою реализацию с ноября 2019 года. В проекте участвует группа ребят в составе 9 человек. Через мастер-классы и тренинги ребята познают и развивают умения и навыки необходимые вожатым. Особую радость вызывает и тот факт, что из восьми ребят, работавших у нас на сменах, двое выбрали профессии связанные с педагогикой, трое занимаются вожатством в свободное летнее время.

В заключении хотелось бы отметить, что благодаря такому «детскому наставничеству» удается создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности в детском коллективе. Именно организованный целенаправленный процесс даёт возможность воспитать лидеров. Непростое это дело - быть вожатым, организовывать ребят, стать для них непререкаемым авторитетом. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере, «гореть» самому и «зажигать» других. Вожатым из отряда «Радуга» это удается!

Надежда Александровна Белихова,  педагог-организатор, руководитель подросткового клуба «Экипаж», отряда вожатых «Радуга» муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

адрес: ЯНАО, Пуровский р-он, п. Ханымей, ул. Мира д. 2

тел.: 89224692830

Е-mail: truntrun@yandex.ru   или    ddt.hanimey@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если хочешь быть здоров - будь! Презентация

Презентация к классному часу "Если хочешь быть доров - будь"...

«Если хочешь быть честным – будь им!»

laquo;Если хочешь быть честным – будь им!»...

Социальный проект "Если будет Россия, значит, буду и я"

Социальный проект содержит в себе подпроекты по основным направлениям работы учреждения....

Экскурсионный маршрут "Если будет Россия, значит, буду и я"

Буклет содержит экскурсионный маршрут по мо Киреевский район....

Социальный проект "Если хочешь быть здоровым - будь им!"

Социальный проек сможет пригодиться учащимся и учителям. Быть здоровым это модно!...

Викторина "Если хочешь быть здоров - будь им!"

Презентация «Если хочешь быть здоров – будь им!»- это универсальная  разработка, которую можно использовать в качестве материала для беседы, проведения классных часов, или при проведении уроков б...

Если бы не учителем, то тогда, наверное....

Мои рассуждения о выборе профессии....