Выступление на семинаре ШСПМ на тему "Воспитание толерантной личности в дополнительном образовании"
методическая разработка (7 класс)

Криушичева Мария Михайловна

Понятие Толерантность, использование игровых моментов на занятиях по воспитанию талерантной личности обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район «Дом детского творчества»

Тема: «Воспитание толерантной личности обучающихся в условиях дополнительного образования»

Выступление выполнила педагог ДО:

Криушичева Мария Михайловна

   

Плавск 2023г.

             Введение.

Свое выступление хотела начать со строк  известной в нашей стране песни «Я, Ты, Он, Она – вместе целая страна, вместе дружная семья», в слове «Мы» - сто тысяч «Я»! и так оптимистично и жизнеутверждающе звучат эти строки, но так поется в песне, в жизни все намного сложнее. Трудно объединить одним «ансамблем» отношения в таких социальных образованиях , как «Страна», «Город», «Семья», «Школа», «Класс». Данная тема по воспитанию толерантной личности обучающихся в дополнительном образовании, считаю актуальной, в наше непростое время, в связи с политическими событиями в нашей стране, наша страна многонациональна и в одном классе и объединении, могут быть дети с разной национальностью и своей культурой и верой исповедания, поэтому задача педагог ДО должен направить свою деятельность на  толерантное воспитание личности ребенка.  Именно в объединениях, дополнительного образования, дети обучаются, знакомятся,  дружат, общаются у каждого из них своим интересы, взаимные интересы творческие потребности.  Творческое объединение – это дружная сплоченная творческая семья,  и в  воспитании толерантной личности многое   зависит именно от педагога,  как он научит ребят  правильно общаться в коллективе.   Как правило,  в объединениях дополнительного образования детские коллективы обучающихся в основном разновозрастный,  может быть среди них  детей с  разных национальностей, поэтому могут, возникают различные трудности в общения.  Задача педагога: учитывая возрастные особенности детей, а также прививать детям уважение к культуре и традициям  разных  народов национальностей.

Понятие толерантность.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких качеств , как:  взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уважение, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Необходимо подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, вероисповеданию в наше время часто отсутствует в обществе. Воспитывать толерантность нужно с самого раннего возраста родителями, педагогами, воспитателями. Воспитание толерантной личности является глобальной проблемой в обществе, наиболее эффективный способ формирования у подрастающего поколения является – воспитание. Проблема толерантного общения не являться исключением также и в школе, классе в творческих объединениях. Проблемой толерантности выступает как национальная, религиозная, этническая, социальная, так и особенности внешнего вида, интересы, привычки. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. 16 ноября – Международный день толерантности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность: - уважение человеческого достоинства; - уважение прав других , - сострадание, - сотрудничество, уклад; - принятие другого таким, какой он есть, - милосердие.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у детей навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В педагогической практике накоплено много методов, форм, приемов работы по воспитанию толерантности обучающихся.

Цель воспитания толерантности: - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной, принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

  1. Воспитание у детей и подростков: миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
  1. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
  1. Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.
  1. Профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе.
  1. Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре. Формирование умения определять границы толерантности.
  1. Гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания.

       3.Развитие способности к межрелигиозному взаимодействию.

     3. Включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности.

4.Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

4.Реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Подходы к воспитанию толерантности.

Личностно-ориентированный подход:

- признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность, и самовыражение;

- признание и выполнение своих обязанностей перед собой, другими;

- опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, «Я - концепцию» партнера;

- индивидуальный подход.

Деятельностный подход:

- опора на активность, сознательность и самостоятельность;

-ориентация не на вербальное воздействие, а не деятельность самого ребенка;

- обеспечение субъективной  свободы  в выборе деятельности  и  ее компонентов;

- построение воспитания через социально-организуемую деятельность и общение детей.

                       Принципы воспитания толерантности.

  1. Общепедагогические.
  2. Частные.

К общепедагогическому принципу относятся принципы:

- целенаправленности

- учета индивидуальных и половозрастных особенностей

- культуросообразности;

- связи  воспитания толерантности в жизни;

-уважительному отношению к личности;

- опоры на положительное в ребенке.

К частному принципу воспитания толерантности относятся:

- социально обусловленный процесс воспитания толерантности;

- завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка;

- единства знания и поведения;

- создания толерантной среды в образовательном учреждении;

- диалогичности и сотрудничества;

- воспитывающей рефлексии.

                                                Игровая терапия

 Игровые моменты,  которые применяла на занятиях в объединении Изостудия, данные игровые упражнения,  помогут  помочь в воспитании толерантной личности,  в творческих объединениях.

Упражнение «Волшебная рука».

Цель:  научить соотносить хорошие и плохие качества в себе.

Задание: обвести на листе свою руку, написать на пальцах свои хорошие качества, а на ладони – то, что хотелось бы изменить в себе.

 Упражнение «Звали, зовут, будут звать».

Цель: - научить детей осознавать, что все люди разные, неодинаковые.

Педагог с обучающимися в кругу, все по очереди, начав с педагога, должны произнести: - «Когда я был маленьким, меня звали (Вовочка), сейчас в объединении меня зовут (Володя), а когда я вырасту, меня будут звать (Владимиром Николаевичем). Для многих детей их имя и отчество прозвучит непривычно, но, выполняя это упражнение, ребенок повысит уважение к себе и к родителям, даст себе  ориентир на будущее, на взросление. Особенно интересно проводить это упражнение с детьми младшего школьного возраста.

Упражнение «Правила толерантного общения»

Цель:  - развитие способностей адекватного и полно познавать себя для толерантного общения.

Составление обучающимися правил толерантного общения, наглядное оформление правил на плакате.

           Примерный вариант:

- уважай собеседника;

- старайся понять то,  о чем  говорят другие

- отстаивать свое мнение тактично

-  ищи личные аргументы

- будь справедливым, умей признать правоту другого

- стремись учитывать интересы других.

Упражнение «Волшебное озеро».

Цель: - раскрыть для обучающихся самоценность, уникальность, и неповторимость каждого из них.

Для упражнения понадобиться шкатулка, в которою педагог заранее положит небольшое зеркало круглой формы. (Все дети садятся в круг и закрывают глаза).

         Обучающиеся передают друг другу шкатулку. Тот, кто получил шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» (зеркало), они увидят самого уникального и неповторимого человека на свете. Ему нужно улыбнуться. После того как в шкатулку заглянет каждый , детям задаются вопросы: как вы понимаете значение слова «уникальный»? Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете? Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности? Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью, сходным по значению со словом «толерантность». Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

Цель: повысить самооценку обучающихся. А какие мы сами? Чем  мы отличаемся друг от друга? (обучающиеся сидят по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.) Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нежно ценить. Напиши о трех признаках, которые отличают тебя от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер). Затем записи зачитываются в слух, а дети определяют автора. Если это не удается сделать, то тот ребенок, чей листок прочитан, но не узнан, называет себя сам.

Люди не похожи друг на друга. Только поэтому мы становимся интересны друг другу, находим нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Упражнение «Дерево толерантности».

Цель: создать дом детского творчества толерантности.

На листе бумаги в форме листочков, какого либо дерева каждый пишет, что надо сделать, чтобы «Дом детского творчества», стал «пространством толерантности ». Листочки наклеиваются на символический рисунков дерева без листьев, который вывешивается в объединении. Таким образом, обучающиеся и педагог, читая надписи на листьях «дерева толерантности», узнают о проблемах в ДДТ.

Упражнение «Похвали себя и других »

Цель: развитие способности делать приятное. Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует круг, другая – внутренний. Дети стоят лицом друг к другу. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим положительного и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я …»- и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например: Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая…» Затем Вера должна похвалить Сашу. После обмена комплементами дети , стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.  Рефлексия: что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам? Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты? Легко ли было похвалить себя?

Заключение

В заключении хотелось бы отметить: если регулярно проводить с детьми подобного рода упражнения на занятиях в творческих объединениях, то проблем в толерантном общении у детей станет меньше, они будут добрее друг к другу. Педагогических приемов по формированию толерантности существуют достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые  приемы, а каждый педагог использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Описанные упражнения могут применяться не только в объединениях Дома детского творчества, но и в школе классным руководителем, в оздоровительных лагерях. Однако, следует отметить, что применение на практике этих упражнений предполагает наличие грамотной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверия, безусловное их принятие и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара-практикума по теме: "Творческий проект как составляющая успешной реализации педагогического потенциала и всестороннего развития личности воспитанника дополнительного образования"

Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по организации и проведению семинара-практикума, где раскрываются технологические действия педагога дополнительного образования и восп...

Семинар по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании»

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Слово - «технология» происходит от гр...

Формирование успешной личности средствами дополнительного образования

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стре...

"Личностная толерантность в условиях дополнительного образования"

Сегодня требует внимания программа «Формирование устано­вок толерантного сознания, веротерпимости, миролюбия и профилак­тики экстремизма в гражданском обществе».К реализации Программы подключены Всеми...

Выступление к семинару: «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Предлагаю вам сообщение «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования», которое будет полезно для педагогов и методистов дополнительного образования. Соо...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...