Из опыта работы объединения «Декоративная керамика» (Волшебная глина)
методическая разработка
«ЛЕПИМ ЛЕГКО И ПРОСТО»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Коновалова Анжела Анатольевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_iz_opyta_raboty_obedineniya_dekorativnaya_keramika.docx | 675.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебная глина Из опыта работы объединения «Декоративная керамика» Лепка – любимое и увлекательное занятие детей. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Лепка расширяет кругозор ребенка, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Изделия из глины издавна служат людям, украшают дом, приносят радость Из глины можно лепить все: посуду, декоративные пластины, игрушки, свистульки, настенные украшения, сувениры. Изделия, сделанные с любовью и желанием, будут долгие годы приносить радость людям. Знакомство с глиной Кто и когда впервые начал лепить, сказать сложно, известно только, что первым материалом для лепки человек выбрал глину. Известно, что в древности, более 8-ми тысяч лет назад люди делали из глины горшки для приготовления и хранения пищи. Но еще сто тысяч лет назад глина применялась для изготовления фигурок людей и животных. Очевидно, первобытные люди уделяли большое внимание выбору и подготовки глины. Они добавляли в глину песок или золу, чтобы избежать трещин на фигурках во время лепки и обжига. Много глиняных предметов было найдено в древних захоронениях. Людей часто хоронили с кухонной утварью, 1 | драгоценностями игрушками и другими предметами. Древние люди думали, что тем самым обеспечивают умершего всем необходимым в его загробной жизни. Например, кухонные горшки украшены лепными ликами людей. Глина образовывалась миллионы лет назад, ее добывают из земли. В течение многих тысяч лет под воздействием мороза, ветра, дождя и солнечного тепла от скал и гор отделялись крохотные частички породы, скапливаясь в липкие комочки. Изделия из неё до сих пор используются в хозяйстве и для украшения. Первоначально все изделия, вылепленные из глины, носили чисто хозяйственный характер (использовались как емкости под воду и пищу). Затем появились различные украшения и игрушки из глины. Свежевыкопанная глина влажная и мягкая, она легко поддается лепке, но на воздухе начинает испаряться, глина высыхает и становится более светлой. В таком виде глина теряет пластичность, если глину нагреть при высокой температуре на костре или печи для обжига, то вся вода испарится и глина станет очень твердой. Этот процесс называется обжигом. Существует три основных способа придания формы изделиям из глины: при помощи гончарного круга, при помощи литейной формы, сделанной из гипса, и с помощью рук. В руках талантливых мастеров самые обычные вещи превращались в истинные произведения. 2 | |
Многие музеи мира украшает посуда, изготовленная древними гончарами. Умели старые мастера лепить посуду порой гигантских размеров. Поражают высоким техническим мастерством греческие пифосы – сосуды для воды и вина, достигающие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген. Глина – природный материал, и каждое изделие из нее хранит тепло рук мастера, создающего красоту. Материалы и инструменты Глина Глина это природный материал. Найти подходящую глину можно всюду: на берегу речки, на склоне оврага, при дороге и.т.д. Иногда она просто лежит под ногами и в дождливую погоду налипает на обувь. Найденную глину нужно сначала проверить: годиться ли она для работы, пластична ли, послушна ли рукам мастера? Для этого надо из небольшого влажного кусочка глины согнуть её в кольцо. Если колечко не потрескается, значит, вы нашли, то, что надо: глина не тощая, можно брать ее для поделок. В природе глина попадается разного цвета в зависимости от минералов, из которых состояла первоначальная порода: серая, белая, голубая и.т.д. Но после обжига различают два вида глины: беложгущаяся и красножгущаяся. Глина – очень послушный, пластичный материал, работать с нею одно – удовольствие 3 | Основные приспособления: Рабочая одежда, деревянная доска (нелакированная), скульптурные стеки, пластиковые пакеты, специальные стеки с зубчиками на рабочей части, ножи с деревянным и металлическим лезвием (используемые в работе с мягкой и подсушенной глиной). Специальные инструменты и приспособления при изготовлении изделий сложной формы. Инструменты для лепки: Валик для раскатывания глиняного теста, зубочистка, расческа, палочки: от чупа-чупс, мороженного, нож, ёмкость с водой. Основными инструментами при лепке всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Скоблящие и сглаживающие инструменты: губка, морские ракушки, линейка, ложка. Подготовка глины к работе Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно тщательно промять и выбрать попавшие в нее камушки. В былые годы глину разминали в гончарне или в избе на полу, посыпанном песком. Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину. Хорошо промятую и очищенную глину, готовую для гончарных работ, называют глиняным тестом. Заготавливают глину летом, засыпают в емкость, заливают водой. Через время помешивают. Как только 4 | |
глина приобретет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к рукам, ее закрывают пленкой и хранят до начала лепных работ. Глина должна быть не слишком сухой и не слишком влажной. Сначала глину нужно будет очистить от мусора - удалить веточки, листики, камешки. Обычно в глине много пузырьков воздуха. Если ее нагреть в печи для обжига, то пузырьки воздуха будут расширяться и разрушать глину. Для удаления пузырьков воздуха глину вымешивают, при этом она делается более пластичной. Тщательно переминаем руками. Сушка вылепленных изделий. Готовое изделие необходимо правильно высушить. Самое главное – не торопиться. При сушке из глины испаряется вода. Изделие уменьшается в размерах – «сжимается». Мелкие части сохнут быстрее. Работу начинает «тянуть», появляются трещины, разрывы. Чтобы этого не происходило, изделие сушат медленно – 3-4 дня при ровной температуре, в тени, без сквозняков. Обжиг высушенных работ. Поделки из глины можно обжечь в специальной муфельной печке. Только они не должны быть крупными, толстыми. Большие по величине работы можно обжигать при условии, что они будут полыми (пустыми) и с тонкими стенками. Этого можно добиться, выбирая глину ложкой или вылепливая детали нужной формы из пластины, жгута. Во время обжига в глине происходят сложные процессы, сопровождающиеся удалением влаги, распадом одних и образованием 5 | других веществ. Только после него глина превращается в искусственный силикат, называемый керамикой. Оформление готовых изделий: Обожженное в печи изделие раскрашиваем, используя краски: гуашь, темпера, акриловые. Игрушка будет блестеть, как глазированная, если поверхность ее покрыть мебельным лаком ПФ – 283. Примерные темы занятий по лепке из глины Лепка посуды разыми способами. Лепка животных, используя способы объемной лепки. Лепка по мотивам народной игрушки. Изготовление сувениров. Лепка композиций. Изготовление сосудов сложной формы (использование болванок из твердого материала). Настенное панно. Основные приемы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем. Начинать нужно с самого простого – учиться лепить детали, составляющие изделие. А уж потом все пойдет легко и просто, и работа принесет много радости. 6 | |
ШАР Покатай кусочек глины по кругу между ладонями. У тебя выйдет вытянутый катыш (1). Чтобы из него получился ровный шарик, покатай его теперь на ладони указательным пальцем (2). Поправь форму пальцами обеих рук (3). Потренируйся делать шарики разного размера. ЯЙЦО Довольно сложно слепить форму яйца. Начни с шарика. Затем покатай его между ладонями, но не по кругу, а вперед-назад. Надавливай на один край немного сильнее (1). Затем, чтобы была форма гладкая и правильная примни яйцо со всех сторон пальцами. Придется потрудиться минут 10 (2). 7 | КАПЛЯ Начни с шарика. Защипни шарик в любом месте пальцами, слегка сожми (1). Поворачивай шарик, продолжая прижимать и вытягивать пальцами образовавшийся выступ Добейся того, чтобы получилась поделка в форме водяной капли. 8 | |
КОЛБАСКА Покатай кусочек глины вперед-назад между ладонями или по доске, не нажимая слишком сильно (1). Постучи по доске, как молоточком, краями глиняной колбаски, чтобы получились ровные торцы (2). ЖГУТИК Скатай сначала колбаску. Положи колбаску на доску и продолжай раскатывать ее вперед-назад, медленно растягивая пальцами, раздвигая их в стороны. 9 | ЗАВИТОК Раскатай жгутик. Концы жгутика катай до тех пор, пока они не станут острыми (1). Жгутик с заостренными концами сверни в завиток. Спиральки можно плотно прижимать друг к другу, а можно оставлять между ними зазоры. Такие завитки приклеивают на изделия, создавая красивые налепные узоры (2). 10 | |
МОРКОВКА Сделай жгутик или колбаску, смотря какая тебе нужна морковка – большая или маленькая. Отрежь от жгутика цилиндрик, положи на доску (1). Пальцем раскатай только один конец цилиндрика (2). ЛЕПЕШКА Скатай шарик. Расплющи шарик, пальцами постепенно, поправляя края лепешки, чтобы не остались трещины (1). Поверхность лепешки получиться ровная, не бугристая, если ты прокатаешь ее скалкой (2). 11 | ПОЛОСКА Скатай жгутик (1). Положи его на доску и прокатай его скалкой (2). Чтобы полоска легко снималась, подкладывай под жгутик листок бумаги. ТРУБОЧКА Сделай толстую колбаску. Расплющи ее пальцами. Прокатай скалкой. Обрежь ножом неровные края. 12 | |
Смажь торец шликером (жидкая глина). Заверни получившийчя прямоугольник в трубочку, склей торцы. ПЛАСТИК Скатай шар. Расплющи его постепенно пальцами. Положи на доску с листком бумаги, раскатай скалкой, поворачивая пласт с одной стороны на другую. Не делай пласт слишком тонким или толстым. Самая лучшая толщина пласта – 3-5 мм. Из пласта можно выкроить основу для рельефа, завернуть заготовку с пустотой, добиваясь сложных форм. СОЛОМКА Комочек мягкой глины можно продавить через капроновую сетку, чайное ситечко или чеснокодавку. 13 зубцы на кокошниках, рядна и роспись дымковских игрушек: на белом фоне ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, оранжевый, жёлтый цвета. Узор мастер составляет из кругов, овалов, точек, полосок, клеток. Представь себе, что ты – мастер, который лепит глины, а затем расписывает сказочных коней, птиц, фантастических животных, причудливые фигурки человека в старинных нарядах. Лепка игрушки «ВОДОНОСКА» ♦ Из куска глины скатай шарик (1). ♦ Вдави в шарик указательный палец. Пережми другой рукой шарик в середине, разделив его на две части (2). ♦ Из верхней части лепи туловище, голову и руки, из нижней - юбку-колокол. Глубина юбки-колокола должна соответствовать длине указательного пальца, а чтобы получилась тонкая форма, глину постепенно обминай вокруг пальца, чтобы стенки колокола становилась тоньше, а объём больше (3, 4). ♦ Пролепив юбку-колокол, приступай к лепке туловища, головы, рук. Для этого верхнюю часть игрушки раздели на две неравные части - сверху маленькую, снизу - больше. Из верхней лепи голову вместе с головным убором. Налепи шарик - нос (5). ♦ Из запаса глиняной массы в средней части фигурки вытяни руки, оставив спереди высокую грудь. ♦ Некоторые детали глиняной игрушки, например фартук, накидку делают отдельно, вырезая из тонкой пластины, а затем наклеивают на фигурку (6). 15 | Народное всегда красиво – песня ли, игрушка, наряд. Почему так? Вот сделал мастер из глины самую первую свистульку. Понравилась она другому, и он себе только что-то немножко изменил. Потом третий сделал. Получается так: сотни лет мастера над игрушкой трудятся, хорошее добавляя, от плохого я избавляясь. Вот почему до сих пор живы народные npомыслы, вот почему и сегодня у многих на полке в квартире красуется и радует глаз весёлая жар-птица, барашек, зайчик. Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой. Они самые «богатые», весёлые, радостные, на них много деталей, которые делают игрушку роскошной. Это всевозможные оборки, лепные украшения на коронах, ♦ Коромысло и ведра также лепятся отдельно (7). 14 ♦ Готовую игрушку распиши, используя больше красный цвет - его очень любили народные мастера. Красный – цвет солнца, дающего плодородие. Раскрась в красный кофту. Юбку распиши большими кругами, которые оправлены в кольца. Сами круги и кольца укрась полосами, точками. Юбка может быть в клетку (символ вспаханного поля), в полоску, из волнистых линий (символ воды, дождя). Расписанную игрушку можно покрыть лаком (8). 16 | |
17 |
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ЛЕПИМ ЛЕГКО И ПРОСТО»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Коновалова Анжела Анатольевна
п. Ахтырский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы объединения по интересам школьников «Клуб любителей физики Спектр»
В статье представлен опыт внеклассной работы учителя физики (на примере объединения по интересам детей «Клуб любителей физики «Спектр» ), целью которой является углубление и расширение знаний по предм...
Из опыта работы объединения по интересам школьников «Клуб любителей физики Спектр»
В статье представлен опыт внеклассной работы учителя физики (на примере объединения по интересам детей «Клуб любителей физики «Спектр» ), целью которой является углубление и расширение знаний по предм...
Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).
Цели занятия: Подача нового материала,принципы поиска и работы с информацией сетевых контентов,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна. Способствовать развитию...
Из опыта работы с обучающимися с ОВЗ в творческом объединении «Волшебное стекло»
Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эфф...
Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".
Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
Обобщение опыта работы творческого объединения: «Использование участка цветочно-декоративных культур как места реализации проектов обучающихся творческого объединения «Цветоводство с основами декоративного садоводства»
Роль учеьно-опытного участка образовательной организации при проведении теоретических и практических звнятий при изучении программ естественнонаучной направленности...
Презентация опыта работы объединения "Юные туристы-краеведы", 2022
Презентация подготовлена для экспозиции о работе МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска в музейной комнате "Дополнительное образование детей. История и развития" Ообластного центра внешкольной воспи...