Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края. Домовый воробей».
план-конспект

Микрюкова Светлана Николаевна

Занятие проводится в объединении «Натуралист» Дома детского творчества, рассчитано на детей начальной школы 8-9 лет. На занятии дети закрепляют знания о зимующих птицах, а также знакомятся с видами воробьев: домовым и полевым, их внешним видом, образом жизни и повадками. Занятие сопровождается мультимедийной презентацией, звуковыми файлами с голосом птиц, звука метели и песенки о воробье. Используются разные формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная. На занятии педагог обращается к литературному творчеству (сказка Н. Сладкова «Зимние долги»), устному народному творчеству (загадки, дразнилки, пословицы, поговорки). Раздаточный материал (карточки) помогает организовать самостоятельную и парную работу детям. Динамическая пауза проводится в форме подвижной игры. Знакомятся с памятниками воробьям, имеющимися не только в России, но и в других странах. В целом учебное занятие имеет воспитательный аспект, вызывая в детях желание заботиться о птицах зимой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПГТ ФАЛЕНКИ ФАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА  КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект занятия

«Зимующие птицы нашего края. Домовый воробей».

                                                              Педагог МКОУ ДО ДДТ пгт Фаленки

                                                          Микрюкова Светлана Николаевна,

      педагог дополнительного образования

                                                               первая квалификационная категория

2022г

Аннотация

Занятие проводится в объединении «Натуралист» Дома детского творчества, рассчитано на детей начальной школы 8-9 лет. На занятии дети закрепляют знания о зимующих птицах, а также знакомятся с видами воробьев: домовым и полевым, их внешним видом, образом жизни и повадками. Занятие сопровождается мультимедийной презентацией, звуковыми файлами с голосом птиц, звука метели и песенки о воробье. Используются разные формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная. На занятии педагог обращается к литературному творчеству (сказка Н. Сладкова «Зимние долги»), устному народному творчеству (загадки, дразнилки, пословицы, поговорки). Раздаточный материал (карточки) помогает организовать самостоятельную и парную работу детям. Динамическая пауза проводится в форме подвижной игры. Знакомятся с памятниками воробьям, имеющимися не только в России, но и в других странах. В целом учебное занятие имеет воспитательный аспект, вызывая в детях желание заботиться о птицах зимой.

Пояснительная записка

Актуальность:

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц, поэтому задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.

Тема данного занятия важное звено экологического воспитания детей. Через ее реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.      

Место в программе: занятие проводится по программе II года обучения, во второй половине года.

Подготовительная работа:

Перед занятием педагог готовит материал о зимующих птицах, воробьях, домовом и полевом, подыскивает фото, аудио материалы, литературное творчество по теме. С активными детьми готовится сценка «Доживем до весны». Готовит раздаточный материал в виде карточек.

Практическая значимость:

Мероприятие содержит полный набор фото, аудио материалов и может быть использовано  педагогами дополнительного образования; учителями начальной школы для проведения классных часов и занятий по внеурочной деятельности,  воспитателями групп продлённого дня; вожатыми; педагогами –организаторами.

Тема: Зимующие птицы нашего края. Домовый воробей.

Цель: создание условий для формирования у детей представления об особенностях жизни и поведения воробьев, желания помогать птицам в зимнее время.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить, обобщить и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах Кировской области, об особенностях жизни и поведения воробьев и роли человека в жизни зимующих птиц;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, коммуникативные способности детей, умение взаимодействовать друг с другом в процессе совместной деятельности, навыки сравнительного анализа.

Воспитательные:

-воспитывать доброту, заботу и бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

- компьютер, проектор, колонки, экран;

- изображения зимующих и перелетных птиц;

- изображение кормушки;

- аудиозапись голоса воробья, звука метели, песенки о воробье;

- маски воробья, синицы, сороки для инсценировки;

- жетоны в виде птиц для рефлексии;

- Информативная карточка о воробье на каждого;

- Карточки с пословицами на каждую парту по одной (6 шт)

- Кроссворд «Найди корма для воробья»

Форма организации познавательной деятельности: 

- индивидуальная, (читают текст самостоятельно и задают по нему вопросы)

- фронтальная, (беседа)

- работа в парах (работа с пословицами и поговорками и кроссвордом)

Методы и приемы обучения: 

- словесно - наглядный,  

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Форма. Беседа с использованием ИКТ.

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие. Давайте настроимся на продуктивную работу.

Какие положительные качества сегодня помогут нам в работе?    (внимательность, любознательность, доброжелательность, активность, целеустремленность, находчивость, вежливость, доброта).

- Замечательно! Значит мы готовы к работе.

II. Основная часть.

  1. Тема занятия

Ребята, о ком мы сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав загадку.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима…                                (зимующие птицы)

2 Актуализация знаний

- Ребята, как вы думаете, происходят ли сезонные изменения в жизни птиц нашего края? (да, происходят)

- В нашем регионе ярко выражены сезоны года – зима, весна, лето и осень. Как это отражается на жизни птиц? (одни птицы улетают от нас на зиму в теплые края, а другие – прилетают к нам на зимовку)

- Молодцы. Все верно. А сейчас я предлагаю вам поиграть в небольшую игру «Зимующие-перелетные птицы».

          Игра «Зимующие-перелетные»

- Каждый из вас получит карточку с изображение птицы

- Ваша задача – узнать, что это за птица и разбиться на 2 стаи – зимующие и перелетные.

Зимующие птицы: Дятел, ворона, воробей, снегирь, синица, сойка, клест, щегол, голубь.

Перелетные птицы: ласточка, соловей, скворец, грач, кряква.

- Те, у кого в руках изображение зимующей птицы, встают здесь, около изображения кормушки для птиц. А те, у кого в руках изображение перелетной птицы – встают около вот этой цветущей яблоневой веточки.

После того, как дети разбились на 2 стаи, проверяем, все ли птицы в своей стае. После этого помещают перелетных на веточку цветущую, а зимующих на кормушку.

         Спасибо, прошу всех занять свои места.

3. Изложение нового материала.

- Сегодня мы поближе познакомимся с одной из зимующих птиц нашего края. А чтобы узнать, что это за птица, предлагаю послушать ее голос.

Слушаем запись чириканья воробьев, узнаем по голосу воробьев

- Ребята, кто уже догадался?

- Ребята, конечно же, это прилетела стайка воробьев. Сегодня мы посвящаем этой маленькой птичке наше занятие.

В Кировской области можно встретить 2 вида воробьев. Воробья домового(городского) и воробья полевого(деревенского).

Ребята обратите внимание на слайд, перед вами 2 вида воробьев – домовый и полевой. (фото)

  • Почему воробьи получили такое название? (бытует мнение, что птичка эта с вороватым характером, а еще цвет крылышек рябой, слова близкие по звучанию).        
  • Внешний вид (описываем внешний вид домового и полевого воробья, обращаем на внешние отличия двух видов воробьев)
  • Местообитание (домовый воробей предпочитает держаться рядом с человеком, его жильем в городах, поэтому его называют еще городским, а полевой воробей менее привязан к человеку, встречается на окраинах селений, вблизи от посевов, садов, поэтому его еще называют деревенским.      
  • Характер (Воробьи – птицы очень бойкие, смелые и даже драчливые. Птица, себя в обиду не даст, еду себе добудет. Городской воробей понахальнее будет деревенского.  

- Казалось бы, такая маленькая птица, а заслужила у человека большое внимание к себе и уважение! А все благодаря чему? Ответим на вопрос после прослушивания сказки Николая Сладкова «Зимние долги»

Расчирикался Воробей на навозной куче − так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

− Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

− Крылья зудят, Ворона, нос чешется, − отвечает Воробей. − Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

− А вот испорчу! − не отстаёт Ворона. − Как задам вопрос!

− Во напугала!

− И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

− Клевал.

− А зёрна у скотного двора подбирал?

− Подбирал.

− А в птичьей столовой у школы обедал?

− Спасибо ребятам, подкармливали.

− То-то! − надрывается Ворона. − А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чикчириканьем?

− А я один, что ли, пользовался? − растерялся Воробей. − И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…

− Ты других не путай! − хрипит Ворона. − Ты за себя отвечай. Брал в долг − отдавай! Как все порядочные птицы делают.

− Порядочные, может, и делают, − рассердился Воробей. − А вот делаешь ли ты, Ворона?

− Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

− Ты тоже за других не ручайся! − упирается Воробей. − Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

− А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверить. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

− Поздравляю с новосельем! − Воробей говорит. − На радостях-то небось и про долги забыла!

− Не забыла, Воробей, что ты! − отвечает Синица. − Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидел Воробья, удивился:

− По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

− Да вот расчёт с меня требуют, − чирикает Воробей. − А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?

− Уж так-то стараюсь, − отвечает Дятел. − Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними, не щадя живота! Растолстел даже…

«Ишь ты, − задумался Воробей. − А я думал…»

Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

− Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

- Итак, какую пользу приносит воробей? (поедает вредных насекомых, в саду может бороться с тлей. У них даже есть своя собственная техника для особо сложных случаев. Тля обычно концентрируется на зеленых, мягких побегах, на которые птичка сесть не может. Поэтому воробей зависает над побегом в полете, активно махая крыльями. Потоком воздуха тлю сдувает на землю. Там уже она склевывается. Другие птицы так не умеют. Воробей подбирает осыпавшиеся зерна и семена, в результате они не достаются мышам.

- Но воробей приносит и ощутимый вред сельскому хозяйству, поедая семена зерновых и других сельскохозяйственных культур. Уничтожает урожай ягод в саду, и даже склевывает почки деревьев и кустарников.    

 

- Хочется рассказать об одном очень поучительном случае в Китае.

 В 1958г китайцы посчитали, что воробьи уничтожают очень много зерна. И они приняли решение бороться с ними. Зная то, что воробьи не могут летать более 15 мин, их решили “брать измором”. Создавая шум и размахивая длинными палками с тряпками, люди не давали воробьям приземляться. Школьников отпускали с уроков и давали в руки рогатки.  Напуганные и обессиленные воробьи падали на землю, где их добивали и складывали в огромные кучи.

Так в Китае были уничтожены почти все воробьи. В первый год после уничтожения воробьев урожай действительно был выше, но уже на следующий год насекомые - вредители так сильно расплодились на полях, что урожайность резко пошла вниз и в стране начался голод.

Теперь населению пришлось бороться уже с саранчой и гусеницами, но это не дало никакого результата. Ведь был уничтожен их природный враг- воробьи. Когда китайцы снова начали умирать от голода, стало понятно, пользы воробьи приносили все-таки больше, чем вреда.

С этого момента китайцы начали восстанавливать популяции воробьев.

В Китай завозили воробьев из других стран.

-Вот такой поучительный случай был в истории человечества!

-Ну если воробьям есть чем питаться в теплое время года, то в зимнее время они особенно страдают. Короткий световой день, недостаток корма, снег и очень много энергии тратится на поиски корма. В лютые холода птички мало двигаются, сидят нахохлившись, и тесно прижавшись друг к другу.

Трудно птицам в это время. Давайте мы с вами посмотрим на это своими глазами.

Сценка «Доживем до весны» в исполнении девочек

Сценка «Доживём  до  весны»

Появляется взъерошенный воробей:

- Ой, спасите. Караул! Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так несладко!

Появляется синичка:

- Бр-р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету! Может быть согреюсь тут!

Замечает воробья:

-Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой!

Может кто тебя обидел? Или ты кота увидел?

Воробей:

-Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в тёплых шубах, в шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

Синичка:

- Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны, да ещё и хулиганы!

Нас выслеживают кошки, и во рту с утра ни крошки!

Червячков и мошек нет, а без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать?  Кто ответит?

Появляется сорока:

 - Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик-чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать - я сегодня принесла сногсшибательную весть:

Будет, всем нам что поесть:

Рассказала мне подружка про какие-то кормушки

Дескать, дети есть такие, и совсем-совсем не злые,

Их юннатами зовут.

Воробей недовольно:

- Перестань трещать, сорока, о еде, о жизни лёгкой

Да ещё о добрых детях. Сказки нет глупей на свете!

Не поверю никогда, будто где-то есть еда!

Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны!

Синичка задумчиво:

- А вот я бы полетела, что-то кушать захотела я ещё 2 дня назад.

Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

- Так и быть, я полечу, - я всю зиму есть хочу.

улетают и возвращаются обратно

Синичка:

- Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный, оказалось не со зла.

Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

- Да, в саду я убедился: на сороку зря сердился.

И теперь уж наяву до весны я доживу!

А весной мы дружно, вместе будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды огороды и сады!

Ведь на сытый-то желудок нам пернатым, ерунда

И любое время суток, и снега, и холода!

Обращается к синичке:

- Ты со мной согласна?

Синичка:

- Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно!

Ребята, как хорошо, что есть добрые люди! И мы с вами в этом году делали кормушки. И сейчас каждый день наблюдаем у дома творчества стайки воробьев, синиц и даже снегирей.

Ребята, как вы думаете, когда нужно начинать и заканчивать  подкормку птиц? (Птиц нужно подкармливать с момента устойчивого снежного покрова до апреля, пока снег не растает).

Кроссворд «Отыщи угощение для воробья»

Давайте вспомним, какие корма мы можем использовать для подкормки?  (работают в парах)

Работа с кроссвордом «Отыщи угощение для воробья»

 

  г

  р

  е

  ч

  к

  а

  х

  л

  е

  б

  б

  о

  в

  ё

  с

  р

  р

  с

  и

  в

  у

  в

  п

  р

  е

  ч

  п

  е

  р

  л

  ц

  с

  а

  о

  м

  м

  й

  о

  ь

  о

  м

   я

  и

   с

  е

  ч

  с

  а

  р

  в

  з

  н

  и

  о

  ч

  с

  я

  л

  д

  к

  ж

  к

  е

  ф

  к

  г

  т

  о

  э

  а

  н

  а

  х

  ъ

  и

  ю

  б

  с

  ы

  к

  п

  м

  к

  с

  о

  ы

  и

  р

  и

  с

  п

  ш

  е

  н

  о

  ц

  р

  е

  у

  т

Переживут воробьи холодную зиму, а весной начинают гнездиться отдельными парами, иногда колониями, поселяясь непосредственно у жилья человека или вблизи его поселений.

Как это происходит, вы ознакомитесь самостоятельно, работая с текстом (индивидуальная работа).

Детям выдается карточка с текстом

ДОМОВЫЙ ВОРОБЕЙ

                       C:\Users\User\Desktop\открытое занятие\презентация\img1_52.jpg

 Гнезда воробей устраивает в щелях зданий, в дуплах деревьев, под крышами, в глинистых норах, в зарослях кустарников. Любят также занимать дома других птиц – ласточек, скворцов. Могут построить свое гнездо в стенках гнезд цапли, орла, аиста.

Строить гнезда воробьи начинают уже в апреле. В это же время самец подбирает себе пару. Обычно пары складываются на всю жизнь.

В строительстве гнезда участвуют и самец, и самка. Гнездо строится из соломинок, мочалок, сухих травинок, пёрышек, с небольшим углублением посредине. Самка откладывает яйца уже в апреле. Чаще всего в гнезде можно увидеть 5—7 белых яиц с буроватыми крапинками и пятнами. Насиживает самка яйца 11—13 дней.

Через 10 дней после вылупления птенцы вылетают из гнезда. В течение лета воробьи могут вывести два (на севере) или три (на юге) выводка.

К 17 дню жизни детеныши воробьев становятся взрослыми и покидают семейное гнездо.  Обычно молодые воробьи не покидают стаю, и живут рядом с родителями, поэтому воробьиные стаи бывают большие. Вот такая маленькая птичка, а все-таки приносит большую пользу человеку!

- Ребята, а сейчас вы можете задать вопрос по прочитанному тому, кому захотите.

(дети задают вопросы и получают ответы)

- Молодцы!

Образ воробья также широко представлен в культуре и искусстве.

- Где встречается воробей? Что вы знаете об этом? (дети отвечают)

Есть немало народных подвижных игр, где главными героями являются воробьи.

А сейчас давайте поиграем в игру «Попрыгунчики воробышки».

Выберем одного водящего, он будет кошкой, все остальные будете воробьями. Кошка находится в центре круга, воробьи – за кругом. По команде воробьи запрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать игрока. Если поймала, то пойманный становится кошкой, а он воробьем.

Проходит игра

Воробей также представлен и в устном народном творчестве: в загадках, потешках, дразнилках, закличках, пословицах и поговорках.

- Кто знает загадку про воробья? (маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает)

-Продолжи дразнилку «Андрей-воробей, не гоняй голубей…… гоняй галочек из-под палочек, не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок»

Немало есть пословиц и поговорок, сложенных про воробья, где тонко подмечены характер, особенности и повадки этой маленькой птички.

На карточках соединить начало и конец пословиц на каждую парту, работают в паре, потом спросить объяснение

- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь (прежде чем что-то сказать, надо подумать, иначе будет уже поздно)

- Старого воробья на мякине не проведёшь (опытного человека не проведешь, не перехитришь и не обманешь)

- Воробьев бояться, проса не сеять (не надо ничего бояться)

- Воробей и на кошку чирикает (показывает смелого человека)

- Дело не воробей – не улетит (если ты не окончишь дело, оно в любом случае останется)

- Ребята. А чему нас учат данные пословицы? (думать над тем, что говоришь, быть смелым, доводить начатое дело до конца).

 Воробьи в скульптуре

1. г. Санкт – Петербург.

Самый известный и популярный памятник воробью, конечно, Питерский, обитающий на Фонтанке Чижик-Пыжик и является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Установлен в 1994 году на реке Фонтанке.

Его высота — 11 см, вес — около 5 кг. За время существования памятника его несколько раз похищали, но каждый раз скульптура усилиями граждан и правоохранительных органов возвращалась на место.

Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется!    

2 г. Кемерово, Россия

Эта небольшая каменная лужа с отражающимся в ней небом и стаей огромных воробьев, «слетевшихся на водопой», находится в центре Кемерова.            

3 г. Барановичи, Белоруссия

Осенью 2003 года в Белоруссии в г появился памятник воробью. Городские власти установили его, чтобы прикрыть трубу,

торчащую на центральной площади. Получилось красиво. Металлический воробей размером с ворону восседает на полутораметровом постаменте.        

4 Минск. Беларусь.

У входа на центральный рынок Минска воробей в кампании с доброй торговкой семечками радует людей.  

5. г. Токио, Япония.

Эта стайка токийских воробушков так же греют душу. Совсем не памятник… скорее приятный нюанс города.  

Еще раз мы убедились в том, насколько высоко воробей ценится людьми во всем мире!

- Жизнь домового воробья не очень продолжительна. В среднем воробей с трудом доживает до 3 лет, хотя встречаются особи возрастом и по 11 лет.

- Какие опасности подстерегают воробья в природе? (бездомные кошки, бродячие собаки, ночью легко попадают в когти сов, днем – ястребу перепелятнику. Не прочь полакомиться яйцами и такие хищники, как куница, лисица, белка, еж, хорек, змеи. Также главной угрозой остается человек, который зачастую бессмысленно уничтожает птиц).

- На численность воробьев влияет и наша современная жизнь:

- абсолютно гладкие стены современных зданий,

- развитие инфраструктуры города,

- облагораживание и застройка пустырей,

- выкашивание газонов

- закрытые мусорные контейнеры и баки

- загрязнение воздуха,

- сильный городской шум,

- электромагнитное излучение,

- птичьи инфекции

Все эти факторы негативно сказываются на численности домового воробья.

4. Закрепление материала

Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верю-не верю». Я буду говорить вам утверждение, если вы с ним согласны, поднимайте зеленую карточку, если не согласны – красную. Начинаем!

- Зимой в наших краях можно встретить воробья, синицу, снегиря, дятла, поползня, клеста (+)

-Ласточка, соловей и скворец зимой могут прилететь к нашей кормушке (-)

- Воробей – совершенно бесполезная птица для человека? (-)

- Воробей вредит сельскому хозяйству (+)

- Воробей устраивает гнездо как можно дальше от поселений людей (-)

- Воробей за сезон может вывести 2 или 3 выводка (+)

- Численность домового воробья в России постоянно увеличивается (-)

- Воробьям и другим зимующим птицам надо обязательно помогать (+)

5. Рефлексия

Ребята, наше занятие подошло к концу, я хочу поблагодарить вас за активную работу.                                    Слайд 17

Выразите свое отношение к нашему занятию. Начать свой ответ можно с любого предложения:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- меня удивило…

- занятие дало мне для жизни…

- А сейчас для себя ответьте еще на один вопрос, считаете ли вы себя помощником и защитником зимующих птиц?

если вы считаете себя помощником и защитником зимующих птиц, возьмите жетончик-птичку и поместите ее на кормушку.     (Приложение 10)

III Итог занятия

Ребята, понаблюдайте рядом со своим домом, каких воробьев вы увидите. На следующем занятии расскажете о своем наблюдении.

Использованная литература:

- https://infourok.ru/, официальный сайт.

- https://redbook.su/ptitsy/vorobej-domovoj.

- https://o-prirode.ru/vorobej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимующие птицы нашего края

Урок русского языка в 5 классе....

Проект "Зимующие птицы нашего края"

Исследовательский проект для 5 класса "Зимующие птицы нашего края (Прилетайте в гости к нам)"...

сценарий" Зимующие птицы нашего края

сценарий " Зимующие птицынашего края"  2017-2018 учебныйгод...

Конспект занятия «Зимующие птицы родного края»

Конспект занятия «Зимующие птицы родного края» ...