Конспект занятия «Зимующие птицы родного края»
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 25.62 КБ |
zimuyushchie_ptitsy_rodnogo_kraya.pdf | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Веселовский центр творчества
Конспект занятия
«Зимующие птицы родного края»
Рыбалко Нина Антоновна –
педагог дополнительного
образования
п. Веселый
2022 год
Тема занятия: « Зимующие птицы родного края?»
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним.
Задачи:
Образовательные: расширить знания обучающихся о зимующих птицах родного края.
Развивающие: развивать воображение и творческие способности детей; развивать внимательность, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать и заботиться о зимующих птицах.
Оборудование и материалы: выставка книг о птицах, выставка рисунков «Зимующие птицы», экран, мультимедийная презентация, муляжи птиц, коробочки для корма птиц, семена подсолнечника, пшено, овес, кусочек несоленого сала, пуховое и маховое перо птицы, набор открыток, кормушки.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Звучит пение птиц.
Основная часть.
Ребята, сегодня наше занятие мы посвятим удивительным созданиям-птицам. В природе обитает очень большое количество птиц. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, так, как с похолоданием для них не стало корма (таких птиц называют - перелетными), а другие остаются на зимовку.
Помогите мне ответить на вопрос: как называются птицы, которые зимой никуда не улетают, не боятся морозов и остаются на зимовку? Ответы детей (зимующие птицы). Правильно.
Посмотрите на экран, и назовите, известных вам зимующих птиц по описанию. Слайд №1.
А сейчас я вам предлагаю игру 1.«Отгадай какая птица?» Дети по описанию внешности угадывают птиц. Слайд №2
-красногрудый, чернокрылый ест рябину и калину - снегирь;
-белобока, непоседа, длиннохвостая - сорока;
- веселый, шустрый, маленький - воробей;
- желтогрудая с черным галстуком - синица;
- сизокрылый - голубь;
-его называют санитаром леса, он достает своим длинным язычком вредных --короедов из под коры дерева – дятел;
- Гроза мышей-сова.
2.Дидактические задания. «Для чего птице нужны…?» Слайд№3
Педагог: у вас на столе стоят муляжи птиц. Рассмотрите их пожалуйста, и ответьте на вопросы:
-для чего птице клюв?
- для чего птице нужны крылья?
- чем покрыто тело птицы?
-с помощью чего птица ходит по земле?
Для чего птице хвостик?
(ответы детей).
3.Поисково-исследовательская работа. Слайд №4
Ребята, давайте с вами выясним, почему птицы летают.
-Что вокруг нас? (воздух)
-Когда воздух можно почувствовать?
-Можно ли увидеть воздух? (нет)
-Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь).
(Педагог демонстрирует падение двух листьев бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик)
Ребята, объясните, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек, а гладкий лист - медленно планируя?
Вывод: гладкий лист - легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.
Педагог: почему птицы могут летать по воздуху?
У вас на столе лежат перышки, рассмотрите их(маховые и пуховые).
Вопросы:
1.Чем перышки отличаются друг от друга?
2.Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
3.Где на теле у птицы растут пуховые перья?
4.Какое перо помогает птицы летать и называется маховым?
5.Легкое перо или тяжелое?
6. Почему оно легкое?
7.Где у птицы на теле есть маховые перья?
(Педагог показывает детям на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится).
С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Физкультминутка. Педагог: дети взяли веера в руки и вместе с педагогом: Слайд№5
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули,
кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
это к нам птицы летят.
Как они сядут,
покажем-
Крылья мы сложим назад.
Педагог: что еще птицу делает легкой? Как она ест – много или мало? Вывод:
Птицы летают, потому что у них:
1).широкие крылья и хвост;
2). легкие перья с полым стержнем;
3). жесткие маховые перья.
Птицы легкие, т.к. едят понемногу и часто.
Педагог: Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов.
Посмотрите на слайд и назовите, какие вы знаете из них. Слайд №6
Самолет, вертолет, воздушный шар…
4.Педагог: Ребята, вы любите загадки? Предлагаю вам отгадать загадки о птицах. Слайд № 7
Загадки.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять (Снегирь)
Озорной мальчишка
В сером пальтишке
По двору шныряет
Крошки собирает (Воробей)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу-
Хоть и скрылся под корой-
Все равно он будет мой (Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синичка)
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)
Сизокрылая птичка
Любит семечки и крошки
У окна она сидит и тихонечко воркует (Голубь)
5.Экологическая игра: Отгадай птицу по голосу»
Педагог: Ребята все птицы разговаривают на своем птичьем языке. Можете ли вы, узнать птицу по голосу? Слайд № 8
6.Экологическая игра «Птичья столовая» Слайд №9
Давайте узнаем, чем кормят птиц зимой. Ребята подойдите к кормушкам.
Воробьи охотно едят пшено, овес, крошки хлеба, (летом – личинки насекомых)
Синицы - всеядные птицы: мясо, сало, пшено (летом -насекомых).
Дятел - это лесной лекарь. Его называют так, потому, что он через кору дерева слышит вредных насекомых: древоточцы, короеды и поедает их.
Голубь - семечки, зерна пшеницы и ячменя, хлебные крошки.
Ворона серая - осторожная и недоверчивая птица, всеядна, ест насекомых летом, хлеб, мясо, рыбу, яйца других птиц.
7.Дидактические задания. Игра-четвертый лишний. Слайд №10
Посмотрите на картинку и назовите кто здесь лишний?
Снегирь, синица, ворона, ласточка.
Дятел, голубь, галка, кукушка.
Сорока, воробей, сова, лебедь.
Педагог: читается стихотворение Елены Благининой «Морозы».
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за жучку в ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Педагог: Ребята, как человек может помочь птицам пережить холодную зиму? Ответы детей (построить им кормушки и подкармливать птиц в холодное время) . Слайд № 11
8.Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Дорогие ребята, я думаю, что вы сегодня, очень много интересного и полезного узнали о птицах. Нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, грызунов. Без птиц, никогда не было хорошего урожая. И мы, люди должны, их охранять и беречь.
Очень надеюсь на то, что ,вы -зимой будете заботиться о них, а именно, не забывать подкармливать зимующих птиц в трудное для них время .И на помощь вам придут, ваши родители. Вместе с ними вы смастерите кормушки для птиц.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Птицы родного края"
Викторина "Птицы родного края" предназначена для школьников среднего звена. Её можно использовать на уроках биологии для закрепления материала о птицах в общеобразовательной школе, а также...
Познавательно-исследовательский проект "Поможем птицам родного края!"
В данной публикации представлен детский познавательно-исследовательский проект.Расписаны его цели и задачи, показана актуальность темы проекта. Указаны формы и методы работы. Также подробно расп...
Презентация "Учимся говорить по-татарски" по теме "Птицы родного края"
Тема "Птицы родного края" - для начальных классов, русскоязычных учащихся...
Экологический урок, посвященный Международному Дню птиц. «Птицы родного края и заповедные места Ростовской области».
Составила: Белоногова Валентина Андреевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-ДонуК редким животным, включенным в «Красную Книгу», встречающимся на территории Ростовск...
КВН по теме ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ
Данная методическая разработка способствует обобщению и систематизации знаний детей о птицах и животных родного края....
птицы родного края
Презентация по теме птицы родного края. Иллюстрации и краткое описание птиц...
Проект: "Зимующие птицы родного края"
Цель проекта: изучить видовой состав зимующих птиц нашей местности; воспитывать заботливое отношение к птицам, сострадание, желание помогать им в трудных зимних условиях, привлекая с помощью кормушек....