Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
статья
Я являюсь руководителем кружка "Вернисаж" (изобразительное искусство). В данной статье изложены мои мысли о воспитании школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_esteticheskoe_vospitanie_sredstvami_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасно в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из воспитанников – главные отличительные признаки реализуемой программы художественного направления.
Маленький человек смотрит на педагога доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце готово откликнуться на прекрасный, красочный мир. На каждом занятии педагог вместе с детьми заново переживает радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.
В процессе занятий осуществляется обучение детей основам грамотного рисования и одновременно должно происходить эстетическое воспитание и развитие творческих способностей с помощью доброй беседы, большой индивидуальной работы, грамотно подобранных средств: наглядности, натуры, инструментов и материалов. Педагог должен стремиться к тому, чтобы рисунки детей были не только грамотны, но и выразительны.
Этому способствуют следующие методические приёмы.
Наблюдение красоты природы во время специально организованной экскурсии и последующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдений в рисунках.
Организация экскурсии в осенний лес, на которой предлагается собрать сучки, корешки, шишки, напоминающие сказочные существа или животных. Отмечено, что восприятие красоты окружающей действительности становится острее. В своих оценках отмечают особенности, отражающие опоэтизированное восприятие мира: обычный петух может быть «важным», птичка – «задорной», лес – «задумчивым».
Хорошие результаты даёт демонстрация в начале занятия иллюстративного материала на фоне музыкального сопровождения.
Начиная вступительную беседу, стоит использовать тихую музыку, чтение знакомых детям стихов: «…Унылая пора, очей очарованье…»
Беседа о красоте осеннего леса и о том, что видели на экскурсии – продолжение начатой работы. Поэтому желательно уделить внимание детским впечатлениям. Возможны вопросы: какие деревья видели? Какие цвета осенней листвы? Вы видели, как падают листья с деревьев? Что напомнила вам земля, устланная листьями? Переходим к рассматриванию картины И. И. Бродского «Опавшие листья». Обобщаем впечатления детей по картине. Важно, чтобы она стала им близкой и дорогой, чтобы дети поняли настроение художника. Всё это создаёт торжественно-приподнятое настроение и помогает детям приступить к работе.
Выставленные в конце занятия работы должны создать у детей радостное настроение от завершения работы над собственным рисунком.
Использование метода сравнения.
В процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства ребята не просто рассматривают их, а сравнивают картины разных художников, объединённых общей темой.
Например, сравнивают картины «Золотая осень» Д. В. Поленова и «Октябрь. Домотканово» В. А. Серова, приходят к выводам, что художники замечательно могут передать красоту и прелесть природы как в пасмурный , серый день, так и в яркий, солнечный.
Виртуальные экскурсии.
Представим, что мы зашли в прекрасное здание музея «Эрмитаж». Вот и первый зал. Что мы видим? Художники изображают людей, их труд и то, что создано трудом человека; природу – горы, реки и моря; лес, освещённый ярким летним солнцем или занесённые снегом поля; весну, когда оживают деревья, покрываясь зелёными листочками, и осень, когда ветер несёт опавшие листья…
Всё, что мы видим, можно изобразить средствами искусства.
В целях эффективного развития у детей эстетического восприятия , формирование художественного вкуса полезно регулярно использовать специально составленные анкеты.
Примерными вопросами анкеты могут быть:
1.Какие картины вы любите? Почему?
2.Кто ваш любимый художник? Назовите его картины.
3.Что вы любите рисовать? Почему?
Красоту, учение и труд известный учёный и педагог В. А. Сухомлинский справедливо называл важнейшими элементами воспитания. «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца», - говорил Василий Андреевич Сухомлинский.
Действительно, нравственное воспитание неотделимо от эстетического. Занятие в кружке последовательно и систематически влияют на формирование нравственного начала личности ребёнка. Руководить процессом изобразительного творчества детей должен грамотный в художественном и литературном отношении педагог. Он должен помочь воспитаннику увидеть, понять и исправить допущенные ошибки, т.е он сам должен владеть карандашом, мелом, кистью. Начинать надо с правильного держания карандаша и кисти, с правильного владения техникой наведения красок, с необходимых знаний об оборудовании и материалах; все эти сведения должны даваться исподволь, в промежутках, в маленьких отвлечениях от основной темы занятия; в минутках отдыха. Детям интересно на таких занятиях. Они радуются, что узнают новое, соприкасаясь с красотой, творчеством, искусством.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям». Киев, 1969, с. 165
Литература:
Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1976
Гореева Н.А. Первые шаги в мире искусства - Москва: Просвещение, 1991.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М., 1977.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – Москва: Просвещение, 1988.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства"
для преподавателей и учителей изобразительного искусства...
Доклад на тему "Духовно – нравственное воспитание средствами изобразительного искусства"
Этот материал представляет опыт работы по теме Духовно - нравственое развитие на уроках изобразительного искуства и во внеурочной деятельности. Доклад содержит задачи морально-нравственных ориент...
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья является обобщением опыта автора в вопросе формирования художественно-эстетического вкуса воспитанников средствами изобразительного искусства. Автором выделены и проанализированы основные пробл...
Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ребенку интересен мир, но ...
Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.
В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...