Рабочая программа "Студия мультипликации" ДПШ
рабочая программа

Назмутдинова Эльвера Данисовна

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_multiplikatsii_na_23-24_gg.docx67.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом пионеров и школьников г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

Принято на заседании                                              «Утверждаю»

педагогического совета                                            директор МБУ ДО ДПШ г. Янаул

протокол  №  _______                                               ________   Д. Ф. Шамсутдинова                                         от «___» _____20____г.                                             «___» __________20____г.            

                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Студия мультипликации»

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок освоения: 1 год (144 часа)

                                                        Составитель программы:

                                                                       Назмутдинова Эльвера Данисовна,

                                                                             педагог дополнительного образования

Янаул, 2023 год

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Пояснительная записка

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многихстранах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали поэтому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности.

Работа в объединении организуется и проводится в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (ред. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  • Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом пионеров и школьников г. Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан и иные локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в учреждении.

Программа «Студия мультипликации» составлена с учётом интересов, возрастных особенностей детей и учебно-материальной базы учреждения.

Направленность программы: техническая.

Программа создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей в анимационной деятельности с учетом их возможностей. Программа ориентирована на изучение основных графических и мультимедийных компьютерных программ в рамках их широкого использования, а также специальных профессиональных возможностей. При этом главное внимание уделяется не масштабу или объему информационного блока, а способам его освоения, развитию познавательного и творческого потенциала ребенка.

Актуальность программы предполагает:

  • раскрытие индивидуальных способностей учащегося, развитие определенных способностей для адаптации в окружающем мире;
  • расширение кругозора учащихся, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления.

Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Дополнительная образовательная программа студии мультипликации стала результатом педагогического поиска эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через широкую палитру видов творческой деятельности.

Условия реализации программы. Занятия проходят не только в традиционной форме, но и в форме игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей. Ведь именно игра помогает школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

Педагогическая целесообразность. При реализации программы, одной из основных педагогических технологий является игровая технология. Игра используется не только как средство развития каждого ребенка, но и как основа игровой технологии при организации всего образовательного процесса. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и взаимоотношениями сверстников, а также взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, 4 формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учащихся развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития учащихся, что необходимо при создании мультфильмов.

В ходе освоения образовательной программы сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Проектная технология при реализации программы «Студия мультипликации» позволяет осуществлять активное формирование детского мышления и восприятия, основ продуктивной деятельности. Дети приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности.

Особенности организации программы

Основная форма занятия – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, при организации которого органически сочетаются индивидуальные и групповые формы работы с учащимися.

Программа данного курса представляет систему занятий для детей от 8 до 11 лет и рассчитана на 1 год обучения. Набор детей в объединение осуществляется по желанию и заявлению родителей. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, занятия проводятся: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Состав группы составляет 12-15 человек и является постоянным. Программа рассчитана на 144 часа в год. Темы и занятия распределяются с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала и мультипликационных фильмов. Основная форма работы в студии – практические занятия. Практическая часть состоит из следующих разделов:          

1. Тематическое рисование (рисунок по заданной теме). Ученики выбирают наиболее выразительные сюжеты тематической композиции, проводят подготовительную работу (эскизы, наброски и зарисовки). Рисование воспитывает организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение;

 2. Декоративно-прикладное творчество. Учащиеся знакомятся со спецификой различных материалов (пластилин, бумага, крупа, и т.д.) и самостоятельно учатся работать с ними;

 3. Анимационный тайминг: раскадровка сюжета, анимационное действие, съемка.

Форма обучения: групповая, очная, очно-заочная, очно-дистанционная, очно-электронная, их сочетание. В случае перехода на электронное обучение с применением дистанционных технологий основные формы проведения учебных занятий - практические занятия, мастер-классы, онлайн-конференции, видеоконференции. Обучение может быть организовано в режиме вебинара, через электронную почту. Контроль самостоятельных занятий и проверка заданий может осуществляться педагогом как в очном, онлайн-режиме, так и по электронной переписке. Индивидуальные консультации педагог может проводить на базе ресурса Skype, ZOOM, WhatsApp.

Адресат программы.

Работа в объединении «Студия мультипликации» строится на принципе индивидуального подхода, возрастные рамки: 8-11 лет (мальчики и девочки). Возрастные, психофизиологические особенности детей, базисные знания, умения и навыки соответствуют данному виду деятельности. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности». Им свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение сфер интересов, увлечений. Период благоприятен для поиска себя в разных видах деятельности. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, учебная деятельность от игровой постепенно переходит к учебной, приобретает смысл, как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.

Размер учебной группы - 12-15 человек.

В объединении могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

При зачислении учащихся среди учебного года на полный курс дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой с 1 сентября, а также в случае длительного отсутствия учащегося по причине болезни или длительного санаторного лечения предусмотрен индивидуальный маршрут обучения в режиме ускоренного обучения в очно-заочной форме.

Цель программы – развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности.

Задачи программы:

Предметные:

  • обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;
  • формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в анимационной деятельности;
  • обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
  • познакомить учащихся с основными видами мультипликации;
  • освоить перекладную рисованную, пластилиновую и кукольную анимации;
  • создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
  • научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
  • познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов;
  • планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций;
  • установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов;
  • обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании мультипликации.

Метапредметные:

  • расширять представление об окружающем мире;
  • развивать творческие склонности и способности детей;
  • развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка;
  • создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач;
  • развивать речь;
  • формировать навыки творческого мышления;
  • развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.

Личностные:

  • формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование внимания, аккуратности, целеустремленности;
  • формирование этических норм в межличностном общении;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей;
  • воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым;
  • воспитывать интерес к получению новых знаний;
  • воспитывать культуру общения в группе и за ее пределами;
  • воспитывать ответственность;
  • воспитывать уважение к труду.

Важнейшие принципы построения программы:

  • научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт - «от простого - к сложному»;
  • системность, последовательность и доступность в освоении технических приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
  • гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
  • образовательный процесс строится, следуя природе развития личности ребенка, с учетом имеющегося потенциала на основе закономерностей внутреннего развития;
  • разнообразие и приоритет практической деятельности;
  • принцип разноуровневого построения содержания программы;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
  • принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

Само- подготовка

В том числе

Теория

Практика

I

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

2

-

1

1

1.1

«Теоретические основы мультипликации»

4

-

2

2

1.2

Развитие        навыков        восприятия в процессе просмотра   и   обсуждения мультфильма.

2

-

1

1

1.3

Знакомство        с историей мультипликации.

2

-

1

1

1.4

Знакомство        с видами мультипликации. Просмотр и обсуждение мультфильмов. Вводный контроль.

2

-

1

1

1.5

Итоговое занятие

2

-

1

1

II

«Первые шаги к созданию мультфильма»

14

-

4

10

2.1

Сказка на экране. Образ героя в книге и на экране. Выбор произведения (сказки) для экранизации.

2

-

1

1

2.2

Изготовление героев,   сцены-макета из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы. Репетиции.

4

-

2

2

2.3

Знакомство        с вэб-камерой. Возможности        съёмки.

2

-

1

1

2.4

Учебно- тренировочные упражнения. Подготовка к съемке мультфильма- сказки. Установка        сцены-макета, расстановка героев.

2.5

Посещение        кинотеатра.

2

-

0,5

1,5

2.6

Стоп-кадровая съемка сцен сказки.

Просмотр        отснятого материала. Обсуждение.

10

-

2

8

2.7

Озвучивание        мультфильма-сказки.

Просмотр        отснятого материала. Обсуждение.

2.8

Монтаж мультфильма-сказки.

2.9

Знакомство с титрами, субтитрами, аудиофайлами.

2.10

Наложение        титров, музыки.

Подготовка фильма к демонстрации.

2.11

Демонстрация фильма. Обсуждение.

2

-

1

1

2.12

Итоговое занятие. (Индивидуальные проекты).

2

1

1

III

«Пластилиновая анимация»

12

-

2

10

3.1

Просмотр и обсуждение пластилиновых мультфильмов

2

-

1

1

3.2

Придумывание сюжета, героев, декораций (Коллективная работа)

4

-

1

3

3.3

Работа над сценарием мультипликационного        фильма (Коллективная работа)

3.4

Изготовление героев, сцены-макета. Распределение ролей. Пробы. Репетиции.

2

-

1

1

3.5

Подготовка к съемке мультфильма.

Установка сцены-макета, расстановка героев.

2

-

1

1

3.6

Участие в мероприятиях центра.

2

-

0,5

1,5

3.7

Стоп-кадровая        съемка сцен. Просмотр        отснятого материала.Обсуждение.

8

-

2

6

3.8

Озвучивание мультфильма. Просмотр отснятого материала. Обсуждение.

3.9

Участие в тематических мероприятиях центра

3.10

Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки.   Подготовка фильма к демонстрации.

(Индивидуальные проекты).

3.11

Демонстрация фильма. Обсуждение.

2

-

1

1

3.12

Итоговое занятие.

2

-

1

1

IV

«Кукольная анимация»

14

-

2

12

4.1

Просмотр и обсуждение кукольных мультфильмов.

2

-

0,5

1,5

4.2

Работа над составлением сюжета и сценария для нового мультфильма.

Текущий контроль.

2

-

1

1

4.3

Написание сценария. Распределение ролей.

2

-

0,5

1,5

4.4

Изготовление героев и декораций.

4

-

1

3

4.5

Покадровая съемка сюжета

8

-

8

4.6

Озвучивание и создание мультфильма.

4.7

Монтаж мультфильма.

4.8

Участие в   конкурсе,   посвященном празднованию Дня космонавтики

4.9

Наложение        титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации.

4.10

Демонстрация фильма. Обсуждение.

2

-

1

1

4.11

Итоговое занятие

2

-

1

1

V

«Рисованная анимация»

6

-

1

5

5.1

Просмотр и обсуждение рисованных мультфильмов.

2

-

2

-

5.2

Обзор компьютерных программ для создания рисованных мультфильмов

2

-

1

1

5.3

Знакомство        с созданием рисованных мультфильмов.

2

-

2

-

5.4

Маленькие мультики своими руками. (Индивидуальные проекты). Итоговый контроль.

6

-

2

4

5.5

Итоговое занятие.

2

-

2

-

Всего

144

-

47

97


Содержание учебного плана

Тема №1. «Теоретические основы мультипликации»

Теория. Знакомство со студией   (кабинетом)   мультипликации «Мир мультиков». Знакомство с планом работы объединения. Порядок и содержание занятий, демонстрация мультфильма «Мультприветствие» снятого с помощью программы «Zu3D.

«Мультипликатор». Правила поведения в кабинете во время занятий. Инструктаж по технике безопасности Условия безопасной работы.

Практическая работа. Рисование на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов обучающихся.

Формы контроля. Тест-опрос «Знаешь ли ты правила». Фронтальный опрос. Рефлексия настроения.

Тема №2 «Первые шаги к созданию мультфильма»

Теория. Выбор темы мультфильма из предложенных сказок. Создание плана пошаговых действий для мультфильма. Обсуждение сценария, декораций и героев.

Беседа по созданию героев мультфильма. Что такое декорации? Виды декораций. Продумывание декораций для мультфильма. Повтор правил работы с ножницами и ножом. Беседа по созданию героев мультфильма. Распределение ролей. Пробы. Репетиции. Повтор правил работы с ножницами и ножом.

Практическая работа. Запись пошаговых действий. Подбор материала для изготовления героев мультфильма        и декораций. Изготовление героев, декораций.

Формы контроля. Фронтальный опрос. Рефлексия настроения.

Тема №3 «Пластилиновая анимация»

Теория. Просмотр и обсуждение        пластилиновых мультфильмов. Придумывание сюжета к мультфильму на тему «Новый год». Раскручивание сценария.

Практическая работа. Съемка мультфильма. Рисование сцен к мультфильму. Составление и запись сценария на листе бумаги. Описание героев, их характеров и действий на сцене.

Формы контроля.Вопрос-ответ. Упражнение «Цепочка желаний». Рефлексия деятельности (знаю, понимаю, умею).

Тема №4 «Кукольная анимация»

Теория. Объяснение создания кукольной анимации. Придумывание сюжета        к мультфильму        на        тему «Загадочный космос». Придумывание героев, их действий на сцене, заднего фона.

Практическая работа.        Просмотр кукольных мультфильмов. Обсуждение. Рисование        на тему «Космос». Написание сценария, рисование героев, сцены.

Формы контроля. Фронтальный опрос. Ребята        по        кругу высказываются одним предложением,  выбирая        начало фразы                из рефлексивного экрана на         доске: Сегодня я узнал….. Я понял, что…… Я смог…. У меня получилось….Теперь я могу….. Я выполнял задания…        Я научился …

Тема №5 «Рисованная анимация»

Теория. История создания рисованной анимации. Знакомство с программами для съемки фильмов. Знакомство с программой для рисования в автофигурах OpenOffice. Правила поведения в компьютерном классе. Объяснение процесса съемки. Определение, что снимать и как.

Практическая работа. Просмотр рисованных        мультфильмов. Обсуждение. Рисование животного в программе OpenOffice. Создание рисованных мини-мультфильмов в программе Zu3D. «Мультипликатор», например, «Прыгающий мяч», «Живые карандаши» и др. (Самостоятельная работа)

Формы контроля. Рефлексия деятельности. Вопрос-ответ. Метод «Ресторан». Я съел бы еще этого…Больше всего мне понравилось…Я        почти переварил…Я переел… Пожалуйста, добавьте…

Планируемые результаты освоения учащимися программы

Предметные:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • обучающиеся должны знать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);
  • обучающиеся должны знать виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);
  • знать этапы создания мультфильма;
  • историю создания первого мультфильма;
  • обучающиеся должны знать содержание деятельности профессий мультипликационной анимации;
  • уметь передавать движения фигур человека и животных, других персонажей мультфильма;
  • правила и подходы создания сценария;
  • профессиональные анимационные термины (монтаж, хронометраж, подложка и т.д.).

Метапредметные:

  • обучающиеся должны уметь изготавливать персонажей мультфильмов из разных материалов (пластилина, бумаги и т.п.);
  • обучающиеся должны уметь пользоваться компьютерными графическими инструментами для создания и монтажа мультфильма;
  • самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа.
  • Личностного развития:
  • обучающиеся должны уметь определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
  • обучающиеся должны уметь проявлять творчество в создании своей работы.

Планируемые результаты программы

Учащиеся, завершившие освоение дополнительной общеобразовательной программы, овладеют следующими компетенциями:

  1. Когнитивная компетенция – готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности, умение использовать имеющиеся знания, организовывать и корректировать свою деятельность, наблюдать, сравнивать и проводить эксперимент.
  2. Информационная компетенция – готовность обучающегося работать с информацией различных источников, отбирать и систематизировать её, оценивать её значимость для адаптации в обществе и осуществление социально-полезной деятельности в нём.
  3. Коммуникативная компетенция – умение вести диалог, сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждение вопросов.
  4. Социальная компетенция – способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность к социальной адаптации в обществе и самостоятельному самоопределению.
  5. Креативная компетенция – способность мыслить нестандартно, умение реализовывать собственные творческие идеи, осваивать самостоятельные формы работы.
  6. Ценностно-смысловая компетенция – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, сознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
  7. Компетенция личностного самосовершенствования – готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

- Мультстудия– «Создай Мультфильм» комплект оборудования, инструментов и программного обеспечения для создания мультипликационных фильмов (ноутбук, микрофон, веб-камера, наборы для песочной терапии, тематические фоны, методическое пособие, хромакей, наборы для кукольного театра);

- Мультстудия профессиональная максимальная – представляет собой комплект оборудования и инструментов для создания мультипликационных фильмов, позволяет снимать как плоскостную, так и объемную анимацию.

 - Интерактивный комплекс с предусмотренным программным комплектом интерактивных игр – программно-аппаратный комплекс представляет собой конструктивно-единое, целое изделие, состоящее из интерактивной сенсорной доски (панели) со встроенным компьютером в комплекте с программным обеспечением;

 - Мобильная стойка предназначена для установки интерактивной панели;

- Ноутбук с встроенными Wi-Fi, Bluetooth, микрофоном, колонками, интегрированная веб-камерами т.д.

Программные средства:

  • Операционная система Microsoft Windows;
  • Camtasia Фоторедактор для Windows
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • Антивирусная программа;
  • Программа-архиватор;
  • Пакет офисных приложений MSOffice.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное высшее образование или средние профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (Профессиональный стандарт №513).

Формы аттестации

Входная и заключительная диагностика проводятся (в начале и в конце года).

- Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо (приложение 1).

- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель его проведения -определение уровня усвоения программы каждым учеником. Формы проведения: опрос учащихся, итоговая выставка детских работ в коллективе (приложение 2).

Формы контроля:

-самостоятельные работы в различных техниках мультипликации;

-творческие задания;

-анкетирование;

-презентации творческих проектов;

-выпуск анимационных фильмов.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

журнал посещаемости, аналитическая справка, аналитический материал, материал анкетирования и тестирования, портфолио, дипломы об участии в конкурсах и олимпиадах, фото, отзыв родителей.

Результативность деятельности по программе, также определяется результатами участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах и соревнованиях. Дети, обучающиеся по программе, становятся победителями районных, зональных, региональных, всероссийских конкурсов и конференций.

Оценочные материалы

Программа предполагает оценку не только творческого, но и личностного характера.

На каждом занятии ведется наблюдение за выполнением упражнений, индивидуальная работа с обучающимися.  

Кроме всего проверяется теоретическая подготовка обучающихся (тестирование, опрос). В конце каждого полугодия проводится контрольное занятие, где проверяется уровень знаний и умений обучающихся, развитие творческих способностей и личный рост.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой;  как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

-  средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический мониторинг;

- начальная диагностика;

- текущая диагностика;

- промежуточная диагностика;

- итоговая диагностика;

Формы отслеживания результативности:  

- опрос;

- тестирование;

- наблюдение;

- анкетирование;

- самостоятельная практическая работа;

- выставки работ обучающихся;

- соревнования радиоуправляемых моделей.

Система контроля знаний и умений учащихся представляется в виде учёта результатов по итогам выполнения проектов программы.

Представление проектов

По окончании работы над проектом учащиеся с удовольствием поделятся своими решениями и открытиями. Это отличная возможность для развития их навыков общения.

Методические материалы

Методы обучения. При организации занятий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся: теоретическая часть занятия небольшая, с использованием интерактивных средств обучения (просмотр фото, видео материалов, рассказ-беседа). Практическая работа включает в себя создание моделей механизмов и роботов с использованием схем, фотографий или инструкций педагога и программирование моделей. Тестирование и демонстрация моделей, с целью проверки работоспособности модели. Игровая часть (конкурсы, соревнования) занятия обязательна, так как она способствует закреплению полученных знаний и повышению мотивации и интереса к занятиям.

Эффективность обучения основам мультипликации зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:

  1. Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  2. Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  3. Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
  4. Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма; компьютерный практикум, проектная деятельность);
  5. Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  6. Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
  7. Поисковый - самостоятельное решение проблем;
  8. Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.

И все-таки, главный метод, который используется при изучении мультипликации это метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектно-ориентированное обучение — это систематический учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных задания.

В процессе реализации программы используются такие методические приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых занятиях педагог формирует интерес учащихся к обучению и к себе, создавая ситуацию успеха, используя при этом: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические занятия; познавательные игры; методы эмоционального стимулирования; творческие задания; анализ, обобщение, систематизация полученных знаний и умений; проблемные поисковые формы занятий; выполнение работ под руководством педагога; дозированная помощь; самостоятельная работа; подготовка к экспериментальной работе; контроль в виде экспертизы, анализа и коррекции.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология портфолио, технология решения изобретательских задач, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Учебное занятие - основная форма организации образовательного процесса. На каждом занятии помимо обучающих задач реализуются воспитательные задачи.

Воспитательная работа. Воспитание – это целенаправленное управление процессом становления личности. Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни. Педагог решает поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка, обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по преодолению собственных проблем.

Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины. В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов воспитания:

- личный пример и педагогическое мастерство педагога;

- высокая организация учебного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования.

Мероприятия

Сроки проведения

Место проведения

Муниципальный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ

 « #ВместеЯрче»

Август-октябрь

МБУ ДО ДПШ г.Янаул

Чемпионат «Код моего успеха»

Август- сентябрь

МБУ ДО ДПШ г.Янаул

Районный конкурс лучших пионерских рядов « За дело! Дружбу! Честь!»

12 сентября

Елочная площадь города

Муниципальный этап республиканского конкурса видеороликов и социальной рекламы « Держи курс на ПДД»

Октябрь

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Районный конкурс чтецов

« Башкортостан- мой край родной!»

Октябрь

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Муниципальный этап республиканского конкурса рисунков « Я рисую ПДД…»

Декабрь- январь

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Муниципальный этап Республиканского конкурса юных дарований « Весенняя капель»

Февраль

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Муниципальный этап Республиканского конкурса педагогического мастерства « Научим детей ПДД»

Февраль- март

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Муниципальный этап Республиканского конкурса педагогического мастерства « Во имя безопасности на дороге»

Февраль- март

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Районный конкурс детских работ, посвященный тематике года

Март

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Муниципальный этап республиканского конкурса отрядов ЮИД « Безопасное колесо»

Апрель

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Семейный праздник «КОСМОСПОРТ»

Апрель

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Фестиваль- выставка « Я – будущий предприниматель»

Май

МБУ ДО ДПШ г. Янаул

Формы организации учебного занятия. В соответствии с содержанием учебного плана и поставленным для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия (диагностическое занятие, вводное занятие, практическое занятие, практикум, выездное тематическое занятие и т.д.) и выбирается форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая, парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание). Теоретические занятия могут проходить в дистанционном формате.

Список использованной литературы

Учебно–методическая литература для педагога

Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2008 г.

Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва – 1971г.

Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки.

Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г.

Гейн А.Г. Информационная культура. – Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003г.

Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г.

Иткин В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006 год.

Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.

Курдюкова. –Москва.,1990 г.

Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г.

Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация.      

Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.

Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г.

Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г.

Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г.

Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г.

 Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г.

Упковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983г.

ХоакимЧаварра, Ручная лепка. – М., 2003г. 20.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983г.

Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. -160 с. – («Легко и просто»).

Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – Москва.,1990  

        Ресурсы Интернета:

http://www.lbz.ru/ – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний; http://www.college.ru/ – Открытый колледж; http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики; http://www.rusedu.info – архив учебных программ.

Литература для родителей и обучающихся:

Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И.Курдюкова. – М, 2007.

Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008.

Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/Велинский Д.В.. - Новосибирск, 2004 г.

Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. –Москва.1990 г.

Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М.1980г.

Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2006г.

Михайшина М. Уроки рисования. – Минск, 1999г.

Михайшина М. Уроки живописи. – Минск, 1999г.

Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Предметы. – Минск, 2000г.

Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Растения. – Минск, 2000г.

Робертсон Б. Интенсивный курс рисования. Пейзаж. – Минск, 2000г

Смыковская Т.К., Карякина И.И. MicrosoftPowerPoint: серия «Первые шаги по информатике», учебно-методическое пособие – Волгоград, 2002г.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996г.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996г.

Приложение № 1

Контрольно-диагностическое мероприятие по программе

«Студия мультипликации»

Тестирование

Фамилия        Имя        Отчество        Возраст

_____________________________________________________________        

Группа № _________        

  1. В каком мультфильме персонаж напевал песенку: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!»?
  • Чебурашка и крокодил Гена
  • Винни-Пух
  • Приключения Домовёнка
  1. Какую фразу произносил кот Леопольд, обращаясь к мышам в мультфильме «Приключения кота Леопольда»?
  • Ребята, хватит шалить!
  • Ребята, давайте жить дружно!
  • Ну погодите!
  1. Как звали персонажа из рассказа Н. Н. Носова, который мечтал слетать на Луну?
  • Скуби – Ду
  • Незнайка
  • Питер Пен
  • Том и ...?
  • Мерри Джерри Гэрри
  1. Какая героиня мультфильма потеряла хрустальную туфельку?
  • Рапунцель
  • Золушка
  • Снежная королева
  1. Как называется мультфильм про сильных молодцев?
  • Шрэк
  • Три богатыря
  • Вверх!
  1. Кому из героев мультфильма принадлежит фраза, ставшая впоследствии крылатой: «Ну, заяц, погоди!»
  • Зайцу
  • Волку
  • Бегемоту
  1. Кем работал крокодил Гена в зоопарке?
  • Крокодилом
  • Сторожем
  • Дворником
  1. В ящике с какими фруктами нашел Чебурашку продавец фруктов?
  • С мандаринами
  • С апельсинами
  • С бананами
  1. Какую песенку пел Гена в свой день рождения?
  • Голубой вагон
  • Пусть бегут неуклюже
  • Улыбка

Приложение № 2

Контрольно-диагностическое мероприятие программе

«Студия мультипликации»

ОПРОС

  1. Какие техники в мультипликации Вы знаете?
  2. Объясните принцип техники перекладки?
  3. Какие студии мультипликации Вы знаете?
  4. Пиксиляция — это …?
  5. Этапы создания мультфильма ?
  6. Что такое раскадровка и для чего она нужна?
  7. Какие мультфильмы ,созданные при помощи кукольной анимации, вы знаете ?
  8. Нравится ли вам профессия мультипликатора ?
  9. Техника мультипликации — рисованная анимация . Принцип?
  10. В какой технике вам нравится больше всего работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...