Элементарное сольфеджио
рабочая программа
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципального образования городской округ "Охинский"
Сахалинская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева
г. Оха, ул. Советская, д.9, телефон/факс 8(42437)34212, сайт: http:// shkola5okha.ru/
E-mail: shkola5@shkola5okha.ru
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №13 от 07.07.2023 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 5 г.Охи им.А.В. Беляева ________ Л.М. Мингазова Приказ №242-ОД от 25.08.2023 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Элементарное сольфеджио»
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: художественная
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Недоросткова Алла Галисовна,
Педагог дополнительного образования
г. Оха 2023
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………. 1
Содержание программы……………………………………………………………….5
Организационно-педагогические условия реализации программ………………… 7
Список используемой литературы……………………………………………………8
Оценка качества освоения программы………………………………………………10
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Уровень программы – стартовый (ознакомительный). (изменить на титулке)
Новизна и отличительная особенность программы - данная программа позволяет подготовить учащегося к дальнейшему обучению в музыкальной школе на музыкальных отделениях в школах искусств.
Программа «Элементарное сольфеджио» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Предмет изучения: музыка, нотная грамота.
Возраст учащихся: 7-17 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов программы: 72 часа.
Недельная нагрузка – 2 часа.
- Цель программы – создание условий для формирования навыков и умений путём развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям. Исходя из цели программы, определяются её задачи:
Обучающие задачи:
- Формирование навыков музыкальной грамотности.
- Формирование музыкально-ритмических навыков;
Развивающие задачи:
- Приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте.
- Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- Развитие музыкальной памяти и внимания.
- Умение в написании слухового диктанта.
- Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Воспитательные задачи:
- Привитие учащимся любви и интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса
- Воспитание чувства личной ответственности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.
Метапредметные результаты:
- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
- формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;
- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки.
Предметные результаты:
- развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования и музыкальной грамотности на основе сольфеджирования;
- формирование теоретических знаний, нотной грамотности и применение их в выполнении практических заданий.
Умеют; (УБРАТЬ ИЛИ РАСПИХАТЬ)
- правильно располагать ноты в пределах двух октав;
- записывать элементарную мелодию на слух;
- строить интервалы от ноты и в заданной тональности;
- построить мажорную и минорную гаммы;
- воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- контролировать слухом качество пения;
- петь с музыкальным сопровождением и без него;
обладают следующими качествами:
- самостоятельным мышлением;
- ответственным отношением к занятиям, внимательностью и терпением в выполнении практических заданий;
- пониманием ответственного отношения в получении теоретических знаний.
Нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря от2012года №273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Минпросвещения России Приказ 629 от 27.07.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015№09-3242 «О направлении информации»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016)»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28;
- Распоряжение Министерства Образования Сахалинской области от 16.09.2021г.№3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и организации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждённые приказом Минобрнауки России от 28декабря 2010г. №2106;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,2011, №28, ст.4168);
- Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.052018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Устав образовательного учреждения.
- Локальные акты учреждения.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план
Первый год обучения Таблица 1
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля по разделам | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Введение | 2 | 2 | - | Беседа |
1.1. | Собеседование | 1 | 1 | - | |
1.2. | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 1 | - | |
2. | Ритм в музыке | 12 | 4 | 8 | Практическая работа |
2.1. | Знакомство с длительностями | 8 | 2 | 6 | |
2.2. | Ритмослог | 4 | 2 | 2 | |
3. | Нотная грамота | 26 | 10 | 16 | Практическая работа |
3.1. | Скрипичный ключ. Нотный стан. | 4 | 2 | 2 | |
3.2. | Ноты первой октавы | 2 | 1 | 1 | |
3.3. | Нота « до». | 4 | 1 | 3 | |
3.4. | Нота « ре». | 4 | 1 | 3 | |
3.5. | Нота « ми». | 4 | 1 | 3 | |
3.6. | Нота « фа» и « ля». | 4 | 2 | 2 | |
3.7 | Нота « си». | 4 | 2 | 2 | |
4. | Лады | 12 | 6 | 6 | Работа с музыкальным инструментом |
4.1. | Мажорный и минорные лады | 12 | 6 | 6 | |
5. | Музыкальный размер | 18 | 6 | 12 | Практическая работа |
5.1 | Размер 2/4, 3/4 | 8 | 2 | 6 | |
5.2 | Интервалы | 10 | 4 | 6 | |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Контрольная работа |
Всего часов: | 72 |
2.2. Содержание учебного плана
Содержание программы (1 год)
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Собеседование.
Теоретическая часть. Собеседование с учащимися для определения их интересов и уровня знаний.
Тема 1.2. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теоретическая часть. Основные правила и требования техники безопасности.
Практическая часть. Знакомство со структурой образовательной программы, её цели и задачи.
Раздел 2. Ритм в музыке.
Тема 2.1. Знакомство с длительностями.
Теоретическая часть. Ноты целая = счёту 1и 2и 3и 4и; половинная = счёту 1и 2и, восьмая = счёту 1и.
Практическая часть. Игра « Найди длительность ноты».
Тема 2.2. Ритмослоги.
Теоретическая часть. Ритм – это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка. Ритмослоги помогают разложить по слуху ритмическое построение на слоги. Слог - это звук, или сочетание звуков в слове, производимые одним толчком выдыхаемого воздуха.
Практическая часть. Звуки «та» и «ти - ти», ритмизация попевок.
Раздел 3. Нотная грамота.
Тема 3.1.Скрипичный ключ. Нотный стан.
Теоретическая часть. Скрипичный ключ помещает ноту « соль» первой октавы на вторую линейку нотоносца. Является самым распространённым ключом. В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием.
Практическая часть. Зарисовка скрипичного ключа, прописывание его во всю строку по нотному стану. Доводим до автоматизма в написании.
Тема 3.2 Ноты первой октавы.
Теоретическая часть. Нота « соль». Правильное расположение ноты на нотном стане.
Практическая часть. Запись песни «Котя – коток». Пропеть нотами, словами, простучать ритмический рисунок песни.
Тема 3.3 Нота « до».
Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.
Практическая часть. Запись песни «Андрей - воробей». Пропеть нотами, словами, простучать ритмический рисунок песни.
Тема 3.4 Нота « ре».
Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.
Практическая часть. Запись песни «Тили – бом». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.
Тема 3.5.Нота « ми».
Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.
Практическая часть. Запись песни «Солнышко». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.
Тема 3.6.Ноты « фа» и « ля».
Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.
Практическая часть. Запись песни «Ладушки». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.
Тема 3.7.Нота « си».
Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.
Практическая часть. Запись песни «Такси». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.
Тема 3.8.Ноты на линейках и между линейками.
Теоретическая часть. Звукоряд. Расположение нот по порядку от «до» первой октавы до ноты «до» второй октавы.
Практическая часть. Запись нот на линейках с проговариванием. Запись нот между линейками с проговариванием.
Раздел 4.Лады.
Тема 4.1. Мажорный и минорные лады.
Теоретическая часть. Лад – это система отношений звуков и созвучий, позволяющая создать определённый звуковой эффект. В свою очередь, тональность – это привязка музыкального лада к конкретному участку звукового лада.
Практическая часть. Схематичное изображение ладового строения мажора и минора.
Раздел 5. Размер. Такт.
Тема 5.1. Размеры 2/4, ¾.
Теоретическая часть. Размеры 2/4 (две четверти) – это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте две доли – первая сильная, вторая слабая, каждая доля длится четверть.
Практическая часть. Зарисовка ритмического паровозика.
Тема 5.2. Интервалы.
Теоретическая часть. Интервалы – это расстояние между двумя нотами. А так как расстояния могут быть самые разные: через одну ноту, а может быть, и через семь нот, то и интервалы тоже бывают разные..
Практическая часть. Определение количества ступеней.
Раздел 6. Итоговое занятие.
Практическая часть: Контрольная работа.
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов.
1. Про контроль (текущий, промежуточный, итоговый).
2. Система баллов: средний уровень…
Формы подведения итогов реализации программы.
Уровень усвоения программного материала определяются с помощью таких
критериев:
- Сольфеджирование простых нотных примеров;
- Чистое интонирование знакомых песен;
- Знание нот, их правописание;
- Умение записать элементарный нотный текст;
- Умение передать ритмический рисунок, включающий в себя сочетание длительностей: четверть, две восьмые.
В систему отслеживания и оценки результативности обучения, учитывая возрастные особенности детей, входят слуховые диктанты, игра, викторина, конкурс, тест, теоретические задания (сочинение ритмического рисунка) раз в полугодие.
Итоговое занятие: практическое задание, тест.
2.4. Календарный учебный график
№ | Содержание | 1-й учебный год |
1. | Начало учебного года | 13.09.2023 г. |
2. | Окончание учебного года | 31.05.2024 г. |
3. | Адаптационный период | 02.09.2023 г. – 15.09.2023 г. |
4. | Зимние каникулы | 29.12. 2023 г. – 10.01.2024 г. |
5 | Итоговая аттестация | 18.05.2024 г. – 25.05.2024 г. |
6. | Продолжительность учебного года | 35 недель |
7. | Летние каникулы | 01.06.2024г. – 31.09.2024г. |
3. Организационно - педагогические условия реализации программ
3.1. Учебно - методическое обеспечение программы.
При приёме в объединение отбора учащихся по наличию слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и т.д. не производится, т.е. принимаются все желающие. Занятия проводятся группой 7 - 12 человек. Основная форма занятий – урок. Обязательное условие – наличие рабочей и нотной тетради. Занятия в данном объединении способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Основной формой обучения является:
- объяснительно – иллюстративный;
- словесный метод и метод графического изображения мелодии;
- метод музыкального обобщения творчества, который используется в творческих заданиях;
- поэтапное усвоение музыкальных знаний (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса)
3.2. Материально-технические условия реализации программы
1. Синтезатор-1шт.
2. CD-диски.
3. Флэш-накопитель.
4. Компьютер с выходом в интернет
3.3. Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по соответствующему направлению) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых.
3.4. Список литературы для педагогов:
№ | Автор (ы) | Название | Год издания |
1. | В.П. Анисимов | «Диагностика музыкальных способностей детей» | Москва, «Владос», 2014 г. |
2. | И.Каплунова,И.Новоскольцева | «Этот удивительный ритм». С.,Пет. | Санкт-Петербург 2019г. |
3. | Т.Камаева, А.Камаев. | «Азартное сольфеджио» М; 2020 | 2020г. |
4. | Н. Баева, Т. Зебряк. | Сольфеджио 1-2 классы. – сост. Н. Баева, Т. Зебряк. – М.: КИФАРА 2013 | 2013 |
5. | Б. Калмыков, Г. Фридкин. | Сольфеджио ч.1 одноголосие. - сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин – М.: Музыка 2004 | 2004 |
6. | Фридкин Г. | Чтение с листа на уроках сольфеджио. /Г. Фридкин. – М.: Музыка 2006 | 2006 |
7. | Калинина Г.Ф | Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс. /Г.Ф. Калинина. – М., 2002 | 2002 |
8. | Металлиди Ж., Перцовская А. | Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. Учебное пособие. СПб.: «Композитор» 2001 Дополнительная литература: | |
9. | Андреева М | От примы до октавы. Ч.1. /М. Андреева – М., 1996 2. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио», М., 1986 | 1996 |
10. | Давыдова Е. | «Методика преподавания сольфеджио», М., 1986 | 1986 |
11. | М.Н.Щетинин | Стрельниковская гимнастика для детей (дыхательная) | 2007 |
12. | Буйлова.Л.Н. | Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ//Практика административной работы в школе. №4.-С.61-67 школе. – 2016. – № 4. –С. 61-67. | 2016 |
Список литературы для родителей, обучающихся:
1.Храмых И, Шатохина Р. «Сольфеджио для мам, пап, бабушек, дедушек, а также для первоклассников и педагогов».
2. Н.Баева, Т.Зебряк Учебник «Сольфеджио для I-II классов ДМШ»
3.П.Драгомиров, «Учебник сольфеджио», Москва.2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.
Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна
План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...
Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного
Открытый урок по сольфеджио...
Презентация "Элементарны ли элементарные частицы"
Презентация к уроку естествознания в 11 классе по теме "Элементарны ли элементарные частицы?" Является дополнением к учебному материалу урока. Содержит видеофрагмент....
Варианты заданий по Элементарной Теории Музыки и Сольфеджио
Образцы заданий для проведения уроков, конкурсов по Элементарной Теории Музыки и Сольфеджио так же могут быть использованы и в качестве домашней работы....