ДОП Экологической тропой
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.Направленность программы – естественнонаучная. Направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими знаний основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности по изучению и сбережению природы своего края, своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_-ekologicheskoy_tropoy_wecompress.com_.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287
- Федеральная образовательная программа основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370)
- Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025)
- Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822)
- Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")
- Письмо Министерства просвещения РФ от 13 января 2023 г. № 03-49 "О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепция развития дополнительного образования детей
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
- Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края № 70 от 31 января 2022 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего и основного общего образования на территории Забайкальского края в 2022 – 2026 годы»
- Программа интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение» - Программа интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. - Чита : ИРО Забайкальского края, 2018. – 126 с.;
- Устав МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун
- Учебный план МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на 2023-2024 учебный год.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):
Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Направленность программы – естественнонаучная. Направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими знаний основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности по изучению и сбережению природы своего края, своей местности.
Актуальность программы –
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.
Отличительные особенности программы, новизна образовательной программы: Признание необходимости включения учащихся в научную деятельность через возможность выбора содержания и вида деятельности, приобретение необходимых знаний в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников развивается познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого из них.
Участники
Учащиеся 6-7 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе общества. Работа осуществляется поэтапно:
I. Начальный этап (4 классы)
Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.
II. Подготовительный этап (5-6 классы)
Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.
III. Собственно исследовательский этап (7-9 классы)
В процессе работы у детей происходит осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.
Запись в данное объединение осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.
-Объем программы, срок освоения– 1 год
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году: 17
Количество часов в неделю: 1
Общее количество часов в год: 36
-Формы обучения -очная. Занятия индивидуальные, групповые.
-Уровень программы - стартовый (ознакомительный).
- Особенности организации образовательного процесса:
формы реализации образовательной программы –традиционная, с использованием электронного обучения;
1.2. Цель и задачи программы:
Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей, содействие воспитанию экологической культуры учащихся - юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и жителя Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы, уважающего людей, живущих рядом, имеющего сведения о природе.
Задачи:
- овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; анализировать возможности рационального использования флоры и фауны Забайкальского края; работать со справочниками и определителями; проводить наблюдения за растениями и животными;
- формировать умение характеризовать и распознавать растения и животных своего региона; формировать представление о целостности растительного и животного мира и необходимости его охраны;
- овладеть умениями выявлять пути решения экологических проблем;
- формировать целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;
- формировать личную сопричастность к экологическим проблемам своей местности и ответственность за свои поступки в природной и социальной среде.
- развивать умения определять приспособления растений и животных к природно- климатическим условиям Забайкальского края;
- развивать умения анализировать, сравнивать, пользоваться определителями, пользоваться дополнительными источниками информации; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;
- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;
воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к малой Родине.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Экологической тропой» включает в себя:
-формирование активной жизненной позиции;
- умение реализовать теоретические познания на практике;
- воспитание в учащихся любви к природе; чувство уважения к учёным, изучающим растительный и животный мир Забайкалья, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
- соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы включает в себя:
- умение самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
-умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
- саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Познавательные УУД –формирование умений:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений; выявлять причинно-следственные связи принадлежности растений и животных к различным категориям в Красной книге;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; давать характеристику растениям и видам животных Забайкалья;
- Применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовании;
- Обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- Презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ
Предметные результаты обучения
Результаты освоения курса
Учащиеся научатся:
- распознавать и характеризовать особенности морфологического строения, процессов жизнедеятельности и приспособлений растений и животных к природным условиям Забайкальского края, своей местности;
- оценивать последствия вмешательства человека в живую природу;
- самостоятельно получать и анализировать информацию из различных источников о природных сообществах;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- общества, в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;
- характеризовать особенности экологических факторов, свойственных Забайкальскому краю;
- характеризовать взаимоотношения в системе «организм - среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае, в своей местности);
- строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;
- характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);
- характеризовать роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;
- выявлять специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем родного края;
- анализировать влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;
- приводить примеры влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае, в своей местности;
- выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;
- решать прогностические задачи по региональной экологии;
- применять правила поведения человека в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться определителями растений и Красной книгой Забайкальского края;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, при укусах животных.
- работать в группе, уважительно относиться к иной точке зрения при решении спорных вопросов;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- осознанно соблюдать основные правила поведения в живой природе;
- выделять эстетические качества растительных объектов;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных родного края в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы;
- разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению социоприродного окружения школы;
- оценивать на практике состояние экосистем родного края и прогнозировать перспективы их развития.
1.3.Содержание программы
Тема 1. Введение 1 ч
Тема 2. Организация экологической тропы. 2 ч
.
Что такое экология, экологическая тропа. Цели и задачи учебной тропы. Прокладка маршрута экологической тропы. Составление карто-схемы экологической тропы Работа на местности. (Составление плана пришкольной территории.)
Тема 3 Фенологический практикум.
Сезонные явления в живой и неживой природе
Тема 4. Лекарственные растения 4 часа
Место обитания, нормы и правила сбора, хранения и применения лекарственных растений.
Определение (лес, луг) лекарственных растений (травяных, древесных и кустарниковых)
Сбор, обработка и хранение лекарственных растений нашей местности (оформление гербария).
Работа с определителями
Тема 5. Редкие и охраняемые растения края 3 часа
«Красная книга» Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.
Ядовитые растения, несъедобные грибы округа, нашей местности. Определение видов ядовитых растений, грибов в лесу с помощью определителей* Оформление рисунков, плакатов, выставок «Лекарственные растения края», «Несъедобные грибы нашей местности», «Растения Красной книги Забайкальского края»
Тема 6. Особо охраняемые природные территории 1 час
Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.
Тема 7 Дендрология 2 часа
Дендрология – наука, изучающая строение древесных пород, их свойство
и географическое размещение. Изучение (важных) основных древесных пород: хвойные и лиственные. Географическое распространение древесных пород. Типы лесных насаждений: чистые (сосняки, ельники, березняки, кедровники) и смешанные. Определение породного состава насаждений в с Гыршелун. Кустарниковые породы, биологические особенности и хозяйственное значение. Определение кустарников по внешним признакам, по строению и по семенам. Ярусность леса. Лес (гл. порода), подлесок, подрост, покров (подстилка), почва (гумус).
Тема 8. Охрана леса 2 часа Основные документы по охране лесов,лесных ресурсов РФ. Лес и его значение в жизни человека,
района, края, страны и земного шара вцелом. Лес, как компонент биосферы. Лесные пожары и борьба с ними. Ущерб,наносимый мелкими пожарами. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу. Защита леса от вредителей и насекомых. Вред и польза насекомых. Насекомые-Вредители леса. Вредители: хвое - и листогрызущие, ствольные и корневые, их развитие и размножение. Наносимый ими вред.
Тема 9. Возобновление леса 1 час
Естественное и искусственное возобновление леса. Содействие естественному возобновлению леса.
Тема 10. Зоология 6 час
Беспозвоночные животные. Знакомство с наиболее распространенными представителями классов ракообразных, паукообразных и насекомых. Позвоночные животные. Холоднокровные животные. Рыбы. Земноводные. Рептилии.
Птицы нашего округа. Перелетные птицы. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Млекопитающие нашего округа. Живые барометры природы. Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»
Тема 11 Ориентирование 3 часа
Ориентирование в лесу.
Компас. Ориентирование по местным признакам. Азимут. Хождение по азимуту. Топографическая карта. Условие обозначения. Маршрутный лист. Подготовка перед выходом в лес. Передвижение по лесу при пеших переходах. Ночлег в лесу. Бивак. Костровое хозяйство. Меры противопожарной безопасности. Приготовление пищи и хранение продуктов питания (гигиена и правила поведения) Экстремальные ситуации в лесу. Заблудившиеся в лесу. Поиск заблудившихся в лесу. Медицинская аптечка. Оказание первой помощи пострадавшим
Тема 12 Подготовка к соревнованию 2 час
Первый этап: « Ориентирование в лесу»
Второй этап: «Установка палатки»
Третий этап: Дендрология «Определение
видов растений».
Четвертый этап: Ботаника. Зоология.
Пятый этап: «Разжигание костра»
Учебный план
Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
соревнованию/ проектно-исследовательских работ
| 1 2 1 4 3 1 2 3 2 1 6 2 2 3 2 1 | 1 1 2 1 1 1 1 3 2 | 2 1 3 1
1 3 1 3 2 2 1 2 1 +практикум по изучению природы |
Итого: | 36 | 13 | 23 |
Календарно- тематическое планирование | |||||||||||
№ | месяц | число | Время проведения | Место проведения | Разделы программы/ Тема занятия | Содержание занятий | Кол-во занятий Кол-во часов | В т.ч. практ. | Формы работы | Формы контроля | |
Аудит-ые | Внеауд-ые | ||||||||||
1 | сентябрь | 7 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Введение | 1 | Беседа лекция | ||||
2 | сентябрь | 14 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Осень Организация экологической тропы.- 2 час | Что такое экология, экологическая тропа Цели и задачи учебной тропы. Прокладка маршрута экологической тропы | 1 | 1 | практикум | Составление и работа с карто-схемой | |
3 | сентябрь | 21 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Составление карто-схемы экологической тропы. Работа на местности. (Составление плана пришкольной территории.) | 1 | 1 | ||||
4 | сентябрь | 28 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе 1 ч | 1 | практикум | презентация | |||
5 6 7 8 | октябрь | 4 11 18 25 | 15.00 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Лекарственные растения -4 час | Место обитания, нормы и правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Определение (лес, луг) лекарственных растений (травяных, древесных и кустарниковых) Сбор, обработка и хранение лекарственных растений нашей местности (оформление гербария). Работа с определителями | 1 | 3 | 1 Работа с определителями | Практическая работа | |
9 10 11 | ноябрь | 1 8 15 | 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Редкие и охраняемые растения края -3 часа | «Красная книга» Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Ядовитые растения, несъедобные грибы округа, нашей местности. Определение видов ядовитых растений, грибов в лесу с помощью определителей* Оформление рисунков, плакатов, выставок «Лекарственные растения края», «Несъедобные грибы нашей местности», «Растения Красной книги Забайкальского края» | 2 | 1 | 1 | Лекция, семинар, практикум | викторина |
12 | ноябрь | 22 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Особо охраняемые природные территории -1 час | Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. | 1 | Лекционный материал с презентацией, видеофайлы | Блиц-опрос | ||
13 14 | Ноябрь-декабрь | 29 6 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Дендрология 2 час | Дендрология – наука, изучающая строение древесных пород, их свойство и географическое размещение. Изучение (важных) основных древесных пород: хвойные и лиственные. Географическое распространение древесных пород. Типы лесных насаждений: чистые (сосняки, ельники, березняки, кедровники) и смешанные. Определение породного состава насаждений в с Гыршелун. Кустарниковые породы, биологические особенности и хозяйственное значение. Определение кустарников по внешним признакам, по строению и по семенам. Ярусность леса. Лес (гл. порода), подлесок, подрост, покров (подстилка), почва (гумус) | 1 | 1 | 1 | Лекция, практикум | Экологическая игра, тестирование |
15 | декабрь | 13 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Зима Экскурсия «Зимующие птицы» | Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета | 1 | практикум | Отчет по работе | ||
16 | декабрь | 20 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Зимний практикум «На белой тропе» | Изучение следов животных, оформление отчета. Экологическая игра «Отгадай, чьи следы» | 1 | практикум | Экологическая игра | ||
17 | декабрь | 27 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Экскурсия «Природа зимой» | Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета | 1 | практикум | Отчет по работе | ||
18 19 | январь | 10 17 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Охрана леса 2 часа | Основные документы по охране лесов, лесных ресурсов РФ. Лес и его значение в жизни человека, района, края, страны и земного шара в целом. Лес, как компонент биосферы. Лесные пожары и борьба с ними. Ущерб, наносимый мелкими пожарами. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу. Защита леса от вредителей и насекомых. Вред и польза насекомых. Насекомые- Вредители леса. Вредители: хвое - и листогрызущие, ствольные и корневые, их развитие и размножение. Наносимый ими вред. | 1 | 1 | Лекция с презентацией | викторина | |
20 | январь | 24 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Возобновление леса 1 час | Естественное и искусственное возобновление леса. Содействие естественному возобновлению леса. | 1 | Лекция видеофильм | тест | ||
21 22 23 24 25 26 | Январь-февраль март | 31 7 14 21 28 7 | 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Зоология -6 час | Беспозвоночные животные. Знакомство с наиболее распространенными представителями классов ракообразных, паукообразных и насекомых. Позвоночные животные. Холоднокровные животные. Рыбы. Земноводные. Рептилии. Птицы нашего округа. Перелетные птицы. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Млекопитающие нашего округа Живые барометры природы. Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры» | 3 | 3 | Лекция, практическая работа | Тест, викторина | |
27 28 | март | 14 21 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Работа над экологической стенгазетой 2 часа | 2 | 2 | Практическая работа | Выпуск экологической стенгазеты | ||
29 | март | 28 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Фенологический практикум. Весна. Сезонные явления в живой и неживой природе | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета | 1 | 1 | практикум | Отчет по работе | |
30 | апрель | 4 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Весна практикум Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня | Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета | 1 | 1 | практикум | отчет | |
+ | апрель | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Практикум по изучению течения реки | Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета | 1 | 1 | практикум | Отчет по работе | |||
+ | май | 2 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека | Знакомство с видовым многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе. Оформление гербария | 1 | 1 | практикум | отчет | ||
31 32 33 | апрель | 11 18 25 | 15.00 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Ориентирование-3часа | Ориентирование в лесу. Компас. Ориентирование по местным признакам. Азимут. Хождение по азимуту. Топографическая карта. Условие обозначения. Маршрутный лист. Подготовка перед выходом в лес. Передвижение по лесу при пеших переходах. Ночлег в лесу. Бивак. Костровое хозяйство. Меры противопожарной безопасности. Приготовление пищи и хранение продуктов питания (гигиена и правила поведения) Экстремальные ситуации в лесу.Заблудившиеся в лесу. Поиск заблудившихся в лесу. Медицинская аптечка. Оказание первой помощи пострадавшим | 2 | 1 | Лекция, практикум | тест | |
34 35 | май | 16 23 30 | 15.00 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Подготовка к соревнованию -2 час | Первый этап: « Ориентирование в лесу» Второй этап: «Установка палатки» Третий этап: Дендрология «Определение видов растений». Четвертый этап: Ботаника. Зоология. Пятый этап: «Разжигание костра» | практикум | Подготовка к участию в соревнованиях | |||
36 | 15.00 | МБОУ ООШ №16 сГыршелун | Итоговое занятие 1 час | Участие в соревнованиях. Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2021-2023 уч.год | 1 | Участие в соревнованиях | |||||
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
2.3 . Оценочные материалы
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над проектом | Критерии, соответствующие этапам | Кол-во баллов | Характеристика критерия |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по заданной тематике противоречий | |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по заданной тематике и свободное владение материалом | |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими | |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия | ||
Результаты или выводы | Значимость | Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения | |
Системность | Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы | ||
Структурирован-ность | Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта | ||
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы | ||
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности | ||
Представление готового продукта | Презентабельность (публичное представление) | Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта | |
Коммуникативность | Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности | ||
Апробация | Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта | ||
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
1 балл – критерий выражен слабо.
2 балла – критерии отслеживается с небольшими недочетами.
3 балла – критерий ярко выражен.
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.
Количество набранных баллов | Уровень проекта |
до 20 баллов | Низкий уровень |
20 - 29 | Средний уровень |
30 - 38 | Выше среднего уровня |
39 | Высокий уровень |
2.4. Воспитательная работа
Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования.
Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.
Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно- нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:
- помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;
- выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;
- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;
- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);
- формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;
создает условия для развития творческих способностей обучающихся
ЛИТЕРАТУРА для учащихся
- Атлас Забайкальского края / под ред. В.С. Кулакова. - Чита : Экспресс- издательство, 2010. - 48 с
- Гилева, М.В. и др. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.В. Уманская, В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова, Е.Б. Якушевская. - Чита: Экспресс-издательство,2012. - 188 с., ил. .
- Горлачев, В.В., Горлачева Е.П. Рыбы Забайкальского края: учебное пособие / В.П. Горлачев, Е.П. Горлачева. - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - 128 с., ил.
- Горлачёв, В.П. и др. Региональная экология: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края / В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва. - Чита : Экспресс-издательство, 2011. - 212 с.
- Игумнова, Е.А., Корсун, О.В. Региональная экология: практикум для организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2011. - 64 с.
- Корсун, О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: каталог / О.В. Корсун. - Чита: Экспресс-издательство,2006. - 272с., ил.
- Корсун, О.В. и др. Животный мир Забайкалья: книга для чтения по биологии животных / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2005. - 224 с., ил.
ЛИТЕРАТУРА для учителя
- Гилева, М.В. и др. Декоративные растения Забайкалья: атлас / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Н. Рыбкина, Е.П. Якимова, Н.А. Иванова, В.И. Власова. - Чита, 2008. - 92 с., ил.
- Гилева, М.В. и др. Лекарственные растения Забайкалья: атлас / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Н.В. Уманская, Е.П. Якимова. - Чита: ООО «Тайфун», 2008. - 88 с., ил.
- Корсун, О.В. Природа Забайкалья: грибы и лишайники / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - 176 с.
- Корсун, О.В. Природа Забайкалья: растения / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2009. - 512 с.
- Красная книга Читинской области Агинского Бурятского автономного округа. Растения / редколл. А.П.Островский и др. - Чита: Стиль, 2002. - 280с., ил.
- Малая энциклопедия Забайкалья: Природное наследие /гл. ред. Р.Ф Гениатулин. -Новосибирск : Наука, 2009. - 698
Интернет-ресурсы
- Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал. http://ecoportal.su/
Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...
«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»
Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...
«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...