ДОП Экологической тропой
рабочая программа (6, 7, 8, 9 класс)

Фальгот Любовь Викторовна

Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.Направленность программы – естественнонаучная. Направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими  знаний основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности по изучению и сбережению природы своего края, своей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_-ekologicheskoy_tropoy_wecompress.com_.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287
  • Федеральная образовательная программа основного общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370)
  • Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025)  
  •  Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69822)
  • Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 13 января 2023 г. № 03-49 "О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва   «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Концепция развития дополнительного образования детей  
  • Санитарные  правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
  •  Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края № 70 от 31 января 2022 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего и основного общего образования на территории Забайкальского края в 2022 – 2026 годы»
  • Программа интегрированного учебного курса для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края «Забайкаловедение» - Программа интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. - Чита : ИРО Забайкальского края, 2018. – 126 с.;
  • Устав МБОУ  ООШ №16 с.Гыршелун  
  • Учебный план МБОУ ООШ №16 с.Гыршелун на 2023-2024 учебный год.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):

 Объединение учащихся «Экологической тропой» является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

 

Направленность программы – естественнонаучная. Направлена на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие исследовательской активности, на экологическое воспитание, приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и природопользования. Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими  знаний основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности по изучению и сбережению природы своего края, своей местности.

Актуальность программы –

 В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

 

Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Изучение учащимися экологических понятий, законов по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора,  воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе.

Отличительные особенности программы, новизна образовательной программы: Признание необходимости включения учащихся в научную деятельность через возможность  выбора содержания и вида деятельности, приобретение   необходимых знаний в диалоге-сотрудничестве с учителем и сверстниками, в поиске нестандартных решений. Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности.  Благодаря данной программе у учеников   развивается познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого из них.  

   

Участники

Учащиеся 6-7  классов, изъявившие желание активно участвовать в работе общества. Работа осуществляется поэтапно:

I. Начальный этап (4 классы)

Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.

II. Подготовительный этап (5-6 классы)

Цель: выявление наиболее способных к творчеству школьников; развитие навыков научной деятельности.

III. Собственно исследовательский этап (7-9 классы)

В процессе работы у детей происходит осмысливание научно-исследовательской деятельности через выполнение исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых.

Запись в данное объединение осуществляется на основании желания школьников участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.

-Объем программы, срок освоения– 1 год

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году: 17

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов в год: 36

-Формы обучения -очная. Занятия индивидуальные, групповые.

-Уровень программы - стартовый (ознакомительный).

- Особенности организации образовательного процесса:

формы реализации образовательной программы –традиционная, с использованием электронного обучения;

 

1.2. Цель и задачи программы:

 

Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей, содействие воспитанию экологической культуры учащихся - юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и жителя Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы, уважающего людей, живущих рядом, имеющего сведения о природе.

Задачи:

  • овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;   анализировать возможности рационального использования флоры и фауны Забайкальского края; работать со справочниками и определителями; проводить наблюдения за растениями и  животными;
  • формировать умение характеризовать и распознавать растения и  животных своего региона; формировать представление о целостности растительного и животного мира  и необходимости его охраны;  
  • овладеть умениями выявлять пути решения  экологических проблем;
  • формировать   целостного представления об экологических проблемах региона, о причинах их возникновения и влияния на природу и человека;
  •   формировать личную сопричастность к экологическим проблемам своей местности и ответственность за свои поступки в природной и социальной среде.
  • развивать умения определять приспособления растений и животных к природно- климатическим условиям Забайкальского края;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, пользоваться определителями, пользоваться дополнительными источниками информации; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;
  • воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;

воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к малой Родине.

Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Экологической тропой» включает в себя:

-формирование активной жизненной позиции;

  • умение реализовать теоретические познания на практике;
  • воспитание в учащихся любви к природе; чувство уважения к учёным, изучающим растительный и  животный мир Забайкалья, эстетические чувства от общения с живыми организмами;
  • соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках программы включает в себя:

      - умение самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

      -умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

       - саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).

       -выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

       -составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

      -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

Познавательные УУД –формирование умений:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений; выявлять причинно-следственные связи принадлежности растений и животных к различным категориям в Красной книге;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; давать характеристику растениям и видам животных Забайкалья;
  • Применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовании;
  • Обобщать и делать выводы по изученному материалу;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • Презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ

Предметные результаты обучения

  •  

Результаты освоения курса

Учащиеся научатся:

  • распознавать и характеризовать особенности морфологического строения, процессов жизнедеятельности и приспособлений растений и животных к природным условиям Забайкальского края, своей местности;
  • оценивать последствия вмешательства человека в живую природу;
  • самостоятельно получать и анализировать информацию из различных источников о   природных сообществах;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • общества, в решении глобальных, региональных и локальных (местных) проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества;
  • характеризовать особенности экологических факторов, свойственных Забайкальскому краю;
  • характеризовать взаимоотношения в системе «организм - среда» (на примере видов, встречающихся в Забайкальском крае, в своей местности);
  • строить пищевые цепи, на примере представителей водных и наземных экосистем Забайкальского края;
  • характеризовать особенности типичных экосистем Забайкалья (лесных, степных, луговых, пресноводных);
  • характеризовать роль экосистем региона в поддержании состояния биосферы;
  • выявлять специфику агроэкосистем, городских и промышленных экосистем родного края;
  • анализировать влияние природных, техногенных и социальных факторов среды на здоровье человека;
  • приводить примеры влияния антропогенных факторов (горнорудные разработки, вырубки, весенние палы, загрязнение и др.) на организмы в Забайкальском крае, в своей местности;
  • выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды в Забайкальском крае;
  • решать прогностические задачи по региональной экологии;
  • применять правила поведения человека в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться определителями растений и Красной книгой Забайкальского края;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, при укусах животных.
  • работать в группе, уважительно относиться к иной точке зрения при решении спорных вопросов;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • осознанно соблюдать основные правила поведения в живой природе;
  • выделять эстетические качества растительных объектов;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных родного края в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • проводить экологическое исследование социоприродного окружения школы;
  • разрабатывать социально-ориентированные проекты по улучшению социоприродного окружения школы;
  • оценивать на практике состояние экосистем родного края и прогнозировать перспективы их развития.

1.3.Содержание программы 

Тема 1. Введение 1 ч

Тема 2. Организация экологической тропы. 2 ч

.

Что такое экология, экологическая тропа. Цели и задачи учебной тропы. Прокладка маршрута экологической тропы. Составление карто-схемы экологической тропы Работа на местности. (Составление плана пришкольной территории.)

Тема 3 Фенологический практикум.

Сезонные явления в живой и неживой природе

Тема 4. Лекарственные растения 4 часа

Место обитания, нормы и правила сбора, хранения и применения лекарственных растений.

Определение (лес, луг) лекарственных растений (травяных, древесных и кустарниковых)

Сбор, обработка и хранение лекарственных растений нашей местности (оформление гербария).

Работа с определителями

Тема 5. Редкие и охраняемые растения края 3 часа

«Красная книга»  Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Ядовитые растения, несъедобные грибы округа, нашей местности. Определение видов ядовитых растений, грибов в лесу с помощью определителей* Оформление рисунков, плакатов, выставок «Лекарственные растения края», «Несъедобные грибы нашей местности», «Растения Красной книги Забайкальского края»

Тема 6. Особо охраняемые природные территории 1 час

Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Тема 7 Дендрология 2 часа

Дендрология – наука, изучающая строение древесных пород, их свойство

и географическое размещение. Изучение (важных) основных древесных пород: хвойные и лиственные. Географическое распространение древесных пород. Типы лесных насаждений: чистые (сосняки, ельники, березняки, кедровники) и смешанные. Определение породного состава насаждений в с Гыршелун. Кустарниковые породы, биологические особенности и хозяйственное значение. Определение  кустарников по внешним признакам, по строению и по семенам. Ярусность леса. Лес (гл. порода), подлесок, подрост, покров (подстилка), почва (гумус).

Тема 8. Охрана леса 2 часа Основные документы по охране лесов,лесных ресурсов РФ. Лес и его значение в жизни человека,

района, края, страны и земного шара вцелом. Лес, как компонент биосферы. Лесные пожары и борьба с ними. Ущерб,наносимый мелкими пожарами. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу. Защита леса от вредителей и насекомых. Вред и польза насекомых. Насекомые-Вредители леса. Вредители: хвое - и листогрызущие, ствольные и корневые, их развитие и размножение. Наносимый ими вред.

 Тема 9. Возобновление леса 1 час

Естественное и искусственное возобновление леса. Содействие естественному возобновлению леса.

Тема 10. Зоология 6 час

Беспозвоночные животные. Знакомство с наиболее распространенными представителями классов ракообразных, паукообразных и насекомых. Позвоночные животные. Холоднокровные животные. Рыбы. Земноводные. Рептилии.

Птицы нашего округа. Перелетные птицы. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Млекопитающие нашего округа. Живые барометры природы. Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»

Тема 11 Ориентирование 3 часа

 Ориентирование в лесу.

Компас. Ориентирование по местным признакам. Азимут. Хождение по азимуту. Топографическая карта. Условие обозначения. Маршрутный  лист. Подготовка перед выходом в лес. Передвижение по лесу при пеших переходах. Ночлег в лесу. Бивак. Костровое хозяйство. Меры противопожарной безопасности. Приготовление пищи и хранение продуктов питания (гигиена и правила поведения) Экстремальные ситуации в лесу. Заблудившиеся в лесу. Поиск заблудившихся в лесу. Медицинская аптечка. Оказание первой помощи пострадавшим

Тема 12 Подготовка к соревнованию 2 час

Первый этап: « Ориентирование в лесу»

Второй этап: «Установка палатки»

Третий этап: Дендрология «Определение

видов растений».

Четвертый этап: Ботаника. Зоология.

Пятый этап: «Разжигание костра»

Учебный план

Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

  1. Введение
  2. Организация экологической тропы
  3. Фенологический практикум.Осень.
  4. Лекарственные растения
  5. Редкие и охраняемые растения края
  6. Особо охраняемые природные территории
  7. Дендрология
  8. Фенологический практикум. Зима
  9. Охрана леса
  10. Возобновление леса
  11. Зоология
  12. Работа над экологической стенгазетой
  13. Фенологический практикум. Весна.
  14. Ориентирование
  15. Подготовка к

соревнованию/ проектно-исследовательских работ

  1. Итоговое занятие

     

1

2

1

4

3

1

2

3

2

1

6

2

2

3

2

1

1

1

2

1

1

1

1

3

2

2

1

3

1

     

 1

3

1

3

2

2

1

2

1

+практикум по изучению природы

Итого:

36

13

23

Календарно- тематическое планирование

месяц

число

Время проведения

Место проведения

Разделы программы/

Тема занятия

Содержание занятий

Кол-во занятий

Кол-во часов

В т.ч. практ.

Формы работы

Формы контроля

Аудит-ые

Внеауд-ые

1

сентябрь

7

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Введение

1

Беседа

лекция

2

сентябрь

14

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Осень 

Организация экологической тропы.- 2 час

Что такое экология, экологическая тропа

Цели и задачи учебной тропы.

Прокладка маршрута экологической тропы

1

1

практикум

Составление и работа с карто-схемой

3

сентябрь

21

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Составление карто-схемы экологической тропы.

Работа на местности. (Составление плана пришкольной территории.)

1

1

4

сентябрь

28

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Фенологический практикум. Сезонные явления в живой и неживой природе 1 ч

1

практикум

презентация

5

6

7

8

октябрь

4

11

18

25

15.00

15.00

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Лекарственные растения  -4 час

Место обитания, нормы и правила сбора, хранения и применения лекарственных растений.

Определение (лес, луг) лекарственных растений (травяных, древесных и кустарниковых)

Сбор, обработка и хранение лекарственных растений нашей местности (оформление гербария).

Работа с определителями

1

3

1

Работа с определителями

Практическая работа

9

10

11

ноябрь

1

8

15

15.00

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Редкие и охраняемые растения края -3 часа

«Красная книга»  Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Ядовитые растения, несъедобные грибы округа, нашей местности. Определение видов ядовитых растений, грибов в лесу с помощью определителей*

Оформление рисунков, плакатов, выставок «Лекарственные растения края», «Несъедобные грибы нашей местности», «Растения Красной книги Забайкальского края»

2

1

1

Лекция, семинар, практикум

викторина

12

ноябрь

22

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Особо охраняемые природные территории -1 час

Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

1

Лекционный материал с презентацией, видеофайлы

Блиц-опрос

13

14

Ноябрь-декабрь

29

6

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Дендрология  2 час

Дендрология – наука, изучающая строение древесных пород, их свойство

и географическое размещение.

Изучение (важных) основных древесных

пород: хвойные и лиственные.

Географическое распространение древесных пород.

Типы лесных насаждений: чистые

(сосняки, ельники, березняки, кедровники) и смешанные.

Определение породного состава насаждений в с Гыршелун. Кустарниковые породы, биологические

особенности и хозяйственное значение. Определение  кустарников по внешним признакам, по строению и по семенам. Ярусность леса. Лес (гл. порода), подлесок, подрост, покров (подстилка),

почва (гумус)

1

1

1

Лекция, практикум

Экологическая игра, тестирование

15

декабрь

13

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Зима

Экскурсия «Зимующие птицы»

Знакомство с видовым составом зимующих птиц, оказание практической помощи: организация кормушек. Оформление отчета

1

практикум

Отчет по работе

16

декабрь

20

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Зимний практикум «На белой тропе»

Изучение следов животных, оформление отчета.

Экологическая игра «Отгадай, чьи следы»

1

практикум

Экологическая игра

17

декабрь

27

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Экскурсия «Природа зимой»

Познакомиться с адаптацией растений и животных зимой. Оформление отчета

1

практикум

Отчет по работе

18

19

январь

10

17

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Охрана леса 2 часа

Основные документы по охране лесов,

лесных ресурсов РФ.

Лес и его значение в жизни человека,

района, края, страны и земного шара в

целом. Лес, как компонент биосферы. Лесные пожары и борьба с ними. Ущерб,

наносимый мелкими пожарами. Соблюдение мер пожарной безопасности

в лесу. Защита леса от вредителей и насекомых.

Вред и польза насекомых. Насекомые-

Вредители леса.

Вредители: хвое - и листогрызущие, ствольные и корневые, их развитие и размножение. Наносимый ими вред.

1

1

Лекция с презентацией

викторина

20

январь

24

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Возобновление леса 1 час

Естественное и искусственное возобновление леса. Содействие естественному возобновлению леса.

1

Лекция видеофильм

тест

21

22

23

24

25

26

Январь-февраль

март

31

7

14

21

28

7

15.00

15.00

15.00

15.00

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Зоология -6 час

Беспозвоночные животные. Знакомство с наиболее распространенными представителями классов ракообразных, паукообразных и насекомых.

Позвоночные животные. Холоднокровные животные. Рыбы. Земноводные. Рептилии.

Птицы нашего округа. Перелетные птицы. Зимующие птицы нашего края. Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Млекопитающие нашего округа

Живые барометры природы. Беседа «О поведении диких и домашних животных. Сбор материала для папки «Живые барометры»

3

3

Лекция, практическая работа

Тест, викторина

27

28

март

14

21

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Работа над экологической стенгазетой 2 часа

2

2

Практическая работа

Выпуск экологической стенгазеты

29

март

28

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Фенологический практикум. Весна.

 Сезонные явления в живой и неживой природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Оформление отчета

1

1

практикум

Отчет по работе

30

апрель

4

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Весна  практикум

Фенологические наблюдения за птицами: первая встреча и первая песня

 Практикум по изучению весеннего прилета птиц, наблюдения за птицами. Оформление отчета

1

1

практикум

отчет

+

апрель

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Практикум по изучению течения   реки

Изучения течения реки, уровня воды, береговой линии, состояния воды, химического состава воды, биологических ресурсов. Оформление отчета

1

1

практикум

Отчет по работе

+

май

2

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Практикум. Многообразие растений. Зеленая аптека

Знакомство с видовым  многообразием растений на экологической тропе. Знакомство с лекарственными растениями на экологической тропе.

Оформление гербария

1

1

практикум

отчет

31

32

33

апрель

11

18

25

15.00

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Ориентирование-3часа

Ориентирование в лесу.

Компас. Ориентирование по местным

признакам. Азимут. Хождение по азимуту. Топографическая карта. Условие обозначения. Маршрутный  лист. Подготовка перед выходом в лес.

Передвижение по лесу при пеших

переходах. Ночлег в лесу. Бивак. Костровое хозяйство. Меры противопожарной безопасности. Приготовление пищи и хранение продуктов питания (гигиена и правила поведения) Экстремальные ситуации в лесу.Заблудившиеся в лесу. Поиск заблудившихся в лесу. Медицинская аптечка. Оказание первой

помощи пострадавшим

2

1

Лекция, практикум

тест

34

35

май

16

23

30

15.00

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Подготовка к соревнованию  -2 час

Первый этап: « Ориентирование в лесу»

Второй этап: «Установка палатки»

Третий этап: Дендрология «Определение видов растений».

Четвертый этап: Ботаника. Зоология.

Пятый этап: «Разжигание костра»

практикум

Подготовка к участию в соревнованиях

36

15.00

МБОУ ООШ №16 сГыршелун

Итоговое занятие 1 час

Участие в соревнованиях.

Подведение итогов работы кружка. Составление плана работы кружка на 2021-2023 уч.год

1

Участие в соревнованиях

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").

2.3 . Оценочные материалы

Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.

Этап работы над проектом

Критерии, соответствующие этапам

Кол-во баллов

Характеристика критерия

Подготовительный этап

Актуальность

Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по заданной тематике противоречий

Планирование работы

Осведомленность

Комплексное использование имеющихся источников по заданной тематике и свободное владение материалом

Исследовательская деятельность

Научность

Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими

Самостоятельность

Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия

Результаты или выводы

Значимость

Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения

Системность

Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы

Структурирован-ность

Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта

Интегративность

Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы

Креативность (творчество)

Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности

Представление готового продукта

Презентабельность (публичное представление)

Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта

Коммуникативность

Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности

Апробация

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта

Оценка процесса и результатов работы

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?

1 балл –  критерий выражен слабо.

2 балла – критерии отслеживается с небольшими недочетами.

3 балла – критерий ярко выражен.

Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.

Количество набранных баллов

Уровень проекта

до 20 баллов

  Низкий уровень

20 - 29

  Средний уровень

30 - 38

  Выше среднего уровня

39

  Высокий уровень

2.4. Воспитательная работа

Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования.

Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.

Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно- нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:

-        помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;

-        выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;

-        формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

-        способствует        удовлетворению        его        потребности        в        самоутверждении        и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

-        развивает        в        ребенке        психологическую        уверенность        перед        публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

-        формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;

создает условия для развития творческих способностей обучающихся

ЛИТЕРАТУРА для учащихся

  1. Атлас Забайкальского края / под ред. В.С. Кулакова. - Чита : Экспресс- издательство, 2010. - 48 с
  2. Гилева, М.В. и др. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.В. Уманская, В.Г. Филиппов, Е.П. Якимова, Е.Б. Якушевская. - Чита: Экспресс-издательство,2012. - 188 с., ил. .
  3. Горлачев, В.В., Горлачева Е.П. Рыбы Забайкальского края: учебное пособие / В.П. Горлачев, Е.П. Горлачева. - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - 128 с., ил.
  4. Горлачёв, В.П. и др. Региональная экология: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений Забайкальского края / В.П. Горлачёв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарёва. - Чита : Экспресс-издательство, 2011. - 212 с.
  5. Игумнова, Е.А., Корсун, О.В. Региональная экология: практикум для организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2011. - 64 с.
  6. Корсун, О.В. Полевой атлас видового разнообразия Забайкалья: каталог / О.В. Корсун. - Чита: Экспресс-издательство,2006. - 272с., ил.
  7. Корсун, О.В. и др. Животный мир Забайкалья: книга для чтения по биологии животных / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2005. - 224 с., ил.

ЛИТЕРАТУРА для учителя

  1. Гилева, М.В. и др. Декоративные растения Забайкалья: атлас / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Е.Б. Просянникова, Н.В. Уманская, В.Н. Рыбкина, Е.П. Якимова, Н.А. Иванова, В.И. Власова. - Чита, 2008. - 92 с., ил.
  2. Гилева, М.В. и др. Лекарственные растения Забайкалья: атлас / М.В. Гилева, О.А. Попова, Н.А. Першина, Н.В. Уманская, Е.П. Якимова. - Чита: ООО «Тайфун», 2008. - 88 с., ил.
  3. Корсун, О.В. Природа Забайкалья: грибы и лишайники / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2010. - 176 с.
  4. Корсун, О.В. Природа Забайкалья: растения / О.В. Корсун. - Чита : Экспресс-издательство, 2009. - 512 с.
  5. Красная книга Читинской области Агинского Бурятского автономного округа. Растения / редколл. А.П.Островский и др. - Чита: Стиль, 2002. - 280с., ил.
  6. Малая энциклопедия Забайкалья: Природное наследие /гл. ред. Р.Ф Гениатулин. -Новосибирск : Наука, 2009. - 698  

Интернет-ресурсы

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.  http://ecoportal.su/

Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html

Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/

Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7

Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»

Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...