Особенности работы над педалью на начальном этапе обучения
план-конспект урока

На примере "Прелюдии" Тетцеля рассмотрена работа над педалью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rashchupkina.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: «Особенности работы над педалью на начальном этапе обучения»

Целью урока является грамотное освоение первоначальных навыков

               педализации.

Задачи:

  •  заинтересовать ребенка процессом овладения педализации ;
  •  познакомить  ученицу с устройством правой и левой педали ;
  •  научить  правильно пользоваться прямой и запаздывающей

    педалью;

  •  показать, как обозначается в нотном тексте взятие и снятие педали

 

Пояснительная записка к открытому уроку по теме:

«Особенности работы над педалью на начальном этапе обучения»

 Значение фортепианной педали хорошо известно всем педагогам и исполнителям. Педализация обогащает  выразительные возможности инструмента, с ее помощью исполнитель проявляет свой вкус, способность разнообразить красочность звучания. Однако , в первые годы обучения педализации уделяется незначительное внимание.

        Дети часто  не понимают, для чего в данном случае нужна педаль, не умеют проконтролировать ухом свое исполнение, нога стучит по педали и мешает им выразить себя. Все эти проблемы – результат не систематической работы над педалью на начальном этапе обучения. Использования педали от случая к случаю не дает возможности ученикам приобрести нужные навыки. Поэтому азам педализации нужно обучать сразу, как только ученик:

  •  достает  лапку педали и при этом не страдает его посадка;
  •  получил достаточную пианистическую подготовку и овладел

    навыками игры legato;

  •  научился  слушать себя и может « проверить ухом» результаты

    своей педализации (приблизительно 2 класс)

Педалью надо заниматься систематически и, показав один раз, применять постоянно, постепенно усложняя задачи.

Урок с ученицей второго класса Пистер Кристиной (7 лет )

           Прежде ,чем начать работу над педалью обьясняю, для чего нужна педаль .Играю музыкальные отрывки с различным использованием педали.

Тетцель «Прелюдия»

      Обращаю внимание и слух учащейся на то ,как педаль продлевает звук, способствует его усилению и певучести.

       Играю пьесу Кабалевского «Медленный вальс»

       Показываю ,как педаль помогает в вальсе подчеркнуть бас и соединить его с аккордом.

        Играю отрывок из «Прелюдии» Рахманинова cis moll Обращаю внимание как педаль помогает объединить бас с далекими аккордами.

        Далее – открываю крышку фортепиано и рассказываю ученице об устройстве и функции правой педали .Показываю, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все («глушители»-демпферы ) и это дает возможность взятому звуку продолжить звучание , он « оживает», окрашивается обертонами ,возникающими на других струнах, становится полнозвучнее, ярче.

          Параллельно рассказываю о функции левой педали, имеющей иное устройство. Так при нажатии левой педали вдвое уменьшается ход молоточка по струне . Полученный таким образом звук – тише, мягче. Приобретает матовую окраску.

           Познакомив ученицу с устройством педалей ,усаживаю ее за инструмент и объясняю положение ноги.

           Упражнение 1 .

Носок ноги «приклеился» к педальной лапке ,он бесшумно и плавно опускает ее ,и затем также плавно, «не дергаясь» дает ей возможность подняться .Это задание обращает внимание ученика на положение ноги и учит бесшумно отпускать и поднимать педальную лапку.

             Упражнение 2 .    

Взять звук или трезвучие и услышав его ,опустить лапку педали .Обязательно слушаем,как тянется звук.

               Упражнение 3 .

Соединяем несколько звуков подряд ,педаль запаздывающая .

Одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается .При этом звуки связываются друг с другом,а «уши» проверяют чистоту соединения.(Это упражнение  можно усложнить, если дать поиграть хроматическую гамму.При педализации  малой секунды грязная педаль особенно слышна).

                После подготовительных упражнений в педализации впервые применяем педаль в исполняемом произведении П.И.Чайковского «Болезнь куклы»(на примере первых 4-х тактов).

                 Педаль берем после образовавшегося аккорда на вторую четверть, что помогает зазвучать аккорду. Обязательно фиксируем взятие и снятие педали в нотном тексте .Закрепляем полученный навык путем устранения возникших недостатков педализации :

  • нога стучит по педальной лапке;
  • ученица спешит брать педаль,звучат предыдущие звуки.

Задание на дом: поиграть «Болезнь куклы» Чайковского с педалью.Эта работа становится началом нового этапа освоения произведения на последующие 2-3 урока.

                             

                           План    урока:

  1. Демонстрация педагогом музыкальных отрывков с различным использованием педали .
  2. Знакомство с устройством и звуковыми возможностями правой и левой педали.
  3. Освоение прямой педали.
  4. Освоение запаздывающей педали.
  5. Закрепление полученных навыков.

             Список   литераторы.

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.

2. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

     игре.- М.: Классика-ХХI, 2003.− 197 с.

3.Как  научить играть на рояле.Первые шаги.−М.:Издательский дом «Классика−ХХI», 2005.−220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

работа с учебником на начальном этапе обучения предмету.

как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником?...

«Работа над техникой на начальном этапе обучения»

Данный материал является открытым уроком  по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка р...

Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Методическое сообщение об особенностях и этапах обучения дошкольников в классе фортепиано....

«Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения»

Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов хореографии, работающих в хореографических коллективах и  школах. Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерс...

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

Особенности формирования техник чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Один из наиболее подходящих путей улучшения качества обучения иностранному языку в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познава...