Особенности работы над педалью на начальном этапе обучения
план-конспект урока
На примере "Прелюдии" Тетцеля рассмотрена работа над педалью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rashchupkina.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема: «Особенности работы над педалью на начальном этапе обучения»
Целью урока является грамотное освоение первоначальных навыков
педализации.
Задачи:
- заинтересовать ребенка процессом овладения педализации ;
- познакомить ученицу с устройством правой и левой педали ;
- научить правильно пользоваться прямой и запаздывающей
педалью;
- показать, как обозначается в нотном тексте взятие и снятие педали
Пояснительная записка к открытому уроку по теме:
«Особенности работы над педалью на начальном этапе обучения»
Значение фортепианной педали хорошо известно всем педагогам и исполнителям. Педализация обогащает выразительные возможности инструмента, с ее помощью исполнитель проявляет свой вкус, способность разнообразить красочность звучания. Однако , в первые годы обучения педализации уделяется незначительное внимание.
Дети часто не понимают, для чего в данном случае нужна педаль, не умеют проконтролировать ухом свое исполнение, нога стучит по педали и мешает им выразить себя. Все эти проблемы – результат не систематической работы над педалью на начальном этапе обучения. Использования педали от случая к случаю не дает возможности ученикам приобрести нужные навыки. Поэтому азам педализации нужно обучать сразу, как только ученик:
- достает лапку педали и при этом не страдает его посадка;
- получил достаточную пианистическую подготовку и овладел
навыками игры legato;
- научился слушать себя и может « проверить ухом» результаты
своей педализации (приблизительно 2 класс)
Педалью надо заниматься систематически и, показав один раз, применять постоянно, постепенно усложняя задачи.
Урок с ученицей второго класса Пистер Кристиной (7 лет )
Прежде ,чем начать работу над педалью обьясняю, для чего нужна педаль .Играю музыкальные отрывки с различным использованием педали.
Тетцель «Прелюдия»
Обращаю внимание и слух учащейся на то ,как педаль продлевает звук, способствует его усилению и певучести.
Играю пьесу Кабалевского «Медленный вальс»
Показываю ,как педаль помогает в вальсе подчеркнуть бас и соединить его с аккордом.
Играю отрывок из «Прелюдии» Рахманинова cis moll Обращаю внимание как педаль помогает объединить бас с далекими аккордами.
Далее – открываю крышку фортепиано и рассказываю ученице об устройстве и функции правой педали .Показываю, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все («глушители»-демпферы ) и это дает возможность взятому звуку продолжить звучание , он « оживает», окрашивается обертонами ,возникающими на других струнах, становится полнозвучнее, ярче.
Параллельно рассказываю о функции левой педали, имеющей иное устройство. Так при нажатии левой педали вдвое уменьшается ход молоточка по струне . Полученный таким образом звук – тише, мягче. Приобретает матовую окраску.
Познакомив ученицу с устройством педалей ,усаживаю ее за инструмент и объясняю положение ноги.
Упражнение 1 .
Носок ноги «приклеился» к педальной лапке ,он бесшумно и плавно опускает ее ,и затем также плавно, «не дергаясь» дает ей возможность подняться .Это задание обращает внимание ученика на положение ноги и учит бесшумно отпускать и поднимать педальную лапку.
Упражнение 2 .
Взять звук или трезвучие и услышав его ,опустить лапку педали .Обязательно слушаем,как тянется звук.
Упражнение 3 .
Соединяем несколько звуков подряд ,педаль запаздывающая .
Одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается .При этом звуки связываются друг с другом,а «уши» проверяют чистоту соединения.(Это упражнение можно усложнить, если дать поиграть хроматическую гамму.При педализации малой секунды грязная педаль особенно слышна).
После подготовительных упражнений в педализации впервые применяем педаль в исполняемом произведении П.И.Чайковского «Болезнь куклы»(на примере первых 4-х тактов).
Педаль берем после образовавшегося аккорда на вторую четверть, что помогает зазвучать аккорду. Обязательно фиксируем взятие и снятие педали в нотном тексте .Закрепляем полученный навык путем устранения возникших недостатков педализации :
- нога стучит по педальной лапке;
- ученица спешит брать педаль,звучат предыдущие звуки.
Задание на дом: поиграть «Болезнь куклы» Чайковского с педалью.Эта работа становится началом нового этапа освоения произведения на последующие 2-3 урока.
План урока:
- Демонстрация педагогом музыкальных отрывков с различным использованием педали .
- Знакомство с устройством и звуковыми возможностями правой и левой педали.
- Освоение прямой педали.
- Освоение запаздывающей педали.
- Закрепление полученных навыков.
Список литераторы.
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.
2. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной
игре.- М.: Классика-ХХI, 2003.− 197 с.
3.Как научить играть на рояле.Первые шаги.−М.:Издательский дом «Классика−ХХI», 2005.−220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения
Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...
работа с учебником на начальном этапе обучения предмету.
как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником?...
«Работа над техникой на начальном этапе обучения»
Данный материал является открытым уроком по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка р...
Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
Методическое сообщение об особенностях и этапах обучения дошкольников в классе фортепиано....
«Особенности изучения классического танца на начальном этапе обучения»
Классический танец является вечным предметом обсуждения в среде педагогов хореографии, работающих в хореографических коллективах и школах. Ответ на вопрос: «Нужен ли на уроке классический экзерс...
Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....
Особенности формирования техник чтения на начальном этапе обучения английскому языку
Один из наиболее подходящих путей улучшения качества обучения иностранному языку в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познава...