Перспективный план по самообразованию
рабочая программа
Овладение новыми педагогическими технологиями с целью профессионального личностного роста, внедрение новых форм, методов и приемов коллективной творческой работы в воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_abramenkova2022-2025g.docx | 48.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»
Перспективный план
по самообразованию
воспитателя
Абраменковой Тамары Александровны
на 2022-2025 учебные годы
Демидов 2022
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей и создание ситуации успеха у детей с ОВЗ».
Цель, задачи и ведущие идеи самообразования:
Цель самообразования:
-овладение новыми педагогическими технологиями с целью профессионального личностного роста, внедрение новых форм, методов и приемов коллективной творческой работы в воспитательный процесс.
Задачи самообразования:
- повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт;
- творчески применять профессионально – педагогические знания в решении конкретных воспитательных задач с учетом психофизических особенностей учащихся;
- формировать у воспитанников интерес к коллективной творческой деятельности;
- учитывать и оценивать результаты собственной деятельности с целью определения новых задач;
- пополнять методическую копилку коллективными творческими работами воспитанников.
Ведущие идеи:
- потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- готовность к педагогическому творчеству.
- Личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
- Сотрудничество педагога и воспитанника.
Основные принципы самообразования:
- непрерывность,
- целенаправленность,
- интегративность,
- единство общей и профессиональной культуры,
- взаимосвязь и преемственность,
- доступность,
- опережающий характер,
- вариативность.
Источники самообразования:
- СМИ (газеты, журналы);
- литература (методическая, специальная, научно-
популярная, публицистическая, художественная и др.);
- Интернет;
- видео, аудио материалы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- школьные научно-практические конференции.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
- участие в работе методического объединения школы.
- посещение занятий коллег;
- участие в педагогических советах школы;
- изучение специальной и научно – методической и учебной литературы.
Групповая:
– участие в педагогических советах школы;
- участие в работе методического объединения школы;
- курсовая подготовка на КПК;
- изучение научно – методической и учебной литературы;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня личной профессиональной компетенции;
- сплочение детского коллектива, повышение уровня успешности учащихся;
- выступление на заседании МО воспитателей школы с отчетом об итоговой выполненной работы по теме самообразования;
- презентация результатов коллективной деятельности учащихся.
Начало работы над темой: 2022 - 2023 учебный год.
Предполагаемый срок окончания работы над темой: 2022 - 2023 учебный год.
Актуальность темы.
В новых социально-экономических условиях нашего общества встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии.
Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным, что приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка.
Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, с использованием нетрадиционных техник.Она формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх неудачи. Развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.
Работа по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Главная цель педагога:
-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи, способствующие достижению цели:
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
- стимулирование интереса к прикладному творчеству;
- воспитание нравственных качеств личности детей.
Формы работы:
- индивидуально практическая деятельность на занятиях;
- коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;
- проведение тематических, конкурсных мероприятий;
- кружковая деятельность.
Функции самообразования:
- дополняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;
- компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;
- способствует формированию стиля профессиональной деятельности;
- помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;
- является средством самопознания и самосовершенствования.
Компоненты самообразования:
- нравственно-волевой - положительное отношение к процессу учения любознательность, критичность, самостоятельность, целеустремлённость, сильная воля, трудоспособность, ответственность;
- мотивационный - осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности;
- когнитивный - общеобразовательные и профессиональные знания и умение их применять;
- процессуальный (гностический):
- особенности мыслительной сферы: умение ставить и разрешать познавательные задачи, самостоятельность, гибкость, оперативность, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, обобщениям; креативность, удовлетворение от познания;
- умение слушать;
- умение выделять и усваивать определённое содержание;
- умение контролировать и анализировать;
- организационный:
- умение планировать время и свою работу;
- умение перестраивать систему деятельности;
Коррекционная направленность в работе:
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Занятия прикладным творчеством направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. Наиболее способствующие решению коррекционных задач виды деятельности, это: аппликация, лепка, тренировочное рисование, трафарет. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени.
Этапы работы по теме самообразования:
Этапы | содержание работы | сроки | практическая деятельность |
Диагностический | Проведение диагностики на выявление творческих способностей воспитанников. Определение дальнейшего развития воспитанников с учетом выявленных особенностей и возможностей. | 2022 сентябрь-октябрь | Проведение диагностики по опроснику Ф.Татл и Л. Беккер. Оценка творческого потенциала воспитанников по методу Дж.Рензулли и Р.Хартман. Изучение педагогической, психологической, специальной методической литературы по теме самообразования . |
Прогностический | Определение целей и задач работы над темой. Разработка шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов. | 2022-2023 ноябрь-декабрь | Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению на разном уровне). Формулирование целей и задач работы над темой самообразования. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой. Участие в вебинарах, мастер-классах и др. обучающих мероприятиях. |
Практический | Начало творческой деятельности воспитателя по теме самообразования . Формирование новых методов и обеспечение материальной базы для проведения практических занятий. | 2022-2023 декабрь-май | Подбор методических пособий для проведения практических занятий. Изучение передового опыта: посещение внеклассных мероприятий учителей и воспитателей с целью обогащения опыта. Проведение открытого воспитательного мероприятия. |
Проведение практических занятий по теме самообразования. | 2022-2025 | Изучение новых методик и методов обучения и воспитания. Корректировкам программы и внедрение новых методических приемов работы, проведение открытых занятий. | |
Проведение практических занятий по теме самообразования. | Корректировка программы и внедрение новых методических приемов в работу, Накопление банка методических материалов. Разработка методической продукции. | ||
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования. | 2022-2023 май | Мониторинг промежуточных результатов. Подведение итогов первого года реализации.Выступление на МО с отчетом по теме самообразования по первому году реализации программы. |
2023-2024 | Мониторинг промежуточных результатов. Подведение итогов второго года реализации. Выступление на МО с отчетом по теме самообразования по третьему году реализации программы. | ||
2025 март-май | Обобщение опыта работы.(публикации в сети Интернет).Распространение опыта. (Методические рекомендации). |
План проведения занятий по развитию творческих способностей воспитанников на 2022-2023 учебный год:
№ п/п | Название занятия | месяц | теория | практика |
1 | Ознакомление с видами ручного труда: рисование, аппликация, лепка. | декабрь | 1 | |
2 | Знакомство с творчеством художников. И.И. Левитан «Лес зимой». | 1 | ||
3 | Аппликация. «Новогодний хоровод». | 1 | ||
4 | Знакомство с русскими сказками. | январь | 2 | |
5 | Рисование. «По страницам сказок» | февраль | 1 | |
6 | Русский герой Илья Муромец. | 1 | ||
7 | Лепка. «Подарок папе» | 2 | ||
8 | Аппликация. «Букет для мамы» | март | 2 | |
9 | Экскурсия «Птицы прилетели». | 1 | ||
10 | Лепка. «Мой птенчик». | апрель | 2 | |
11 | Прослушивание записи: «Пение птиц в лесу». | 1 | ||
12 | Знакомство с творчеством художников. И.И. Левитан «Васильки». | 1 | ||
13 | Рисование. Тема: «Букет цветов в вазе». | май | 2 | |
14 | Экскурсия «Первые цветы». | 1 |
План проведения занятий по развитию творческих способностей воспитанников на 2021-2022 учебный год:
№ п/п | Название занятия | месяц | теория | практика |
1 | «Чем работает художник». Знакомство с инструментами и материалами для занятий. | сентябрь | 1 | |
2 | Рисование карандашами. «Осенние листья». | 2 | ||
3 | Знакомство с творчеством художников. В.М.Васнецов «Сказочное творчество». | 1 | ||
4 | Знакомство с акварельными красками. Получение составных цветов. | октябрь | 1 | |
5 | Экскурсия– наблюдение явлений природы. Осень. | 1 | ||
6 | Рисуем осень акварелью. | 1 | ||
7 | Знакомство с различными методами лепки. | ноябрь | 1 | |
8 | Просмотр м/ф «Пластилиновая ворона» | 1 | ||
9 | Лепка. Лепим персонажей м/ф «Пластилиновая ворона» | 2 | ||
10 | Знакомство с русскими народными сказками. | декабрь | 1 | |
11 | Знакомство с творчеством художников. В.М. Васнецов «Иван Царевич на сером волке». | 1 | ||
12 | Рисование. «Зимний лес» | 2 | ||
13 | Экскурсия – наблюдение явлений природы. Зима. | январь | 1 | |
14 | Знакомство со стихами о природных явлениях.(Зима). | 1 | ||
15 | Аппликация. «Хоровод снеговиков». | февраль | 1 | |
16 | Знакомство с творчеством художников. В.М. Васнецов «Снегурочка» | 1 | ||
17 | Рисование. «23 февраля – День защитника Отечества» | 2 | ||
18 | Беседа: «О чем говорит искусство» | март | 1 | |
19 | Аппликация. «Цветы для мамы». | 2 | ||
20 | Знакомство с творчеством художников. В.М. Васнецов «Аленушка» | апрель | 1 | |
21 | Экскурсия – наблюдение явлений природы. Весна. | 1 | ||
22 | Лепка. Домашние животные. | 2 | ||
23 | Беседа «Развивай свою фантазию». | май | 1 | |
24 | Знакомство с творчеством художников. В.М. Васнецов «Букет. Абрамцево». | 1 | ||
25 | Рисование. «Цветы». | 2 |
План проведения занятий по развитию творческих способностей воспитанников на 2022-2023 учебный год:
№ п/п | Название занятия | месяц | теория | практика |
1 | Беседа «Художники творят для людей» | сентябрь | 1 | |
2 | Лепка. «Дары осени». | 2 | ||
3 | Игра «Что хотел сказать художник?» | 1 | ||
4 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». Осень. | октябрь | 1 | |
5 | Рисование по памяти. «Мой дом». | 1 | ||
6 | Знакомство с творчеством С.Есенина. Стихи о осени. | 1 | ||
7 | Знакомство с декоративно-прикладным творчеством народов России. | ноябрь | 1 | |
8 | Рисование русского орнамента. | 3 | ||
9 | Знакомство с татарским национальным орнаментом. | декабрь | 1 | |
10 | Рисование татарского орнамента. | 3 | ||
11 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Январь. «У камелька». | январь | 1 | |
12 | Аппликация «Морозные узоры». | 1 | ||
13 | Знакомство с творчеством С.Есенина. Стихи о зиме. | февраль | 1 | |
14 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Февраль. «Масленница». | 1 | ||
15 | Аппликация. «Бабачка» (из бисера). | 2 | ||
16 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Март. «Песня жаворонка». | март | 1 | |
17 | Экскурсия по историческим местам г.Лаишево. | 1 | ||
18 | Рисование. «Люблю мое Лаишево». | 1 | ||
19 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Апрель». «Подснежник». | апрель | 1 | |
20 | Экскурсия в весенний лес. | 1 | ||
21 | Рисование акварелью тема: «Весна подснежники». | 2 | ||
22 | Экскурсия в парк. | май | 1 | |
23 | Стихи о весне Сергей Есенин. | 1 | ||
24 | Рисование «Весна пришла!». | 2 |
План проведения занятий по развитию творческих способностей воспитанников на 2023-2024 учебный год:
№ п/п | Название занятия | месяц | теория | практика |
1 | Беседа «Путешествие по радуге цвета». | сентябрь | 1 | |
2 | Лепка. «Дары осени». | 2 | ||
3 | Беседа. «Русские народные промыслы». | 1 | ||
4 | Знакомство с дымковской игрушкой. | октябрь | 1 | |
5 | Рисование. «Рисуем дымковскую игрушку. Петушок». | 3 | ||
6 | Беседа. «Русская народная живопись». | ноябрь | 1 | |
7 | Рисование. «Матрешка». | 3 | ||
8 | Знакомство с русскими народными сказками. | декабрь | 2 | |
9 | Лепка. «Сказочные персонажи». | 1 | ||
10 | Экскурсия в парк. Знакомство со снежными фигурами. | 1 | ||
11 | Беседа. «Искусство гжельской росписи». | январь | 1 | |
12 | Знакомство с русскими народными потешками. | 1 | ||
13 | Беседа. «Искусство городецкой росписи». | февраль | 1 | |
14 | Рисование. «Узоры». | 3 | ||
15 | Беседа. «Искусство хохломской росписи». | март | 1 | |
16 | Хохломская роспись. «Узоры». | 3 | ||
17 | Экскурсия в музей Лаишевского края. | апрель | 1 | |
18 | Рисование «Русский рушник» | 3 | ||
19 | Экскурсия по историческим местам г.Лаишево. | май | 1 | |
20 | Рисование. «Моя Родина - Лаишево». | 2 | ||
21 |
План проведения занятий по развитию творческих способностей воспитанников на 2024-2025 учебный год:
№ п/п | Название занятия | месяц | теория | практика |
1 | Беседа «Художники творят для людей» | сентябрь | 1 | |
2 | Лепка. «Дары осени». | 2 | ||
3 | Игра «Что хотел сказать художник?» | 1 | ||
4 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». Осень. | октябрь | 1 | |
5 | Рисование по памяти. «Мой дом». | 1 | ||
6 | Знакомство с творчеством С.Есенина. Стихи о осени. | 1 | ||
7 | Знакомство с декоративно-прикладным творчеством народов России. | ноябрь | 1 | |
8 | Рисование русского орнамента. | 3 | ||
9 | Знакомство с татарским национальным орнаментом. | декабрь | 1 | |
10 | Рисование татарского орнамента. | 3 | ||
11 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Январь. «У камелька». | январь | 1 | |
12 | Аппликация «Морозные узоры». | 1 | ||
13 | Знакомство с творчеством С.Есенина. Стихи о зиме. | февраль | 1 | |
14 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Февраль. «Масленница». | 1 | ||
15 | Аппликация. «Бабачка» (из бисера). | 2 | ||
16 | Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года». «Март. «Песня жаворонка». | март | 1 | |
17 | Экскурсия по историческим местам г.Лаишево. | 1 | ||
18 | Рисование. «Люблю мое Лаишево». | 1 |
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.- с.106-109
2. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с.
3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд/Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,1995.-270с.
4. Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.
5. Решетников П.Е., Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№1.-с.40-44.
6. Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.
7. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004.-с.4-81.
8. Абраменкова В.В., Воспитание игрой, М. Лепта Книга, 2008. –с.5-53
9. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. – с.108-109
10. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
11. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.
обучения в современной школе/ И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.
12. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. — 176 с, с ил.
13.Публикации методических журналов «Воспитание школьников», «Дефектология», « Классный руководитель» и др.
14. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л: 1961.
15. Ольга Гре «Аппликации из кружочков»-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2016.
16. Кард В, Петров С, «Сказки из пластилина»- (Серия «Учить и воспитывать, развлекая». ЗАО «Валери СПБ», Санкт-Петербург,1997.
17. Афанасьева А.Н. 1 книга «Народные русские сказки» МП библиотека «Московские новости», 1992.
18.Егорова О.И. «Орнаменты» альбом в трех книгах ООО «ИПТК «ЛОГОСВОС»-Москва, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личный перспективный план по самообразованию Автор: Трушакова С.А.учитель математики МОУ «КОРЧИНСКАЯ СОШ»
Тема:Формирование математических компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики....
Личный перспективный план по самообразованию
Личный перспективный план по самообразованию может быть взят за основу для своего плана по самообразованию...
Личный перспективный план по самообразованию Веретновой Л.И
Цель: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников,достижение более высокого уровня моей профе...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...
Личный перспективный план по самообразованию
В помощь педагогам....