Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»
методическая разработка (11 класс)
Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность» | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова»
Методическая разработка воспитательного занятия
«Толерантность»
Разработчик:
Павленко И.В., преподаватель
Санкт-Петербург
2020
Тема внеклассного мероприятия: Толерантность.
Согласно ФГОС по специальности 15.02.09 «Аддитивные технологии» дисциплина «Основы философии» участвует в формировании следующих компетенций: ОК 1, 3-9, ПК 1.4, 1.5, 2.2. В частности на текущее занятие участвует в формировании:
Код | Наименование компетенции |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Воспитательные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Следует отметить, что для обучающихся колледжа, которые получают специальность технического профиля, социо-гуманитарные дисциплины являются сложными для восприятия, поскольку требуют оперирования абстрактными понятиями и терминами. Важно, что общие компетенции, касающиеся личностного, социального и гражданского направления развиваются, как на дисциплинах, относящихся к среднему общему образованию, так и к профессиональному образованию. В этой связи развитие гуманитарное образование представляет высокую ценность и требует применения нестандартных и инновационных методов обучения.
В частности особый интерес представляют современные образовательные технологии метакогнитивного рефлексивного характера, поскольку становится способом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока. Важно отметить, что занятие провидится двумя педагогами, позволяя провести взаимосвязь предметов Обществознание и Основы философии, а также значимость проблематики толерантного поведения.
Цель занятия: создание условий для совершенствования метакогнитивных навыков в контексте решения жизненных ситуаций социальной напряженности и формированием навыков толерантного поведения.
Задачи:
1) образовательные:
- формирование и отработка умений сопоставления позиций рассмотрения понятия «толерантность»;
- закрепление знаний о социальной дифференциации.
2) воспитательные:
- создание условий для совместной работы в группах: обсуждения материала, дискуссии;
- формирование навыка публичных выступлений, ответа на вопросы;
3) развивающие:
- развитие потребностно - мотивационной сферы личности учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза, аргументированной защиты собственного мнения.
Тип занятия: практическое занятие с применением технологии метакогнитивного рефлексивного характера.
Формы организации познавательной деятельности: работа с преподавателем, работа в группе, публичные выступление, коллективное обсуждение, решение ситуационных задач.
Методы работы: активные, интерактивные.
Средства обучения: групповое и диалоговое общение, материалы ситуационных задач и видеоролики.
Занятию предшествовал теоретические уроки, на которых учащиеся познакомились с теоретическим материалом о социальной структуре общества и причинах социальной дифференциации.
Домашнее задание:
Написать эссе «Мои шаги по дороге толерантности» по плану.
План мероприятия.
1. Вводная часть - актуализация темы (3 минуты).
В начале занятия на доске расположен слайд 1, приветственный слайд.
Речь преподавателя 1: 16 Ноября отмечается международный день толерантности.(включается слайд 2) Слышали ли Вы это слово? Что оно обозначает?
Ребята отвечают, проводится диалог о значении термина толерантность.
Речь преподавателя 1:
Сегодня мы будем говорить о «толерантности», рассмотрим понятие, его смыслы, а также те жизненные ситуации, в которых оно применяется. Это тема встречается вам в курсе изучения обществознания, но ее нельзя рассматривать в отрыве от философии, эта тема многогранна и требует всестороннего рассмотрения. Мы бы хотели рассказать немного о возникновении этого термина. (включается слайд 3)
Международный день толерантности (терпимости) ежегодно отмечается во всём мире 16 ноября. Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам — членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия.
2. Теоретический блок «Несколько слов о толерантности» 5-7 мин.
План:
- границы и смысл термина «толерантность».
- биологическая толерантность;
- социальная толерантность.
- «стигма» и «дискриминация».
Речь преподавателя 1 (включается слайд 4):
Исторически представление о толерантности появилось, в Малой Азии в 7 в днэ, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое представление о таком допуске – толерантности. Ловкие правители даже научились обращать этот «допуск» в свою пользу и стали нарочно «портить монету», а разницу класть себе в карман.
В Греции технический допуск в кораблестроении, стали называть толерантностью.
Речь преподавателя 2 (включается слайд 5):
В медицине под толерантностью понимают способность организма воспринимать лекарственные вещества. В Новое время из медицины это значение было перенесено в химию и химическое производство, тоже происходит и в других научных дисциплинах. Особое место толерантность занимает в социально-политической сфере.
Речь преподавателя 1:
В период Римской империи словом «толерантность» обозначалось веротерпимость и терпимость к чужому мнению, вообще к кому – либо.
Толерантность вновь проявилась во времена Возрождения. Она понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям в частности, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям.
(Включается слайд 6):
Великие географические открытия и вовлечение всех континентов в мировую торговлю в новое время сообщили импульс к универсализации понятия толерантности. В общественной мысли Западной и Центральной Европы понятие веротерпимости соединилось с понятием МИРОЛЮБИЕ. Постепенно это понятие входит во все европейские языки. Долгое время слово толерантность существовало как эквивалент существовавшему понятию «терпимость».
В русском языке понятие толерантность - “терпимость” долгое время рассматривалось как эквивалент слова “толерантность”.
Уже словарь Императорской академии 1794 года определил значение слова «терпимость» как «снисхождение к иноверцам не запрещать отправлять им по своему обряду богослужение. Терпимость разных вер».
Речь преподавателя 2 (включается слайд 7):
Существует множество типов толерантности, сегодня мы бы хотели остановиться на личной и общественной толерантности. Сейчас слово толерантность вновь вернулось в наш лексикон, его активно используют. Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни.
Существуют различные виды толерантности: межнациональная, возрастная, образовательная, политическая, религиозная, физиологическая итд.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 8):
Мы бы хотели более подробно остановиться на формах толерантности. Личная, общественная и государственная. Если говорить о личной толерантности – это социальное взаимодействие отдельных индивидов. А общественная взаимодействие индивида и группы или взаимодействия групп.
Мы обсудили понятие и некоторые формы толерантности. К сожалению, не все люди терпимо относятся к особенностям других. Здесь стоит поговорить о таких понятиях, «дискриминация» и «стигма».
Речь преподавателя 2 (включается слайд 9):
Дискриминация (от лат. discrīminātio — «обособление», «различение») — негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определённых прав на основании наличия какого-то признака. К признакам, становящимися основой для дискриминации могут относится: возраст, каста, вес, рост, семейное положение и многое другое.
(Включается слайд 10):
Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — «ярлык, клеймо») — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 11):
Пределы толерантности:
- Нетерпимость к нетерпимости
- Нетерпимость к злу
- Отношение к безразличию, беспринципности, равнодушию
- Не обязательно согласие и готовность к поддержке
Речь преподавателя 2:
Сейчас, когда вы познакомились с основными терминами по этой теме мы бы хотели поиграть с вами в игру по решению ситуационных задач.
Правила игры.
Листы подписать! По итогам игры выставляется отличная оценка команде, которая будет признана экспертом толерантности и получит максимальное количество баллов.
Вы внимательно слушаете команду, которую оцениваете и сразу, оцениваете.
3. Игра «Решение ситуационных задач» 25 мин
Ситуации не толерантности – поиск оснований социальной дифференциации:
- «богатые и бедные» - «ЧМ по Квиддичу».
- «интеллектуальное неравенство» - «Эмоциональный интеллект как у Зубочистки»
- общение с магглами.
- любовь к представителю другой культуры «Виктор Крам»
Вопрос: «Какие индивидуальные особенности героев легли в основу не толерантного поведения персонажей в данной ситуации? Как его преодолели персонажи».
4. Заключительная часть.
Итоговое выступление по игре, подведение итогов и обсуждение причин выставленных оценок.
Речь преподавателя 2:
Сегодня вы выставляли оценки самостоятельно, оценивая работу других групп, скажите, почему могли получиться разные оценки? Почему оценки совпали? Таким образом, мы можем проиллюстрировать субъективный фактор понимания социальных ситуации и выставления оценок.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 12):
Теперь мы предлагаем вспомнить, что такое «стигма» и «дискриминация»?
5. Ролик заключительный «Стихи о толерантности»
Речь преподавателя 2: Для обобщения темы, мы предлагаем посмотреть ролик, снятый вашими коллегами из другого образовательного учреждения.
6. Обратная связь.
Речь преподавателя 1 (включается слайд 12):
Для получения обратной связи от вас мы предлагаем вам подготовить эссе по плану, ответив на несколько вопросов
Написать эссе «Мои шаги по дороге толерантности» по плану.
План:
- Своими словами охарактеризовать толерантность.
- Считаю ли я важной обращение современного общества в проблеме толерантности?
- Может ли воспитанный человек быть не толерантным?
- Какое место занимает толерантность в моей жизни?
- Какие ситуации в моей жизни помогают мне быть толерантным человеком? - В какой жизненной ситуации другие люди проявили к вам толерантность?
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Игра – эксперт толерантности.
Оценка.
Какие индивидуальные особенности героев легли в основу не толерантного поведения персонажей в данной ситуации? Как его преодолели персонажи.
Задания | 3 команда | 4 команда |
1. | ||
2. | ||
Итого | ||
Место |
Критерии ответа:
3 балла – Дан полный ответ, нет ошибок в обосновании своего ответа.
2 балла – Ответ дан неполно, есть неточности в логике повествования.
1 балл – Ответ дан неполно, ошибки существенные, но не искажающие суть ответа.
0 баллов – Ответ неверен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"
Форма воспитательного мероприятия– игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"
Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"
Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...
Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"
Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»
Методическая разработка воспитательного занятия «Толерантность»...
Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...