Воспитательный час "Турнир вежливости"
классный час
Предварительный просмотр:
Воспитательный час "Турнир вежливости"
Цель: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
- Дать понятие об этикете.
- Раскрыть историю понятия этикет.
- Отработать навыки культурного поведения.
Оформление:
“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. (М.Сервантес)
“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”. (Ж.Руссо)
“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие “этикет”, как развивалось оно со временем; о правилах поведения в современном обществе.
Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.
Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке.
“Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…
В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет – это свод правил поведения в обществе. При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах.
“Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать.
Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.
Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром. Который отсеял незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные из них.
Сейчас я приглашаю вас на несовсем обычное соревнование – турнир вежливости.
Он посвящен правилам этикета в современном обществе.
(Воспитанные, любезные, культурные, великодушные.
Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.)
За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков. Итак, внимание! Начинаем!
Для разминки проведем конкурс – поэтическую игру “Словарь вежливых слов”.
- Растет даже ледяная глыба От слова теплого....(“Спасибо.”)
- Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день.”)
- Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...(“Здравствуйте.”)
- Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо.”)
- Когда нас бранят за шалости, Говорим... (Прости, пожалуйста.)
- И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...(“До свидания.”)
Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.
Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость” хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.
Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.
Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, и интонация.
Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.
Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.
Задание:
Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “да” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво; нежно и иронично; торжествующе разочарованно; с энтузиазмом и скучающе.
- Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)
- К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)
- Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
- Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)
- Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
- В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или положению.)
“Мы идем в гости!”
Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!
Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.
- Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)
- Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
- Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)
- Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)
- Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)
- Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)
- Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)
- Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
- Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)
- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)
“Что подарить...”?
Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.
Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!
(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)
Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок, который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.
- Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книги, коробка конфет.)
- Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на видное место и поблагодарить за него.)
- Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
- Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
- Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.
- Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)
“Пословица за пословицей”.
Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Даренному коню в зубы не смотрят.
- Семеро одного не ждут.
- Худой мир лучше доброй ссоры
- Не бросай камня в чужой огород.
- Яйца курицу не учат.
- Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.
- Всяк сверчок знай свой шесток.
- Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Как проживешь, так и прослывешь.
- Худо жить без ласкового слова.
- Не мудрен привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Спасибо – великое дело.
- Встречают по одежке, провожают по уму.
- Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)
- Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)
- Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)
“Прошу за стол!”
Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.
- Когда можно сесть за праздничный стол?
– как только вошли в комнату;
– только после того, как сядут хозяева;
– после приглашения хозяйки. - Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
– заправляете за воротник;
– кладете на колени;
– кладете рядом с тарелкой. - Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
– гневно отказаться;
– отказаться, назвав причину отказа;
– взять немного, поблагодарив. - Как правильно есть котлету?
– ножом и вилкой;
– одной вилкой;
– одним ножом. - Для чего к рыбе подается нож?
– чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
– чтобы отделят мясо от костей;
– чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой. - Какие куски из общих блюд следует выбирать?
– самые большие;
– самые маленькие;
– те, что лежат ближе к вам.
Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов". И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.
Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.
"От теории к практике."
Задание 1: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Съесть банан (очистить руками и откусывать по кусочку).
Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце.)
Задание 3: Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).
“Модный этикет.”
Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом деле имею в виду.
- Сапоги-теплицы. (Унты или валенки.)
- Дубленка для сторожа. (Тулуп.)
- Головной убор для дурака. (Колпак.)
- Безрукавка с подолом. (Сарафан.)
- Бабочка на косе. (Бант.)
- Зонтик для носа. (Козырек.)
- Стрелочники. (Брюки.)
- Защитная одежда стряпухи. (Фартук.)
- Два сквозняка – пара. (Сандалии.)
- Дамская треуголка. (Косынка.)
- Сверхобувь. (Галоши.)
- Кистяное изделие. (Шаль.)
Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях.
Какую одежду надо носить в школе и на занятиях физкультуры?
Кроссворд.Приложение2.
“Танцевальный этикет.”
- Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если тебе не хватает пары.)
- Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его.)
- Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет, этого не следует делать.)
- Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
- Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни кавалер, ни девушка.)
- Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить.)
- Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
- Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2 танца и вовремя передохнуть.)
Конкурс стихов.
М.Карапузов "Очень вежливый индюк"
Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он кричал "Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Поучится вежливости. Я и сам, – кричал Индюк, – Доктор вежливых наук. И жена моя – пример Замечательных манер. Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: "Приду, спасибо." Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное рыло." Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака, Ни Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали все труды! Все они балды-балды!" И добавил с высоты Своего величия: "Не усвоили, скоты, Правила приличия!"
И. Кибаленко "Простите"
Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся, взглянул им в глаза. И робко и тихо: "Простите" сказал. И мама молчит, улыбается даже. – “Мы купим другую. Есть лучше в продаже”.
Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах.
Вот что советовал писатель Н. А. Островский: “Для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки… и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихах критиковали многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями.
– Чему учит нас стихотворение С. Маршака “Угомон”.
Что случилось нынче в школе, нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс и бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише!” – крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
“Тише! Тише!” – закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!” – крикнул Игорь у окна.
“Замолчите! – “на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья, убежать хотела вон.
– Что же нужно сделать, чтобы в классе была тишина?
– Как поступит каждый из Вас?
Вдруг явился Угомон, оглядел он всех сурово и сказал ученикам: “Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!”
“Рыцари и джентльмены.”
Кого в прошлом называли рыцарями?
Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к женщине.
Кого сегодня можно назвать рыцарем?
Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.
“Кто такие джентльмены?”
Джентльмен (англ. gentleman.)
1) (устаревшее) человек "благородного" происхождения, дворянин.
2) В Великобритании и англоязычных странах – человек, строго придерживающийся установленных в буржуазном обществе "светских" правил поведения и так называемого хорошего тона.
- В Англии – вежливое обращение к мужчине.
- Человек, отличающийся благородством, порядочностью и великодушием.
“Современный этикет”
Задачи не на сложение – задачи на уважение!
- Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
- Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)
- По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)
Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательной работы "Школа вежливых наук"
Материал может быть полезен при планировании работы по культурному воспитанию учащихся....
Путешествие по городу вежливых. Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся 1-5 классов.
Путешествие по городу вежливых. Внеклассное воспитательное мероприятие для учащихся 1-5 классов....
Сценарий воспитательного мероприятия "День вежливости"
Сценарий воспитательного мероприятия "День вежливости"...
Конспект воспитательного занятия «Поговорим о вежливости»
Воспитательное занятие для детей 5 класса школы VIII вида...
Анализ воспитательного мероприятия: классного часа «Школа вежливости»
Vероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; форми...
Воспитательное занятие «Секреты вежливых людей»
Цель занятия: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу....
Воспитательная беседа"Вежливые слова"
Цели Расширять запас «вежливых слов». Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости. Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу....