Программа дополнительного образования "Я и социум"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Я и социум» является программой социально-гуманитарной направленности и реализуется в МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского с 2021 года.
Программа «Я и социум» реализуется педагогом дополнительного образования в объединении «Колесо истории» и предполагает создание у учащихся представления об обществе, его сферах: политической, экономической, духовной и социальной, что способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Содержание программы распределено по следующим разделам: «Место человека в социуме», «Социальное и культурное пространство современного общества», «Политическая культура», «Правовая культура», «Экономическая культура», «Глобальные проблемы современности», «Юный эколог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_sotsium.docx | 387.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа “Я и общество” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся, углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.
Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» МБУ ДО «ДДТ» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" СП 2.4.3648-20 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Устав МБУ ДО «ДДТ».
Программа является модифицированной программой и составлена на основе:
примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Обществознание» и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.
Особенность программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» МБУ ДО «ДДТ» является модифицированной программой и составленной на основе:
- Программы внеурочной деятельности социальной направленности «Я и общество» Быкадоровой А.А.:
- Дополнительной общеобразовательной программы дискуссионного клуба «КЛИО» (Клуб любителей истории и обществознания»;
- примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «обществознание», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы составлено на основе основных содержательных линий программы внеурочной деятельности по социальной направленности «Я и общество». Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы «Место человека в социуме», «Политическая культура», «Правовая культура», Экономическая культура», «Юный эколог» с распределение часов в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.
Особенность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний обществознанию. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.
Программа содержит 2 модуля обучения по 144 часа каждый:
- Первый модуль - «Базовый» (1 год обучения), рассчитанный на закрепление общих знаний и умений учащихся, выход на конкурсы муниципального и районного уровня
- Второй модуль - «Углубленный» (2 год обучения), предлагается более углубленное изучение тем и навыков, выход на конкурсы окружного, всероссийского уровня.
Актуальность:
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Обществознание занимает особое место в образовательном процессе. Как учебный предмет оно создает у учащихся представление о целостности общества. Способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Формирует осознанное отношение к своему долгу. Одной из основных задач современного образования является подготовка учащихся к жизни в постоянно меняющихся условиях, поэтому необходимо дать детям возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению новых знаний.
Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» является программой социально-гуманитарной направленности. Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;
- по функциональному предназначению – духовно-нравственной, патриотической направленности.
- по форме организации - объединение;
- по времени реализации – 2 года.
Новизна и значимость.
Значимость данной программы возрастает в современных условиях, так как в процессе обучения формируется уважение к истории и культуре человечества, а на этой основе формируются такие принципы как гуманизм, гражданственность и патриотизм.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания, постановке проблем.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:
- Системно - деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную социально-гуманитарную деятельность, результатом которой являются новые знания и общественно-полезная деятельность, что развивает интерес ребят к социальной деятельности.
- Личностно – ориентированный подход–занятия в социально-гуманитарном объединении создает социально - культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;
- Региональный подход. Учитываются культурные традиции, историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России. Изучение истории своего края, области создает возможности для участия в создании культурно-исторического пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.
Программу отличает открытость к этническому многообразию, обращенность к истории и культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера, ЯНАО, особенностям культуры лесных и тундровых ненцев).
Также новизна программы просматривается через применение современных образовательных технологий:
- Педагогическая технология «Эко-просвещение». Важная и незаменимая технология в современных жизненных условиях, где экологическая обстановка ухудшается с каждым днем, важно донести до детей основы экологического мышления и осмысления важных экологических проблем.
Освещается этот аспект в программе через разделы «Глобальные проблемы современности», «Юный эколог», которые предполагает экологическое просвещение младших подростков по теме экологии, обсуждение проблем окружающей среды и их влияние на здоровье людей, а также проведение акций «Зеленый двор» и «Чистый двор».
- Педагогическая технология медиообразования, в частности, методы кинопедагогики. Не менее актуальная технология в наши дни, где дистанционное образование приобрело глобальные масштабы. Просвещение этой технологией проходит в нескольких направлениях. В первую очередь транслируются фильмы, телепередачи, ролики по истории общества, об общественных деятелях, различные ролики социальной направленности и др. Работа объединениях хорошо освещается в социальных сетях, где проходят онлайн-уроки на различные темы.
Для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся - данная программа поддерживает целевую модель наставничества МБУ ДО «ДДТ». Модель разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования». Подразумевает три формы наставничества «Учитель – учитель», «Учитель – ученик» и «Ученик – ученик».
Форма наставничества «Учитель – ученик» предполагает создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, разностороннюю поддержку обучающихся с особыми образовательными и социальными потребностями, либо помощь в адаптации к новым условиям обучения. Наставником в этом случае является педагог дополнительного образования. В данном варианте наставничества рассматривается форма взаимодействия «Учитель – одаренный ученик», где предполагается раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д.
Форма наставничества «Ученик – ученик» предполагает помощь в реализации лидерского потенциала, развитии гибких навыков и метакомпетенций, для формирования устойчивого сообщества обучающихся. Здесь наставником выступает активный или одаренный ученик, демонстрирующий лидерские качества и высокие результаты в реализации дополнительной образовательной программы. В данном варианте наставничества рассматривается форма взаимодействия «Лидер – пассивный» и «Равный – равному». Реализация этих форм наставничества происходит через участие в конкурсах разного уровня, конференциях и акциях.
Цель программы: формирование у школьников познавательной и исследовательской активности на основании изучения вопросов истории и обществознания и выполнения проектных и конкурсных работ, а также создание условий для формирования гражданской личности с присущими ему ценностями, взглядами, установками деятельности и поведения;
Задачи:
- Образовательные:
- Повышение экономической и правовой грамотности;
- Повышение политической грамотности учащихся;
- Повышения уровня знаний об обществе, роли и статусе человека;
- Повышение грамотности в сфере экологии
- Развивающие:
- Развивать умения получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
- Развивать умения познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства
- Воспитательные:
- Развивать духовно-нравственную и правовую культуру юной личности.
- Формировать социальное поведение, основанное на уважении закона и правопорядка.
- Формировать способности к личному самоопределению и самореализации.
- Воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантности.
- Формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
Место программы в учебном плане МБУ ДО «ДДТ».
Дополнительная общеобразовательная программа «Я и социум» является программой социально-гуманитарной направленности. Программа рассчитана на два года обучения для учащихся 11-14 лет. Объем занятий по программе составляет 144 часа в год, общий объем по программе составляет 288 часов. Обучение проводиться по 2 учебным модулям: 1 модуль – базовый, 144 часа (1 год обучения), 2 модуль – углубленный, 144 часа (2 год обучения).
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
Общая характеристика программы «Я и социум»
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
«Я и социум»
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Коммуникативные УУД:
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Познавательные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
В результате реализации программы ожидается:
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России..
Формы и методы занятий.
Формы проведения занятий используются, как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные занятия планируются и проводятся, с учетом образовательных потребностей учащихся, по ИОМ.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
■ групповой – организация работы в группах;
■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие
Ученик должен
Знать/понимать
- основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
- соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов общества); раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы;
- делать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- использовать основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей;
- сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении в массовой коммуникации;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- определение личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей, с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, ценностями и социальным положением.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы по модулям и разделам
№ п\п | Разделы | 1 модуль – базовый (1 год обучения) | 2 модуль – углубленный, (2 год обучения) |
Место человека в социуме. | 22 | 16 | |
Социальное и культурное пространство современного общества | 22 | 36 | |
Политическая культура | 22 | 24 | |
Правовая культура | 22 | 25 | |
Экономическая культура | 20 | 16 | |
Глобальные проблемы современности | 16 | 10 | |
Юный эколог | 22 | 12 | |
Итого: | 144 | 144 |
Общее содержание разделов, ожидаемые результаты.
Содержание разделов:
Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.
Ожидаемые результаты раздела «Место человека в социуме»
Знать/понимать:
- трилогию человек – индивид – личность, что человек – существо биосоциальное, вне общества нет развития;
- роль семьи и социальной среды в формировании и развитии человека;
- что такое этноцентризм и национальная нетерпимость, толерантность;
- роль общения на разных стадиях формирования человека;
Уметь:
- характеризовать основные социальные понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных связях, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
Раздел II. Социальное и культурное пространство современного общества
Социальная сфера жизни общества, проблемы, связанные с этой областью, социальные отношения, социальный статус и социальная роль, социальная мобильность.
Ожидаемые результаты раздела:
Знать/понимать:
- проблемы, связанные с социальной сферой жизни общества;
- основные понятия: социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, деятельность;
- виды деятельности и роль деятельности в жизни человека;
- различать горизонтальную и вертикальную социальную мобильность, приводить примеры;
Уметь:
- анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры;
- характеризовать основные социальные понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных связях, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками, изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Раздел III. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.
Участие граждан в политической жизни
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет.
Ожидаемые результаты раздела:
Знать/понимать:
- понятие политики, власти и властных отношений;
- государства как основного политического института, его признаков и функций;
- формы участия граждан в политической жизни, избирательные системы;
- понятие правового государства и гражданского общества, их соотношение и взаимодействие;
Уметь:
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы;
- делать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
Раздел IV. Правовая культура
Понятие «право» Нормы права. Отрасли права
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.
Ожидаемые результаты раздела:
Знать/понимать:
- значение права в жизни людей, отличие правовых норм от норм морали;
- понятие и виды норм права, основные отрасли права;
- соотношение и взаимодействие правового государства и гражданского общества;
- причины правонарушений в обществе, юридическая ответственность несовершеннолетних
Уметь:
- анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры;
- характеризовать основные правовые понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
- анализировать информацию о правовых отношениях, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками правового государства и государства в целом;
Раздел V. Экономическая культура
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.
Ожидаемые результаты раздела:
Знать/понимать:
- цели и задачи экономики, проблема ограниченности ресурсов, умение экономить;
- основные экономические системы: традиционную, плановую, рыночную, смешанную,
- понятие спроса и предложения, взаимосвязь с производством;
- издержки производства: постоянные и переменные, выручка, чистая прибыль;
- государственный бюджет: статьи доходов и расходов, семейный бюджет.
Уметь:
- сравнивать основные экономические системы, выделять общее и особенное;
- определять постоянные и переменные издержки;
- сравнивать понятия олигополия и монополия, выделять общие и специфические признаки;
- характеризовать основные правовые понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
- анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры.
Раздел VI. Глобальные проблемы современности.
Экологическая проблема, глобализация, проблемы войны и мира. Проблемы Севера и Юга.
Ожидаемые результаты раздела:
Знать/понимать:
- основные понятия раздела: экология, глобализация, информатизация общества;
- основные глобальные проблемы современности, понимать серьезность ситуации;
- причины экологической проблемы, войны и мира, Севера и Юга.
Уметь:
- анализировать и выделять из общего перечня глобальные проблемы современности, выявлять возможные причины и пути решения данных проблем;
- характеризовать основные правовые понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
- анализировать, обобщать информацию, умение выделять главное, приводить примеры.
Раздел VII. «Юный эколог».
Беседы по экологическим вопросам и проблемам, акции по уборке территории и озеленению двора.
Ожидаемые результаты раздела:
Знать/понимать:
- что такое экология, причины возникновения экологически проблем;
- основные акции в экологической сфере и принимать участие;
- правила здорового образа жизни;
- как окружающая среда влияет на здоровье человека;
- в чем заключается профессия эколог-инструктор;
- правила участия в деловых играх.
Уметь:
- участвовать в дебатах, анализировать, отстаивать свою точку зрения;
- обобщать, выделить главное в проблеме, сделать определенные выводы;
- умение дискутировать по проблемным вопросам, выделять закономерности в каком-либо процессе;
- участвовать в деловых играх по теме «Экология», готовить и проводить акции;
- характеризовать основные экологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками экологических процессов;
Формы аттестации и оценочные материалы.
Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки и мотивации учащихся. Текущий (промежуточный) – с целью контроля усвоения учащимися разделов и тем программы. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного материала в целом.
Входной контроль осуществляется в форме тестирования.
Текущий контроль включает следующие формы: бесед, создание презентаций, защита проектных и исследовательских работ, написание эссе.
Итоговый контроль – итоговое обсуждение (круглый стол).
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать логически рассуждать с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, устанавливает причинно следственные связи | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
- Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
- Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
- Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Степень мотивации к творческому труду.
- Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
- Уровень развития умений публичного выступления.
- Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
- Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых конкурсных и проектных работ.
Учебно-тематический планирование раздела «Место человека в социуме»
№ п\п | Наименование темы | 1 модуль – базовый, (1-й год обучения) | 2 модуль – углубленный (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| Человек существо биосоциальное | 2 | - | - | 2 | - | 1 | 1 | 2 | |
| Потребности человека | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | |
Деятельность человека | 2 | 2 | - | 4 | - | 1 | 1 | 2 | ||
Общение. Коммуникативные навыки. | 2 | - | - | 4 | - | 1 | 1 | 2 | ||
Мораль. Нравственные нормы. | 2 | 2 | - | 4 | - | 2 | 1 | 3 | ||
Межличностные отношения. | 2 | 2 | - | 4 | - | 1 | 1 | 2 | ||
ПОУ по теме «Место человека в социуме» | - | - | 2 | 2 | - | 2 | 1 | 3 | ||
Итого: | 13 | 7 | - | 22 | 1 | 9 | 6 | 16 |
Учебно-тематическое планирование раздела «Социальное и культурное пространство современного общества»
№ п\п | Наименование темы | 1 модуль – базовый, (1-й год обучения) | 2 модуль – углубленный (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| Понятие «Социальные отношения» | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
| Проблемы социальной сферы жизнедеятельности общества | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Актуальные проблемы современного образования | 1 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | - | 4 | ||
Кем быть? Дискуссия о роли и статусе человека в обществе. | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | 2 | 4 | ||
Социальная мобильность, социальные статусы и роли | 2 | - | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 | ||
Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Самореализация подростков. | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | 1 | 3 | ||
Конфликты и пути их преодоления | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Право с современной жизни общества | 2 | - | - | 1 | 2 | 2 | - | 4 | ||
Правовой статус несовершеннолетних | 1 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | - | 4 | ||
Итого: | 12 | 8 | - | 20 | 7 | 20 | 3 | 30 |
Учебно-тематическое планирование раздела «Политическая культура»
№ п\п | Наименование темы | 1 модуль (1-й год обучения) | 2 модуль (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| Роль политики в жизни общества. | 2 | - | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 | |
| Государство, его признаки. | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Формы государства. | 2 | - | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Государственная символика. | 2 | - | - | 2 | 2 | 2 | - | 4 | ||
Политическая система РФ | 2 | - | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Гражданин РФ. Права и обязанности. | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | ||
Гражданское общество | 2 | - | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная власть | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | ||
Дебаты «Более строгие приговоры снизят уровень преступности» | - | 2 | - | 2 | - | 1 | 1 | 2 | ||
Участие в политической жизни человека. | 2 | - | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
ПОУ по тем е «Политическая культура» | - | - | 2 | 2 | - | - | 2 | 2 | ||
Итого: | 17 | 3 | 2 | 22 | 5 | 17 | 3 | 24 |
Учено-тематическое планирование раздела «Правовая культура»
№ п\п | Наименование темы | 1 модуль (1-й год обучения) | 2 модуль (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| Право с системе социальных норм. | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
| Основной закон государства. Конституция РФ. | 1 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | - | 4 | |
Права и обязанности граждан. | 2 | - | 2 | - | 2 | 2 | 4 | |||
Права ребенка. | - | 2 | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 | ||
Международные документы о правах | 2 | - | - | 4 | 2 | 2 | - | 4 | ||
Государственная символика РФ. | 2 | - | - | 2 | 2 | 2 | - | 4 | ||
Нормы права. | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Отрасли права. | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | 2 | 4 | ||
Ответственность несовершеннолетних. | 1 | 1 | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 | ||
Правонарушения подростков. | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
ПОУ по теме «Правовая культура» | - | - | 2 | 2 | - | 2 | 2 | 4 | ||
Итого: | 11 | 9 | 2 | 22 | 8 | 22 | 6 | 36 |
Учебно-тематическое планирование раздела «Экономическая культура»
№ п\п | Наименование темы | 1 модуль (1-й год обучения) | 2 модуль (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| Понятие экономики | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | |
| Основные экономические процессы | 2 | - | - | 2 | - | 1 | - | 1 | |
Что такое бизнес? | 2 | - | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Затраты производства | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | ||
Факторы производства ресурсы. | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | ||
Дискуссия «Проблема ограниченности ресурсов» | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Государственный и семейный бюджеты | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Собственность: виды и формы | 2 | - | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Спрос и предложение в экономике | 2 | - | - | 2 | - | 1 | 1 | 2 | ||
ПОУ по тем е «Человек и экономика» | - | - | 2 | 2 | - | - | 2 | 2 | ||
Итого: | 15 | 3 | 2 | 20 | 4 | 9 | 3 | 16 | ||
Учебно-тематическое планирование по разделу «Глобальные проблемы современности» | ||||||||||
№ п\п | Наименование темы | 1модуль (1-й год обучения) | 2 модуль (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
| Понятие глобальной проблемы | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | |
| Виды глобальных проблем современности | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | |
Экологическая проблема | - | 2 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Проблема мира и войны | 2 | - | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Пути решения глобальных проблем | 2 | - | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Что такое «Глобализация?» | 2 | - | - | 2 | - | 1 | - | 1 | ||
Дискуссия «Глобализация: благо или зло?» | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | ||
Итого: | 9 | 5 | - | 14 | 1 | 9 | - | 10 |
Учебно-тематическое планирование раздела «Юный эколог»
№ п\п | Наименование темы | 1 модуль (1-й год обучения) | 2 модуль (2-й год обучения) | |||||||
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
1. |
| - | 2 | - | 2 | - | 1 | 1 | 2 | |
2. | Изучаем способы охраны природы | - | 2 | - | 2 | - | - | - | 0 | |
3. | Экологическая акция «Зеленый двор» | - | 1 | 1 | 2 | - | 2 | - | 2 | |
4. | Окружающая среда и здоровье человека. | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | - | 1 | |
5. | Человек в созданной им среде | - | 2 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | |
6. | Вопросы задает природа | - | 1 | 1 | 2 | - | 1 | - | 1 | |
7. | Хочу стать экологом-инструктором | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
8. | Экологическая акция «Чистый двор» | - | 2 | - | 2 | - | 1 | - | 1 | |
9. | Деловые игры | - | 2 | - | 2 | - | 2 | - | 2 | |
Итого: | 1 | 14 | 3 | 18 | - | 11 | 1 | 12 |
Средства контроля.
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев (параметров):
1. активность на занятиях;
2. работа по предложенным вопросам в рамках дискуссий (низкий уровень освоения программы);
3. формулирование вопросов к заданной теме дискуссии (средний уровень освоения программы);
4. формулирование темы и вопросов для заседания Дискуссионного клуба, участие в проектной работе на базе тем ДК (высокий уровень освоения программы)
Формы контроля - фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Печатные пособия.
- Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 10, 11 кл. М., «Вита-Пресс», 2006
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. М., «Просвещение», 2012
- Буйлова Л.Н., Клёнова, Н.В. Дополнительное образование в современной школе [Текст] Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова. - М.: Сентябрь, 2005г. – 192 с.
Быкадорова А.А. Программа внеурочной деятельности по социальной направленности «Я и общество», Ростов, 2019
- Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. 2005. - №1. - С.181-195
Технические средства:
- Аудиоколонки колонки.
- Видеопроектор.
- Персональный компьютер.
- Принтер.
- Экран.
Используемая литература.
Для педагогов:
- Боголюбов Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики [Текст] / Л. Н. Боголюбов ; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т содержания и методов обучения" Российской акад. образования. - Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. - 253 с.; ISBN 978-5-905988-81-3.
- Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Дэвид Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. - 7-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2011. - 793 с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-4237-0138-3
- Григорович, Л. А.
Педагогика и психология : учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва : Гардарики, 2001. - 475 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-8279-0096-4 - Исаев Б. А. Социология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 040201 "Социология" и другим гуманитарным специальностям / Б. А. Исаев. - Москва [и др.] : Питер, 2007 (СПб. : Правда 1906). - 224 с. : табл.; 21 см. - (Краткий курс).; ISBN 5-91180-056-X.
- Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы : (классные часы, проекты, диспуты, игры, тесты, викторины, литературно-музыкальные композиции, олимпиада по международному гуманитарному праву) : [беседы, диспуты, классные часы, викторины, игры, проекты] / Н. Ф. Ромашина. - Москва : Глобус, 2008. - 191 с. : табл.; 21 см. - (Воспитательная работа).; ISBN 978-5-9928-0017-3
- Турик Л. А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология [Текст] : [учебное пособие] / Л. А. Турик. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 188, [1] с. : табл.; 21 см. - (Педагогическое образование).; ISBN 978-5-222-19092-0 (в пер.)
Для учеников:
1.Как вернуть России звание самой читающей страны в мире? // Аргументы и факты. – 2011 – 13 окт.
2. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
3. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.
Для родителей:
- Казанская, В. Г. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей / В. Г. Казанская. — СПб., 2011.
- Кара-Мурза, С. Г. Кризисное обществоведение. Часть первая : курс лекций / С. Г. Кара-Мурза. — М.: Научный эксперт, 2011.
- Соболева, О. Б. Использование личного социального опыта учащихся при изучении обществоведения / О. Б. Соболева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...