Экскурсия "Наследие Победы"
методическая разработка

Капустина Ольга Александровна

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Своё начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошёл своё духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustina_o.a._metod._razrabotka._ekskursiya.docx91.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                          

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Экскурсия

«Наследие Победы»

Разработала преподаватель истории и обществознания,

руководитель объединения

дополнительного образования «Музей»

Капустина Ольга Александровна

2023 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….....3

Технологическая карта учебно-тематической экскурсии………..…………………5

Схема маршрута……………………………………………………………….……...8

Контрольный (сопроводительный) текст экскурсии……………………………….9

Результативность………………………………………………………….………….

Список использованных источников……………………………………………….18

Пояснительная записка

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Своё начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошёл своё духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Цель экскурсии:

  • ознакомление экскурсантов с военно-историческими памятниками микрорайона Стеклозавод  городского округа город  Бор, историческим прошлым наших героических предков.

Задачи экскурсии:

  • создание среды для патриотического, нравственного, эстетического воспитания и развития личности обучающихся средствами экскурсионно-образовательной деятельности на основе изучения мемориальных досок,  памятников, расположенных в микрорайоне  Стеклозавод;                
  • закрепление знаний о знакомых улицах, исторических и значимых местах в пути следования, способствовать умению получать дополнительные знания по истории края;
  • воспитывать патриотизм, любовь к истории своей малой родины, бережно относится к памятникам истории и     культуры.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность  у  учащихся ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном поселке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка;
  • знание названий улиц поселка и значение этих названий;
  • умение видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей.

Вид экскурсии: 

  • По содержанию:  учебно-тематическая (комплексная);
  • По способу передвижения:  пешеходная
  • По составу и количеству участников:  групповая
  • По месту проведения: территория микрорайона  Стеклозавод

Содержание  экскурсии:

«Памятник преподавателям и студентам – участникам ВОВ 1941-1945гг», «Мемориальная доска Герою Советского Союза Н.М. Баринову», Здание МБОУ СШ№10 (начальная школа) -«Военный госпиталь №2858», «Бюст  пионера-героя ВОВ 1941-1945гг В. Котик», Здание МБОУ СШ№10 (средняя школа)-«Военный госпиталь №2815», « Мемориальная доска Герою Советского союза С.Ф. Махалову, Площадь Победы – Обелиск, « Вечный огонь», «Мемориальный комплекс, погибшим в годы ВОВ 1941-1945гг».

      Продолжительность:  60 мин.

      Состав экскурсантов:  учащиеся, студенты и взрослые.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

Маршрут

экскурсии

Объекты показа

Продолжи-

тельность

экскурсии

Наименование подтем и перечень

основных вопросов

Время

перед-

вижения

в пути

Организационные указатели

Методические указания

ул. Мира

«Памятник преподавателям

 и студентам – участникам ВОВ 1941-1945гг»,

7мин.

Приветствие группы, представление экскурсовода, знакомство с группой, сообщение темы экскурсии.

3 мин.

Указывается цель экскурсии, маршрут, продолжительность и правила поведения при передвижении группы. Экскурсанты стоят у памятника, расположенном около Борского губернского колледжа

Прием демонстрации

ул. Баринова

Мемориальная доска Герою Советского Союза Н.М. Баринову

5 мин.

История подвига Николая Михайловича Баринова

2 мин

Группа стоит около дома, где расположена мемориальная доска

Беседа, прием демонстрации

ул. Махалова

Здание МБОУ СШ№10 (начальная школа)-

Военный госпиталь № 2858)  

6 мин.

История госпиталя в военное время

О мин.

Группа стоит перед школой № 10( начальное звено), где раньше находился военный госпиталь

Прием демонстрации

ул. Махалова

Бюст  пионера-героя ВОВ 1941-1945гг Вали Котика

5 мин.

История подвига пионера-героя Вали Котика

2 мин.

Группа расположена около  МБОУ СШ№10, около которой находиться

Прием демонстрации и реконструкции

ул. Коммунистическая

Здание МБОУ СШ№10(средняя школа)-

Военный госпиталь № 2815  

4 мин.

История госпиталя в военное время

2 мин.

Группа стоит перед школой № 10( среднее и старшее звено), где раньше находился военный госпиталь

Прием демонстрации

ул. Махалова

Мемориальная доска Герою Советского союза С.Ф. Махалову

5 мин.

История подвига Сергея Фёдоровича Махалова

7 мин.

Группа стоит около дома, где расположена мемориальная доска

Прием демонстрации и реконструкции

ул. Максимова

Площадь Победы

 Аллея ветеранов, Обелиск,

Вечный огонь,

Мемориальный комплекс, погибшим в годы      ВОВ 1941-1945гг».

8 мин.

Историческая справка

Минута молчания.

1 мин.

Группа находится на площади Победы около Вечного огня, потом переходит к мемориальному комплексу.

Использовать приём панорамного показа, Дать краткое описание объектов

Схема маршрута

схема.jpg

Контрольный (сопроводительный) текст экскурсии

Вступление

(Знакомство с группой, представление экскурсовода.)

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашей экскурсии .  Сегодня мы совершим экскурсию по  главным объектам  культурного,  исторического наследия, увидим главные достопримечательности микрорайона  Стеклозавод.

 Движение мы начнем у памятника около нашего колледжа, пройдем по близлежащим  к нашему колледжу  улицам: Мира, Баринова,  Махалова, Коммунистической, Максимова, побываем  на площади Победы.  На весь путь мы затратим 60 минут. Мы просим группу во время движения не растягиваться, идти всем вместе, улицы переходить только по пешеходным переходам. В случае ухудшения состояния здоровья, различных видах недомогания своевременно информировать экскурсовода. В ходе экскурсии вы  должны поддерживать чистоту и порядок в общественных местах. . В случае если вы отстали от группы, необходимо связаться с руководителем группы по мобильному телефону.

Тема нашей экскурсии – «Наследие Победы». Война. … Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Прошло много лет с того дня – первого дня Великой Отечественной войны. Никто никогда не сможет его забыть. Память войны стала нравственной памятью русского народа, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат.  Несмотря на то, что прошло уже много лет, мы не забываем о войне. Об этом рассказывают площади, памятники, вечные огни и мемориальные доски.

Памятник студентам и преподавателям- участникам Великой Отечественной войны

Итак, мы с вами находимся около памятника, который был изготовлен нашими студентами к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Этот памятник посвящён студентам и преподавателям, защищавшим нашу Родину от фашистских захватчиков. Среди них Герои Советского Союза:

Григорий Афанасьевич Тупицын, который родился 6 января 1915 года в деревне Тупицыно (ныне Пестяковский район Ивановской области). Русский. В детстве с родителями переехал под Нижний Новгород. Окончил начальную школу и ФЗУ(ныне 2структурное подразделение БГК) в затоне «40 лет Октября». Работал столяром в деревообделочном цехе.  В апреле 1942 года был призван в Военно-Морской флот.  Он участвовал в разведке берегов реки Припять и высадке первых десантов.  В боях за город Пинск Григорий Афанасьевич Тупицын участвовал в отражении 27 вражеских контратак. В боях он подбил два танка, уничтожил несколько пулемётных точек с расчётами и около 30 гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, краснофлотцу Тупицыну Григорию Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 58582).   После награждения продолжал воевать в составе Днепровской флотилии Обеспечивал форсирование рек Висла, Одер, Шпрее. День Победы встретил в Берлине.

После демобилизации в 1946 году вернулся в город Горький. Работал сначала столяром, а затем мастером судостроительно-судоремонтного завода им. 40-й годовщины Октября. В 1959 году с семьёй переехал в город Барнаул. До выхода на пенсию в 1973 году работал столяром во Дворце культуры посёлка Южный. Скончался 27 июня 1983 года. Фёдор Степанович  Бадин, Родился 20 апреля 1925 года в селе Останкино (ныне Городской округ город Бор Нижегородской области) в семье крестьянина.  В 1939 году окончил семь классов школы в родном селе, затем ремесленное училище в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород). Начал работать рулевым на судне Волжского пароходства.  В 1943 году был призван в Красную армию Борским райвоенкоматом. В запасном полку прошёл военную подготовку. В боях Великой Отечественной войны с января 1944 года. Участвовал в разгроме немцев под Ленинградом, в первом бою в районе города Луга был ранен. Вернувшись на фронт, освобождал ПсковТартуРигу. К февралю 1945 года красноармеец Бадин — огнемётчик 8-го отдельного огнемётного батальона. Форсировал Одер, сражался на Кюстринском плацдарме. Особо отличился при штурме Берлина.

В ночь с 1 на 2 мая 1945 года, после того как саперы сделали проход в минном поле перед зданием министерства вооружения, красноармеец Бадин первым поднялся в атаку, и, увлекая за собой бойцов, первым ворвался в здание. В завязавшемся бою из штатного оружия уничтожил 5 солдат противника. В результате штурма министерства было взято в плен до 1000 немецких солдат и офицеров, захвачено во дворе 4 танка, 25 бронетранспортеров и 100 автомашин с военным имуществом. В дальнейших уличных боях, действуя в составе штурмовой группы, в рукопашной схватках уничтожил до десятка гитлеровцев. В критический момент боя фаустпатроном подбил тяжёлый танк, чем способствовал продвижению стрелковых подразделений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и геройство красноармейцу Бадину Фёдору Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2868).

В феврале 1947 года уволен в запас в звании старшего сержанта. Вернулся на родину в Борский район. В селе Рожново заведовал клубом, а затем пекарней. Скончался в 1990 году. Похоронен в селе Рожново Борского района.  

Мемориальная доска Герою Советского Союза, капитану авиации  Баринову Николаю Михайловичу

Николай Михайлович родился  24 марта 1914 г. в селе Наумово (ныне Бутурлинского района Нижегородской области). Окончив два курса Семёновского деревообрабатывающего техникума, работал организатором культурно-массовой работы на лесопильном заводе в Алгашах Шумерлинского района Чувашской АССР, председателем лесопромысловой артели в Кувакинском районе Чувашской АССР. В Красную Армию призван в 1936 году Кувакинским райвоенкоматом.

Являлся участником боёв с японскими милитаристами в районе озера Хасан в 1938году. Командир взвода 95-го стрелкового полка 36-й стрелковой дивизии 1-й армии младший командир Баринов отличился в ночной атаке 06 августа 1938 года, уничтожив несколько вражеских солдат. В атаке 10 августа одним из первых достиг японских позиций, во время сражения вместе со своим боевым товарищем спас жизнь командира батальона.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года, Николаю Михайловичу Баринову в числе 26 участников боёв на Хасане было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5950).

В 1940 году окончил Сталинградское военно-авиационное училище. В годы Великой Отечественной войны – лётчик-инструктор. В апреле 1945 года окончил высшую офицерскую школу. Служил в ВВС командиром штурмовой авиационной эскадрильи.

С 1946 года капитан Баринов по состоянию здоровья уволен в запас. После окончания войны жил и работал на стеклозаводе в городе Бор Горьковской области.

Награды: ордена Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медали.

Здание МБОУ СШ№10 (начальная школа) – военный госпиталь № 2858  в годы ВОВ

В далёком 1941 году новая школа№10, готовилась принять 1 сентября своих первых учеников. Но начавшаяся Великая Отечественная война распорядилась иначе. Первый директор Василий Иванович Лылов вместе с другими уходит на фронт.  В здании новой школы развернулся  военный госпиталь,  активным организатором которого  стала врач  Зоя Константиновна Вышеславцева. Сюда со всех фронтов поступали раненые бойцы. Местные ребята ходили в госпиталь с концертами. Ребята 6,7,8 лет  читали стихи, танцевали, пели песни, разыгрывали сценки. Простой незамысловатый концерт очень тепло встречали зрители, для которых само появление детей среди больничных коек  был чем-то вроде бальзама на душу. В  праздничные дни школьники появлялись в госпитале с большими развёрнутыми концертами на сцене «красного уголка».  Госпиталь был расформирован только в 1945-м году, когда закончилась война.

                             Бюст пионера-героя ВОВ Вали Котик

Валентин Александрович Котик (1930 – 1944) – пионер-герой, юный партизан-разведчик. Вошел в историю как самый молодой Герой Советского Союза, получивший звание в четырнадцать лет посмертно. Биография и подвиг Вали Котика стали примером для воспитания подрастающего поколения.

 Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области Украины, в семье простых крестьян. Спустя время семейство перебралось в небольшой городок Шепетовка, где Валя поступил в школу, завел много новых друзей. Он славился общительностью и лидерскими качествами. Важным событием для мальчика стало вступление в ряды пионеров. К началу Великой Отечественной войны Вале едва минуло одиннадцать лет. Война помешала мальчику получить полноценное образование, и он успел окончить лишь пять классов.

Вале и его семье не удалось вовремя эвакуироваться из города – немцы перерезали дорогу, и пришлось возвращаться домой. Началась страшная пора оккупации, когда каждый день мог стать последним для любого из жителей.

Новые порядки, установленные немцами в родном городе, глубоко возмущали юного пионера. Свою ненависть и презрение к захватчикам он выражал тем, что рисовал на них карикатуры и расклеивал по всему городу. Мальчик также собирал листовки, разбросанные советскими самолетами, и распространял их среди местных жителей.

Вскоре Валю вычислили, но к счастью для него это оказались подпольщики. Так пионер со своим братом и товарищами стал помогать партизанам. Ребята собирали оружие и боеприпасы, брошенные на местах сражений, и переплавляли их партизанам. Они минировали дороги, собирали и передавали своим данные о дислокации вражеских войск, местонахождении складов.

В краткой биографии Вали Котика огромное значение играла партизанская деятельность. К 1943 году он стал настоящим партизаном, который наравне со взрослыми участвовал в налетах на фашистские гарнизоны,  принимал участие в железнодорожных диверсиях.

В том же году Валя совершил свой первый громкий подвиг – нашел телефонный кабель, который напрямую соединял со ставкой Гитлера в Варшаве. Подрыв этого кабеля существенно осложнил связь захватчиков с главнокомандующим.

На счету пионера-героя Вали Котика немало и других подвигов. Во время одного из заданий он вовремя заметил и застрелил немецкого офицера. Мальчик поднял тревогу и тем самым спас своих товарищей от нападения гитлеровских карателей. Он внес весомый вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

В день своего рождения в 1944 году Валя узнал радостную весть – его родной город Шепетовка был освобожден Красной Армией. Переполненный эмоциями, мальчик попросил бойцов взять его с собой в соседний Изяслав. Бой за освобождение этого города стал последним для Вали, который получил смертельное ранение в живот. 17 февраля юный герой скончался от полученного ранения. Похоронен в родном городе Шепетовка.

Здание МБОУ СШ№10(основная школа) - Военный госпиталь № 2815

В этом здании школы №10, так же находился военный (эвакуационный)  госпиталь, сюда поступали бойцы прямо с фронта. По рассказам бывшей медсестры Л.Г. Отдельной: «В дни привозки раненых было особенно тяжело. Для перевязки не хватало бинтов. Снятые с ран бинты медсёстры стирали, кипятили и снова пускали в дело. Выходили из положения и при нехватке ваты: после работы собирали мох на песчаных дюнах, стерилизовали его, обшивали бинтом. Такое приспособление хорошо впитывало гной». Тяжело было морально работать в госпитале. Некоторых искалеченных раненых родные не хотели брать домой. Руководству госпиталя приходилось отправлять их на жительство в специальное учреждение, находившееся, по слухам, на одном из островов под Ленинградом. 99,4% раненых в госпиталях  эвакопункта сохранили жизнь. Многие из них вернулись в строй.

В первый юбилей Победы с высокой трибуны было сказано, что это заслуга врачей наших госпиталей: начальника эвакогоспиталя 2834 С.М. Миролюбова, ординатора госпиталя 2815 Т.П. Васильевой , ведущего невропотолога госпиталя № 2833 О.Д. Гарша, начальника госпиталя №5822  З.К. Вышеславцевой и  других.  Медики госпиталей были награждены за свою работу медалями « За победу над Германией».

Мемориальная доска Герою Советского союза Сергею Фёдоровичу Махалову

Сергей Махалов родился 3 сентября 1925 году в деревне Большая Карпуниха Уренского района Нижегородской области в семье крестьянина. В детстве он зачитывался книгами о легендарных героях. Затем родители Сергея переехали в город Ветлуга, где он окончил среднюю школу и поступил в педагогическое училище, где проучился два года. Великая Отечественная война нарушила его мирную жизнь и учебу. В январе 1943 года с третьего курса училища он был призван в Советскую Армию. В августе того же года был направлен на фронт в звании сержанта, где стал наводчиком, затем командиром орудия. Старший сержант Махалов обладал прекрасными качествами командира и бойца: имел боевой опыт, настойчивость, выдержку, умение быстро ориентироваться и храбрость. Весь его расчёт ставился на слаженную работу и меткий огонь. В одном из боёв на территории Восточной Пруссии советская пехота под сильным натиском врага вынуждена была отойти на более выгодный рубеж. Сергей Махалов остался с орудием на прежнем рубеже и продолжил стрельбу. На поединок с ним фашисты бросили самоходную пушку, но воин не дрогнул. Сержант был один. В голове была мысль: не пропустить врага.  Махалов знал, как дорог сейчас каждый выстрел, и решил бить только в упор и наверняка. Начался смертельный поединок фашистских танков и советского воина. Он продолжал один отбивать атаку за атакой. Со второго снаряда была подожжена вражеская самоходка.  Всего было выпущено 137 снарядов. Командиру дивизии доложили, что девятнадцатилетний комсомолец сражался один и лично уничтожил 13 танков. Он был поражен, сказал: «Это же герой! Откуда родом, где жил до войны? В Горьковской области? Вот так Махалов! Удивил, обрадовал. Вот где геройское и неукротимое комсомольское сердце». За мужество, героизм, стойкость, проявленные в боях, указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года сержанту Махалову было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди боевых наград Сергея Федоровича орден Ленина, две медали «За отвагу», орден Красной звезды, медали «За взятие Берлина», «За Победу над фашистской Германией». Боевой путь Сергей Махалов закончил на Эльбе, в ноябре 1945 года демобилизовался и вернулся на Родину. После войны молодой фронтовик вернулся в педагогический техникум, окончил комсомольскую школу. Переехал на Бор, который стал для Сергея Федоровича вторым домом. Работал первым секретарем Борского горкома комсомола, заведующим отделом пропаганды и агитации горкома КПСС. В 1962 году закончил заочно Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С его подачи были открыты памятник стеклозаводцам – защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны, памятные знаки А.М. Горькому и Ф.И. Шаляпину на Моховых горах. Сергей Федорович Махалов умер внезапно в 52 года. Двадцать семь лет он прожил на Бору;  его уже нет, но его помнят родные и близкие, друзья и коллеги, ветераны Борского стекольного завода и обычные жители города. Улица Школьная, где жил Сергей Махалов, после его смерти была переименована в улицу Махалова. Портреты его – на аллее героев, площади Победы, в музеях города Бор и стекольного завода. Его имя на мемориальной доске в память о стеклозаводцах – Героях Советского Союза, в книге Почетных граждан города Бор.

Аллея ветеранов, Вечный огонь,   Мемориальный комплекс, погибшим в годы  ВОВ 1941-1945гг.

Окончание Великой Отечественной войны люди встретили с величайшим ликованием. У репродуктора радостная толпа слушала текст Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Дорогую цену заплатили стеклозаводцы за великую Победу. Более 360 человек, бывших работников завода, не вернулись с полей сражений. Более тысячи человек, призванных в Армию, проявили отвагу и героизм и награждены боевыми орденами и медалями, а пятеро стеклозаводцев стали героями Советского Союза -  это Бадин Ф.С., Баринов Н.М., Махалов С.Ф., Медведев А.Н.,Чигин Л.С.  

К 25-летию Победы в ВОВ в память о погибших стеклозаводцах  был высажен парк, а позднее была создана площадь Победы и воздвигнут Обелиск, на гранитных плитах которого высечены имена стеклозаводцев, не вернувшихся с полей сражений. В 80-е годы через парк к Обелиску пролегла широкая аллея.

Ежегодно тысячи людей приходят сюда в День Победы, чтобы почтить память земляков, отдавших жизнь за спасение Родины. В память о погибших воинах к подножию возлагаются венки, живые цветы, как символ вечной памяти о героическом подвиге советских солдат. А в наших сердцах навсегда останутся имена героев, отдавших свою жизнь ради жизни на Земле, ради счастья других, ради нашей с вами жизни!

Заключение

Каждый человек с любовью вспоминает о том месте, где он родился, оно для него является святым. Мы тоже очень любим  свою маленькую родину. Мы переживаем за её будущее, боимся, чтобы не стёрлось прошлое. Наш микрорайон, как и все деревни и города, как и любое существо на Земле имеет свою историю, свою «биографию», довольно непростую и интересную. Приступая к разработке маршрута экскурсии, мы старались охватить исторически интересные объекты, которые связаны с ВОВ. Думаем, что содержание нашего экскурсионного маршрута будет постоянно обогащаться новыми сведениями, именами, нести информацию о жизни микрорайона. Надеемся, что этот материал в будущем будет полезным юным краеведам нашего региона. Наша экскурсия подошла к концу. Всего вам доброго!

Результативность

Экскурсия была организована участниками объединения дополнительного образования «Музей» и проводилась накануне Дня Победы в 2022 году. Экскурсантами стали 123 обучающихся Борского Губернского колледжа.  

Студенты ознакомились с военно-историческими памятниками микрорайона Стеклозавод городского округа город Бор, историческим прошлым наших героических предков. Это способствовало созданию среды для патриотического, нравственного, эстетического воспитания и развития личности обучающихся,            закреплению знаний о знакомых улицах, исторических и значимых местах в пути следования. Таким образом, данное мероприятие благоприятствовало воспитанию патриотизма, любови к истории своей малой родины, бережному отношению к памятникам истории и культуры.

Список использованной литературы

1. Герои Советского Союза – горьковчане/ Л.К. Тюльников, Я.И. Басович. –Горький, 1972

2. Гордость земли борской. Краткий библиографический справочник. – Н.Н., 2008.

3. Жизнь замечательных земляков. Выпуск 1,2,3. – Бор, 2013, 2015, 2018.

4. За Отчизну, свободу и честь! Очерки о героях Советского Союза-горьковчанах. Книга 1-6. – Горький, 1961-1984.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Победа в сердце каждого живет" (сценарий праздника к Дню Победы)

Давно отзвучали последние выстрелы Великой Отечественной Войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням...

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Классный час, посвященный Великой Победе 9 мая 1945 года и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!» (10 класс)

Цель: Расширение знания учащихся о вкладе народов СССР в победу над фашизмом и нацизмом, о составе Содружества Независимых Государств и его отношении ко Дню Победы 1945 года.  ...

Музыкально-историческая композиция, посвященная 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Салютуем во славу Победы!!!"

Мероприятие направлено на воспитание в детях мужества и любви к Отчизне, приобщение их к изучению военной истории и патриотических традиций края и страны, утверждение в сознании учащихся патриотически...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 10 класса “ Победа! Славная Победа!”

Урок памяти  разработан в сотвествии с  требованиями  ФГОС ООО. Цели  мероприятия:  воспитание  чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благода...

Внеклассное мероприятие по теме: "Победа! Славная Победа!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе  ( урок памяти, посвященный 65-летию Победы русского народа над фашизмом)Тема: " Победа! Славная Победа!"...