08.10 История, обществознание для 10-11-х классов
методическая разработка (10, 11 класс)
Название программы внеурочной деятельности: “Военная история во внеурочной деятельности”
Актуальность направления для данной возрастной категории: в старшей школе ребенок превращается во взрослого человека: он складывается как физически, так и умственно. В этом возрасте формируются его взгляды на жизнь, его мировоззрение. Важно еще маленького человека правильно анализировать, сопоставлять факты, и понимать происходящие исторические процессы. Как раз в этом ребенку и поможет военно-патриотический кружок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Название программы внеурочной деятельности: “Военная история во внеурочной деятельности”
Автор: Езипов Александр Витальевич
Цель курса: пробуждение патриотизма и заинтересованности историей России.
Организационная форма проектируемой внеурочной деятельности (клуб, кружок, студия и т.п.): военно-патриотический кружок.
Класс: 10-11
Количество часов: 36 часов
Направление внеурочной деятельности: общекультурное, развивающее.
Ресурсное обеспечение: ноутбуки с выходом в сеть Интернет, проектор, интерактивная доска, контурные, атласные карты.
ИКТ в программе: использование Google Диска, YouTube
Актуальность направления для данной возрастной категории: в старшей школе ребенок превращается во взрослого человека: он складывается как физически, так и умственно. В этом возрасте формируются его взгляды на жизнь, его мировоззрение. Важно еще маленького человека правильно анализировать, сопоставлять факты, и понимать происходящие исторические процессы. Как раз в этом ребенку и поможет военно-патриотический кружок.
Вид деятельности: познавательная, игровая
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Формирование критического мышления;
- Формирование целостного исторического взгляда на процессы;
- Складывание аналитических способностей;
Метапредметные результаты:
- Умение организовывать свою деятельность;
- Формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ
Тематический план курса (основные разделы и темы):
№ | Тема | Основное содержание темы | ИКТ сервисы | Общее количество часов |
Вводное занятие. Что такое военная история? | Раскрытие понятия “военная история”. Краткое пояснение развитие военной истории России с древнейших времен и по современность. Обсуждение важных этапов развития военной инфраструктуры в России. | Использование учениками интернет-сервисов для поиска информации по данной теме. | 2 ч. | |
Военное искусство в древности. | Рассмотреть наиболее ярких личностей древней эпохи: Александр Великий. Рассмотреть особенности обмундирования и ведения войн в древности. | https://www.youtube.com/watch?v=PCmGqkK6a58 Просмотр фильма, обсуждение. | 4 ч | |
Военное искусство в Древней и Средневековой Руси. | Рассмотреть особенности развитие военного искусства на Руси, которые связаны со спецификой развитие древнерусского общества. | Поиск детьми информации с помощью интернет-ресурсов о внешнем виде древнерусского воина, его вооружении, броне, способах ведения войны. | 3 ч. | |
Работа с картами по Древней и Средневековой Руси | Использование атласных и контурных карт для рассмотрения особенностей военных кампаний древнерусских князей. | Использование детьми как печатных, так и электронных вариантов карт. Выявления по ним направления походов русских князей. С какой целью? Почему именно туда? https://www.youtube.com/watch?v=b21elOjNlss (7:12) Ознакомление с роликом для наглядности понимания | 2 ч. | |
Дискуссионное занятие “Почему русские не смогла дать отпор монголам в политической раздробленности?” | Разобраться в понятиях, что такое политическая раздробленность, кто такие монголы, что такое монгольское нашествие на Русь. Выяснить слабые и сильные стороны русских войск и монгольских. Выявить последствие монгольского завоевания. | Дети с помощью ресурсов Интернета ищут информацию. Затем проводятся дебаты, в которых образуется две команды. Обе команды готовят презентацию на тему “Что было бы, если бы Русь не была завоевана монголами?” | 4 ч. | |
Складывание централизованного государство и влияние на развитие военной истории | Во время складывание централизованного государства резко возрастает роль военного сословия. Складывание дворянского сословия как привилегированного класса. | https://pptcloud.ru/history/ivan-3 Просмотр презентации и ознакомление с личностью Ивана III. Дети должны выявить, какую роль непосредственно играла личность Ивана III в формировании централизованного государства. | 2 ч | |
Положительные и отрицательные последствиямонгольского ига. | Рассмотреть разные точки зрения, выявления различных последствий монгольского нашествия и ига. Подтема: “А было ли иго?” | https://www.mindmeister.com/mind-map-pricing?f=listing_pricing Создание кластера. | 3 ч. | |
Викторина | Создание кроссворда на тему “Русь под монгольским владычеством” | http://puzzlecup.com/crossword-ru/ | 2 ч. | |
Россия переходит в империю. Личность Петра Первого, кардинальные перемены военного искусства. | Рассмотреть личность Петра Первого. Военные реформы петровских времен. Создание боеспособного военно-морского флота. | Изучение материалов интернет-ресурсов. Открытая дискуссия на тему: “Нужно ли было открывать окно в Европу?” | 4 ч. | |
10. | Россия в период империи. Восточный вопрос. | Ознакомиться с понятием Восточный вопрос. Выявить причины русско-турецких противоречий. | https://www.youtube.com/watch?v=WqVkH2Q7Nq0 Смотрим фильм, знакомимся с историей русско-турецких противоречий. | 3 ч. |
11. | Российская армия на закате империи. Первая мировая война. | Острая ситуация в Европе в конце 19 века. Начало Первой мировой войны. Новая техника, вооружение и методы ведения войны. | Смотрим фильм, знакомимся с исторической обстановкой. | 2 ч. |
12. | На переломе эпох. Гражданская война, становлениеКрасной армии. | Политическая обстановка в стране. Формирование лагеря белых и красных. Развитие военного искусства в этот период. | Смотрим ролик. http://www.myshared.ru/slide/199363 | 2 ч. |
13. | Современная российская армия. | Комплектование, оснащенность армии, современные герои России. | Подготовка презентации на тему “Как ч вижу героя России” или альтернативный вариант - “Мои родственники в армии” | 2 ч. |
План-конспект урока (тема 6)
Тема занятия: Складывание централизованного государства и его влияние на развитие военной истории.
Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.
Продолжительность: 3 часа.
Оборудование и программное обеспечение: персональные компьютеры с выходом в сеть, экран, проектор.
Цель занятия: изучить новые тенденции в военном искусстве на этапе формирования централизованного государства.
№ | Этапы занятия | Деятельностьучителя | Деятельностьученика | Ожидаемые результаты |
Организационная часть (10 минут) | Приыветствие. Обозначение и введение основных тезисов предстоящей работы. | Приветсвие. Настраиваниена предстоящую работу. | Регулятивные УУД - самостоятельно организовывать свое рабочее место, настраиваться на дальнейшую работу. | |
Объяснение учителя (30 минут) | Введение новых понятий, обрисовывание исторической ситуации. Рассмотрение основных этапов объединения русских земель. | Школьники вспоминают прошлые занятия, участвую в диалоге с учителем. | Познавательные УУД - развитие познавательной активности. Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге со сверстниками и учителем в процессе деятельности. | |
3. | Просмотр презентации, знакомство с личностью Ивана III (15 минут) | Учитель демонстрирует презентацию, сопровождая ее объяснением. | Ученики слушают и анализируют. | Познавательные УУД - развитие познавательной активности. |
4. | Основной этап. (45 минут) | После объяснения учитель подводит к главной теме урока - тому, во что превратилось военное сословие в правление Ивана III. Обсуждается тема формирование нового военного сословия - дворянства, которое станет основой монархического режима России на протяжении 400 лет. Проблемный вопрос - может ли власть опираться на на военное сословие. Обсуждение этой темы. | Дети смотрят презентацию, знакомятся с ней, обсуждают вместе с учителем. Дискуссируют над проблемными вопросами. | Коммуникативные УУД - участвовать в диалоге со сверстниками и учителем в процессе деятельности. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД - развитие познавательной активности. |
5. | Этап обобщения и систематизации информации. (10 минут) | Учитель помогает закрепить пройденную информацию с помощью повторения и наглядных примеров - презентация. | Школьники соотносят информацию. | Познавательные УУД - построение логической цепи рассуждения. |
6. | Этап рефлексии | Учитель помогает школьникам оценить занятие. | Школьники дают оценку сегодняшнему занятию. | Личностные УУД - оценивание усвоенного материала через выражение своих чувств и эмоций. Коммуникативные УУД - участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.
В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...
обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...
Рабочие программы по истории , обществознанию для 8 класса и краеведению для 6-10 классов 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории для 8 классов....
Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».
Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...