"Первый год обучения на медных инструментах в детском духовом оркестре без домашнего задания (Методическое пособие) 1 часть
учебно-методическое пособие
Искусство духовых оркестров представляет собой важную составную часть общей музыкальный культуры. Вместе с другими исполнительскими коллективами духовые оркестры вносят немалый вклад в воспитание всесторонне-развитой личности. Духовым оркестром свойственны торжественность, блеск, грандиозность звучания. Они прекрасно звучат и на концертной эстраде и в помещениях, создавая праздничное настроение на улицах, стадионах, парках.
Являясь распространенной формой приобщения подрастающего поколения к музыке, духовые оркестры способствуют общему подъему музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast.doc | 585.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первый год обучения на медных инструментах
в детском духовом оркестре без домашнего задания»
(Методическое пособие)
Автор: Каляцкий К.Г.
Каляцкий Г.В.
г. Братск 2014 год
От автора
Искусство духовых оркестров представляет собой важную составную часть общей музыкальный культуры. Вместе с другими исполнительскими коллективами духовые оркестры вносят немалый вклад в воспитание всесторонне-развитой личности. Духовым оркестром свойственны торжественность, блеск, грандиозность звучания. Они прекрасно звучат и на концертной эстраде и в помещениях, создавая праздничное настроение на улицах, стадионах, парках.
Являясь распространенной формой приобщения подрастающего поколения к музыке, духовые оркестры способствуют общему подъему музыкальной культуры.
Духовой оркестр ПЛ-24 отметил в 2007 году свое 30-летие. В коллективе оркестра занимаются 35 мальчиков и девочек. В репертуаре более 30 произведений. Коллектив нашего оркестра обслуживает мероприятия на уровне школ, лицея, города, области. Активное участие принимает оркестр в городских и областных смотрах, конкурсах, фестивалях. Коллектив духовного оркестра является Лауреатом Всероссийских и Всесоюзных смотров.
За многолетнюю творческую деятельность оркестру присвоено звание «Образцовый».
Занимаясь в этом коллективе с 11 лет по классу «кларнет». Закончив школу-студию «Духовой оркестр» ПЛ-24, поступил в Братское музыкальное училище, которое окончил с красным дипломом. Через 2 года поступил в Красноярскую Академию музыки и театра, где в настоящее время являюсь студентом 3 курса. В данном коллективе стал работать с 3 курса, музыкального училища в качестве педагога дополнительного образования (руководитель оркестра). За время моей работы коллектив оркестра награждался грамотами и дипломами области, администрации города. На областных смотрах системы Профтехобразования наш оркестр занимал 1-ые места в своей номинации. В 2006 году коллективу вручили Гран-При по итогам областного смотра профтехобразования. В работе с другим руководителем духового оркестра наши обязанности не разделяются. Мы оба ведем индивидуальную работу с детьми и оркестровую деятельность в качестве дирижеров.
Руковожу эстрадным коллективом, который состоит из музыкантов, играющих на ударных инструментах духового оркестра. У нас нет ксилофона и ударники овладевают нотную грамоту через гитару. Анализируя наш многолетний опыт индивидуального обучения, на медных духовых инструментах, я составил данную методическую разработку с начинающими музыкантами первого года обучения на медных духовых инструментах. Методика игры на медных духовых инструментах имеет свои особенности. Первый год обучения дети у нас занимаются на альтах и тенорах, а в дальнейшем мы переводим их на трубы, баритоны и басы. Цель данной работы поделиться опытом с начинающими руководителями детских духовых оркестров. Что же касается более глубокого освоения методики обучения, то следует обратиться к литературе, предназначенной для овладения каждым инструментом.
1. Положение играющего:
- На первых индивидуальных занятиях необходимо знакомить учащихся с краткой историей инструмента, с его устройством и названием частей, сборкой и разборкой, правилами хранения и ухода за ним. Затем объясню основные правила постановки исполнительского аппарата.
- При игре на всех духовых инструментах обращать внимание детей на постановку корпуса, головы, рук и ног. Естественно, что каждый инструмент, отличаясь от других своей формой, размером, способом извлечения звука, побуждает исполнителя принять наиболее рациональные положения корпуса и рук.
- При правильной постановке корпуса, головы, рук и ног достигается свободное и естественное положение играющего: это важно для успешного овладения техникой игры на инструменте.
- Корпус играющего должен находиться в прямом, ненапряженном положении, независимо от того, играет ли он стоя или сидя. Положение корпуса – согнутое, опущенное, слишком расслабленное – мешает нормальному процессу дыхания. При подтянутости корпуса, при развернутых плечах, чуть приподнятых и несколько разведенных в сторону локтях грудная клетка освобождается и дыхание становится более естественным.
- Руки нельзя прижимать к туловищу – это затрудняет дыхание; не следует также далеко оставлять их, ни в коем случае не напрягать. Пальцы правой руки при игре на инструментах с вентильным механизмом свободно лежат на вентилях в полусогнутом положении. У играющих на деревянных инструментах пальцы, расположенные на отверстиях и клапанах, естественно округлены. При игре стоя, ноги должны быть свободны от излишнего напряжения. При игре сидя, нельзя допускать закидывания ноги на ногу, так как это затрудняет дыхание.
- Не меньшее значение имеет правильное положение головы во время игры. Если, например, у трубача и тенориста голова отклонена назад, то мундштук оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть. И наоборот, если голова наклонена вперед, мундштук давит на верхнюю челюсть. Если при игре на кларнете голова отклонится назад, образуется излишнее давление на трость, что ухудшит качество звука. Наклон головы вниз обычно приводит к излишне резкому звуку. Таким образом, общим для игры на всех инструментах можно считать следующее правило: голову, как и корпус, во время игры надо держать прямо, свободно. Забота о правильной общей постановке головы и корпуса играющего должна быть постоянно в центре внимания руководителя детского коллектива. За этим приходится следить не только в начале обучения, но и до тех пор, пока правильная постановка не станет привычкой.
2. Постановка мундштука
- Большое значение имеет взаимодействие между частями исполнительского аппарата: работой губ, дыханием, техникой языка и пальцев.
- Рациональная постановка мундштука имеет важнейшее значение при игре на всех медных инструментах. От нее во многом зависит овладение инструментом. Было бы неверным, конечно, точно указать постановку мундштука, в одинаковой степени пригодную для всех. Но это не значит, что руководитель может занять в этом вопросе «нейтральную» позицию. Наоборот. Он обязан помочь обучаемому найти наилучшее положение мундштука. Вопрос этот следует решать, считаясь с индивидуальными особенностями учащегося.
- Чаще всего поля мундштука медных инструментов прикладываются к губам так, чтобы на верхнюю губу приходилось немного более половины мундштука, а сам он находился в центре губ. Но в зависимости от индивидуальных качеств амбушюра (совокупность мышц, губ и лица, принимающих участие в игре на духовом инструменте) мундштук может занимать и другое положение. В практике можно встретить исполнителей с хорошим звуком, постановка мундштука у которых отличается от общепринятой. Это лишний раз подтверждает, какое значение имеет индивидуальный подход.
- У начинающих музыкантов часто наблюдается напряжение мускулов шеи или надувание щек. Этих явлений ни в коем случае нельзя допускать, так как они сильно мешают нормальному дыханию и состоянию амбушюра.
- Кроме того, следует помнить, что изменения неудачной первоначальной постановки мундштука влечет за собой многие месяцы труда и не всегда приводит к исправлению дефекта.
- Закрепление правильной постановки требует постоянной тренировки. Упражнения следует начинать с легко извлекаемых звуков среднего регистра, не требующих излишнего напряжения и расслабления губ. И только достигнув свободы звукоизвлечения в этом регистре, можно постепенно переходить к звукам высокого и низкого регистров.
- При постановке мундштука у кларнетистов большую роль играет нижняя губа, которая соприкасается с тростью. Она должна быть жизнеспособной, т.е. в естественном положении. Чтобы при игре ее состояние не гасило колебания трости, для этого должно быть ощущение оттягивания подбородка вниз (произношение буквы «о»), а уголки рта слегка растянуты в стороны в полуулыбке. Нижняя губа примыкает к нижним зубам, но подворачивания на них почти нет. Верхние зубы должны твердо стоять на мундштуке. Верхняя губа в естественном положении находится на мундштуке в системе круговой мышцы. Для развития силы и выносливости губ рекомендуется играть продолжительные звуки в нюансах: p, f, p< f >p. Такие упражнения тренируют и дыхание.
Техника дыхания
Игра на духовом инструменте теснейшим образом связана с техникой исполнительского дыхания музыканта. От правильного дыхания зависит чистота интонации, устойчивость и выразительность звука. В обычных условиях человек совершает вдох, и выдох примерно в один промежуток времени. При игре на духовом инструменте вдох приходится делать быстро, а выдох значительно растягивать, глубина вдоха намного увеличивается, а выдох происходит под известным давлением. Понятно, что только правильно поставленное дыхание может уберечь ученика от вредных для здоровья последствий. При вдохе не следует набирать максимальное количество воздуха, а при выходе лучше остановить немного воздуха в легких. Для правильного и глубокого вдоха необходимо включить в работу диафрагму и нижнюю часть грудной клетки. Во время выдоха нужно следить за тем, чтобы воздух выходил ровный, плавной струей. Для этого нужно «опирать» дыхание на диафрагму сохраняя грудную клетку в приподнятом положении. В начале обучения я знакомлю ученика с простейшими приемами дыхания во время игры, добиваюсь осуществления правильного вдоха, и в особенности выдоха. Затем постоянно путем упражнений, прививаю ему более сложные навыки. От правильного дыхания во многом зависит точность интонирования на духовых инструментах.
Техника языка
Язык выполняет роль клапана, регулирующего движение струи воздуха; он дает четкое начало звука (атаку) и должен обладать большой подвижностью. В извлечении звука принимают участие губы, дыхание и язык. Атака звука бывает твердая (слоги та, ту) и мягкая (слоги да, ду). С помощью языка выполняются различные штрихи: деташе, легато, стаккато, нон легато, мартеле, двойное стаккато – при этом язык двигается с различной быстротой, мягкостью или остротой. Очень внимательно нужно следить за тем, чтобы толчок языка и начало выдоха строго совпадали. Играть при этом лучше вполсилы, не забираясь в крайние регитсры. В начальный период обучения лучше усвоить штрихи твердой атаки: деташе, стаккато, мартеле, а также легато. Лишь после этого переходить к штрихам мягкой атаки. Естественно, что этим приемам овладевают более подвинутые исполнители. Техникой языка я начинаю заниматься с учеником с первого урока.
Интонирование
Следующий навык, которому должно быть уделено много времени, это навык чистого интонирования. Важно воспитать у ученика чувство непримиримости к фальши, ко всяким отклонениям от интонационной чистоты каждого воспроизводимого им звука. Воспитание этого необходимого начинать с первых же шагов обучения, когда чистота звука зависит прежде всего от умения удержать его. Для этого я постоянно провожу занятия с длинных нот. В наших условиях, когда нет аккампониатора и нет педагога по сольфеджио, мы практикуем занятия по форме: «педагог - ученик». Также используем электронные инструменты, где имитируются звуки «труба», «тубы», «тромбон», «баритон». Если у ребенка не строит какая-то нота или интервал, тогда прошу его пропеть один – два такта этого материала, играя ему на электрооргане. После этого ученик исполняет эти же два такта на своем инструменте.
Ритмическая точность
Такое же серьезное значение, как интонирование имеет и воспитание ритмической точности в исполнении произведений. Обычно начинают с основания целых нот. Далее переходят к более коротким длительностям. С первых занятий ученики подготовительной группы оркестра учатся читать ногой. В детских музыкальных школах такую практику не приветствуют. Но, исходя более, чем 30-летний практики нашего оркестра, такой счет себя оправдывает. При счете ногой юные музыканты быстрее усваивают ритмические рисунки, так как это происходит осознанно. В дальнейшем, играя в оркестре, им легко встрою играть во время шествия на парадах. Когда музыкальные ритмы усвоены ими прочно, тогда оркестранты перестают считать ногой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие познавательной мотивации обучения через систему домашних заданий" в 2-х частях
У учителя часто возникают вопросы, связанные с содержанием, организацией, и проверкой домашнего задания, Но всегда ли мы, учителя, задумываемся о том, каким оно должно быть, насколько оно интересно на...
Домашнее задание как составная часть процесса обучения в географии
Домашнее задание как составная часть процесса обучения в географии Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее полученных знаний, кото...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
Учебно-методическая статья по теме: Система экспериментальных домашних заданий по физике с использованием детских игрушек.
Эта статья может быть полезна учителям физики, работающим в 7-9 классах по программам различных авторов. В ней приведены примеры домашних опытов и экспериментов, проводимых с помощью детских игрушек, ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В АНСАМБЛЕ И ОРКЕСТРЕ
Настоящии рекомендации будут полезны для начинающих заниматься в таких музыкальных коллективах как ансамбли, маленькие оркестры...
"Первый год обучения на медных инструментах в детском духовом оркестре без домашнего задания (Методическое пособие) 2 часть
В Духовой оркестр принимаем детей в возрасте 10-11 лет с музыкальными данными (слух, память, ритм), обладающими здоровым сердцем и легкими, а также с нормальным строением губ, зубов и рук....