Воспитательный потенциал дополнительного образования
материал

Климуш Раиса Елисеевна

 Формирование личности подрастающего поколения через бардовскую (авторскую) песню.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества «Левобережный»

Невского района Санкт-Петербурга

«Роль искусства и творчества в воспитании обучающихся по дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Наполним музыкой сердца»

Автор:

Климуш Р.Е., концертмейстер

ГБУ ДОД «Дом детского творчества

«Левобережный» Невского района

Куратор

Власова А.В., методист

ГЦРДОГБНОУ  «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2022


Оглавление

Введение

Теоретическая часть

Основная часть

Заключение

Библиография

-1-


Введение

В образовательном документе «Стратегия развития воспитания в РФ до2025» в первом разделе общее положение указано следующее: «Приоритетная задача Российской Федераций – формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей».

В документе системы образования «Концепция Духовно-нравственного развития личности гражданина России» определены цели  духовно-нравственного развития и воспитания. «… Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» (ст.9, п.1).

В современной мировой обстановке многие люди, и в их числе молодежь, не могут в огромном потоке получаемой информации отличить ценности от антиценностей, прекрасное и гармоничное от безобразного. Они не способны рассматривать мир во всей его красоте и многогранности, они лишены духовных ценностей и нравственных ориентиров.

Среди целей воспитания подрастающего поколения важное место занимает всестороннее и гармоничное развитие ребенка – его формирование как личности.

Для достижения этой цели сегодня актуальной задачей становится формирование базовой культуры человека и его эстетических вкусов. Большая роль в этом вопросе отведена  искусству и творчеству.

«Наполним музыкой сердца» - так называется дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности, которая реализуется в Доме детского творчества «Левобережный» Невского района.

Стремление молодежи к игре на гитаре и исполнению песен под собственное сопровождение распространено повсеместно в нашей стране более полувека. Жанр авторской песни как средство общения, как способ личностной реализации, предоставляет человеку шанс быть в обществе близких по духу людей, быть услышанным и востребованным, проявить свои индивидуальные качества и способности. Учитывая специфику подросткового возраста, для которой характерна отстраненность от родителей, важным является приобщение родителей к занятиям детей авторской песней и гитарой с целью сближения и большего взаимопонимания. Жанр бардовской песни помогает содействовать развитию духовной личности человека, как исполнителя, так и слушателя, наполняя духовность вечными человеческими ценностями.

Теоретическая часть

Основной задачей образовательного процесса в системе воспитания подрастающего поколения ставится развитие качеств, которые помогут создать желанное будущее и реализовать потенциал личности. В ХХI веке с быстрой сменой экономии, политической и социальной ситуацией, а так же обилием профессий, требующих креативных способностей, творчество занимает важное место в процессе обучения новых поколений.

Подростки, усваивающие основы труда на производствах, встречаются с промышленной эстетикой и дизайном. Характерное современное производство диктует необходимость с детских лет формировать творческий потенциал личности; искусство же стимулирует развитие воображения и творческой мысли.

Творческая деятельность развивает эстетический вкус и чувство гармонии. Древнегреческий философ Плутарх стал автором тезиса важного для современной системы образования:

-2-

« Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжений, перегрузок, огорчений и разочарований. Искусство способно утешать человека, дает возможность жить дальше (компенсаторная функция). Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) помогают человеку развить в себе коммуникативные качества: научится дружить и общаться. Эта функция искусства очень важна при создании творческих объединений и коллективов.

  Искусство  как наслаждение (гедонистическая функция): многие люди не знают нотную грамоту, не владеют каким- либо музыкальным инструментом, не обладают певческими или хореографическими способностями, но любят, знают и ценят музыку, и эта категория населения обладает определенной художественно - эстетической культурой.

На сегодняшний день в современной педагогике накоплен большой опыт в теории и практике обучения, воспитания подрастающего поколения, а также разработана новая система музыкально-эстетического воспитания. Важным моментом в этой системе является то, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в самом раннем детстве. Говоря о педагогических возможностях искусства, следует отметить еще один аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Занятия музыкой, хореографией, театральной деятельностью предоставляют ребенку неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации в творчестве. Современная специальная психология и педагогика ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.

В обществе утвердилось четкое понимание в необходимости формирования в каждом гражданине высоких нравственных качеств. Проблемы воспитания сегодня упираются в методики решения социально значимых задач нравственно- эстетического развития личности и конструктивный вклад в их осуществление вносит методика художественного и музыкального воспитания. Появились интересные работы, посвященные проблеме функций искусства. Одна из главных функций - преобразующее воздействие на личность, например, у С.Н. Кагана – просветительная, воспитательная и функция художественного воспитания. А у Ю.Б.Борева–общественно-преобразовательная,познавательно-эвристическая, воспитательная функции.

«Без творчества немыслимо познание человека своих сил,

способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения,

чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива»

В. А. Сухомлинский

Проблемы творчества в современных исследованиях.

В психологии и педагогике воздействие искусства рассматривается с точки зрения его возможности в плане формирования личности. В отечественной психологии разработка проблем творчества помимо Н. Бердяева и Л.С. Выготского связана с именами Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, А. М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской. В этих исследованиях выявлен интегративный характер творчества, в котором присутствует неразрывность творческого, эмоционального, интеллектуального и личностного начала.

А. М. Матюшкин выдвинул концепцию одаренности. Она и есть психологическая предпосылка для творческого развития. В соответствии с этой концепцией наиболее важной характеристикой творческого человека является его огромная потребность в познании. И у детей, и у взрослых это проявляется в неустанной поисковой активности, в высокой чувствительности ко всему новому. Эта не насыщаемая потребность в новизне и в новых знаниях превосходит по своей силе активность, направленную на удовлетворение материальных потребностей.

В исследованиях В.С. Ротенберга- автора концепции поисковой активности головного мозга, творчество рассматривается как разновидность поисковой активности, направленной либо на изменение ситуации, либо на изменения отношения субъекта к этой ситуации.

-3-

 Поисковая активность повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов. С биологической точки зрения наличие или отсутствие поисковой активности более существенно, чем эмоциональная оценка ситуации.

В исследованиях П.А. Просецкого имеется важная для понимания психологии творчества мысль о том, что на начальном этапе развития творчества оно часто оказывается подражательным, ведь линия развития творчества имеет 4 этапа.

« Дети должны жить в мире красоты, игры,

 сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

  В. А Сухомлинский

Оптимальная база формирования музыкальной культуры всех групп населения и в первую очередь детей молодежи, наряду со специальными учебными заведениями сегодня выступают коллективы дополнительного образования, объединяющие сотни тысяч любителей музыки.

В документе концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г., № 1726-р. в I разделе (общее положение) говорится о ценностном статусе дополнительного образования. «Именно в ХХI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».

 

Основное содержание

1.Сущность бардовской песни

Гитара, песни стали постоянными спутниками и походов, и застолий – юбилеев. Бардовская песня – это одно из направлений в современной музыкальной культуре. Жанр бардовской (авторской) песни – один из самых массовых видов творчества. Сила бардовской песни в оптимизме: все они согреты добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Бардовская песня лечит и исцеляет человеческие души; учит сопереживать, сочувствовать, любить, наедятся, верить, стремится к добру и гармонии. Способна ли бардовская песня воспитывать в человеке высокие чувства и идеал? Конечно – да. Ведь жанровая основа песен обширна: лирические, патриотические, детские, шуточные, романтические, песни в жанре классического романса.

2.Наполним музыкой сердца

 «Наполним музыкой сердца,

 устроим праздники для буден» Ю Визбор.

Мне посчастливилось работать с коллективом бардовской песни- ансамблем «Перекат» под руководством педагога Ларисы Леонидовны Корчака. 7 лет – не большой срок, но у ребят были условия для проявления чувств дружбы не только на конкурсах и концертах, а также в период летнего отдыха в оздоровительном лагере. Постепенно в коллективе сложились свои традиции – концерты для родителей и друзей, вечера, посвященные творчеству поэтов- бардов, рождественские встречи, итоговый концерт в завершение учебного года. Среди участников в коллективе появились художники, которые могут выразить свое отношение к песни через изобразительное искусство (над эмблемой коллектива трудились две воспитанницы). Есть юные композиторы и поэты.

-4-

IMG_20170504_191758.jpg      DSC02793.JPG

IMG_20191219_200607.jpg

Декабрь 2019г.   ДДТ «Левобережный»

- 5 -

3. Творчество вдохновляет

В образовательной программе «Наполним музыкой сердца» есть раздел «Основы стихосложения и композиции». В этой творческой деятельности я помогаю ученикам познавать азы сочинительства, а также организовать время для желающих учеников изучать основы элементарной теории музыки.

Мне представилась возможность проявить свой талант импровизатора и аранжировщика специфика жанра бардовской песни такова, что нотный материал весьма скромен – это, как правило, одноголосная мелодия с обозначением гармонических функций. Есть песни, которые исполняются только под гитарный аккомпанемент. Но есть и такие, которые необходимо аранжировать. Моя задача, как концертмейстера, состоит в том, чтобы гитарный аккомпанемент песни с простой мелодией обогатить  сопровождением фортепианной партией. И еще большая необходимость работы концертмейстера состоит в том чтобы разучивать песни с голоса. В таких случаях с помощью педагога, опираясь на поэтический текс, создается (индивидуальный) собственный вариант прочтения. Бытует мнение, что бардовская песня - это исполнение исключительно под аккомпанемент гитары, но история этого жанра говорит об обратном. На концертах и в записи своих песен многие авторы – барды используют множество интересных аранжировок. и мало кто знает, что на последнем концерте в Париже Булату Окуджаве аккомпанировал на рояле его сын.

Совместное исполнение при ознакомлении и разучивание песен под мое сопровождение на рояле способствует более полному развитию слухового, музыкального, художественного восприятия учащихся. В работе над песнями мы широко используем шумовые инструменты: металлофон, маракасы, бубен, колокольчики. У младших имеется огромное желание обогатить песню игрой на выбранном шумовом инструменте. Но для конкурсных номеров закреплен только один обученный воспитанник- подросток. Наши занятия проходят в творческой атмосфере.

Как концертмейстер-пианист я занимаюсь просветительской деятельностью в коллективе. Перед началом занятий (пока дети собираются в группы) я на рояле исполняю произведения классической музыки (игра угадай мелодию). А еще с младшими воспитанниками пою детские песни из мультфильмов (так мы распеваемся). Современные дети не знают добрых песен и не смотрят добрые фильмы.  Подготовка к рождественским концертам для родителей начинаю за месяц. Ученики приносят стихи на зимнюю тематику, я добавляю рождественскую тему  и разучиваю с ними одну, две песни. Традиционной песней в нашем коллективе к этому случаю стала всемирно известная рождественская мелодия -  Jingle Bells. На репетициях каждому ученику по желанию дается возможность проявить свой талант на металлофоне и колокольчиках.

Сценарии к родительским собраниям и традиционному мероприятию посвященному творчеству бардов составляем мы – педагог и концертмейстер – правая рука педагога. В подготовке Живого журнала «Кругозор»  активно принимают участие ученики старших и средних групп нашего коллектива. Они же и выступают в роли ведущих этого мероприятия

Живой журнал «Кругозор» DSC02263.JPG

посвящений творчеству Юрия Визбора.

Состоялся в ДДТ в мае 2015г.

- 6 -


DSC03437.JPG

Живой журнал «Кругозор» посвященный творчеству

Булата Окуджавы состоялся апреле 2017г.

Живой Журнал «Кругозор» посвященный творчеству А. Городницкого «Атлантида Городницкого» опубликован в ВК на станице сообщества ДДТ «Левобережный» май 2020г.

DSC02269.JPG

4. Наши достижения

Наблюдая за нашими воспитанниками, как они воспринимают жанр бардовской песни, с каким вдохновением они обучаются игре на гитаре и пению под собственный аккомпанемент, я хочу сказать, что этот жанр полюбили и родители учеников.

- 7 -

 Я замечаю, как меняются наши дети, как они красиво взрослеют, мы делаем выводы: жанр авторской песни

оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, и об этом свидетельствуют результаты наших достижений, и активное участие коллектива в жизни города. Мы постоянные участники, Победители и Лауреаты:

  • 1-й Международный конкурс – фестиваль «Все начинается с детства» посвящений 85-летию А. Городницкого
  • Городской конкурс гитарной музыки «Звенит гитарная струна»
  • Городской конкурс детского вокального творчества «Юные дарования»
  • Районный конкурс детского творчества «Город над вольной Невой»
  • Районный конкурс детского самодеятельного творчества «Песня летит над Невой».

DSC02987.JPG   DSC03331.JPG

Участия в городских мероприятиях:

  • Концерт, посвященный Международному Дню Матери «Нашим мамам»
  • Концерт, посвященный 100- летию дополнительного образования « Страницы счастливого детства»
  • Традиционный концерт «Есенинские встречи»

Ансамбль Перекат участвует в составе городского сводного ансамбля гитаристов в ежегодных концертах абонемента школьника Музыка от «А» до «Я» , в концертах посвященных Дню города, парад кадетских классов.

DSC03178.JPG   DSC00778.JPG

-8-

Традиционные песни, вошедшие,  в репертуар коллектива исполняются и учащимися, и их родителями  на наших теплых встречах:

  • Юрий Визбор  «Милая моя»
  • Булат Окуджава «Давайте восклицать»
  • Булат Окуджава « Бумажный солдатик»
  • Олег Митяев «Как здорово»

Первый выпуск учащихся  коллектива  бардовской песни  «Перекат» ознаменовался созданием диска «Наполним музыкой сердца» куда вошли 12 песен. В настоящее время мы работаем над созданием второго диска, который планируем выпустить в следующем учебном году.

IMG_20200530_215752.jpg  IMG_20200530_221820.jpg

Заключение

Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики и психологии – в их взаимосвязях. Для педагога по специальному классу концертмейстер- правая рука и единомышленник. Для исполнителя концертмейстер – помощник, и друг, и педагог. Право на такую роль имеет тот концертмейстер музыкант, который обладает творческой собранностью и волей, ответственностью в достижении художественных результатов при совместной работе с солистами, тот, кто стремится совершенствовать свое ремесло.

-9-

Моя работа над песнями посредством аранжировки, обогащает репертуар коллектива и помогает раскрыть художественный образ. Дети всегда вовлечены в ситуацию творческого процесса и показывают результаты, это позволяет говорить о том что поставленные мною задачи решены.

Самое ценное и важное на наших занятиях – это воспитание души. А самая главная технология в нашем коллективе это сотворчество педагога, концертмейстера и учеников.

DSC00271.JPG

Сувениры для родителей изготовленные нашими учениками.

DSC05320.JPGАнсамбль «Перекат» перед выступлением.

-10-

Библиография

1 Матюшкин А.Т. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972г.

2 Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976г.

3 Смирнов Я.Ю. Школа художественного образования и воспитания // Вестн. Кемеров.

Гос.ун-та культуры и искусств. – 2012.- №20. С. 149

4 Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок.- М., 1991.-216с

5 Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М.: «Просвещение» 1984г.

6 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей//Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПНРСФСР, 1961.- с. 39-251

7 Документ  системы образования « Стратегия розвития воспитания в Р. Ф. на период до 2025г.»  

http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

8 « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

9 Документ «Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г., № 1726-р.»  

http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

10 Поисковая активность с точки зрения В.С. Ротенберга

 https://scibook.net/klinicheskaya-psihologiya-knigi/poiskovaya-aktivnost-20366.html

11  Просецкий, Павел Алексеевич.

Психология творчества : Учеб. пособие / П. А. Просецкий, В. А. Семиченко; Науч. ред. М. И. Дьяченко; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : Прометей, 1989. - 82 с.; 20 см.

               

-11-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»

Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....

Воспитательный потенциал дополнительного образования.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитие...

Воспитательный потенциал дополнительного образования в подростково - молодежных клубах

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательн...

Воспитательный потенциал дополнительного образования

О воспитании учащихся через занятия  по направлению - декаративно-прикладное творчество....

Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.

Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции. В материале разбирают...