Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.
статья
Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции. В материале разбираются слогаемые и цели воспитательной работы, её значимость в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_o_vospitanii_oshchee._dek_2022.docx | 9.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.
Методист, педагог доп образования Шаров А.В.
Воспитание принято определять в русле освоения норм поведения, которые сложились в обществе, а также в русле формирования личностных черт и качеств ребенка.
Воспитательный потенциал —совокупность возможностей, средств, которые могут быть использованы для реализации целей воспитания ребенка.
Само воспитание многогранно, основными его видами являются:
- физическое (воспитание ценности и стремления к здоровому образу жизни);
- умственное (формирование мотивации и опыта познавательной деятельности, формирование интеллектуальных умений, научного мировоззрения);
- техническое (приобщение к современным достижениям науки и техники);
- духовное (искусство, литература, живопись);
- нравственное (нормы нравственности и морали);
- гражданское и патриотическое (гражданская позиция, любовь к родине);
- воспитание экологической сознательности (ценность сохранения природы).
Соответственно целью воспитания является выработка в ребенке определенных черт и качеств, а общими задачами являются:
а) формирование представлений о личностных качествах.
б) формирование потребности в выработке того или иного качества.
в) формирование «привычек» поведения.
Таким образом в воспитательном потенциале отражается многогранность самого воспитания и средства его последовательного воплощения.
На уровне учреждения воспитательный потенциал выражен в разнообразии учебных программ, участии в культурных и массовых мероприятиях, внутренним оформлением учреждения, принятыми правилами и нормами. На уровне детского объединения это содержание отдельных программ, особенности взаимоотношений в коллективе, оформление кабинета, и участие детей в определенных видах деятельности.
М.П. Нечаев выделяет три компонента воспитывающего потенциала [1]:
- социальный (репутация образовательного учреждения, воспитанность учащихся, содержание учебной программы внутренние правила и нормы и т.п.),
- материальный (облик, символика)
- психологический (культура отношений, психологический комфорт).
Далее вопрос им рассматривается через слагаемые обучения[2]:
1. Содержание учебного материала
- мировоззренческие идеи, факты истории и теории в рамках изучаемого предмета, жизненная позиция и человеческие качества ученых.
- акцентирование на ценностных и нравственных аспектах учебного материала;
- связь материала с жизнью, личными и профессиональными планами ребенка;
- привлечение материалов исторического и культурного наследия страны, города, села;
- учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета;
- привлечение учащихся к решению и обсуждению проблем страны, местных проблем;
- вклад учащихся в разработку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни (через учебные проекты, исследовательскую деятельность);
- определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей;
- организация урока — все на своем месте, в свое время.
2. Методы обучения — применение разнообразных методов способствует формированию определенных качеств. Репродуктивные методы формируют внимательность, дисциплинированность; проблемные методы — самостоятельность, креативность мышления, творческий подход.
3. Формы обучения— работа в коллективе включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, взаимопомощи, способствует развитию лидерских качеств, учит работать сообща.
4. Личность учителя — через которого ребенку открывается окружающий мир. Педагог — носитель культурных ценностей, человек являющийся образцом созидательного, творческого отношения к окружающему миру. Педагог создает благоприятную среду, ведет к успеху. Образцами, являются и межличностные отношения между педагогами, между педагогами и администрацией образовательного учреждения, между педагогами и родителями.
5. Творческая атмосфера, в которой проходят взаимодействия педагога и учащегося. Именно эти отношения взаимодействия оказывают воспитательный эффект. Наиболее воспитывающими и развивающими являются сотруднические отношения.
От того насколько педагог сможет реализовать воспитательный потенциал своего предмета зависит насколько у учащихся сформируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция, высокий уровень нравственности и морали и другие социально значимые ценности. Достижение такого разнопланового эффекта возможно при включении детей в различные виды деятельности.
Таким образом воспитательный потенциал может быть раскрыт через содержательное наполнение описанных выше слагаемых обучения.
Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции.
Список использованной литературы
- Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: автореф. диссертации ... доктора педагогических наук: 13.00.01 [Место защиты: ГОУВПО «Московский педагогический государственный университет»], [Электронный ресурс]: Библиотека диссертаций. / М. П. Нечаев - Москва, 2012. - 503 с.: ил. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoreticheskie-osnovanija-razvitija-vospityvajuwego-potenciala-obrazovatelnoj-sredy.html
- Нечаев М.П. Воспитательный потенциал современного учебного занятия и возможности его повышения [Электронный ресурс]:Научная электронная библиотека «Киберленинка» / М.П. Нечаев // Наука и школа -2010. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vospityvayuschiy-potentsial-sovremennogo-uchebnogo-zanyatiya-i-vozmozhnosti-ego-povysheniya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая лаборатория «Воспитательный потенциал дополнительного образования»
Сегодня правительством России уделяется повышенное внимание необходимости усиления воспитательного потенциала образовательного учреждения. В национальной образовательной инициативе «Наша ...
«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».
Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...
«Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»
В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности....
Воспитательный потенциал дополнительного образования.
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей неисчерпаем. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитие...
Воспитательный потенциал дополнительного образования в подростково - молодежных клубах
Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательн...
Воспитательный потенциал дополнительного образования
О воспитании учащихся через занятия по направлению - декаративно-прикладное творчество....
Воспитательный потенциал дополнительного образования
Формирование личности подрастающего поколения через бардовскую (авторскую) песню....