Ритмическое воспитание в младшем хоре как одна из основ музыкального развития ребёнка
методическая разработка
Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Воспитание и развитие чувства ритма – это серьезная и ответственная задача в работе с детьми. В певческой деятельности должен быть момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой особую задачу. Продуманная последовательность таких заданий и упражнений в порядке постепенного их усложнения может обеспечить целенаправленность в формировании слухо – ритмических навыков. В работе представлены упражнения и игры,направленные на развитие ритма у детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_razvitie_chuvstva_ritma.docx | 955.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3
«Ритмическое воспитание в младшем хоре как одна из основ музыкального развития ребёнка» |
Педагог дополнительного образования Румянцева Е. В. |
Г. Южно-Сахалинск 2021 г. |
Воспитание и развитие чувства ритма – это серьезная и ответственная задача в работе с детьми. Только постоянное внимание к воспитанию звуковысотного и ритмического чувств в их взаимосвязи обеспечит всестороннюю музыкальность ребенка. Специальные занятия, воспитывающие чувство ритма, по нашему мнению, необходимы, ибо ритмическая сторона музыки имеет свои особые законы, а ритмический слух человека обладает специфическими свойствами и законами развития. Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. В центре музыкальных занятий должны всегда стоять целостные произведения, ритмическое же воспитание должно быть органической составной частью как слушания, так и разучивания и исполнения этих произведений.
Чувство музыкального ритма – комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение ритмической стороны музыкальных образов. Ритм является одним из основных средств выразительности музыки. Процесс восприятия ритма неоднократно подвергался психологическим исследованиям. Выяснилось, что восприятие ритма всегда связано с двигательными моментами, т.е. человек не просто слушает, но и активно реагирует на музыку движениями своего тела. «Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым, – отмечает Б. М. Теплов. – Оно всегда является слуходвигательным». [6]
Двигательная реакция бывает особенно непосредственной и живой у детей. Они делают движения во время прослушивания музыки, непроизвольно, часто неосознанно; это почти непреодолимая потребность, особенно когда в данном произведении ритмический компонент выступает ярко, акцентировано. Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально – ритмическим чувством. Ритм в музыке – носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу.
Художественный образ музыкального произведения передается целым комплексом средств выразительности: звуковысотностью, ритмической организацией, ладовыми соотношениями, тембрами и т.д. Слушая музыку, человек воспринимает эти средства благодаря соответствующим способностям (звуковысотным, ритмическому слуху, ладовому слуху и др.). В зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности, те или иные способности становятся более важными.
Чувство ритма – это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Во время пения учащиеся заняты исполнительскими задачами. Кроме того, дети постоянно сталкиваются с разными трудностями – интонационными, вокальными, динамическими и т.д., преодоление которых влечет за собой большие или меньшие нарушения ритма.
В связи с этим встает вопрос о необходимости специальных ритмических упражнений и заданий, которые дали бы учащимся возможность все свое внимание сосредоточить именно на ритмических соотношениях, достигая точного их воспроизведения. Иначе говоря, в певческой деятельности должен быть момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой особую задачу. Продуманная последовательность таких заданий и упражнений в порядке постепенного их усложнения может обеспечить целенаправленность в формировании слухо – ритмических навыков.
В своей практической работе мы строили уроки таким образом, чтобы пение, слушание, музыкальная грамота постоянно были взаимосвязаны, дополняли и закрепляли полученные детьми музыкально - ритмические навыки, так как возможности для развития чувства ритма имеются в каждом виде работы.
Мы также руководствовались тем, что никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма. Это означало, что до осознания разных сторон ритма и приобретения теоретических знаний о них, дети накапливали определенный музыкально – ритмический опыт в виде практических навыков. По нашему мнению, ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой – естественной биологической потребности детей в движении. К такого рода занятиям удается привлекать с первого же урока всех без исключения детей. Коллективные занятия повышают дисциплину, помогают сплачивать класс воедино. Вместе с тем, в ритмических упражнениях, аккомпанементах, импровизациях удобнее всего поручать то одному, то другому ученику «сольную» роль, что вызывает общий интерес. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Если же дети, выполняя ритмические движения, привыкают внимательно слушать музыку, это оказывает косвенно благотворное влияние также на развитие их мелодического слуха и ладового чувства.
Ритмическое воспитание целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения, прежде всего с темпа, ибо темп – элементарное выразительное средство большой действенной силы, и вместе с тем важный жанровый признак. Знакомство с каждым новым произведением следует начинать, вслушиваясь в его темп, в основной характер движения.
С деталями ритмического движения или с ритмом в узком смысле ученики будут знакомиться на песнях, которые они сами исполняют, разучивая их вначале по слуху.
Мы учим ребенка выделять из песни любую фразу. Умение расчленить песню именно на фразы совершенно необходимо по двум причинам: с одной стороны, исходя из структурно-смыслового значения фразы как «строительного кирпича» музыки, с другой – из практических соображений: трудности ритмоинтонаций могут преодолеваться только при условии, что ребенок умеет сосредоточить свое внимание на той фразе, в которой он допускает ошибку.
В результате практической работы над песнями ребенок поймет, что фраза – это небольшая часть мелодии, которая поется на одном дыхании и соответствует обычно одной строке стихотворного текста.
Ритмическое движение в простых детских песнях состоит в основном из двух однодольных элементов: и . Ребенок, отхлопывая каждый звук песни, то есть ритм, легко получит общее впечатление о том, что ритм состоит не только из равномерных «шагов» - долей, но также и из более коротких звуков. Задача состоит теперь в том, чтобы определить и точно осознать ритмический рисунок, то есть соотношение и порядок длительностей в заданной фразе.
Процесс развития чувства ритма можно разделить на два основных этапа: 1. Восприятие на слух музыкального ритма и непосредственное воспроизведение его в движениях (бег, ходьба, хлопки и т.д.). 2. Переход от непосредственно мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний.
Хорошо развивается чувство ритма уже в процессе некоторых простых движений, таких как ходьба и бег под музыку. Выполняя предложенные учителем задания, дети учатся различать на слух и точно воспроизводить отдельные элементы ритма: ровные доли, пульсацию, темп, длительности, несложные ритмические рисунки, фразы.
Основную пульсацию легче всего услышать и осознать в маршах. Мы учим детей шагать под маршевую музыку четко в темпе. С самого начала объясняем, что под музыку маршей можно шагать, и шаги, которые в ней слышны, мы будем называть долями. Каждый шаг – это доля. Дети нередко сами находят характерные движения, которые удобны для исполнения метрических долей в темпе данного произведения. Следует всячески поощрять их изобретательность.
Задача педагога – научить детей создавать ритмические аккомпанементы, исполнять ритмические фигуры четко, музыкально. При этом очень важно организовать работу детей таким образом, чтобы игра с шумовыми эффектами не превращалась в самоцель. Дети должны создавать красивый, выразительный ритмический аккомпанемент. Для освоения любых шумовых эффектов, которые производятся руками и ногами, требуются различные упражнения – хлопки, шлепки, притопы, щелканье пальцами и т.д. Привлечение музыкальных ударных инструментов украшает занятия, повышает интерес детей.
Развитие музыкального ритма должно осуществляться только в процессе самой музыки. Вот почему первейшая задача педагога – постепенно вовлечь ребенка в активную моторную деятельность. В этом помогут, прежде всего, самые простые народные песенки и детские игры. Особенно хорошо в этом плане воспользоваться песнями с ярким драматургическим содержанием или играми, сопровождаемыми простейшими мелодиями речитативного характера, например: « Дин – Дон», « Сорока», « Зайка», « Петушок» и т.д. Осуществить «постановку» таких песен – дело совсем простое. Чаще всего она иллюстрирует содержание текста песни. И, проявив немного фантазии, педагог сумеет придумать несложные движения. В этих песнях-играх « впитывание» ритма телом происходит естественно, без напряжения и весьма активно. Игра и движения помогают достижению ритмической устойчивости. Подобные сценки можно разыграть почти на каждую песню, а это создаст творческую атмосферу. Свободное проявление способностей каждого ребенка обеспечит успехи в его ритмическом воспитании.
Песни – игры дают возможность педагогу довольно легко объяснить детям метроритмическое строение музыки, подготавливают их к осознанию размера, знакомят ребят с простейшими ритмическими единицами в музыке.
На уроках можно широко использовать и ритмические игры. Игра «Отгадай песню» или «Ритмические загадки» заключаются в узнавании песен по их ритму.
Сначала, в качестве подготовки, целесообразно попросить детей пропеть начало трех разученных песен и прохлопать их ритм. После этого учитель загадывает одну из этих песен, прохлопывая ритм начальных фраз.
Позже можно загадывать хорошо знакомые песни без подобной подготовки.
Детям легче узнать песню по ритму, если они не только прослушали ее, но и прежде чем ответить, повторили исполненный учителем ритм. Особую привлекательность приобретает эта игра, когда песню загадывает не учитель, а учащийся.
Игра в ритмическое « Эхо» (подражательное повторение детьми ритмической фразы) – элементарное, увлекательное, очень полезное упражнение. Ритмическая фраза исполняется в «шумовых» тембрах, класс повторяет каждую фразу дружно, точно. Движения – хлопки, выстукивания, притопы и т.д. – должны быть свободными, ненапряженными, красивыми, четкими, негромкими с применением акцентов. Вначале учитель не только показывает ритмическую фразу, но и помогает детям дирижерскими жестами вместе вступать и точно исполнять ее. Затем можно ограничиваться лишь знаком вступления, еще позднее дети научатся вступать только по слуху.
Рекомендуем начинать со следующих простых и вместе с тем характерных фраз:
или
Любая ритмическая фраза прозвучит интереснее, выразительнее и благодаря этому четче, если ее исполнить со сменой различных тембров.
Например,
(х – хлопок, с – отстукивание).
Игра в ритмическое « Эхо» дает бесконечно много возможностей для варьирования темпа и характера исполнения. Появляются задания – исполнить фразу как колыбельную, как марш и т.п. Можно спросить детей, желает ли кто-нибудь исполнить эту фразу весело? Грустно? Шуточно?
Широко используется ритмическое сопровождение песен. Дети могут весьма активно участвовать в определении общего характера произведения и его отдельных частей, а также в выборе шумовых звуков для аккомпанемента.
Лучше составлять первые аккомпанементы в виде пульсации метрических долей. Позднее к этому основному голосу можно прибавлять второй – удары яркого тембра (сильные хлопки, звуки треугольника, тарелок и т.п.) для исполнения формообразующих акцентов (в начале частей или фраз, в конце произведения), а также метрических акцентов (на первой доле каждого такта). Лишь вслед за этим рекомендуем использовать для ритмических аккомпанементов различные остинатные ритмические фигуры.
Так как эти упражнения дети выполняют на слух, ритмические фигуры должны быть короткими и несложными. Если заданное ритмическое сочетание дети запоминают с трудом, его надо тут же упростить, иначе при соединении его с пением, дети будут сбиваться.
Очень полезно, хотя и труднее, двухголосное ритмическое сопровождение. К нему можно приступать, как только дети усваивают сильную и слабую доли и умеют точно в темпе прохлопать равные доли. Важным моментом при восприятии детьми ритмического двухголосия является тембровое различие. Поэтому, когда класс разбивают на две группы, одна из них исполняет свою партию хлопками, а вторая шлепками. Самые простые задания по двухголосию мы давали, например, на песне «Тень – тень».
Для ознакомления детей с нотной записью, мы пользовались карточками с изображением самых элементарных ритмических групп. Ноты записываются с обеих сторон:
Ребятам показывается то одна, то другая сторона, и они исполняют соответствующий ритм.
На следующем этапе усваивается сочетание четверных и восьмых в одной группе. Здесь возможны два варианта:
Или
Когда дети усваивают первую группу, она дается в сочетании с другой:
Использование таких карточек дает педагогу возможность тут же создавать из них разные ритмические варианты.
Для прочного усвоения этих ритмических групп рекомендуем игру « Колокольчик». В ней ритмические рисунки комбинируются с терцовой интонацией. Например:
Интересным приемом является использование вопросов – ответов: педагог задает « ритмический вопрос», ученики коллективно ищут « ритмический ответ». Первую и вторую часть ритмического ряда (вопрос – ответ) хорошо давать на инструментах различного тембра, например:
Один из интересных видов занятия – импровизация. Здесь следует отталкиваться от творческих попыток отдельных детей, их импровизации подхватывает весь класс. Можно начинать с варьированного повторения. Например, учитель дает образец ритмического построения вроде « темы для вариаций» и предлагает одному ребенку исполнить его с изменением; весь класс должен повторить и «тему» и «вариацию».
Можно организовать игру « Один вопрос – сто ответов». Здесь задача состоит уже не в том, чтобы повторить прослушанное ритмическое построение с изменением, а «ответить» на него, закончить его другим построением. Для начала весь класс задает несколько раз подряд один и тот же «вопрос», учитель должен «отвечать» каждый раз по – разному. Затем вызывают двух учеников: один будет задавать «вопросы», другой должен «отвечать»; хор в составе всего класса повторяет как эхо и вопросы и ответы.
Таким образом, суммируя сказанное, мы должны отметить ряд важных моментов:
- Исходным пунктом работы должна быть собственная ритмическая деятельность (игровые песни, ритмические движения и т.д.).
- Элементы сознательности вводим постепенно, сохраняя элемент игры.
- При изучении нового ритмического материала всегда исходим из известных ученикам мелодий.
- На каждом уроке должны быть задания, воспитывающие ритмическое чувство.
Введение специальных ритмических задач и упражнений благоприятно сказывается на развитии чувства музыкального ритма, способствует формированию слухо-ритмических навыков и представлений, степень развития которых непосредственно связана с эмоциональной отзывчивостью детей на выразительные особенности ритма.
Учитывая моторную и эмоциональную природу чувства ритма, необходимо, чтобы такие задания включали в себя оба эти момента. Это следует иметь ввиду и при подборе художественного музыкального материала.
На развитие чувства ритма влияет также систематичность и последовательность знаний, навыков, их посильность и постепенность усложнения.
Библиография.
- Вейс. П. Ф. Воспитание музыкой. По системе З. Кодая. ( Обучение детей музыке в Венгрии). – « Советская музыка», 1975. – 107с.
- Вейс. П. Ф. Музыкальный букварь. – Л., « Музыка», 1969. –79 с.
- Вейс. П. Ф. О методике ритмического воспитания в первом классе общеобразовательной школы. В кн: Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М., « Музыка», 1975. –127с.
- Дмитриева. Л. Г., Черноиваненко. Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., « Просвещение», 1989. – 245с.
- Стулова. Г. П. Хоровой класс. – М., « Просвещение», 1988. –120с.
- Теплов. Б.М. Психология музыкальных способностей. - М. –Л.: АПН РСФСР, 1947. -355с.
- Халабузарь, П. В., Попов, В. С. Хоровой класс: Методическое пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М.,1988. –247с.
- Халабузарь, П. В., Попов, В. С., Добровольская, Н. В. Методика музыкального воспитания. – М., « Музыка»,1990. – 181с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное развитие ребёнка в семье
Консультация для родителей "Мзыкальное развитие ребёнка в семье"...
"Здоровье и музыкальное развитие ребёнка"
Консультация для родителей...
Советы родителям по музыкальному развитию ребёнка
советы родителям...
Консультация для родителей "Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка"
Консультация для родителей...
Хоровое пение - неотъемлемая часть музыкального развития ребёнка
В данной статье размещена информация о роли хорового пения в личностном развитии школьников....
«Вокально-хоровое воспитание в младшем хоре (певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль)»
Искусство хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. Коллективное музицирование способствует развит...