Внеурочка- шахматы 5-6
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
основного общего образования.
Утверждена приказом
Приказ № 138-ОД от 31.08.2021
Внесены изменения
Приказ от 31 августа 2021 года № 138§4 -ОД
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чапаево»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО гуманитарного цикла Руководитель ШМО ___________ Рудь Н.И. Протокол № 4 от «25» мая 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Григорьева Е.Б. «31 » августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о. директора МАОУ «СОШ с.Чапаево» __________ Григорьева Е.Б. Приказ №138-ОД§ от « 31 » августа. 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматная азбука»
(Начальное общее образование)
Срок реализации - 1 год
ФГОС ООО
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2, всего - 68
УЧИТЕЛЬ: Стебенёв А.В.
КАТЕГОРИЯ :высшая
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ основной образовательной программы основного общего образования
Корсаковский городской округ
с.Чапаево
2021
Планируемые результаты
Личностные результаты : развитие любознательности и сообразительности; развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать свои действия; развитие навыков сотрудничество со сверстниками; развитие наглядно-образного мышления и логики.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать шахматные объекты.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты : знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь; выполнять простые мыслительные действия : сравнивать , обобщать, определять последовательность событий, выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
Шахматная доска и фигуры. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Ходы и взятия фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения. Шахматная партия. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. Шахматный турнир. Организация. Турнирная таблица. Учёт результатов. Расписание игр. Подведение итогов. Награждение победителей.
Тематическое планирование
Темы | Характеристика видов деятельности учащихся | |
Введение. Из истории шахмат. Шахматная доска Знакомство с шахматной доской Белые и чёрные поля. Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия Вертикальная линия Диагональ Центр. Форма центра Шахматные фигуры и их значение Расстановка фигур Король. Ферзь Ладья Слон Конь Пешки Повторение «Из истории шахмат» Повторение «Шахматная доска» Повторение «Шахматные фигуры» Ходы и взятия фигурами Ходы и взятия пешками Ходы и взятия ладьёй Ходы и взятия слоном Ходы и взятия конём Ходы и взятия ферзём Ходы и взятия королём Игра пешками Игра ладьёй Игра слоном Игра конём Игра ферзём Игра королём Повторение «Ходы и взятия фигурами» Повторение «Игра фигурами» Повторение «Шахматный турнир» Повторение «Шахматный турнир» | 1 7 10 16 | Изучают историю шахмат и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Соблюдают технику безопасности Описывают технику изучаемых действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения игровых действий, соблюдают правила Организуют совместные занятия со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Используют игру в волейбол как средство активного отдыха Используют игровые упражнения для развития координационных способностей Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия для развития, скоростно-мыслительных способностей и выносливости Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. Руководствуются правилами техники безопасности. Объясняют правила и основы организации игры Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижения учащихся (внеурочка)
Аттестация...
Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)
Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...
Рабочая программа по внеурочке
Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...
Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"
Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...
планирование внеурочка "Гандбол"
Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....
планирование внеурочка "Гандбол"
Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....
внеурочка по математике
внеурочка по математике 5 класс...