Виртуальная экскурсия по объектам Всемирного наследия
материал по географии (6 класс)
Представленный материал знакомит с объектами Всемирного наследия на территории нашей страны (памятники природы, заповедники и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya.docx | 55.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
в с. Донское
Тамбовского района
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета МБОУ «Цнинская СОШ № 2» протокол № « » августа 20 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Цнинская СОШ № 2» Черникова С.В. ____________________ приказ №___________ « » августа 20 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
культурологической направленности
«Искусство и творчество в православии»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель программы:
Помогова Д.А. - социальный педагог
Тамбов 2019
Информационная карта
1. Учреждение | филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2» в с. Донское |
2. Полное название программы | «Искусство и творчество в православии» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Помогова Д.А. – социальный педагог |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14) |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | культурологическая |
4.4. Тип программы | общеразвивающая |
4.5. Направленность программы | культурологическая |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 13-15 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 2 года |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | |
6. Заключение экспертного совета | Протокол заседания от «28» августа 2019 г. № 1 |
Пояснительная записка
Программа «Искусство и творчество в православии» имеет культурологическую направленность и помогает сформировать у учащихся сознательное отношение к искусству и творчеству, с учетом культурно-исторических основ православия.
Новизна программы заключается в комплексном подходе, который предполагает изучение нескольких видов искусства, что позволяет учащимся всесторонне познакомиться с православным искусством, понимая при этом его особенности в контексте отечественной и мировой культуры. В программе рассматривается понятие «синтез искусств», как взаимовлияние и взаимопроникновение религии и искусства.
Актуальность. В настоящее время духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет ряд проблем, связанных в первую очередь со сменой идеологических ориентиров, преобладанием коммерческой культуры и искусства, что оказывает влияние на формирование у молодого поколения определенного стиля жизни, типа поведения и мировоззрения в целом, истощая при этом его духовную составляющую. Поэтому, особенно важным моментом воспитания является формирование у подростков духовной внутренней целостности, которая помогает ясно различать различные проявления добра и зла. Православное искусство является действенным средством духовно-нравственного воспитания. Программа «Искусство и творчество в православии» способствует творческому восприятию и отражению мира через изучение православной архитектуры, иконописи, церковно-музыкального и книжного искусства.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее метапредметностью, т.к. полученные знания, умения и навыки по программе помогут обучающимся успешно реализовать свой творческий потенциал и применить полученные знания в других сферах деятельности. Программа сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Использование таких форм способствует максимальной эффективности учебной деятельности учащихся.
Отличительные особенности программы
-культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;
-усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
-усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся, - истории, литературы, музыки, изобразительного искусства русского языка и др.;
В процессе изучения курса программы у учащихся происходит установление личных связей с православной культурой, а также развивается творческая деятельность на основе образцов православного искусства.
Программа адресована детям от 13 до 15 лет.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, создает возможность реализации своей индивидуальности.
Условия набора обучающихся: для обучения по программе принимаются все желающие.
Количество обучающихся: 15 человек в группе.
Объем и срок освоения программы:
1 год обучения: 68 академических часов;
2 год обучения: 68 академических часов;
Формы и режим занятий
Режим занятий для учащихся: по 2 академических часа в день 1 раз в неделю. Продолжительность академического часа – 45 минут, перерыв между академическими часами – 10 минут.
Обучение предполагает коллективные, групповые и индивидуальные формы занятий. Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения выбирается такая тема работы, которая позволяет обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. По окончанию каждого года обучения проводится демонстрация и защита творческих проектов обучающихся.
Цель программы
Формирование компетентностей в области обработки информации и развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий.
1 год обучения
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
-сформировать первоначальные представления об искусстве и творчестве в контексте православия;
-сформировать первоначальные представления о богослужении и церковных таинствах;
-познакомить с направлением православного искусства «Архитектура и храмостроение»;
-познакомить с основами славянской письменности и православным книжным искусством.
Развивающие
развить познавательный интерес к предметной области «Основы православной культуры»;
развить память, внимание, наблюдательность, чувство эстетического вкуса;
Воспитательные
воспитать духовно-нравственную культуру;
воспитать высокую эстетическую культуру;
воспитать культуру общения, ведения диалога.
Учебный план 1 год обучения
№ | Темы занятий по разделам | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма контроля |
| Вводное занятия. Техника безопасности. | 1 | 1 |
| Педагогическое наблюдение, тестирование |
1. | Искусство и творчество в православии | ||||
1.1 | Божественное и человеческое творчество. | ||||
1.2 | Сотворение человека по образу и подобию Божию. | ||||
1.3 | Главные страсти и добродетели души. | ||||
1.4 | Творчество в жизни человека. | ||||
1.5 | Православное творчество как способ передачи содержания и красоты Божьего мира. | ||||
1.6 | Понятия «искусство» и «христианское искусство» (духовность в искусстве). | ||||
1.7 | Виды и жанры церковного искусства. | ||||
1.8 | Связь искусства и главных церковных таинств. | ||||
1.9 | Творчество без Бога. | ||||
2 | Архитектура и храмостроение. | ||||
2.1 | История храмостроения. | ||||
2.2 | Великие христианские храмы мира. | ||||
2.3 | История развития храмостроения (раннехристианский период). | ||||
2.4 | Храмовое искусство Запада. | ||||
2.5 | Духовный смысл и устройство православного храма. | ||||
2.6 | Православный храм и история строительных технологий. | ||||
2.7 | Древнерусское зодчество и его мастера. | ||||
2.8 | Архитектурная стилистика православных храмов России. | ||||
2.9 | Православные часовни. | ||||
2.10 | Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов. | ||||
2.11 | Храм как культурно - просветительский центр. | ||||
2.12 | Внутренняя архитектура и убранство православного храма. | ||||
3 | Книжное искусство на Руси | ||||
3.1 | Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий. | ||||
3.2 | Древнерусские летописи. | ||||
3.3 | Древнерусская книжность. Книжники. | ||||
3.4 | Православная книжная традиция как памятник культуры. | ||||
3.5 | Библиотеки. | ||||
Итого |
Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Раздел. Искусство и творчество в православии
Тема 1.1 Божественное и человеческое творчество.
Теория: Божественное и человеческое творчество. Божественное сотворение мира.
Тема 1.2. Сотворение человека по образу и подобию Божию.
Теория: Сотворение человека по образу и подобию Божию. Качества сотворенного человека. Устроение человека: дух, душа, тело.
Тема 1.3. Главные страсти и добродетели души.
Теория: Главные страсти и добродетели души. Красота души человека. Добрые качества души: милосердие, прощение, покаяние, смирение. Отношение человека к другим людям как забота о красоте своей души.
Тема 1.4. Творчество в жизни человека.
Теория: Творчество в жизни человека. Духовная основа и законы творчества: соработничество, гармония, красота, любовь. Евангельская притча о талантах.
Тема 1.5. Православное творчество
Теория: Православное творчество как способ передачи содержания и красоты Божьего мира. О нормах и правилах православного творчества.
Тема 1.6. Понятия «искусство» и «христианское искусство» (духовность в искусстве).
Теория: Понятия «искусство» и «христианское искусство» (духовность в искусстве). История русского церковного искусства. Назначение церковного искусства. Качества церковного искусства.
Тема 1.7. Виды и жанры церковного искусства.
Теория: Виды и жанры церковного искусства. Темы произведений церковного искусства. Значение церковного искусства и его связь с богослужением. Литургия как главная служба в православии.
Тема 1.8. Связь искусства и главных церковных таинств.
Теория: Связь искусства и главных церковных таинств. Крещение. Миропомазание. Евхаристия. Исповедь. Брак. Елеосвящение. Священство.
Тема 1.9. Творчество без Бога.
Теория: Творчество без Бога. Эстетическая красота. «Безобразное» - искусство без образа Божьего. Отличие православного творчества от светского.
2. Раздел Архитектура и храмостроение.
Тема 2.1. История храмостроения.
Теория: История храмостроения. Происхождение храма. Первохристианские храмы и архитектура. Зарождение традиций устройства особых мест и зданий, посвященных Богу в ветхозаветные времена (капища, жертвенники, скинии др.). Катакомбные храмы Древнего Рима (куббикулы, крипты, капеллы ) и зарождение традиций пещерного монашества и храмостроения. Античные «базилики» и первые западнохристианские храмы. Типология христианских храмов.
Тема 2.2. Великие христианские храмы мира.
Теория: Великие христианские храмы мира. Архитектурные стили, как проявление духовного мира и мировоззрения человека. Строители христианских храмов. Почитаемые святыни.
Тема 2.3. История развития храмостроения (раннехристианский период).
Теория: История развития храмостроения (раннехристианский период). Храмостроительство Византии. Восточно-византийский стиль. История и архитектурные особенности.
Тема 2.4. Храмовое искусство Запада.
Теория: Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христианское искусство Запада. Архитектурные особенности храмов романского, готического, стилей, стиля Возрождения. Знаменитые храмы Средневековья.
Тема 2.5. Духовный смысл и устройство православного храма.
Теория: Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. Храм - дом Божий. Значение храма в жизни человека. Примеры влияния храма на душу из житий святых.
Тема 2.6. Православный храм и история строительных технологий.
Теория: Православный храм и история строительных технологий. Библейская археология и Русская церковная археология. Изучение храмов с позиции сохранения культурного наследия.
Тема 2.7. Древнерусское зодчество и его мастера.
Теория: Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура. Русское зодчество. Основные понятия культового зодчества (храм, церковь, молитвенный дом, часовня и др.). Стилистические особенности православного культового зодчества. Относительная преемственность в храмостроении: каменные храмы – город, деревянные храмы – село. Базиликальные и крестово - купольный типы храмов.
Тема 2.8. Архитектурная стилистика православных храмов России.
Теория: Архитектурная стилистика православных храмов России. Классицизм. Барокко. Эклектика. Русский и русско – византийский стили. Классификация православных храмов и церквей.
Тема 2.9. Православные часовни.
Теория: Православные часовни. Архитектурные и богослужебные определения часовен и их отличия от церквей. Классификация православных часовен.
Тема 2.10. Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов.
Теория: Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов. Образ храма в культурном ландшафте. Роль храма в сельском пейзаже. Храмовый комплекс. Прицерковная площадь (эстетическое, композиционное и культурное значение).
Тема 2.11. Храм как культурно - просветительский центр
Теория: Храм как культурно - просветительский центр (церковно - приходские школы, библиотеки, воскресные школы и др.). Правила церковных Соборов о посещении и поведении в храме. Пространство и архитектура православного храма. Храмовое творчество - принцип «золотого сечения». Устройство, формы и принадлежности храма.
Тема 2.12. Внутренняя архитектура и убранство православного храма.
Теория: Внутренняя архитектура и убранство православного храма. Исторические традиции деления христианских храмов. Трехчастное деление православных храмов (притвор, храм, алтарь). Алтарь и его составляющие. Православные храмы в единой композиционной основе с церковью. Паперть, северный и южные входы. Традиции строительства церквей - школ в одном здании.
3. Раздел Книжное искусство на Руси
Тема 3.1.Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий.
Теория: Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий. Житие святых Кирилла и Мефодия. Возникновение славянской письменности. Роль церковнославянского языка в культуре Древней Руси.
Тема 3.2.Древнерусские летописи.
Теория: Древнерусские летописи. Возникновение древнерусской литературы. Повесть временных лет.
Тема 3.3.Древнерусская книжность. Книжники.
Теория: Древнерусская книжность. Книжники. Жанровая классификация литературных текстов Древней Руси.
Тема 3.4. Православная книжная традиция как памятник культуры.
Теория: Православная книжная традиция как памятник культуры. Богослужебные книги как предметы искусства (оклад, художественное оформление, иллюстрации, экслибрис и др .). Церковные книжные миниатюры.
Тема 3.5. Библиотеки
Теория: Библиотеки домашние княжеские и монастырские. Публичные и государственные библиотеки. Современные библиотеки. Различные информационные носители. Современная православная книга.
2 год обучения
Задачи 2 года обучения:
– роль и значение православного искусства в формирование российской и общемировой культуры;
– роль и значение православного искусства в современном обществе, его вклад в сохранение российского культурного наследия; знать:
– специфику православного искусства;
– основные виды, типы и разновидности православного искусства;
уметь:
– различать и выявлять особенности православного искусства;
– анализировать проблемы культового, смыслового и символического значения материальной православной культуры.
Образовательные
-сформировать первоначальные представления об искусстве и творчестве в контексте православия;
-сформировать первоначальные представления о богослужении и церковных таинствах;
-познакомить с направлением православного искусства «Архитектура и храмостроение»;
-познакомить с основами славянской письменности и православным книжным искусством.
Развивающие
развить познавательный интерес к предметной области «Основы православной культуры»;
развить память, внимание, наблюдательность, чувство эстетического вкуса;
Воспитательные
воспитать духовно-нравственную культуру;
воспитать высокую эстетическую культуру;
воспитать культуру общения, ведения диалога.
Учебный план 2 год обучения
№ | Темы занятий по разделам | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма контроля |
| Вводное занятия. Техника безопасности. | 1 | 1 |
| Педагогическое наблюдение, тестирование |
1. | Иконопись и иконописцы | ||||
1.1 | Смысл и содержание иконы. | ||||
1.2 | Иконописный канон. | ||||
1.3 | Иконописные школы. | ||||
1.4 | Богословие иконы. | ||||
1.5 | Первохристианское изобразительное искусство. | ||||
1.6 | Церковное искусство Византии. | ||||
1.7 | Древнерусское искусство. | ||||
1.8 | Сюжеты священных изображений. | ||||
1.9 | Стенная живопись и росписи православного храма. | ||||
1.10 | Чудотворные иконы. | ||||
1.11 | Русские иконописцы и их творения. | ||||
1.12 | Православная икона в современном мире. | ||||
2 | Колокол и колокольный звон | ||||
2.1 | Техника безопасности и правила поведения на звоннице. Колокол и колокольный звон. | ||||
2.2 | Колокололитейное дело. | ||||
2.3 | Устройство звонницы. | ||||
2.4 | Виды звонов. Устав звона. | ||||
2.5 | Колокольный звон, часть православного быта. | ||||
2.6 | Колокольни и звонницы. | ||||
2.7 | Разновидности семейства колоколов. | ||||
2.8 | Использование колокольного звона в музыке. | ||||
2.9 | Значение колокола в современном мире | ||||
3 | Церковное музыкальное искусство | ||||
3.1 | История церковной музыки, певческого и музыкального искусства | ||||
3.2 | Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении | ||||
3.3 | Мировоззрение и мироощущение в музыке. | ||||
3.4 | Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. | ||||
Итого |
Содержание учебного плана 2 года обучения
1. Раздел Иконопись и иконописцы
Тема 1.1. Смысл и содержание иконы.
Теория: Смысл и содержание иконы.
Православная икона. Зарождение православной иконописной традиции. Происхождение христианского образа. Отличие от картины.
Тема 1.2. Иконописный канон.
Теория: Иконописный канон. Изобразительные приемы в иконописи. Лицо, Лик.
Тема 1.3.Иконописные школы.
Теория: Иконописные школы. Русские иконы XI–XII веков.
Псковская школа XIII – XV вв. Московская школа XIV-XVI вв. Художественные центры среднерусских княжеств: Ростов, Суздаль, Нижний Новгород, Тверь. .Русская икона XVIII — начала XX вв.
Тема 1.4. Богословие иконы.
Теория: Богословие иконы. Священный образ как одно из проявлений церковного предания. Художественный и символический язык иконы. Виды священных изображений.
Тема1.5. Первохристианское изобразительное искусство.
Теория: Первохристианское изобразительное искусство. Символичность первохристианских изображений. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Изображения в катакомбах. Сюжеты и символы.
Тема 1.6. Церковное искусство Византии.
Теория: Церковное искусство Византии. Ранние иконы - синайские, техника создания.
Тема1.7. Древнерусское искусство.
Теория: Древнерусское искусство. Молитвенное делание и русское искусство. Русь иконная.
Тема1.8. Сюжеты священных изображений.
Теория: Сюжеты священных изображений. О способах иконописных изображений и особенностях иконописи разных периодов.
Тема 1.9. Стенная живопись и росписи православного храма.
Теория: Стенная живопись и росписи православного храма. Канонически допустимые варианты иконографических композиций. Фресковая роспись и мозаичные изображения как технические разновидности стенной живописи в храмах.
Тема 1.10. Чудотворные иконы.
Теория: Типы икон. Чудотворные иконы. Роль иконы в истории России.
Тема 1.11. Русские иконописцы и их творения.
Теория: Русские иконописцы и их творения. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.
Тема 1.12. Православная икона в современном мире.
Теория: Православная икона в современном мире. Иконопочитание. Иконоборчество.
2. Раздел Колокол и колокольный звон
Тема2.1. Техника безопасности и правила поведения на звоннице. Колокол и колокольный звон.
Теория: Техника безопасности и правила поведения на звоннице. Колокол и колокольный звон. История возникновения колоколов.
Тема 2.2. Колокололитейное дело.
Теория: Колокололитейное дело. Производство колоколов в дореволюционной России и сегодня.
Тема 2.3. Устройство звонницы.
Теория: Устройство звонницы. Трисоставность колокольного звона: высокие, средние и низкие колокола.
Тема 2.4. Виды звонов.
Теория: Виды звонов. Устав звона. Изучение видов колокольного звона и их развитие. Звоны церковные и светские. Канонические звоны. Знакомство с основными важнейшими звонами.
Тема 2.5. Колокольный звон, часть православного быта.
Теория: Колокольный звон, часть православного быта. Искусство колокольного звона - часть православного Богослужения.
Тема 2.6. Колокольни и звонницы.
Теория: Колокольни и звонницы. Знакомство с лучшими колокольнями и звонницами прошлого и настоящего. «Царь-колокол».
Тема 2.7. Разновидности семейства колоколов.
Теория: Разновидности семейства колоколов. Особенности акустики колоколов и звонов (православный, католический и карильонный звоны). Рассмотрение акустики православного звона.
Тема 2.8. Использование колокольного звона в музыке.
Теория: Использование колокольного звона в музыке. Знакомство с творчеством лучших звонарей прошлого и настоящего.
Тема 2.9. Значение колокола в современном мире
Теория: Значение колокола в современном мире. Художественные образы колоколов в произведениях литературы, живописи и киноискусства
3. Раздел Церковное музыкальное искусство
Тема 3.1. История церковной музыки, певческого и музыкального искусства
Теория: История церковной музыки, певческого и музыкального искусства. Периоды развития русского церковного пения и его особенности. Древнейшее церковное пение на Руси.
Тема 3.2. Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении
Теория: Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. Церковные песнопения в православном богослужении. Составные части богослужения. Песнопения Всенощной и Литургии. Главные церковные песнопения.
Тема 3.3 Мировоззрение и мироощущение в музыке.
Теория: Мировоззрение и мироощущение в музыке. О святых песнотворцах. Монастырские распевы.
Тема3.4. Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения.
Теория: Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. Стилевые особенности церковных песнопений церковных и светских композиторов.
Методическое обеспечение
Для реализации используется:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
- подборка видео- и DVD-фильмов, а также аудио-постановок по темам; - библиотека книг духовно-нравственного содержания; энциклопедического содержания. - компьютерный класс. | - подборка информационной и справочной литературы (см. список литературы для педагога и обучающихся); - маршруты экскурсий по городу; |
Литература для учащихся:
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- Том 1: стр., том 2: 368 стр. с ил.
21. Кученкова В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.
29. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
38. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
41. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2007.
42. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
43. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Завет. Сост. Протоиерей Александр Соколов. – М., 2003.
45. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006 гг.
46. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. Тамбов, 2004.
47. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.
50. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.
Литература для педагога:
2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997. – 144 стр.
3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается». АО «Форма-Пресс», Москва, 1994. – 416 стр.
15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007
19. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сборник 1 – Москва: Институт экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений, 2007.
20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год. – 120 стр.
22. Духовные посевы: Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. НООФ «Родное пепелище», с. Николо-Погост, 2005. – 592 стр.
31. История религиозной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Бородина А.В. Москва, «Православная педагогика», 2004. – 62 стр.
32. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. - 212 стр.
33. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2006. – 92 стр.
34. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. – 120 стр.
35. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. - 212 стр.
40. Кученкова В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.
41. Лисичкин В.А. Земский путь святителя Луки. – Москва: Издательство «Псалтирь», при участии Миссионерского Центра общинной педагогики «Спас», 2005.
42. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. В двух частях. Сост. Священник Сергий Коротких. Часть 1: 152 стр., часть 2: 184 стр. – Москва, 2003.
43. Мироведение. Комплекс методических разработок. Сурова Л.В. Издательство «Христианская жизнь», г. Клин, 2004.
46. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. Янушкявичус Р.В., Янушкявичуне О.Л. – Москва: ПРО-ПРЕСС, 2000 год.
47. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. Авторы-составители протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2006 - 98 стр.
48. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. А.В.Бородина. – Издание 2-е.- М.: Изд-во «Основы православной культуры», 2007. – 68 стр.: цветные ил.
49. Педагогика духовного развития: формы и методы работы. Из опыта работы областной экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ совхоза им. Ленина Мордовского района. Сборник ТОИПКРО, Тамбов, 2007.
57. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 3-й (4-й) годы обучения: в двух книгах. Автор Шевченко Л.Л., - Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005 год.
59. Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й год обучения. Изд. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва, 2004. – 112 с. – ил
69. Преподобная Марфа, старица Кирсановская. Специальный выпуск журнала «Вестник Православия». – Вознесенский женский монастырь. Тамбов, 2002.
70. Преподобная Марфа, старица Кирсановская. – Тамбов: ТГТПС, 2005. - 30 стр.
71. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.
82. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2007.
83. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.
86. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.
87. Сергий Радонежский. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
94. Судьба России в свете Православия. Книга для чтения при изучении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и воскресных школах. Митрополит Исидор (Кириченко). М.: «Троицкое слово», 2007.
95. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. Тамбов, 2004.
96. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006 гг.
97. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.
99. Тамбовский патерик. Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края: В двух книгах. Составители Алленов А.Н., Лёвин О.Ю., Бочаров А.С. – Тамбов, ТГТПС, 1999.
103. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.
105. Четвертые Питиримовские чтения (14-15 мая 1997 года). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. – 141 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
Презентацию можно использовать для 8-9 класса...
Конференция: "Байкал-объект всемирного наследия".
Ежегодно в нашей школе проходят "Дни защиты от экологической опасности" В "День воды" учащиеся проводят конференции, викторины, беседы. встречи....
Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»
Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО» проведено в 8 классе в рамках недели методического мастерства ассоциированных школ ЮНЕСКО...
Объекты всемирного наследия в России
Объекты всемирного наследия в России...
Объекты Всемирного наследия в России (презентация)
Презентацию на тему "Объекты Всемирного наследия в России" можно использовать как в 8 классе при изучении темы "Охрана природы и охраняемые территории", так и в 9 классе при изучении районов России....
Байкал - объект всемирного наследия
Презентация к внеурочной деятельности...
Презентация Объекты всемирного наследия Россия
Наглядный материал по географии 8 класса по теме "Объекты всемирного наследия России"...