Виртуальная экскурсия по объектам Всемирного наследия
материал по географии (6 класс)

Помогова Дарья Александровна

Представленный материал знакомит с объектами Всемирного наследия на территории нашей страны (памятники природы, заповедники и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.docx55.96 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

в с. Донское

Тамбовского района

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета МБОУ «Цнинская СОШ № 2»

протокол №          

«  » августа 20     г.

              «Утверждаю»                                                                                          

 Директор МБОУ

        «Цнинская СОШ № 2»

               Черникова С.В.

                ____________________

                         приказ №___________                                                                                  

                         «   » августа  20    г.

Дополнительная общеразвивающая программа

культурологической направленности

«Искусство и творчество в православии»

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель программы:

Помогова Д.А. - социальный педагог

Тамбов 2019

Информационная карта

1. Учреждение

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

в с. Донское

2. Полное название программы

«Искусство и творчество в православии»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Помогова Д.А. – социальный педагог

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

Федеральный    закон   от  29  декабря  2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».        

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

культурологическая

4.4. Тип программы

общеразвивающая

4.5. Направленность программы

культурологическая

4.6. Возраст обучающихся по программе

13-15 лет

4.7. Продолжительность обучения

2 года

5. Рецензенты и авторы отзывов:

6. Заключение экспертного совета

Протокол заседания  от «28» августа 2019 г. № 1

Пояснительная записка

Программа «Искусство и творчество в православии» имеет культурологическую направленность и помогает сформировать у учащихся сознательное отношение к искусству и творчеству, с учетом культурно-исторических основ православия.

Новизна программы заключается в комплексном подходе, который предполагает изучение нескольких видов искусства, что позволяет учащимся всесторонне познакомиться с православным искусством, понимая при этом его особенности в контексте отечественной и мировой культуры. В программе рассматривается понятие «синтез искусств», как взаимовлияние и взаимопроникновение религии и искусства.

Актуальность. В настоящее время духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет ряд проблем, связанных в первую очередь со сменой идеологических ориентиров, преобладанием коммерческой культуры и искусства, что оказывает влияние на формирование у молодого поколения определенного стиля жизни, типа поведения и мировоззрения в целом, истощая  при этом его духовную составляющую. Поэтому, особенно важным моментом воспитания является формирование у подростков духовной внутренней целостности, которая помогает ясно различать различные проявления добра и зла. Православное искусство является действенным средством духовно-нравственного воспитания. Программа  «Искусство и творчество в православии» способствует творческому восприятию и отражению мира через изучение православной архитектуры, иконописи, церковно-музыкального и книжного искусства.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее метапредметностью, т.к. полученные знания, умения и навыки по программе помогут обучающимся успешно реализовать свой творческий потенциал и применить полученные знания в других сферах деятельности. Программа сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Использование таких форм способствует максимальной эффективности учебной деятельности учащихся.

Отличительные особенности программы

-культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;

-усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

-усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся, - истории, литературы, музыки, изобразительного искусства русского языка и др.;

В процессе изучения курса программы у учащихся происходит установление личных связей с  православной культурой, а также развивается  творческая деятельность на основе образцов православного искусства.

Программа адресована детям от 13 до 15 лет.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, создает возможность реализации своей индивидуальности.

Условия набора обучающихся: для обучения по программе принимаются все желающие.

Количество обучающихся: 15 человек в группе.

Объем и срок освоения программы:

1 год обучения: 68 академических часов;

2 год обучения: 68 академических часов;

 Формы и режим занятий

Режим занятий для учащихся: по 2 академических часа в день 1 раз в неделю. Продолжительность академического часа – 45 минут, перерыв между академическими часами – 10 минут.

Обучение предполагает коллективные, групповые и индивидуальные формы занятий. Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения выбирается такая тема работы, которая позволяет обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. По окончанию каждого года обучения проводится демонстрация и защита творческих проектов обучающихся.

Цель программы

Формирование компетентностей в области обработки информации и развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий.

1 год обучения

Задачи 1 года обучения: 

Образовательные

-сформировать первоначальные представления об искусстве и творчестве в контексте православия;

-сформировать первоначальные представления о богослужении и церковных таинствах;

-познакомить с направлением православного искусства «Архитектура и храмостроение»;

-познакомить с основами славянской письменности и православным книжным искусством.

Развивающие

развить познавательный интерес к предметной области «Основы православной культуры»;

развить память, внимание, наблюдательность, чувство эстетического вкуса;

Воспитательные

воспитать духовно-нравственную культуру;

воспитать высокую эстетическую культуру;

воспитать культуру общения, ведения диалога.

Учебный план 1 год обучения

Темы занятий по разделам

Общее количество

часов

Теория

Практика

Форма контроля

 

Вводное занятия. Техника безопасности.

1

1

 

Педагогическое наблюдение, тестирование

1.

Искусство и творчество в православии

1.1

Божественное и человеческое творчество.

1.2

Сотворение человека по образу и подобию Божию.

1.3

 Главные страсти и добродетели души.

1.4

 Творчество в жизни человека.

1.5

Православное творчество как способ передачи содержания и красоты Божьего мира.

1.6

Понятия «искусство» и «христианское искусство» (духовность в искусстве).

1.7

Виды и жанры церковного искусства.

1.8

 Связь искусства и главных церковных таинств.

1.9

Творчество без Бога.

2

Архитектура и храмостроение.

2.1

История храмостроения.

2.2

Великие христианские храмы мира.

2.3

История развития храмостроения (раннехристианский период).

2.4

Храмовое искусство Запада.

2.5

Духовный смысл и устройство православного храма.

2.6

Православный храм и история строительных технологий.

2.7

Древнерусское зодчество и его мастера.

2.8

Архитектурная стилистика православных храмов России.

2.9

Православные часовни.

2.10

Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов.

2.11

Храм как культурно - просветительский центр.

2.12

Внутренняя архитектура и убранство православного храма.

3

Книжное искусство на Руси

3.1

Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий.

3.2

Древнерусские летописи.

3.3

Древнерусская книжность. Книжники.

3.4

Православная книжная традиция как памятник культуры.

3.5

Библиотеки.

Итого

Содержание учебного плана 1 года обучения

1. Раздел. Искусство и творчество в православии

Тема 1.1 Божественное и человеческое творчество.

Теория: Божественное и человеческое творчество. Божественное сотворение мира.

Тема 1.2. Сотворение человека по образу и подобию Божию.

Теория: Сотворение человека по образу и подобию Божию. Качества сотворенного человека. Устроение человека: дух, душа, тело.

Тема 1.3. Главные страсти и добродетели души.

Теория: Главные страсти и добродетели души. Красота  души человека. Добрые качества души: милосердие, прощение, покаяние, смирение. Отношение человека к другим людям как забота о красоте своей души.

Тема 1.4. Творчество в жизни человека.

Теория: Творчество в жизни человека. Духовная основа и законы творчества: соработничество, гармония, красота, любовь. Евангельская притча о талантах.

Тема 1.5. Православное творчество

Теория: Православное творчество как способ передачи содержания и красоты Божьего мира. О нормах и правилах православного творчества.

Тема 1.6. Понятия «искусство» и «христианское искусство» (духовность в искусстве).

Теория: Понятия «искусство» и «христианское искусство» (духовность в искусстве). История русского церковного искусства. Назначение церковного искусства. Качества церковного искусства.

Тема 1.7. Виды и жанры церковного искусства.

Теория: Виды и жанры церковного искусства. Темы произведений церковного искусства. Значение церковного искусства и его связь с богослужением. Литургия как главная служба в православии.

Тема 1.8. Связь искусства и главных церковных таинств.

Теория: Связь искусства и главных церковных таинств. Крещение. Миропомазание. Евхаристия. Исповедь. Брак. Елеосвящение. Священство.

Тема 1.9. Творчество без Бога.

Теория: Творчество без Бога. Эстетическая красота. «Безобразное» - искусство без образа Божьего. Отличие православного творчества от светского.

2. Раздел  Архитектура и храмостроение.

Тема 2.1. История храмостроения.

Теория: История храмостроения. Происхождение храма. Первохристианские храмы и архитектура. Зарождение традиций устройства особых мест и зданий, посвященных Богу в ветхозаветные времена (капища, жертвенники, скинии др.). Катакомбные храмы Древнего Рима (куббикулы, крипты, капеллы ) и зарождение традиций пещерного монашества и храмостроения. Античные «базилики» и первые западнохристианские храмы. Типология христианских храмов.

Тема 2.2. Великие христианские храмы мира.

Теория: Великие христианские храмы мира. Архитектурные стили, как проявление духовного мира и мировоззрения человека. Строители христианских храмов. Почитаемые святыни.

Тема 2.3. История развития храмостроения (раннехристианский период).

Теория: История развития храмостроения (раннехристианский период). Храмостроительство Византии. Восточно-византийский стиль. История и архитектурные особенности.

Тема 2.4. Храмовое искусство Запада.

Теория: Храмовое искусство Запада. Храмостроительство и христианское искусство Запада. Архитектурные особенности храмов романского, готического, стилей, стиля Возрождения. Знаменитые храмы Средневековья.

Тема 2.5. Духовный смысл и устройство православного храма.

Теория: Духовный смысл и устройство православного храма. Богослужение. Храм - дом Божий. Значение храма в жизни человека. Примеры влияния храма на душу из житий святых.

Тема 2.6. Православный храм и история строительных технологий.

Теория: Православный храм и история строительных технологий. Библейская археология и Русская церковная археология. Изучение храмов с позиции сохранения культурного наследия.

Тема 2.7. Древнерусское зодчество и его мастера.

Теория: Древнерусское зодчество и его мастера. Русская церковная архитектура. Русское зодчество. Основные понятия культового зодчества (храм, церковь, молитвенный дом, часовня и др.). Стилистические особенности православного культового зодчества. Относительная преемственность в храмостроении: каменные храмы  –  город, деревянные храмы  – село. Базиликальные и крестово - купольный типы храмов.

Тема 2.8. Архитектурная стилистика православных храмов России.

Теория: Архитектурная стилистика православных храмов России. Классицизм. Барокко. Эклектика. Русский и русско – византийский стили. Классификация православных храмов и церквей.

Тема 2.9. Православные часовни.

Теория: Православные часовни. Архитектурные и богослужебные определения часовен и их отличия от церквей. Классификация православных часовен.

Тема 2.10. Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов.

Теория: Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов. Образ храма в культурном ландшафте. Роль храма в сельском пейзаже. Храмовый комплекс. Прицерковная площадь (эстетическое, композиционное и культурное значение).

Тема 2.11. Храм как культурно - просветительский центр

Теория: Храм как культурно - просветительский центр (церковно - приходские школы, библиотеки, воскресные школы и др.). Правила церковных Соборов о посещении и поведении в храме. Пространство и архитектура православного храма. Храмовое творчество - принцип «золотого сечения». Устройство, формы и принадлежности храма.  

Тема 2.12. Внутренняя архитектура и убранство православного храма.

Теория: Внутренняя архитектура и убранство православного храма. Исторические традиции деления христианских храмов. Трехчастное деление православных храмов (притвор, храм, алтарь). Алтарь и его составляющие. Православные храмы в единой композиционной основе с церковью. Паперть, северный и южные входы. Традиции строительства церквей - школ в одном здании.

3. Раздел Книжное искусство на Руси

Тема 3.1.Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий.

Теория:  Святые создатели церковнославянской азбуки Кирилл и Мефодий. Житие святых Кирилла и Мефодия. Возникновение славянской письменности. Роль церковнославянского языка в культуре Древней Руси.

Тема 3.2.Древнерусские летописи.

Теория: Древнерусские летописи. Возникновение древнерусской литературы. Повесть временных лет.

Тема 3.3.Древнерусская книжность. Книжники.

Теория: Древнерусская книжность. Книжники. Жанровая классификация литературных текстов Древней Руси.

Тема 3.4. Православная книжная традиция как памятник культуры.

Теория: Православная книжная традиция как памятник культуры. Богослужебные книги как предметы искусства (оклад, художественное оформление, иллюстрации, экслибрис и др .). Церковные книжные миниатюры.

Тема 3.5. Библиотеки

Теория: Библиотеки домашние княжеские и монастырские. Публичные и государственные библиотеки. Современные библиотеки. Различные информационные носители. Современная православная книга.

2 год обучения

Задачи 2 года обучения: 

– роль и значение православного искусства в формирование российской и общемировой культуры;

– роль и значение православного искусства в современном обществе, его вклад в сохранение российского культурного наследия; знать:

– специфику православного искусства;

– основные виды, типы и разновидности православного искусства;

уметь:

– различать и выявлять особенности православного искусства;

– анализировать проблемы культового, смыслового и символического значения материальной православной культуры.

Образовательные

-сформировать первоначальные представления об искусстве и творчестве в контексте православия;

-сформировать первоначальные представления о богослужении и церковных таинствах;

-познакомить с направлением православного искусства «Архитектура и храмостроение»;

-познакомить с основами славянской письменности и православным книжным искусством.

Развивающие

развить познавательный интерес к предметной области «Основы православной культуры»;

развить память, внимание, наблюдательность, чувство эстетического вкуса;

Воспитательные

воспитать духовно-нравственную культуру;

воспитать высокую эстетическую культуру;

воспитать культуру общения, ведения диалога.

Учебный план 2 год обучения

Темы занятий по разделам

Общее количество

часов

Теория

Практика

Форма контроля

 

Вводное занятия. Техника безопасности.

1

1

 

Педагогическое наблюдение, тестирование

1.

Иконопись и иконописцы

1.1

Смысл и содержание иконы.

1.2

Иконописный канон.

1.3

Иконописные школы.

1.4

Богословие иконы.

1.5

Первохристианское изобразительное искусство.

1.6

Церковное искусство Византии.

1.7

Древнерусское искусство.

1.8

Сюжеты священных изображений.

1.9

Стенная живопись и росписи православного храма.

1.10

Чудотворные иконы.

1.11

Русские иконописцы и их творения.

1.12

Православная икона в современном мире.

2

Колокол и колокольный звон

2.1

Техника безопасности и правила поведения на звоннице. Колокол и колокольный звон.

2.2

Колокололитейное дело.

2.3

Устройство звонницы.

2.4

Виды звонов. Устав звона.

2.5

Колокольный звон, часть православного быта.

2.6

Колокольни и звонницы.

2.7

Разновидности семейства колоколов.

2.8

Использование колокольного звона в музыке.

2.9

Значение колокола в современном мире

3

Церковное музыкальное искусство

3.1

История церковной музыки, певческого и музыкального искусства

3.2

Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении

3.3

Мировоззрение и мироощущение в музыке.

3.4

Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения.

Итого

Содержание учебного плана 2 года обучения

1. Раздел  Иконопись и иконописцы

Тема 1.1. Смысл и содержание иконы.

Теория: Смысл и содержание иконы.

Православная икона. Зарождение православной иконописной традиции. Происхождение христианского образа. Отличие от картины.

Тема 1.2. Иконописный канон.

Теория: Иконописный канон. Изобразительные приемы в иконописи. Лицо, Лик.

Тема 1.3.Иконописные школы.

Теория: Иконописные школы. Русские иконы XI–XII веков.

Псковская школа XIII – XV вв. Московская школа XIV-XVI вв. Художественные центры среднерусских княжеств: Ростов, Суздаль, Нижний Новгород, Тверь. .Русская икона XVIII — начала XX вв.

Тема 1.4. Богословие иконы.

Теория: Богословие иконы. Священный образ как одно из проявлений церковного предания. Художественный и символический язык иконы. Виды священных изображений.

 

Тема1.5. Первохристианское изобразительное  искусство.

Теория: Первохристианское изобразительное  искусство. Символичность  первохристианских изображений. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. Изображения в катакомбах. Сюжеты и символы.

 

Тема 1.6. Церковное искусство Византии.

Теория: Церковное искусство Византии. Ранние иконы - синайские, техника создания.

Тема1.7. Древнерусское искусство.

Теория: Древнерусское искусство. Молитвенное делание и русское искусство. Русь иконная.

Тема1.8. Сюжеты священных изображений.

Теория: Сюжеты священных изображений. О способах иконописных изображений и особенностях иконописи разных периодов.

Тема 1.9. Стенная живопись и росписи православного храма.

Теория: Стенная живопись и росписи православного храма. Канонически допустимые варианты иконографических композиций. Фресковая роспись и мозаичные изображения как технические разновидности стенной живописи в храмах.

Тема 1.10. Чудотворные иконы.

Теория: Типы икон. Чудотворные иконы. Роль иконы в истории России.

Тема 1.11. Русские иконописцы и их творения.

Теория: Русские иконописцы и их творения. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Тема 1.12. Православная икона в современном мире.

Теория: Православная икона в современном мире. Иконопочитание. Иконоборчество.

2. Раздел Колокол и колокольный звон

Тема2.1. Техника безопасности и правила поведения на звоннице. Колокол и колокольный звон.

Теория: Техника безопасности и правила поведения на звоннице. Колокол и колокольный звон. История возникновения колоколов.

Тема 2.2. Колокололитейное дело.

Теория: Колокололитейное дело. Производство колоколов в дореволюционной России и сегодня.

Тема 2.3. Устройство звонницы.

Теория: Устройство звонницы. Трисоставность колокольного звона: высокие, средние и низкие колокола. 

Тема 2.4. Виды звонов.

Теория: Виды звонов. Устав звона. Изучение видов колокольного звона и их развитие. Звоны церковные и светские. Канонические звоны. Знакомство с основными важнейшими звонами.

Тема 2.5. Колокольный звон, часть православного быта.

Теория: Колокольный звон, часть православного быта. Искусство колокольного звона - часть православного Богослужения.

Тема 2.6. Колокольни и звонницы.

Теория: Колокольни и звонницы. Знакомство с лучшими колокольнями и звонницами прошлого и настоящего. «Царь-колокол».

Тема 2.7. Разновидности семейства колоколов.

Теория: Разновидности семейства колоколов. Особенности акустики колоколов и звонов (православный, католический и карильонный звоны). Рассмотрение акустики православного звона.

Тема 2.8. Использование колокольного звона в музыке.

Теория: Использование колокольного звона в музыке. Знакомство с творчеством лучших звонарей прошлого и настоящего.

Тема 2.9. Значение колокола в современном мире

Теория: Значение колокола в современном мире. Художественные образы колоколов в произведениях литературы, живописи и киноискусства

3. Раздел Церковное музыкальное искусство 

Тема 3.1. История церковной музыки, певческого и музыкального искусства

Теория: История церковной музыки, певческого и музыкального искусства. Периоды развития русского церковного пения и его особенности. Древнейшее церковное пение на Руси.

Тема 3.2. Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении

Теория: Церковнославянский язык и музыка в православном богослужении. Церковные песнопения в православном богослужении. Составные части богослужения. Песнопения Всенощной и Литургии. Главные церковные песнопения.

Тема 3.3 Мировоззрение и мироощущение в музыке.

Теория: Мировоззрение и мироощущение в музыке. О святых песнотворцах. Монастырские распевы.

Тема3.4. Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения.

Теория: Изменение духовности в разные века и изменение стиля церковного пения. Стилевые особенности церковных песнопений церковных и светских композиторов.

Методическое обеспечение

Для реализации используется:

Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

- подборка видео- и DVD-фильмов, а также аудио-постановок по темам;

- библиотека книг духовно-нравственного содержания; энциклопедического содержания.

- компьютерный класс.

- подборка информационной и справочной литературы (см. список литературы для педагога и обучающихся);

- маршруты экскурсий по городу;

Литература для учащихся:

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.- Том 1:    стр., том 2: 368 стр. с ил.

21. Кученкова В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.

29. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.

38. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.

41. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2007.

42. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.

43. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый Завет. Сост. Протоиерей Александр Соколов. – М., 2003.

45. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006 гг.

46. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. Тамбов, 2004.

47. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.

50. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.

Литература для педагога:

2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997. – 144 стр.

3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается». АО «Форма-Пресс», Москва, 1994. – 416 стр.

15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007

19. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сборник 1 – Москва: Институт экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений, 2007.

20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за  2001 – 2008 гг.

21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год. – 120 стр.

22. Духовные посевы: Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. НООФ «Родное пепелище», с. Николо-Погост, 2005. – 592 стр.

31. История религиозной культуры. Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Бородина А.В. Москва, «Православная педагогика», 2004. – 62 стр.

32. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \  ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. - 212 стр.

33. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2006. – 92 стр.

34. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. – 120 стр.

35. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство Тамбовского Государственного Технического Университета, 2004. - 212 стр.

40. Кученкова В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 год.

41. Лисичкин В.А. Земский путь святителя Луки. – Москва: Издательство «Псалтирь», при участии Миссионерского Центра общинной педагогики «Спас», 2005.

42. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. В двух частях. Сост. Священник Сергий  Коротких. Часть 1: 152 стр., часть 2: 184 стр. – Москва, 2003.

43. Мироведение. Комплекс методических разработок. Сурова Л.В. Издательство «Христианская жизнь», г. Клин, 2004.

46. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. Янушкявичус Р.В., Янушкявичуне О.Л. – Москва: ПРО-ПРЕСС, 2000 год.

47. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. Авторы-составители протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2006 - 98 стр.

48. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса. А.В.Бородина. – Издание 2-е.- М.: Изд-во «Основы православной культуры», 2007. – 68 стр.: цветные ил.

49. Педагогика духовного развития: формы и методы работы. Из опыта работы областной экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ совхоза им. Ленина Мордовского района. Сборник ТОИПКРО, Тамбов, 2007.

57. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 3-й (4-й) годы обучения: в двух книгах.  Автор Шевченко Л.Л., - Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005 год.

59. Православная культура. Наглядное пособие  «Иллюстрации», 1-й год обучения. Изд. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва, 2004. – 112 с. – ил

69. Преподобная Марфа, старица Кирсановская. Специальный выпуск журнала «Вестник Православия». – Вознесенский женский монастырь. Тамбов, 2002.

70. Преподобная Марфа, старица Кирсановская. – Тамбов: ТГТПС, 2005. - 30 стр.

71. Преподобне отче Серафиме. Сборник рассказов, преданий, воспоминаний о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Саровском чудотворце и Серафимо-Дивеевской обители. Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря. 2003.

82. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной Церкви. Сост. Проказов Б. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2007.

83. Святые русской земли. Сборник под общей редакцией игумена Петра (Пиголя). 15-е Международные образовательные чтения. – М., 2007.

86. Серафим Саровский. Гражданин небесного Отечества. Александр Толстиков. Серия «История России». – М.: изд. «Белый город», 2007.

87. Сергий Радонежский. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

94. Судьба России в свете Православия. Книга для чтения при изучении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и воскресных школах. Митрополит Исидор (Кириченко). М.: «Троицкое слово», 2007.

95. Тамбов старый, Тамбов новый. Фотоальбом. Авторский коллектив: Щукин Ю.К., Горелов А.А. и др. Тамбов, 2004.

96. Тамбов. Справочник-путеводитель. Сост. Горелов А.А., Щукин Ю.К. в трех частях, 1999 – 2006 гг.

97. Тамбовская энциклопедия. Главный научный редактор Протасов Л.Г. ООО «Издательство ЮЛИС», 2004.

99. Тамбовский патерик. Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края: В двух книгах. Составители Алленов А.Н., Лёвин О.Ю., Бочаров А.С. – Тамбов, ТГТПС, 1999.

 103. Храмы Тамбовской епархии. Фотоальбом. Сост. Чеботарев С.А. ООО «Изд. ЮЛИС», 2005.

105. Четвертые Питиримовские чтения (14-15 мая 1997 года). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. – 141 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

Презентацию можно использовать для 8-9 класса...

Конференция: "Байкал-объект всемирного наследия".

Ежегодно в нашей школе проходят "Дни защиты от экологической опасности"  В "День воды" учащиеся проводят конференции, викторины, беседы. встречи....

Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО»

Внеклассное мероприятие на английском языке «К 70-летию ЮНЕСКО. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО» проведено в 8 классе в рамках недели методического мастерства ассоциированных школ ЮНЕСКО...

Объекты всемирного наследия в России

Объекты всемирного наследия в России...

Объекты Всемирного наследия в России (презентация)

Презентацию на тему "Объекты Всемирного наследия в России" можно использовать как в 8 классе при изучении темы "Охрана природы и охраняемые территории", так и в 9 классе при изучении районов России....

Байкал - объект всемирного наследия

Презентация к внеурочной деятельности...

Презентация Объекты всемирного наследия Россия

Наглядный материал по географии 8 класса по теме "Объекты всемирного наследия России"...