Добровольчество (волонтерство) как форма организации внеурочной деятельности.
статья (6 класс)
Добровольчество (волонтерство) как форма организации
внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Братина Наталья Владимировна
ГБОУ АО АСШИ № 2 воспитатель
Добровольчество (волонтерство) как форма организации
внеурочной деятельности.
Развитие добровольческого (волонтёрского) движения в России развивается достаточно активно. Этому содействует образовательная политика государства, система общего и дополнительного образования. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Вовлечение ребят в добровольческую (волонтёрскую) деятельность и участие их в ней способствуют успешной социализации, так как существует четкая взаимосвязь между детско-юношеским добровольчеством (волонтерством), образованием и возможностью для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу.
Вспомним слова широко известной песни «С чего начинается Родина?», которые сохраняют свою значимость и актуальность по нынешний день. Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», у развивающейся личности формируется потребность в созидательной активности, реализации своего потенциала, определении смысла и ценности собственных поступков и заслуженном признании со стороны друзей и окружающих.
Участие школьников в волонтерской деятельности способствует изменению мировоззрения самих учащихся и приносит пользу как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам [2].
В реальной жизни молодые люди нередко сталкиваются с социальной несправедливостью и встают перед выбором: пройти, сделать вид, что ничего не заметили, или попытаться помочь разрешить ситуацию. Многие подростки, занятые в волонтерском движении, уже сделали свой выбор, поняв, что они в силах изменить мир в лучшую сторону. Видов общественной деятельности множество и каждый при желании может найти себе дело по душе. Подростки могут заниматься как посадкой цветов и деревьев, так и оказывать помощь престарелым, людям с ограниченными возможностями (инвалиды).
Принимать участие в благоустройство дворов, участков, городских улиц.
Устраивать благотворительные концерты и театральные выступления;
Принимать участие в экологических акциях (субботники, сбор макулатуры);
социальных акциях (открытка ветерану, пожилому человеку письмо участнику СВО и тд.)
Необходимо учитывать, что организационные аспекты волонтерской деятельности должны быть нацелены на пропаганду идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащейся молодежи к решению социально значимых проблем [1].
В настоящее время не вызывает сомнений готовность общеобразовательных организаций к системной работе с детьми и родителями по продвижению культуры добровольчества (волонтёрства) с использованием современных образовательных технологий. Возросла потребность общеобразовательных организаций в программах по внеурочной деятельности, обеспечивающих достижение образовательных результатов в освоении учеником социальных знаний, формировании положительного отношения к базовым национальным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Культура, Труд), приобретении опыта самостоятельного общественного действия [3].
Одна из таких программ, которую я использую в своей педагогической деятельности, это курс по развитию добровольческого движения Загладиной Х.Т., Шульгиной И.Б. «Дорогою добра», для 5-9 классов. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности в основной школе. Организация внеурочных занятий может осуществляться в различных формах: кружки, художественные студии, спортивные секции, детско-юношеские добровольческие объединения, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д., вовлекая все возрастные группы школьников.
Содержание программы курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» осваивается обучающимися в течение 5 лет. Тематика занятий позволяет последовательно знакомить обучающихся с основными понятиями добровольчества (волонтёрства), историей и современным состоянием благотворительности, значимыми событиями в России и мире, связанными с развитием добровольчества (волонтёрства). Формы добровольчества, в которые вовлекаются обучающиеся, позволят им применить теоретические знания на практике. Участие в анкетировании, опросах поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтёра, осознать свою потребность к участию в добровольческой (волонтёрской) деятельности, подготовиться к её осуществлению. Реализация программы предусматривает включение обучающихся в социальную практику, оказание адресной помощи нуждающимся в заботе и внимании. [3].
Эффективность обучения достигается при условии погружения обучающихся в атмосферу заинтересованного творческого поиска, коллективной деятельности, предоставления им возможности проявления инициативы, самореализации, лидерских качеств.
Внеурочная работа осуществляется в 3-х направлениях:
- информационно - просветительское (оформление стендов, фотоотчеты, работа над альбомом «Марафон добрых дел»,
- профилактическое (проведение бесед, викторин, классных часов),
- досуговое - организация мероприятий различной направленности.
В течении учебного года ребята принимают активное участие в акциях, имеющих гражданско-патриотическую направленность социальную значимость.
Работа в данном направлении показала, что совместная добровольческая деятельность не только сплачивает ученический коллектив, но и является толчком к осознанию каждым своей роли в этом коллективе, к пониманию того, что вместе мы - сила, а также способствует развитию таких качеств, как целеустремленность, гражданственность, ответственность.
Главным двигателем нашей волонтерской деятельности является неравнодушие. Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг - в классе, в городе, в стране. Ребята открыты и готовы и дальше приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Это – главный результат добровольческой деятельности.
Литература
- Аргынов А.Х. Служение обществу : Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования / А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова. - Алматы, Научно-информационный центр гражданского образования, 2009, 183 с.
- Бодренкова, Г.П. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: Методические рекомендации / Г.П. Бодренкова, С.Е. Караваешников. – Москва: 2011. – с. 88.
- Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» 5-9 классы. 2-е изд.М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 32 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
информационно-коммуникативные технологии как форма организации внеурочной деятельности.
Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Использование ИКТ направлено на интенсификацию процесса обуче...
Статистическое исследование, как форма организации внеурочной деятельности учащихся по математике
Наиболее доступной, для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, становится исследовательская деятельность, основной функцией которой является побуждение учеников к познанию мира, себя и себ...
"ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ II ПОКОЛЕНИЯ
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...
Театр, как одна из форм организации внеурочной деятельности детей
В российскую школу пришел новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Эт...
Исследовательская работа как форма организации внеурочной деятельности по русскому языку в 8-9 классах
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторы...
Предметная неделя по русскому языку как форма организации внеурочной деятельности.
Без сомнения, для любого учителя внеклассная работа по предмету - это любимейшая составная педагогической деятельности. ...
Выступление по теме "Формы организации внеурочной деятельности - проектная деятельность учителя и учащихся"
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школь...