Д О К Л А Д Тема: « Индивидуальное и дифференцированное обучение на уроках фольклорного ансамбля»
методическая разработка

Васильева Татьяна Николаевна

Спецуифика фольклорного занятия и  методы индивидуального и дифференцированного обучения на уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки и молодежи

Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

                           

                                Д О К Л А Д

Тема: « Индивидуальное  и  дифференцированное обучение на уроках фольклорного ансамбля»

Педагог

Васильева Татьяна Николаевна

2021

Современные тенденции развития образования

Основное изменение в обществе, которое влияет на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. Учреждения образования не могут оставаться в стороне, им также необходимо стремительно меняться. Именно поэтому разработаны федеральные государственные образовательные стандарты, главная задача которых – реализация развивающего потенциала образования для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и формирование у них умения учиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования.

Основной задачей образования на современном этапе для достижения поставленной государством цели является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.  

Для эффективного достижения  поставленной задачи необходимо соблюдать основные тенденции:

  •  гуманизация - развитие всех сторон личности через общекультурные ценности, максимально полное раскрытие потенциала обучающегося, предоставление возможности для удовлетворения образовательных потребностей, с целью самоопределения и самореализации личности;
  •  открытость системы образования – организация образовательного процесса не только для достижения поставленных государством задач, но и

ориентация на личностные запросы и потребности, которые предъявляет общество: родители, обучающиеся;

  •  деятельностный подход – приоритет продуктивной учебно-познавательной, творческой и другой деятельности обучающегося над учебной деятельностью педагога, с целью эффективного понимания, осмысления и использования в жизнедеятельности полученных знаний;
  •  обеспечение педагогической поддержки как средства формирования навыков самоорганизации личности через самоутверждение, самореализацию и самоопределение;
  •  изменение  ролей и форм взаимодействия между участниками образовательного процесса. Выстраивание отношений, основанных на сотрудничестве, педагог не транслирует, не навязывает знания, а активизирует обучающегося для выявления мотивов и формирования собственного пути развития, соблюдая последовательность стадий: от максимальной помощи обучающемуся до состояния полноправного партнерства между ними;
  •  оценка конечных результатов образовательной деятельности по стандартам или определенным требования, не зависимым от форм обучения;
  •  органичное сочетание, подчинение содержания, нераздельность обучения и воспитания для целостного развития личности.

Таким образом, современное образование рассматривается как определенная система взаимодействия людей, которая обеспечивает успешную социализацию обучающегося в процессе деятельности, организованной так, чтобы он, активно взаимодействуя с миром, самоопределялся, саморазвивался и самоактуализировался как личность.

Конструктивно реализовать эти тенденции возможно через системно-деятельностный подход, направленный на реализацию компетентностного обучения, концепция которого  определяет, что результат  может быть достигнут только в случае наличия обратной связи.

Целью подхода, организованного через деятельность, является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, умеющего ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Отличительной чертой данного подхода является акцент на ближайшее развитие ребенка, то есть область потенциальных возможностей и развитие личности через постановку учебных задач, поиском ответов на которые руководит педагог.  

Обучающийся, действуя в зоне своего ближайшего развития, использует дополнительные сведения из различных источников, с которыми работает самостоятельно, что способствует актуализации, самоконтролю, саморегуляции и планированию собственной деятельности, в сопровождении контроля и помощи со стороны педагога. Приоритетная задача педагога: создание условий, инициирующих действие обучающихся.

На практике системно-деятельностный подход реализуется через следующую систему принципов.

Принцип деятельности основан на осознанном самостоятельном получении знаний обучающимся при полном понимании содержания и форм учебной деятельности, принятии системы норм и активном их совершенствовании с целью успешного формирования его общекультурных, деятельностных способностей и общеучебных умений.

Принцип непрерывности направлен на сохранение преемственности между этапами образовательной технологии на всех ступенях: содержания, форм и методик, учитывающих возрастные и психологические особенности детей.

Принцип минимакса предполагает содержание образования для каждого обучающегося на максимальном уровне (определяемым максимальными возможностями образовательной программы, используемой педагогом) и гарантирует его усвоение на уровне минимального (установленного государственным стандартом и имеющего правовой статус). Оптимальная саморегулирующаяся система для реализации индивидуального подхода, обеспечивающая каждому обучающемуся конечный уровень в соответствии с его способностями и возможностями в промежутке от минимального до максимального.

Принцип целостности способствует формированию обобщенного представления о мире, служит качественному преобразованию личности.

Принцип вариативности –   наличие в арсенале педагога специальных дидактических материалов, для предоставления обучающимся возможности выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными интересами, предпочтениями, особенностями мышления, позволяющих   педагогу обеспечить самореализацию каждого ребенка и формировать у них способность к адекватному принятию решений в ситуации выбора.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, которое позволяет в наиболее полной форме реализовать потребность личности в поиске, самоутверждении, признании другими членами общества и приобрести свой опыт творческой деятельности, имеет в наши дни общеобразовательное значение. Неотъемлемая часть реального успеха в жизни – это умение создавать совершенно новое, видеть нестандартное решение жизненных проблем.

Принцип психологической комфортности направлен на снятие всех стрессообразующих обстоятельств образовательного процесса и создание позитивной атмосферы, реализующей основные принципы педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, которые позволяют избежать подавления личности ребенка и максимально раскрыть её, не допуская возникновения у детей комплексов, неуверенности в себе.  

Основные различия дополнительного и общего образования детей заключаются в отсутствии жестких образовательных стандартов, что позволяет педагогам, работающим в системе дополнительного образования трансформировать, передаваемые обучающимся, способы деятельности из образовательной цели в средство развития способностей обучающихся. В данном контексте целью становится создание развивающей образовательной среды, гарантирующей проявление в каждом обучающемся заложенного в нем от природы творческого начала.  

Основные различия

Общее образование

Дополнительное образование

Обязательное образование, ориентировано на достижение образовательных стандартов.

Добровольное, основано главным образом на интересах ребенка.

Стандартные программы, адаптированные учителем.

Использование авторских образовательных программ.

Индивидуализация осуществляется со стороны учителя.

Осуществляется свободный выбор обучающимся вида занятий и педагога.

Таким образом, главное отличие дополнительного образования от общего заключается в свободном выборе обучающимся вида занятий и отсутствие обязательных программ.

Внеурочная деятельность направлена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей обучающегося через включение его в различные виды деятельности, а также формирует умение сотрудничать друг с другом, развивает коммуникативные компетенции.

Таким образом, основа системно-деятельностного подхода заключается в способности формировать личность ученика и продвигать его в развитии не через восприятие знаний в готовом виде, а посредством его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Приоритетная задача для педагога – развитие самостоятельности обучающихся, благодаря которой они получат самое важное умение, умение учиться. Это главная задача новых образовательных стандартов.

Занятие, реализуемое на принципах системно-деятельностного подхода, формирует у обучающихся навыки, позволяющие пользоваться ими при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Технология индивидуализации обучения

Индивидуальное обучение – это модель организации образовательного процесса, в которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся, а один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Индивидуальное обучение призвано полностью приспособить содержание, методы и темп учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операциями при решении конкретных задач. Отслеживать его продвижение от незнания к знанию, своевременно вносить необходимые коррекции в деятельность обучающегося и педагога, адаптировать их к постоянно меняющейся, но контролируемой со стороны педагога и обучающегося ситуации.  

Такой подход позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создана с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения.

Термины «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:

  •  дифференциация приравнивается к индивидуализации;
  •  индивидуализация является составляющей дифференциацией (как частный случай);
  •  дифференциация является средством индивидуализации образования.

 Наиболее точно объясняет соотношение данных понятий последнее определение, оно показывает, как их общность, неразрывность, так и специфику. Рассмотрим определения.

Индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

Технология индивидуализированного обучения – это организация образовательного процесса, при которой приоритетными являются индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения.

Индивидуализацию обучения можно считать «проникающей технологией», так как индивидуальный подход как принцип существует во всех технологиях в разных мерах.

Технологии, которые делают индивидуализацию основным средством достижения целей образования и обладают всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему.

Приоритет целей технологий индивидуализированного обучения:

  •  обеспечение сохранения и развитие потенциальных возможностей ребенка, его индивидуальности;
  •  предупреждение неуспеваемости обучающихся, за счет индивидуализации выполнения учебных программ каждым обучающимся;
  •  формирование личностных качеств: творчества, самостоятельности, трудолюбия;
  •  повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
  •  опора на зону ближайшего развития каждого обучающегося при формировании общеучебных умений и навыков.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей обучающихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации образовательной деятельности: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Обучение выступает как «перевод» общественных знаний, умений и навыков в индивидуальные.

Учебники в образовании транслируют отобранное содержание: именно в единообразных источниках – учебниках и пособиях, концентрируется традиционное содержание образования. Интернет–ресурсы, с возрастанием объема и возможностью быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества, кардинально меняют привычную роль содержания образования. Большой объем, доступность информации в сети Интернет не требуют от обучающихся её полного усвоения и репродукции.

Дифференцированное обучение – это образовательный процесс, основанный на учете индивидуальных различий обучающихся. Различают понятия «внутренняя» и «внешняя» дифференциация.

Внутренняя дифференциация – это учет индивидуальных особенностей обучающихся в условиях организации образовательного процесса на занятиях в своей учебной группе. В данном случае понятие дифференциация сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации обучающихся объединяют в группы по некоторым индивидуальным признакам, которые отличаются друг от друга.

Рассмотрим эти признаки.

Дифференциация по общим способностям. Основана на уровне обученности, развития обучающихся, отдельных особенностей психического развития – память, мышление, познавательная деятельность. Остальные индивидуальные особенности учитываются при внутренней дифференциации.

Дифференциация по частным способностям. Основана на способностях к определенным предметам: гуманитарным, точным, историческим  и другим наукам. Детей с такими способностями объединять в отдельную группу для обучения их по специальной программе.

 Фольклор как возможность творческого развития обучающихся.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его жизненный вековой опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.

    Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально – нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.

    Овладевая языком своего народа, его обычаями, традициями, ребенок дошкольного и  школьного  возраста получает первые впечатления о культуре. Начинает воспитываться музыкальный слух и вкус ребенка, формироваться его музыкальное мышление. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять негативу, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.  Народное искусство, народное творчество всегда сливались с трудовой деятельностью. Глубокое уважение к трудящемуся человеку отражено в многочисленных пословицах и поговорках. Сложено множество сказок, песен о людях труда, об искусных мастерах.

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, которая осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений и приобщение детей к национальным жизненным истокам.

Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса духовно-нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.  Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа, устойчиво сформировать  общечеловеческие ценности.

Многовековая аутентичная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. Душевные качества, которые являются отличительной особенностью  характера, любовь во взаимоотношениях  с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов в интеллектуальном марафоне, предлагаемом современным образованием.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности ребенка, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал. Немалую роль в этом играют традиции народной педагогики, которые последние  десятилетия развиваются современными фольклористами и педагогами в программах, основанных на полученных от непосредственных носителей знаниях аутентичного искусства.

«Фольклорный ансамбль» - как форма вокального исполнительства наиболее предпочтительна в песенных образцах большинства фольклорных жанров. Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения. Уроки   фольклорного ансамбля «Любысток» ориентированы на изучение, практическое освоение песенно-музыкального, танцевального и обрядового славянского фольклора.

В начале обучения в Керченском лицее искусств, все дети  дифференцированно  (по предложению педагогов  и  выбору, согласию родителей) распределяются по конкретным направлениям музыкально – хореографического отделения. С момента занятий в фольклорном ансамбле, в процессе знакомства все дети тщательно прослушиваются, проводится начальный мониторинг музыкальных способностей, психологического развития ребенка и  физиологической предрасположенности его голосового аппарата. Хотя на начальном этапе все учащиеся занимаются по одинаковой схеме, однако обязательно учитывается   и диапазон,  и область примарного звучания каждого ребенка.   В дальнейшим, уже достаточно определившийся голосовой аппарат, получит целенаправленное развитие в конкретной хоровой партии (альт, сопрано). Работа в партиях построена  с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося и необходимыми требованиями к конкретной группе ансамбля. Когда навыки народного исполнения освоены,  и ребенок может показывать свои успехи  в обучении на сцене, исходя  из степени качественности, возможно, каждому ученику  определить приоритетную сферу деятельности (вокал, танцевальные движения, текстовое декламирование).

 Дифференцированный подход в работе  позволяет  определить круг положительных и отрицательных моментов       и построить  дальнейшую работу на развитие   с учетом реализация развивающего потенциала образования для обеспечения общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и формирование у них умения учиться.

Обучение народному пению является одной из форм освоения музыкальной   культуры. Народной песне принадлежит главное место в украинском фольклоре.  С помощью песен можно и нужно приобщать детей к истории и культуре народа.  Востребованность данной работы продиктована острой необходимостью воспитания творческой, нравственно здоровой личности, и развития ее духовности.

 Разный уровень подготовки учащихся фольклорного ансамбля,  освоения базового музыкального материала, стремления к сольным выступлениям позволяют выделить среди ансамбля детей, которые могут не только солировать в группе, но  и подготовить сольные вокальные номера. С такими учащимися  в рамках программы фольклорного ансамбля проводятся индивидуальные занятии, в результате которых подготавливаются сольные номера, используемые на концертах и  конкурсных выступлениях.

Музыкальное воспитание учеников на уроках индивидуального  народного пения ориентируется как на традиционный фольклор, так и на авторские произведения. Учащиеся на занятиях  изучают и пропагандируют подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонирование слова. Устойчивость традиций вовсе не отменяет вариативность и импровизационность его исполнителей, позволяя, таким образом, более ярко выразить творческую основу ученика. Преподаватель на лучших образцах народно - песенной культуры вызывает эмоциональный отклик на песню, попевку, потешку. Все это развивает образное мышление детей, эмоции, музыкальность, чувства ритма. Кроме того, подготовка сольных номеров, сценическое воплощение образа  требует формирования определенных  личностных качеств, таких как  самостоятельность, трудолюбие, старание, ответственность.

 Для обучающихся, которые  обладают не слишком высоким уровнем природных способностей, но стремящихся научиться навыкам народного пения, индивидуальные занятия имеют первостепенное значение и  приносят огромную пользу  в развитии их потенциальных возможностей и   индивидуальности;  дают шанс посильного участии в коллективном концертном и конкурсном творчестве. На таких занятиях разучиваются партии произведений, проводится работа по развитию слуховых, ритмических навыков, постановка голосового аппарата. Репертуар разучиваемых произведений может состоять из песен исполняемых коллективом или  специально подобранных песен,  где ученик может без особого труда справиться с поставленной на определенном этапе задачей. По опыту практической         работы, со временем индивидуальные занятия дают положительные результаты, и некогда неуспевающий ученик становиться полноценным участником концертного коллектива с устойчивым творческим ростом и даже сольным исполнителем.

Освоение народной культуры на индивидуальных занятиях не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки ученика и, впоследствии, становится частью его жизни.

В воспитании музыкального вкуса народно-песенное  творчество играет  крупнейшую роль. Каждый ребенок уже в раннем детском возрасте  имеет возможность  прикоснуться живительному источнику народной мудрости — фольклору, чтобы вырасти творческой,  нравственно обогащенной личностью.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы

психологии. 1984. № 1.

2. Дидактика средней школы // Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

4. Зиновкина М.М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца //

Высшее образование в России. 1995. № 3.

5. Ледпев B.C. Содержание образования. М., 1989.

6. Мшценко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

7. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.

8. Симонов В.П. Качество образования: что в основе? Как его определить? //

Стандарты и качество. 1994. № 2.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998. Глава 4. Педагогическая деятельность.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.).

11. Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. - . V5.

12. Гузик Н.П. Учить учиться. - М., 1981.

13. Дифференциация как система: В 2 ч. - М., 1992.

14. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

15. Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

16. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990.

  17.  Іваницький А.    Українська народна музична творчість. Посібник для    вищих та середніх навчальних закладів,  Київ : «Музична Україна», 1990.

  18. Іваницкий  А. Українська народна музична творчість,  Київ : «Музична Україна», 1999.

  19. Скуратівський В. Вінець,  Киів: Видавництво УСГА, 1994

  20. Килимник С, Украінський рік у народних звичаях, Киів «Обереги», 1994

  21. Грицай М.С,, Бойко В.Г. , Дунаєвська Л.Ф. Украінська народно-поєтична творчість, Киів «Вища школа» , 1983.

  22. Воропай О. «Звичаі нашого народу» I-II, Украінське видавництво, Мюнхен 1958

 23. Скуратівський В. “Русалії» К. «Довіра» 1996

 24. Ніколаєва Т. «Історія українського костюма», К. «Либідь», 1996

 25. Верховинец.В.М «Теорія українського народного танцю», К. «Музична  Україна» 1990

 26. Войтович В. «Сокіл-Рід», Рівне  «Оріана»,  1997

27. Іванченко М. «Дивосвіт прадавніх слов’ян», К.,  «Радянський письменник» 1991

   28. Толстая С. М.

 Полесский народный календарь. М., «Индрик»,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Презентация по теме "Разноуровневое обучение на уроке математики"

Цель технологии разноуровнего обучения:обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта....

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»

Методическая разработка«Здоровьесберегающие технологии на уроках фольклорного ансамбля»...