Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование, список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. ТОММОТ»
МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ НМС: | УТВЕРЖДЕНА: ________________________ ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 8: Казакова Т.Н. ПРИКАЗ № _______ ОТ «___» ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(духовно-нравственное направление)
Наименование учебного курса: «Азбука нравственности»
Класс: 7
Срок реализации программы: 1 год (2018-2019 учебный год)
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа.
Автор программы: Казакова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории.
г. Томмот,
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов школьников, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о нравственных ценностях; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, к поиску высоких нравственных идеалов;
В ходе изучения курса ставлю целью формирование следующих ключевых универсальных учебных действий:
- регулятивных УУД,
(в рамках данных компетенций учу различать факты от вымысла, доказывать и опровергать утверждения с помощью контпримеров; формирую умения ставить цели и организовывать их поэтапное достижение; обучаю проектной деятельности; учу проводить несложные исследования, строить логические цепочки рассуждений; сравнивать, анализировать и делать обоснованные выводы и обобщения; критически оценивать результат; осуществлять самоконтроль.)
- учебно-познавательных УУД,
формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, СМИ, Интернет (учу извлекать и систематизировать необходимую информацию); учу понимать текст и его структурно-смысловые связи (анализировать и осмысливать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи); оценивать полученную информацию;
- ценностно-смысловых УУД,
(способствую формированию ценностных ориентиров обучающихся по отношению к себе и окружающим,)
- коммуникативно-речевых УУД,
(формирую умения слушать и слышать, формирую навыки и умения доказательных рассуждений (аргументация собственного мнения), учу выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации как в устной, так и в письменной форме, вести обоснованный диалог (монолог) в соответствии с нормами русского языка, формирую умения воспринимать и понимать сторонние позиции, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии неоспоримых аргументов и фактов, читать вслух и про себя тексты и при этом: - уметь прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; - вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную), учу навыкам общения и сотрудничества с людьми)
- здоровьесберегающих УУД,
(формирование позитивного отношения к своему здоровью, ознакомление со способами физического и духовного самосовершенствования и саморегулирования).
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Принципы организации программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности».
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнёрства – целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;
- социальной востребованности воспитания– соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
- Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
- Познавательная (беседы, лектории, интеллектуальные игры, поисковые и исследовательские проекты, конференции);
- Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии, круглый стол, ситуативные практики);
- Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
- Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
- Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
- Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
- Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
- Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание программы «Азбука нравственности» организовано в рамках шести основных тематических разделов:
Раздел № 1: Я гражданин (10 часов)
Моя роль в коллективе, в обществе.
Права и ответственность.
Жизненные ценности.
Этические нормы (вина, совесть) как регулятор морального поведения.
Конструктивное взаимодействие
Раздел №2: Труд как основа полноценной жизни (10 часов)
Режим дня.
Труд в нашей жизни.
Дисциплина.
Результаты человеческого труда.
Деньги в нашей жизни. Бережливость как показатель личности.
Речь и этикет. Культура эмоций – культура души.
Раздел № 3: Моё Отечество (30 часов)
Россия – наша Родина. Государственная символика.
Любовь и уважение к Отечеству.
Защитники земли русской.
Моя малая родина.
Мир заповедной природы Якутии: сохраним и приумножим. Диалоги о бизонах.
Раздел №4: Охрана здоровья (8 часов)
Здоровый образ жизни.
Культура внешнего вида.
Привычки в нашей жизни.
Диалоги о здоровье.
Компьютер в нашей жизни.
Школа саморегуляции.
Раздел №5: Семейные ценности (12 часов)
Семья и семейные ценности.
Отец и мать – нравственная опора в семье.
Наши братья меньшие.
Раздел №6: Мир доброты душевной (18 часов)
Толерантность в наши дни.
Диалоги о честности, правде и лжи.
Добро и зло. В поступки ты свои вложи всё лучшее своей души…
Стиль общения.
Стыд и совесть – как регуляторы морального поведения.
Акции помощи братьям нашим меньшим.
Настоящая дружба. Какая она?
Великая сила любовь: от Ромео и Джульетты до наших дней.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
при 2 часах в неделю (68 часов в год), 8 класс
учитель: Андрианова Е.Л.
№ урока | Содержание учебного материала | Цель занятия | Виды деятельности ученика | Примерные сроки |
I ЧЕТВЕРТЬ 18 часов за четверть | ||||
Раздел №1: Я гражданин (10 занятий) | ||||
1 | Моя роль в коллективе. | Расширить представление детей о таких социальных ролях, как «лидер», «генератор идей», «исполнитель»; | КТД с элементами игры и диагностики. Выборы правительства класса. | 3.09 |
2 | Я и мы. | Формирование представлений о своих правах и обязанностях. Формирование уважения к чужим правам и стремлениям. | Беседа за круглым столом, диагностическое тестирование, проектная деятельность. | 6.09 |
3 | Права и ответственность. | Воспитание культуры поведения в общественных метах: развитие этических и правовых норм поведения в учебном заведении; знакомство с уставом школы. | Игровой практикум. Творческий проект: «Наш классный устав». | 10.09 |
4-5 | Долг памяти. Славим подвиг русского народа. Торжественный старт года участника ВОВ. | Побудить к формированию чувства долга и ответственности перед героями ВОВ. | Митинг. Акция «Долг памяти» - побелка деревьев в алее Славы возле обелиска. | 13.09 |
6 | Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности | Формировать умение различать истинные и мнимые ценности. Воспитать ответственное отношение к своей жизни. | Работа с толковым словарём; творческие работы в группах; беседа-диалог; театрализованные постановки – импровизации. | 17.09 |
7 | Суд совести | Формировать положительную оценку таких понятий, как «чистота совести», «спокойная совесть»; побуждать к постоянной работе над собой, к анализу и критической оценке своих дел, поступков и мыслей. | Ролевая игра. Творческие задания сторон обвинения и защиты. | 20.09 |
8 | Качества личности, важные для межличностного общения. | Познакомить с такими понятиями как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, открытость, умение слушать, тактичность, конфронтация и гибкость. | Коллективная беседа, ролевые постановки, выступления желающих «открытый микрофон», творческая работа «Критичный взгляд на себя со стороны» | 24.09 |
9 | Конфликт и контакт | Сплочение коллектива, осознание значимости каждого в осуществлении общей деятельности. | Игра для обучающихся и педагогов, театрализованные постановки, прочтение сказки и её анализ. | 27.09 |
10 | Конструктивное взаимодействие | Знакомство с принципами бесконфликтного общения | Диспут по правилам и принципам конструктивного взаимодействия, ролевые игры, коллективно-творческая работа. | 1.10 |
Раздел №2: Труд как основа полноценной жизни (10 занятий) | ||||
11 | Учись учиться. | Познакомить учащихся с навыками учебного труда; научить рационально планировать время труда и отдыха. | Беседа с библиотекарем «Секреты быстрого поиска», выставка, анализ художественных произведений, составление «карты времени»,дискуссия «Рецепты выполнения домашних заданий», составление рекомендаций | 4.10 |
12 | Терпение и труд всё перетрут. Труд красит человека. | Расширить представление детей о значении труда в жизни общества; побудить детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. | Дискуссия по проблемным ситуациям: «Два плуга»; лекторий: «Что труд даёт человеку»; ролевые игры; открытый микрофон: «Профессии моих родителей»; блиц-интервью: «Моя любимая профессия». | 8.10 |
13 | Труд в школе и дома. | Объяснить, какое значение имеют слова «прилежный», «старательный» применительно к ученику; объяснить почему мы даём положительную оценку этим качествам человека; объяснить, что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным. | Открытый микрофон мнений; Беседа –диалог, анализ народных мудростей, творческий проект: «Правила, как стать организованным» | 11.10 |
14 | Если ты талантлив в труде – научи товарища. | Побудить детей к взаимопомощи и поддержке. | Деловая игра | 15.10 |
15 | Результаты многовекового труда. Огонь в нашей жизни. | Познакомить с историей появления огня и его использованием людьми в разные времена. Совершенствование знаний об огне. | Просмотр мультфильма, беседа по теме, интеллектуальная игра. | 18.10 |
16 | Дисциплина. Что значит быть дисциплинированным? | Познакомить с понятием «дисциплина»; Формирование понимания необходимости воспитания в себе внутренней дисциплины. | Ситуативный практикум. | 22.10 |
17 | Мир денег. Бережливость. | Создать условия осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни. Познакомить с наукой нумизматика. | Интеллектуальная игра, театрализованные постановки. Просмотр коллекций нумизматов. Просмотр презентации «Деньги разных стран». Домашняя работа до классного часа: кроссворды и ребусы по валютам разных стран. | 25.10 |
18 | Уважай своё время и время других. Искусство успевать. | Расширить представление о скоротечности времени. Воспитать бережное отношение ко времени. | Чтение стихов и их устный анализ. Дискуссия. Ситуативный практикум. Творческая мастерская: «Режим дня». | 29.10 |
II ЧЕТВЕРТЬ 14 часов за четверть | ||||
19 | Речь и этикет | Познакомить учащихся с понятием «этикет»; показать взаимосвязь этикета и речи; работа над воспитанием бережного отношения к речи и умению пользоваться ею. | Этическая беседа-диалог. Театрализованные постановки из жизни школьников. | 12.11 |
20 | Культура эмоций – культура души. | Побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, к поиску высоких нравственных идеалов. | Ситуативный практикум; театрализованные постановки из жизни школьников, творческая работа: «Карта моих эмоций». | 15.11 |
Раздел №3: Моё Отечество (10 занятий) | ||||
21 | Россия – наша Родина | Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, традиции. | Творческая работа, составление пословиц, ребусов, кроссвордов по изученным понятиям. | 19.11 |
22 | Герб. Геральдика – наука о гербах. | Познакомить с наукой геральдикой и требованиями, предъявляемыми этой наукой к гербам. | Лекторий, просмотр презентации, творческая работа. Домашняя работа «Герб моей семьи». | 22.11 |
23 | Герб Российской Федерации. | Познакомить с появлением государственного герба, его изменениями, связанными с историческими эпохами. | Лекторий, просмотр презентации. Защита проектов «Герд моей семьи» Домашний проект «Герб класса» | 26.11 |
24 | Герб моей семьи | Совершенствование знаний о гербах, знакомство с гербами знатных родов. | Лекторий, защита творческих проектов. Защита проектов «Герб класса», выборы. Дискуссии. | 29.11 |
25 | Защитники земли русской | Воспитание уважительного отношения к воинам – защитникам Родины. Воспитание патриотических чувств к своей родине. | Беседа с ветеранами. Выступление обучающихся со словами благодарности. | 3.12 |
26 | Жизнь, ставшая легендой. Суворовские истины | Познакомить с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность присяги. Воспитать уважение к истории своей страны. | Интерактивная беседа на тему: «Истинная слава – в чём она?» Лекторий: «Неуязвимая крепость». Беседа-диалог о Суворовских истинах. Викторина-рефлексия. | 6.12 |
27 | Моя малая Родина | Привить любовь к своей малой родине. | Просмотр презентации о истории родного города. Домашняя работа: написать небольшие доклады: «Почётные жители города», «Первопроходцы», «Приход ЖД», «Школы родного города» и т.д.. | 10.12 |
28 | Томмоту быть… | Познакомить с историей города. Формирование чувства ответственности за будущее города. | Защита проектов. Коллективные обсуждения проектов. Выбор лучшего проекта. | 13.12 |
29 | Путешествие в мир заповедной природы Якутии. | Познакомить с заповедниками Якутии. Побудить чувство гордости за родной край. | Просмотр и обсуждение презентации. | 17.12 |
30 | Возвращение бизонов на историческую Родину. | Познакомить с питомниками южной Якутии: «Усть-Буотама» в Хангаласском улусе и «Тымпынай» в Горном улусе. | Выступление с докладом инициативной группы. Просмотр презентации на тему. Творческие работы в группах. | 20.12 |
Раздел №4: Охрана здоровья (8 занятий) | ||||
31 | Что имеем не храним, потерявши, плачем. Диалоги о здоровье. | Расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности. | Лекторий: «Что такое здоровье»; театрализованные выступления учеников-врачей с консультациями о секретах здоровья. Театрализованная постановка по правилам дорожного движения для начальной школы. Игры. | 24.12 |
32 | Мне завтра надо выспаться. | Воспитание у детей чувства ответственности за собственное здоровье и самочувствие. | Беседа-диалог. | 27.12 |
III ЧЕТВЕРТЬ 20 часов за четверть | ||||
33 | Культура внешнего вида. Дрескод в нашей жизни. | Расширить представления учащихся о «дрескоде» и его правилах. Побуждение к самосовершенствованию в вопросах внешнего вида. | Показ мод. Презентация «Куда я так пойду?..» Дискуссия по теме. | 14.01 |
34 | Соблюдение этикета – долг людей на всей планете. | Расширить представления о «этикете» и правилах хорошего тона. | Ситуативный практикум. Творческая мастерская по правилам хорошего тона. | 17.01 |
35 | Чтобы компьютер стал другом. | Познакомить учащихся с влиянием компьютера на здоровье человека. Выработать мнение об ограничении времени работы за компьютером. Знакомство с полезными ресурсами сети Интернет. | Анкетирование, беседа, анализ статистических данных, театрализованные постановки, гимнастика. | 21.01 |
36 | Привычки – спутники жизни. | Рассмотреть, как привычки плохие и хорошие, сопровождая нас в пути, влияют на жизнь человека. | Беседа-диалог; творческие работы: «Мои привычки: хорошие и плохие». | 24.01 |
37 | Телефон в моей жизни. Мама кинь денег… | Побуждение к формированию здравого смысла по отношению к телефону. | Беседа-диалог; обсуждение ситуаций из реальной жизни. Творческие проекты: «За и против». | 28.01 |
38 | Как победить дракона, или удержись от вредной привычки. | Углубить представление детей о вредных привычках; побудить к сопротивлению вредным привычкам; воспитать активную жизненную позицию. | Лекторий; интерактивная беседа; тестирование; ситуативный практикум: «Умей сказать НЕТ». | 31.01 |
Раздел №5: Семейные ценности (12 занятий) | ||||
39 | Что такое счастье? | Формирование понятия «счастья». Поиск истоков счастья в очевидном. Формирование жизненных ценностей. | Работа с литературными источниками. Подбор пословиц и поговорок. Народные мудрости и счастье. Творческие задания: лестница к счастью, составление ребусов, Разгадывание кроссвордов. | 4.02 |
40 | Счастливая семья. Какая она? | Формирование представлений о семье – как основе гармоничной, полноценной жизни. | Творческий проект: «Моя семья – моё богатство». Написание эссе. Подготовить материалы (ФИО бабушек и дедушек) для составления семейного древа. | 7.02 |
41 | Моя семья – моё богатство. | Побудить формирование чувства гордости и ответственности за благополучие своей семьи. | Зарисовка ленты времени. Исследовательский проект «Генеалогическая таблица моей семьи» | 11.02 |
42 | Великая сила любви | Ознакомить детей с легендой о Петре и Февронии; способствовать развитию интереса к русской духовной традиции. | Литературный экскурс. Просмотр презентации на тему. | 14.02 |
43 | Семейные традиции и праздники. Истории моей семьи. Мама, папа, я – дружная семья. | Формирование представлений о семье – как основе гармоничной, полноценной жизни. | Диалоги о семьях и семейных ценностях. Творческая мастерская: «Портрет моей крепкой будущей семьи». Защита семейных проектов «мама, папа, я – … семья» | 18.02 |
44 | При солнышке – тепло, при матери – добро. | Воспитание чувства уважения к матери; на примере рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла» показать значение матери в жизни ребёнка. | Прочтение и анализ произведения, дискуссия по теме; творческая работа «Шляпка для мамочки». | 21.02 |
45 | Отец в моей жизни. | Формирование у детей чувства гордости за своего отца. Формирование понимания важности института семьи. | Творческая мастерская: «Мой папа на все руки мастер» | 25.02 |
46-47 | Папа может, папа может, всё что угодно… | Формирование у детей чувства гордости за своего отца. | Конкурсы, театрализованные представления учащихся и мам. | 28.02 (2 урока) |
48 | Ты в ответе за тех, кого приручил. Наши братья меньшие | Воспитать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим». | Лекторий о собаках. Защита проектов «Мой преданный друг» | 4.03 |
49-50 | Мы славим женские руки. | Познакомить с историей возникновения праздника 8 марта; воспитание чувства уважения к женщинам. | Конкурсы, театрализованные представления учащихся и пап, чаепитие для милых мам. | 7.03 (2 урока) |
Раздел №6: Мир доброты душевной (18 занятий) | ||||
51 | Расскажи мне обо мне | Учить относиться к себе наравне с окружающими людьми; воспринимать критику одноклассников и быть готовым исправить свои недостатки. | Тестирование, дискуссия на тему, ролевая игра, творческое задание «Я в лучах солнца», тренинг. | 11.03 |
52 | Что такое толерантность. | Формирование понятия «толерантность». | Лекторий; тест по определению уровня толерантности. | 18.03 |
IV ЧЕТВЕРТЬ 16 часов за четверть | ||||
53 | Милосердие и забота о ближнем. | Формирование понятия «милосердие». Побуждение к пониманию того, что милосердие это признак душевного богатства человека. | Творческие мастерские: «Солнце человечности», «Оазис милосердия», «Проект помощи»; ролевая игра «Кто спасётся»; дискуссия по теме; анализ прочитанной сказки В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного» | 4.04 |
54 | Рука помощи для птиц | Воспитать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим». | Исследовательский проект: «Птичий домик на все времена» Наблюдение за птицами и их предпочтениями. | 8.04 |
55 | О честности, правде и лжи. | Познакомить с понятиями «честность», «правда», «ложь»; совершенствовать умения отличать честность от правды, правду от лжи. | Чтение рассказа «Фантазёры», анализ прочитанного, работа с толковым словарём. | 11.04 |
56 | Добро и зло в нашей жизни | Познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; познакомить учащихся с необходимостью целенаправленного воспитания доброты, побудить их к этому | Диспут, Ролевые постановки, Анализ притч и народных изречений. Работа со словарями. | 15.04 |
57 | В дела ты добрые вложи, всё лучшее своей души. Кто он – воспитанный человек. | Прививать навыки доброго и вежливого отношения к людям. | Этическая беседа-диалог. Чтение стихов и рассуждения учеников о изложенных ситуациях. Практикум хороших поступков. | 18.04 |
58 | Бескорыстность настоящей дружбы. | Развитие представлений о настоящей, преданной и бескорыстной дружбе. | Беседа-диалог. Анализ мудрых мыслей и изречений. Ситуативный практикум. | 22.04 |
59 | Уважение к старшим – основа толерантной личности. | Формирование уважительного и почтительного отношения к старшему поколению. | Чтение стихов; обсуждение прочитанного. Работа над проектом: «Мой вклад в общее дело». | 25.04 |
60 | Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе | Активизация познавательной деятельности учащихся и сплочение классного коллектива. | КТД: конкурсно-игровая программа | 29.04 |
61 | Стиль общения. Каким он должен быть? | Привить чувство необходимости благоприятного стиля общения для психологического равновесия и эмоционального благополучия человека. | Ситуативный практикум; театрализованные постановки; анализ прочитанных произведений и притч; творческие задания в группах. | 6.05 |
62 | Доброта и вежливость в нашей жизни. | Привить навыки доброго и вежливого отношения к людям | Чтение лирических произведений, беседы (учимся высказывать своё мнение), работа с иллюстрированным материалом, театрализованные постановки, сочинение-сказка по стране добрых дел. | 13.05 |
63 | Прислушайтесь к природе. | Расширить представления учащихся о «Красной книге»; воспитать бережное отношение к окружающему миру. | Творческая мастерская: «Правила поведения в лесу», «Дружелюбность костра», викторина «Чудеса природы», составление загадок на тему природы. | 16.05 |
64 | Песнь о собаке. | Воспитать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим»; подвести учащихся к мысли об ответственности за то, что происходит вокруг. | Литературная дискуссия. | 20.05 |
65 | Стыд и совесть. | Уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков. | Интерактивная беседа по рассказу «Осколки в сердце»; словарная работа; игра: «Чего надо стыдиться»; Ситуативный практикум: «Голос совести»; упражнения для совести. | 23.05 |
66-68 | «Кладоискатели» | Совершенствование эмоциональной атмосферы в коллективе. Побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, к поиску высоких нравственных идеалов; | Праздник нравственных ценностей. Игры, творческие задания. | 30.05 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Обучение детей по программе «Азбука нравственности» должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
- Личностные результаты:
- Осознание обучающимися чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур;
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
- Метапредметные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
- Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- осознание ценности нравственности и духовности в жизни человека и общества;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Азбука нравственности» имеются в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала;
• технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых (компьютер, мультимедиапроектор);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности (принтер, фото и видеотехника и др.);
• экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, мультфильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- конституция РФ;
- художественные произведения по программе 5 класса;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
энциклопедическая и справочная литература;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РФ «Об образовании».
- Интернет–ресурсы
- Мультимедийный фонд
- Новые классные часы: 5 класс / О.А. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 222. – (Сердце отдаю детям).
- Нравственное воспитание школьника. 5-8 классы / авт.-сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
- Обучаем и воспитываем по-новому : инновационные формы внеаудиторной деятельности в 5-9 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 285 с.
- Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
- Концепция духовно–нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (стандарт второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...