Программа доп.образования "Шашки"
рабочая программа (5, 6 класс)
Занятия шашками положительно влияют на интеллектуальное равитие обучающихся. Шашки позволяют с пользой скоротать время интеллектуальной разминкой в любой ситуации: дома, в гостях, в дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shashki_3.docx | 63.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа-интернат»
__________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ «Калачинская
адаптивная школа-интернат»
_____________ Н.В.Козицкая
(подпись)
Приказ № __ от « » ____ 2022г.
Дополнительная адаптированная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Шашки»
физкультурно-спортивной направленности для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 11-14 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: воспитатель ________С.Б. Сорокина
( подпись)
Рассмотрена на заседании МО « » __ 2022 г., протокол № 1
Руководитель МО _______________ С.В. Степанова
(подпись)
Согласована на МС протокол № 1 « » ___ _2022 г.,
Согласовано зам. директора по ВР ________ И.В. Малышева
(подпись)
Калачинск, 2022г.
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………….……..3
1.1. Цель и задачи программы……………………………………………….… 3
1.2. Формы и методы работы…………………………………………………….3
2. Характеристика программы…………………………………….….............4
2.1. Планируемые результаты освоения программы…………………….…… 4
2.2. Контрольно-оценочные материалы………………………………….......... 5
3.Содержание программы……………………………………………….……. 6
4. Календарно-тематическое планирование……………………………....... 7
5. Описание методического и материально- технического обеспечения..13
5.1. Список литературы………………………….................................................13
5.2. Средства обучения и воспитания, приобретенные в рамках федерального
проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование"… 13
5.3. Учебно-методическое обеспечение ……………………..............................13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная адаптированная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шашки» составлена на основе:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Устава КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат».
Актуальность программы. Как одна из форм интеллектуального досуга, продукт искусства композиции и настольный вид спорта, шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Шашки являются народной игрой, глубоко вошедшей в быт. Правила ее вырабатывались и шлифовались веками. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным механизмом, предоставляют широкие возможности для реализации логических и творческих способностей играющих. Занятия шашками положительно влияют на интеллектуальное развитие обучающихся, моделируют их мышление, позволяют составлять логические звенья, выстраивать цепочки умозаключений.
Занятие шашками с использованием столов-парт шашечных, демонстрационной доски, шашечных часов значительно расширяют возможности досуга – позволяют с пользой скоротать время интеллектуальной разминкой в любой ситуации: дома, в гостях, в дороге, и т.п., имеют психотерапевтический эффект – успокаивают нервную систему, способствуют приятному общению со сверстниками и взрослыми.
1.1. Цель программы
Цель программы: развитие личности обучающегося, совершенствование его интеллектуального потенциала, социальной адаптации через занятия шашками.
Задачи программы:
- формировать активность, память, мышление, концентрацию внимания, умение сосредотачиваться на проблеме;
- содействовать развитию логики у детей, умения совмещать разные знания и применять их в любых жизненных ситуациях;
- развивать у обучающихся способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-формировать у учащихся устойчивую мотивацию к ведению здорового образа жизни;
- содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, уважения к сопернику и судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
- воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата.
1.2. Формы работы
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
индивидуальная,
фронтальная,
групповая.
Методы работы
Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: показ упражнений, наглядных пособий.
Практические методы:
1. Метод упражнений;
2.Игровой метод;
3.Соревновательный;
4.Метод круговой тренировки.
2. Характеристика программы
Программа составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов, возраст 11-14 лет. Объем программы - 68 часов. Срок реализации: 2 года.
Занятия проводятся один раз в неделю с каждой группой по 2 часа, во вторую половину дня. Продолжительность одного учебного часа 45 минут, перемена между занятиями составляет 10 минут.
2.1. Планируемые результаты освоения программы
1 год обучения -
ЗНАТЬ
-правило «взялся – ходи»;
- первоначальные понятия
об эндшпиле;
-роль петли;
-понятия о начале партии;
- простейшие тактические приемы
и комбинации.
УМЕТЬ
-ориентироваться на шашечной доске;
-правильно помещать шашечную доску между партнерами;
-играть без нарушений правил шашечного кодекса;
-решать простейшие тактические задачи;
-проводить комбинации;
-играть простые окончания.
2 год обучения
ЗНАТЬ
-основные принципы разыгрывания
несложных вариантов в дебютах;
- понятие темпа;
-первоначальное понятие о миттельшпиле;
-тактические приемы;
-оппозицию;
-первоначальное понятие дебюта;
-роль петли;
- ловушки в эндшпиле;
- дамочные окончания.
УМЕТЬ
-пользоваться часами;
-оценивать позицию;
-находить и проводить
элементарные тактические
удары;
-разыгрывать несложные
дебютные варианты;
-решать тактические задачи;
-строить петлю;
-вести борьбу за центральные поля;
-играть дамочные окончания.
Если на первом году обучения большая часть времени отводится на изучение силы и слабости каждой шашки, то на втором году много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Расширяются знания в области дебюта, начинает формироваться понимание плана в начальной стадии шашечной партии и связи его с миттельшпилем. В дебютной подготовке учащиеся переходят от теоретических основ разыгрывания дебютов к конкретному изучению дебютов. Игра в дебюте и миттельшпиле приобретает смысл: от примитивной игры к осознанной мобилизации шашек и борьбе за центр.
2.2. Контрольно-оценочные средства
Текущий контроль достижения результатов проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия, а итоговая в конце второго полугодия обучения в форме зачета. В конце первого полугодия зачет предполагает проведение контрольной работы, в конце второго полугодия - тестирование.
1этап - промежуточная аттестация (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
Критерии оценки результатов:
• Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием, умеет производить расчеты на несколько ходов вперед, аналитически мыслит;
• Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, недостаточно знает правила игры;
• Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога, не знает правила игры.
2 этап – итоговая аттестация (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении
Критерии оценивания
Критерии | Показатели | Показатели опенки тестирования | ||
1. | Первоначальные понятия | низкий | -не ориентируется в понятиях; | |
средний | - с помощью педагога ориентируется; | |||
высокий | - ориентируется в понятиях; | |||
2. | Психологическая подготовка | низкий | - не принимает поражение; | |
средний | - не соглашается с поражением; | |||
высокий | - адекватно принимает результат партии; | |||
3. | Тактическая подготовка | низкий | -не владеет тактической подготовкой; | |
средний | - планирует с помощью педагога; | |||
высокий | - владеет тактической подготовкой; | |||
4. | Стратегическая подготовка | низкий | - не владеет стратегической подготовкой; | |
средний | - выстраивает с помощью педагога; | |||
высокий | - самостоятельно продумывает стратегию игры; | |||
5. | Расчет ходов, ценность шашки «дамки» | низкий | - не продумывает ходы и не понимает значение «дамки»; | |
средний | - с помощью педагога делает расчет ходов, педагог напоминает ценность шашки и «дамки»; | |||
высокий | - - продумывает ходы и понимает значение шашки и «дамки»; |
3. Содержание программы
Разделы программы
Исторический обзор -2ч
Теория: древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А. Д. Петровым.
Первоначальные понятия -4ч
Теория: Шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. Правила игры. Три стадии партии.
Практика: упражнения на усвоение правил игры в русские шашки. Разбор и решение тематических примеров
Спортивный режим, психологическая подготовка -1ч
Теория: Моральные качества, свойственные спортсмену. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствование моральных и волевых качеств. Психология шашечной борьбы.
Тактика-17ч
Теория: различные способы выигрыша шашек, разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры, простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии. Элементарные ловушки в начале партии. Упражнения на выполнение ходов дамкой.
Практика: Элементарные ловушки в начале партии. Упражнения на выполнение ходов дамкой, упражнения на различные способы выигрыша шашек, практика в отыскании технических приемов и комбинаций
Стратегия -6ч
Теория: значение центральных полей доски. Сила и слабость центра, бортовых полей. Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, прорыв, овладение важными полями доски.
Практика: разбор, решение и разыгрывание характерных тематических примеров
Эндшпиль-7ч
Теория: Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, правило оппозиции — противостояния шашек. Три дамки против одной, «треугольник» А. Петрова, способ М.Гоняева. Борьба одной шашки против двух и более шашек (характерные ничейные позиции в борьбе одной против двух). Примеры выигрыша двумя против одной. Ничейные возможности в борьбе одной против трех и более шашек.
Практика: упражнения на выполнение ходов дамкой.
Борьба простых -8ч
Практика: две шашки против двух(примеры). Три шашки против двух. Типичные позиции из борьбы трех шашек против четырех. Четыре шашки против четырех.
Композиция -6ч
Теория: концовки, задачи и этюды — произведения композиции - особой области шашечного творчества, имеющей своей целью раскрытие красоты шашечной игры. Связь композиции с практической партией.
Практика: просмотр и разбор несложных, но эффектных, впечатляющих композиций
Разновидности шашек, их индивидуальные особенности -15ч
Теория: знакомство с разными видами игр в шашки ("Самоеды","Одноцветные шашки", "Русские шашки", "Поддавки"), правила игр
Практика: тренировочные упражнения, тренировочные партии
Турниры -2ч
Проводятся теоретические занятия в форме лекций, бесед, диспутов, анализа сыгранных ребятами партий и практические занятия: сеансы игры, турниры, этюды, игровые занятия, упражнения.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, наименование тем | Всего часов | тео рия | практика | тео рия | прак тика | ||
1 год | 2 год | 1 год | 1 год | 2 год | 2 год | |||
Исторический обзор. | 2 | 2 | ||||||
Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. | 1 | 1 | ||||||
Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А. Д. Петровым. | 1 | 1 | ||||||
Первоначальные понятия: | 4 | 4 | ||||||
Шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. Правила игры. | 1 | 1 | 2 | |||||
Три стадии партии | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Спортивный режим, психологическая подготовка. | 1 | 1 | ||||||
Моральные качества, свойственные спортсмену. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов, совершенствование моральных и волевых качеств. Психология шашечной борьбы | 1 | 1 | ||||||
Тактика | 17 | 17 | ||||||
Различные способы выигрыша шашек | 1 | 1 | 2 | |||||
Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании, расчет ходов в партии | 1 | 1 | 1 | |||||
Элементарные ловушки в начале партии. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | 1 | 2 | ||||||
Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка. | 1 | 2 | ||||||
Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка. | 1 | 1 | ||||||
Упражнения на выполнение ходов дамкой. | 3 | 2 | ||||||
Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | 1 | 1 | 1 | |||||
Дамочные окончания. Три дамки против одной. | 1 | 2 | ||||||
Стратегия | 6 | 6 | ||||||
Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра, бортовых полей | 1 | 1 | 2 | |||||
Значение общего плана игры в партии. Выбор наиболее выгодного плана. | 1 | 1 | 2 | |||||
План игры на ослабление пункта, прорыв, овладение важными полями доски. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Эндшпиль | 7 | 7 | ||||||
Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, правило оппозиции — противостояния шашек. | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Три дамки против одной, «треугольник» А. Петрова, способ М. Гоняева. | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
Борьба одной шашки против двух и более шашек (характерные ничейные позиции в борьбе одной против двух). | 1 | 1 | 1 | |||||
Борьба простых | 8 | 8 | ||||||
Две шашки против двух(примеры). | 2 | 2 | ||||||
Три шашки против двух. | 2 | 2 | ||||||
Типичные позиции из борьбы трех шашек против четырех. | 2 | 2 | ||||||
Четыре шашки против четырех. | 2 | 2 | ||||||
Композиция | 6 | 6 | ||||||
Концовки, задачи и этюды — произведения композиции - особой области шашечного творчества, имеющей своей целью раскрытие красоты шашечной игры. | 1 | 2 | ||||||
Связь композиции с практической партией | 2 | 2 | ||||||
Просмотр и разбор несложных, но эффектных, впечатляющих композиций | 3 | 2 | ||||||
Разновидности шашек, их индивидуальные особенности | 15 | 15 | ||||||
Знакомство с разными видами игр в шашки | 1 | 3 | 1 | 3 | ||||
"Самоеды" | 2 | 2 | ||||||
"Одноцветные шашки" | 2 | 2 | ||||||
"Русские шашки" | 3 | 2 | ||||||
"Поддавки" | 2 | 2 | ||||||
Игры в шашки по желанию | 2 | 3 | ||||||
Турниры | 2 | 2 | ||||||
Турниры | 2 | 2 | ||||||
итог | 68 | 68 | 18 | 50 | 10 | 58 |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Материально-техническое обеспечение |
1 | История шашек | шашки, доска, часы | |
2 | Шашечная доска и шашки | шашки, доска, часы | |
3 | Моральные качества спортсмена. Игровые упражнения. | шашки, доска, часы | |
4 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
5 | Шашечные поля. Основные шашечные термины. | шашки, доска, часы | |
6 | Диагональ. Три стадии партии. | шашки, доска, часы | |
7 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
8 | Как начинать партию | шашки, доска, часы | |
9 | Основные правила шашечной игры | шашки, доска, часы | |
10 | Основные правила шашечной игры | шашки, доска, часы | |
11 | Основные правила шашечной игры | шашки, доска, часы | |
12 | Разные виды ничейной партии | шашки, доска, часы | |
13 | Разные виды ничейной партии | шашки, доска, часы | |
14 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
15 | Просмотр и разбор композиций | шашки, доска, часы | |
16 | Простейшие комбинации и тренировка в их отыскании | шашки, доска, часы | |
17 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
18 | Знакомство с таблицей шашечного турнира | шашки, доска, часы | |
19 | Подготовка к соревнованиям | шашки, доска, часы | |
20 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
21 | Выбор наиболее выгодного плана | шашки, доска, часы | |
22 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
23 | Соревнование по шашкам между игроками | шашки, доска, часы | |
24 | Соревнование по шашкам между игроками | шашки, доска, часы | |
25 | Шашечные окончания | шашки, доска, часы | |
26 | Соревнование по шашкам между игроками | шашки, доска, часы | |
27 | Решение задач, комбинаций | шашки, доска, часы | |
28 | Знакомство с разными видами игр в шашки | шашки, доска, часы | |
29 | Решение задач, комбинаций | шашки, доска, часы | |
30 | Решение задач, комбинаций | шашки, доска, часы | |
31 | «Дамка» - сильные стороны | шашки, доска, часы | |
32 | Упражнения на выполнение ходов дамкой | шашки, доска, часы | |
33 | Игровые упражнения | шашки, доска, часы | |
34 | Турнир | шашки, доска, часы |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Материально-техническое обеспечение |
1 | История шашек | шашки, доска, часы | |
2 | Шашечные поля | шашки, доска, часы | |
3 | Значение общего плана игры в партии. | шашки, доска, часы | |
4 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
5 | Психология шашечной борьбы. | шашки, доска, часы | |
6 | Диагональ. Шашечные термины | шашки, доска, часы | |
7 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
8 | Основные правила шашечной игры | шашки, доска, часы | |
9 | Значение центральных полей доски | шашки, доска, часы | |
10 | Сила и слабость центра. | шашки, доска, часы | |
11 | Сила и слабость бортовых полей | шашки, доска, часы | |
12 | Три стадии партии | шашки, доска, часы | |
13 | Различные способы выигрыша шашек | шашки, доска, часы | |
14 | Разные виды ничейной партии | шашки, доска, часы | |
15 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
16 | Ловушки в начале партии | шашки, доска, часы | |
17 | Важная роль оппозиции | шашки, доска, часы | |
18 | Подготовка к соревнованиям | шашки, доска, часы | |
19 | Таблица шашечного турнира | шашки, доска, часы | |
20 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
21 | "Треугольник" А.Петрова. Петля. | шашки, доска, часы | |
22 | Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
23 | Способ М.Гоняева | шашки, доска, часы | |
24 | Соревнование по шашкам между игроками | шашки, доска, часы | |
25 | «Дамка» - сильные стороны. Дамочные окончания. | шашки, доска, часы | |
26 | Упражнения на выполнение ходов дамкой | шашки, доска, часы | |
27 | Соревнование по шашкам между игроками | шашки, доска, часы | |
28 | Концовки, задачи и этюды. | шашки, доска, часы | |
29 | Решение задач, комбинаций | шашки, доска, часы | |
30 | Решение задач, комбинаций | шашки, доска, часы | |
31 | Разные виды игр в шашки. Практическое закрепление материала | шашки, доска, часы | |
32 | Соревнование по шашкам между игроками | шашки, доска, часы | |
33 | Игровые упражнения | шашки, доска, часы | |
34 | Турнир | шашки, доска, часы |
5. Описание методического и материально- технического обеспечения
5.1. Список литературы:
1. Абаулин Д. «Начало шашечной партии»М., 2006
2. Агафонов Н.«Комбинация. Международные шашки», Москва, 2003
3. Агафонов Н. «Курс дебютов. Международные шашки», Москва, 2005
4. Блиндер. Б. М., Косенко А. А. «Середина игры в русские шашки», Черкассы, 2005
5.Витошкин В. «Секреты этюдного творчества», Минск, 2007
6. Головня И.. «Русские шашки», 2005.
7. Кульбанов Д. «Корифеи русских шашек», 2006
8. Куперман. Р., Н.Каплан.«Начало и середина игры в шашки»,2004
9. Ляховский А. С., Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006). «Арена- 64».
10.Романчук О. А.. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005
11.Становский М. М.. «Этюдными тропами – 5», 2006.
12. «Шашечный кодекс России».Тихвин, 2003.
Информационно-образовательные ресурсы:
1. http://www.shashkivsem.ru/kontakty
2. http://shashki-dnepr.org.ua/
3. http://shashkinn.ru/ 4. http://fenix64.com/
5.2. Средства обучения и воспитания, приобретенные в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта"Образование":
Столы-парты с шахматной доской
Комплекты шашек
Шахматные часы
Демонстрационная доска с комплектом шашек и шахмат
5.3. Учебно-методическое обеспечение:
Разработки презентаций
Конспекты занятий
Дидактические игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...