Гражданско- патриотическое воспитание в духе мира в учебно- воспитательном процессе в системе дополнительного образования
методическая разработка

Выродова Надежда Васильевна

Методический материал для педагога, который позволяет, благодаря ряду мероприятий,  воспитать гражданина, патриота, ценителя своей культурных традиций, нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   МБУ ДО Дом детского творчества

Тема:  Гражданско- патриотическое  воспитание в духе мира в учебно- воспитательном процессе в системе дополнительного образования

     

                                                Педагог: Выродова Н.В.

                                                   

                                              С. Кочубеевское, Ставропольский край

                                                         2022 г.

Гражданско- патриотическое  воспитание в духе мира в учебно- воспитательном процессе в системе дополнительного образования.       МБУ ДО ДДТ  

Цель учебно воспитательного процесса гражданско- патриотического воспитания:

  • Пополнять знания истории традиций, культуры российского государства, семьи, края.
  • Воспитывать в детях социально- нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к родителям, миролюбие, заботу об окружающей среде, ответственность перед  близкими

-Воспитывать патриота, гражданина своей Родины, быть ценителями духовных, культурных традиций, гражданских ценностей

Я считаю, что  воспитание гражданина и патриота своей Родины особенно актуально в наше время. Изменения, которые произошли за последние десятилетия в России,  привели к значительной потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. 

Важнейшие признаки реального проявления патриотизма  личности как  нельзя лучше проявляются в деятельности детского объединения,в учебно- воспитательной работе.  Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в нашем объединении имеет также свое отражение.  Любовь к Родине, патриотизм, начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание  имеет четко свою линию: моя семья –  школа – родное  село – родная страна.

 Все мы граждане России.   Такая форма как посещение музеев края, района, села , имеет важное значение, которая позволяет   формировать у учащихся  представление о том, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой страны, а успех гражданина – также с успехом страны

Главная идея нашего объединения в формировании гражданственности- организация дел с целью удовлетворения духовных потребностей детей, сохранение  приемственности поколений,а также  воспитания в детях активной гражданской позиции,  мыслящей личности. Цели и задачи объединения реализуются через направления программы, где красной нитью проходит принцип воспитания, патриота и гражданина. Знакомство с родным селом происходит с посещения музея.  Музей- это основная база патриотического воспитания, накопленный материал учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, гордиться им. Мы с детьми регулярно посещаем музеи нашего района, края, узнаем все новые и новые сведения о наших героях соотечественниках, о традициях и быте наших предков, о памятниках, монументах. Традиционно в рамках декады гражданско-патриотического воспитания проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками чеченской кампании.  Встречи с интересными людьми, посещение выставочных залов, библиотек  помогает детям осмыслить свою роль и место в жизни общества - в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности.  Все это позволяет воспитать и развить у детей  лучшие человеческие качества, сформировать социально-нравственные ценности: уважение к родителям, миролюбие, ответственность перед близкими людьми, заботу об окружающей среде, развитие гуманизма, милосердия. , мыслящей личности с высоким интеллектуальным потенциалом, привития  норм социально- культурной жизни учащихся    География поездок, тематические праздники позволяют в объединении  сформировать чувство  гражданственности- организации дел с целью  сохранение  приемственности поколений,а также  воспитания в детях активной гражданской позиции,  мыслящей личности, с высоким интеллектуальным потенциалом, привития  норм социально- культурной жизни учащихсяМы с детьми регулярно посещаем музеи нашего района, края, узнаем все новые и новые сведения о наших героях соотечественниках, о традициях и быте наших предков. Традиционно в рамках декады гражданско-патриотического воспитания проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками чеченской кампании. Наши воспитанники поздравляют их с праздниками.

 Гражданско- нравственное воспитание  проявляется и в тематических праздниках. Ведь здоровье – это физическое, психологическое и социальное благополучие человека. Мы с ребятами  «проводим тематические праздники», каждый раз открывая для себя новые горизонты.  « «Великолепная семерка», « Забавы богатырские» и др. Наблюдение за деятельностью и поведением детей во время спортивных игр, позволило сделать вывод, что игры, направленные на патриотическое воспитание содействуют формированию у них чувства долга перед Отечеством, воспитанию интереса к Вооруженным силам, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности.

Воспитание гражданско-патриотических качеств прививается у детей в конкурсах , фестивалях детского творчества, например: Традиционным в январе стало  фольклорное мероприятие-« Наши бабушки гадали». Ребята сами проигрывают роли, вспоминают заклички, попевки, народные игры зимнего праздника православных христиан. Имитация, проигрывание обычаев, традиций  праздника доставляет детям много положительных эмоций и уважение к истории своего народа.  По тому, как человек относится к другим нациям, народностям, можно судить о его отношении к политике, Родине, государству.

Элементы национального воспитания, знакомство с культурой, обычаями и традициями, народом,  населяющих наш край, регион, находят хорошее отражение в организации воспитательной работы нашего объединения

Знание  культуры, быта, дружелюбное толерантное отношение  необходимо, чтобы воспитать гражданина, достойного Отечества. По этому направлению среди учащихся проводим беседы по толерантности и уважения традиций других  национальностей ,поездки- экскурсии в городской музей, посещения, праздники: «Моя малая Родина»»СКФО- мой регион « Все мы –дружбою сильны», «Казаки- культура и быт »  Беседа- викторина, «Триколор»-вера, благородство, мужество, где дети познают символику России, края, знакомятся с национальным составом, населяющим СКФО.

В своей работе я использую такие приемы, как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны, так, как считаю, что семейная родословная- неисчерпаемый источник патриотического воспитания.  Здесь переплетаются праздники, беседы, познавательные викторины .забавы.  Ежегодно пополняется папка фотоматериалов мероприятий, поездок, праздников в период каникул Формированию у детей патриотических чувств, способствует включение  их в эмоционально насыщенную, двигательную деятельность, а также подбор определенных игр- эстафет н а воздухе: (Веревочный курс, «Меткий стрелок», «Зашифрованное письмо», «Полоса препятствий»)  , « Эстафеты  здоровья»  и др. мероприятий позволяют создать благоприятные условия для воспитания дисциплинированности, целеустремленности, отзывчивости, позволяют приобщиться к здоровому образу жизни.  История и культура, ратные подвиги и судьбы земляков -все это становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития.  Дети объединений в честь 70-летия Победы занимались исследовательской работой, где приносили педагогам- а далее в штаб сведения о своих героях ветеранах, тружениках тыла. Много информации было размещено на баннере в ДДТ- Фабричная, где дети с гордостью показывали своих предков, одержавших великую Победы в годы войны- 1941-45г.г. В преддверии 77-летия Прошел конкурс чтецов по ДДТ «Великая Победа глазами детей»,

Традиционно в объединении проводятся,  конкурсы   рисунков по теме  «страна моя Россия», »Я здесь родился и живу», « Война в рисунках детей». В своей работе я использую такие приемы, как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны, так, как считаю, что семейная родословная- неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ежегодно пополняется папка фотоматериалов мероприятий, поездок , походов, экскурсий села, района. Такие игровые технологии и мероприятия создают благоприятные условия для воспитания дисциплинированности, помогают детям преодолевать трудности, требует сосредоточенности, внешней концентрации внимания.. Я уверена в том, что важнейшей составной частью и результатом гражданского воспитания должно стать патриотическое воспитание, содержанием которого является знание истории, традиций, культуры российского государства, родного края и семьи.

Патриотическое  воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.  Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на многостороннее формирующее влияние

Так  например  К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…..»

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»

«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"

Это небольшая статья в формате эссе о дополнительном образовании в образовательном учреждении, а не в учреждении дополнительного образвания. Размышление о том, как выстраивать взаимоотношения участник...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...