Методическая разработка воспитательного мероприятия «Девичьи посиделки» в д/о «Сударушка»
материал
Воспитательное мероприятие для детей 2-3 года обучения ,направленное на усвоение традиционной народной культуры, развитие воображения и умения работать в команде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Девичьи посиделки» в д/о «Сударушка»
Составитель:
Ремизова Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Павлово
2022 г
Методическая разработка
проведения воспитательного мероприятия
«Девичьи посиделки» для детей 2-3 года обучения
Воспитательное мероприятие «Девичьи посиделки» проводится для обучающихся 2-3 года обучения в детском объединении «Сударушка». Обучающиеся детского объединения занимаются изготовлением кукол. Куклы помогали воспитывать детей, были друзьями в их играх, их оберегами, играли в их жизни большую роль. Обучающиеся с удовольствием изучают русские народные традиции и игры.
Цель проведения мероприятия:
организация целенаправленного развивающего досуга обучающихся в детском объединении «Сударушка», направленного на усвоение детьми традиций русской народной культуры.
Задачи:
- Развить фантазию, воображение, общую культуру;
- Сформировать знания о национальных русских традициях и играх;
- Сплотить детский коллектив, воспитать чувства сопереживания товарищам.
Место проведения: МБУ ДО ЦРТДЮ г. Павлово, зеркальный зал
Возраст детей: 10-15 лет (2-3 й год обучения).
Оборудование и материалы:
- 3 стола;
- атрибуты для конкурсов .
Сценарный план:
- Вступление.
- Русская народная игра «Ручеек»
- Роль кукол в жизни девочек.
- Викторина об игрушках в литературе.
- Конкурс одень куклу.
- Выступление танцевального коллектива «Фортуна»
- Вопросы о героях русских народных сказок.
- Игра «Колечко»
- Выступление Родионовой Кати (домра).
- Приметы о самоваре и чаепитие.
- Загадки об утвари в деревенской избе.
- Правила сервировки стола.
- Сервировка стола для чаепития
- Заключение и чаепитие.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма русской народной песни.
Ведущая: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас на посиделки. В старину после уборки урожая с праздника Покров в русских избах крестьяне собирались на посиделки. На посиделки молодежь просто так не отпускали , это нужно было заслужить, выполнить какую-то работу по дому. На посиделках каждый был занят своим делом: мужчины занимались обувью, лошадиной упряжью, инструментами, а женщины и девушки рукодельничали. Женщины пряли да ткали, шили да вышивали да детей обучали делать кукол и шить на них одежду. В каждом доме были мастерицы, создающие неповторимые рукотворные вещи- обереги, ведь каждая вещь, созданная с добрым чувством и с любовью есть оберег от житейских невзгод.
Ведущая: Отдых - не безделка,
Время новостей.
Начинаем посиделки
Для друзей и для гостей.
На посиделках молодежь заводила знакомства, девушки и парни пели и плясали, затевали подвижные игры и загадывали загадки. Давайте и мы с вами встанем парами и поиграем в старинную русскую игру «Ручеек».
звучит фонограмма русской народной песни, а все участники играют в игру «Ручеек»
Ведущая: На посиделках маленьких девочек учили изготавливать разных кукол. Одна из важных особенностей русских кукол – их разнообразие. Кажется, чему могли научить примитивные куклы из тряпок и соломы, “дитяшки”, “пеленашки”, “зайчики на пальчик” ? Кукол свертывали из лопуха и цветов, домики им мастерили из прутьев и соломы, кукольную посуду делали из глины, овощей… То есть кукла была не только развлечением, забавой, но имела огромное познавательное значение: дети открывали мир природы, учились преобразовывать материалы в рукотворное изделие. Кукла – эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве владелицы. Девочек учили прясть, шить, вышивать, одевать куклу, пряли нитки даже из… крапивы! Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни. Куклу давали на руки невесте как символ плодородия, чтобы обеспечить новой семье потомство. До сих пор кукла свадебный атрибут. Многие из вас, наверное, видели куклу-невесту на бампере свадебных машин.
А вы знаете какую куклу дарили в старину жениху и невесте? (Неразлучников)
А почему кукла обычно была девочкой, почему, по вашему мнению, предпочитался женский образ? – Здесь проявилась древняя традиция почитания женского божества, женщины, утвердились нравственные, этические нормы: девочка будет хозяйкой в доме, матерью.
Интересно вам узнать, почему кукла безликая? Что за этим скрыто?
Кукла без лица – предмет неодушевленный, для злых сил недоступный и, значит, безвредный для ребенка. Выходит, у нее была обережная, магическая роль.
Ведущая: Игрушки играют очень важную роль в нашей жизни, а стало быть, не могут не найти отражение в литературе.
Итак, первый вопрос викторины.
- В каких литературных произведениях действующими лицами являются игрушки?
Чтение отрывков из литературных произведений. Задача детей назвать литературное произведение и его автора. Кто знает правильный ответ, поднимает руку и дает ответ. Если ответ правильный – ребенок получает приз.
Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом..., головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но, увы, – сосредоточиться-то ему и некогда.
Как бы то ни было, вот он уже спустился и готов с вами познакомиться.
- Как же зовут этого странного персонажа, спускающегося по лестнице вниз головой?
Вини-Пух (А. А. Милн «Вини-Пух и все, все, все…»)
“Он сидел возле нарисованного огня и от голода потихоньку икал.
Он видел – из-под лестницы, из-под пола, показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах.
Не спеша оно пошло к корзине со стружками, влезло туда, нюхая и шаря, - сердито зашуршало стружками. Должно быть, оно искало яйцо, которое разбил…”
- Кто разбил это яйцо?
Буратино. (А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были…
- Какие слова они услышали первыми?
«Ах, оловянные солдатики!..» (Г.Х.Андерсен «Оловянный солдатик»)
А сейчас давайте поговорим о русских сказках. В сказках воплощалась мечта народа о лучшей жизни, о добре и справедливости. Сказка- это первый шажок ребенка к пониманию и познанию мира. А вы любите сказки, читаете их?
Дети: Да.
Ведущая: А сейчас давайте проверим, чему вы научились на занятиях. На столах приготовлено все необходимое для того, чтобы одеть куклу. Нужно придумать ей костюм в традиционном русском стиле и одеть куклу. Участницы приступают к выполнению задания. А нас порадует танцем «Ключики замочки» коллектив «Фортуна».
Выступление коллектива «Фортуна»
Ведущая: Сейчас мы узнаем внимательно ли вы читали сказки.
- Какой сказочный герой произносит такие слова: «Фу-фу, русского духа раньше слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел!» (Баба-яга).
- В какой сказке, три брата решали судьбу с помощью лука и стрелы? (Царевна-лягушка)
- Чьи слова: «Сивка- Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушки-дурачка)
Ведущая: Все молодцы, внимательно читали сказки, а сейчас давайте встанем в круг и поиграем в старинную русскую игру «Колечко»
Игра «Колечко»
Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.
Ведущая: Самым главным атрибутом посиделок был самовар. Наличие самовара в доме свидетельствовало о материальном достатке. У самовара нередко решались очень важные вопросы.
С самоваром и чаепитием связано много народных примет:
Если стакан налили не до верха - жизнь не будет полной.
Если самовар потрескивает углями, поет песню - к добру.
Если при подгоревших углях самовар свистит - не к добру.
Если самовар распаялся - жди беду.
А я предлагаю вам отгадать загадки о предметах, которые всегда можно было найти в крестьянской избе:
- Четыре ноги два уха одна нога да брюхо. Что это? (самовар)
- Всех кормлю с охотой я ,хоть сама безротая? (ложка)
- Скручен, связан по избе скачет, по избе пляшет , в угол спать ходит? (веник)
- Летом спит, зимой ест, тало тепло, а крови нет? (печь)
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке ,
А всего одна игрушка? (матрешка)
Ведущая: А сейчас давайте послушаем русскую песню, которую нам исполнит на домре Радионова Катя.
(звучит песня Во саду- ли в огороде)
Ведущая: А знаете ли вы правила сервировки стола? (Викторина)
Вы сервируете обеденный стол.
Куда нужно положить нож?
(Справа от тарелки лезвием к ней)
Куда нужно положить вилку?
(Слева от тарелки, острием вверх)
Куда кладут ложку?
( Правее ножа, выпуклостью вниз)
Куда кладут салфетку?
(Красиво сложенную на тарелку, либо простую под нее)
Молодцы девочки, а сейчас давайте сервируем столы для нашего чаепития. Каждый стол вы сервируете самостоятельно, по своему вкусу, а мы с гостями посмотрим на результат.
Ведущая: Спасибо ребята вы нас сегодня очень порадовали, а так же узнали что-то новое о традициях народных посиделок. А вот и самовар закипает, нас на чай приглашает, да гостей угощает. Приятного всем аппетита!
Список используемой литературы.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192с.
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320с.(Серия « Энциклопедия образовательных технологий».
- Дайн Галина и Мария Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. –М; Культура и традиции. ,2008.-120с.
- Тридцать три пирога. – Москва: изд-во «Детская литература», 1988 г.
- Сборник загадок. – Москва: изд-во «Просвещение», 1988 г.
- Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. – Москва: изд-во «Детская литература», 1991г.
- С.А. Шмаков. Ее величество - Игра. – Москва: изд-во МИП «NB Магистр», 1992 г.
- Делаем куклы. Пер. с ит.-М.: Издательство «Ниола -пресс», 2008.-128с.:ил
- Каштанов Ю. Русский костюм .-М.: Белый город. 2009-48с.
- Моисеенко Е.Ю. Русский народный костюм. СПб. Арка. 2008.-24с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"
Форма воспитательного мероприятия– игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"
Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Рождественские посиделки"
Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а такж...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Новогодние посиделки"
Методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении внеклассного мероприятия....
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Осенние посиделки»
Мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста....
Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...