Методическая разработка воспитательного мероприятия «Девичьи посиделки» в д/о «Сударушка»
материал

Ремизова Наталья Александровна

Воспитательное мероприятие для детей 2-3 года обучения ,направленное на усвоение традиционной народной культуры, развитие воображения и умения работать в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Девичьи посиделки»  в д/о «Сударушка»

Составитель:

Ремизова Наталья Александровна,

педагог дополнительного образования

г. Павлово

 2022 г

Методическая разработка

проведения воспитательного мероприятия

«Девичьи посиделки» для детей 2-3  года обучения

Воспитательное мероприятие «Девичьи посиделки» проводится для обучающихся 2-3 года обучения  в детском объединении «Сударушка». Обучающиеся детского объединения занимаются изготовлением кукол. Куклы помогали воспитывать детей, были друзьями в их играх, их оберегами, играли в их жизни большую роль. Обучающиеся с удовольствием  изучают  русские народные традиции и игры.

Цель проведения мероприятия:

организация целенаправленного развивающего досуга обучающихся в детском объединении «Сударушка», направленного на усвоение детьми традиций русской народной культуры.

Задачи:

  • Развить фантазию, воображение, общую культуру;
  • Сформировать знания о национальных русских традициях и играх;
  • Сплотить детский коллектив, воспитать чувства сопереживания товарищам.   

Место проведения: МБУ ДО ЦРТДЮ г. Павлово, зеркальный зал

Возраст детей: 10-15 лет (2-3 й год обучения).

Оборудование и материалы:

  •  3 стола;
  • атрибуты для конкурсов .

Сценарный план:

  1. Вступление.
  2. Русская народная игра «Ручеек»
  3. Роль кукол в жизни девочек.
  4. Викторина об игрушках в литературе.
  5. Конкурс одень куклу.
  6. Выступление танцевального коллектива «Фортуна»
  7. Вопросы о героях русских народных сказок.
  8. Игра «Колечко»
  9. Выступление Родионовой Кати (домра).
  10. Приметы о самоваре и чаепитие.
  11. Загадки об утвари в деревенской избе.
  12. Правила сервировки стола.
  13. Сервировка стола для чаепития
  14. Заключение и чаепитие.

Ход мероприятия:

Звучит  фонограмма русской народной песни.

Ведущая: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас на посиделки. В старину после уборки урожая с праздника Покров   в русских избах крестьяне собирались на посиделки.  На посиделки молодежь просто так не отпускали , это нужно было заслужить, выполнить какую-то работу по дому.  На посиделках каждый был занят своим делом: мужчины занимались обувью, лошадиной упряжью, инструментами, а женщины и девушки рукодельничали. Женщины пряли да ткали, шили да вышивали да детей обучали делать кукол и шить на них одежду. В каждом доме были мастерицы, создающие неповторимые рукотворные вещи- обереги, ведь каждая вещь, созданная с добрым чувством и с любовью есть оберег от житейских невзгод.

Ведущая: Отдых - не безделка,

Время новостей.

Начинаем посиделки

Для друзей и для гостей.

На посиделках молодежь заводила знакомства, девушки и парни пели и плясали, затевали подвижные игры и загадывали загадки.  Давайте и мы с вами встанем парами и поиграем в старинную русскую игру «Ручеек».

звучит фонограмма русской народной песни, а все участники играют в игру «Ручеек»

Ведущая: На посиделках маленьких девочек учили изготавливать разных кукол. Одна из важных особенностей русских кукол – их разнообразие.  Кажется, чему могли научить примитивные куклы из тряпок и соломы, “дитяшки”, “пеленашки”, “зайчики на пальчик” ? Кукол свертывали из лопуха и цветов, домики им мастерили из прутьев и соломы, кукольную посуду делали из глины, овощей… То есть кукла была не только развлечением, забавой, но имела огромное познавательное значение: дети открывали мир природы, учились преобразовывать материалы в рукотворное изделие. Кукла – эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве владелицы. Девочек учили прясть, шить, вышивать, одевать куклу, пряли нитки даже из… крапивы! Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.  Куклу давали на руки невесте как символ плодородия, чтобы обеспечить новой семье потомство. До сих пор кукла свадебный атрибут. Многие из вас, наверное, видели куклу-невесту на бампере свадебных машин.  

А вы знаете какую куклу дарили в старину жениху и невесте? (Неразлучников)

А почему кукла обычно была девочкой, почему, по вашему мнению, предпочитался женский образ? – Здесь проявилась древняя традиция почитания женского божества, женщины, утвердились нравственные, этические нормы: девочка будет хозяйкой в доме, матерью.

Интересно вам узнать, почему кукла безликая? Что за этим скрыто?

Кукла без лица – предмет неодушевленный, для злых сил недоступный и, значит, безвредный для ребенка. Выходит, у нее была обережная, магическая роль.

Ведущая: Игрушки играют очень важную роль в нашей жизни, а стало быть, не могут не найти отражение в литературе.

Итак, первый вопрос викторины.

  1. В каких литературных произведениях действующими лицами являются игрушки?

Чтение отрывков из литературных произведений. Задача детей  назвать литературное произведение и его автора. Кто знает правильный ответ, поднимает руку и дает ответ. Если ответ правильный – ребенок получает приз.

Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом..., головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но, увы, – сосредоточиться-то ему и некогда.

Как бы то ни было, вот он уже спустился и готов с вами познакомиться.

  1. Как же зовут этого странного персонажа, спускающегося по лестнице вниз головой?

Вини-Пух (А. А. Милн «Вини-Пух и все, все, все…»)

“Он сидел возле нарисованного огня и от голода потихоньку икал.

Он видел – из-под лестницы, из-под пола, показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах.

Не спеша оно пошло к корзине со стружками, влезло туда, нюхая и шаря, - сердито зашуршало стружками. Должно быть, оно искало яйцо, которое разбил…”

  1. Кто разбил это яйцо?

Буратино. (А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были…

  1. Какие слова они услышали первыми?

«Ах, оловянные солдатики!..» (Г.Х.Андерсен «Оловянный солдатик»)

А сейчас  давайте поговорим о русских сказках. В сказках воплощалась мечта народа о лучшей жизни, о добре и справедливости. Сказка- это первый шажок ребенка к пониманию и познанию мира. А вы любите сказки, читаете их?

Дети: Да.

Ведущая: А сейчас давайте проверим, чему вы научились на занятиях.  На столах приготовлено все необходимое для того, чтобы одеть куклу. Нужно придумать ей костюм в традиционном русском стиле и одеть куклу. Участницы приступают к выполнению задания. А нас порадует танцем «Ключики замочки» коллектив «Фортуна».

Выступление коллектива «Фортуна»

 Ведущая: Сейчас мы узнаем внимательно ли вы читали сказки.

  1. Какой сказочный герой произносит такие слова: «Фу-фу, русского духа раньше слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел!» (Баба-яга).
  2. В какой сказке, три  брата решали судьбу с помощью лука и стрелы? (Царевна-лягушка)
  3. Чьи слова: «Сивка- Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»? (Иванушки-дурачка)

Ведущая: Все молодцы, внимательно читали сказки, а сейчас давайте встанем в круг и поиграем в старинную русскую игру «Колечко»

Игра «Колечко»

Но может быть не обязательно колечко, а любая мелкая вещица, чтобы только уместилась в кулаке. Все играющие встают в круг или садятся в круг, как удобнее. Ведущий неторопливо обходит весь круг, и каждому игроку будто бы вкладывает скрытно в сложенные «лодочкой» ладошки желанное «колечко». Тот, кому все-таки положили «колечко», не показывает этого, и ждет слов ведущего: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Вот тут все игроки настораживаются, потому что игрок с колечком должен выскочить из круга, а все остальные должны не дать ему это сделать, успеть задержать. Затем игрок с колечком становится ведущим.

Ведущая:  Самым  главным  атрибутом посиделок был самовар. Наличие самовара в доме свидетельствовало о  материальном достатке. У самовара нередко решались очень важные вопросы.

С самоваром и чаепитием связано много народных примет:

Если стакан налили не до верха - жизнь не будет полной.

Если самовар потрескивает углями, поет песню - к добру.

Если при подгоревших углях самовар свистит - не к добру.

Если самовар распаялся - жди беду.

А я предлагаю вам отгадать загадки о предметах, которые всегда можно было найти в крестьянской избе:

  1. Четыре ноги два уха одна нога да брюхо. Что это? (самовар)
  2. Всех кормлю с охотой я ,хоть сама безротая? (ложка)
  3. Скручен, связан по избе скачет, по избе пляшет , в угол спать ходит? (веник)
  4. Летом спит, зимой ест, тало тепло, а крови нет? (печь)
  5. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке ,

А всего одна игрушка? (матрешка)

Ведущая: А сейчас давайте послушаем русскую песню, которую нам исполнит на домре Радионова Катя.

(звучит песня Во саду- ли в огороде)

Ведущая: А знаете ли вы правила сервировки стола?  (Викторина)

Вы сервируете обеденный стол.

Куда нужно положить нож?

(Справа от тарелки лезвием к ней)

Куда нужно положить вилку?

(Слева от тарелки, острием вверх)

Куда кладут ложку?

( Правее ножа, выпуклостью вниз)

Куда кладут салфетку?

(Красиво сложенную на тарелку, либо простую под нее)

 Молодцы девочки, а сейчас давайте сервируем  столы для нашего  чаепития. Каждый стол вы сервируете самостоятельно, по своему вкусу, а мы с гостями посмотрим на результат.

Ведущая: Спасибо ребята вы нас сегодня очень порадовали, а так же узнали что-то новое о традициях народных посиделок. А вот и самовар закипает, нас на чай приглашает, да гостей угощает. Приятного всем аппетита!

Список используемой литературы.

  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192с.
  2.  Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320с.(Серия « Энциклопедия образовательных технологий».
  3. Дайн Галина и Мария  Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. –М; Культура и традиции. ,2008.-120с.
  4. Тридцать три пирога. – Москва:  изд-во «Детская литература», 1988 г.
  5. Сборник загадок. – Москва: изд-во «Просвещение», 1988 г.
  6. Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. – Москва: изд-во «Детская литература»,   1991г.
  7. С.А. Шмаков.  Ее величество -  Игра. – Москва: изд-во МИП «NB Магистр», 1992 г.
  8. Делаем куклы. Пер. с ит.-М.: Издательство «Ниола -пресс», 2008.-128с.:ил
  9. Каштанов Ю. Русский  костюм .-М.: Белый город. 2009-48с.
  10. Моисеенко Е.Ю.  Русский народный костюм. СПб. Арка. 2008.-24с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка воспитательного мероприятия "На солнечной поляночке"

Форма воспитательного мероприятия–  игровая программа.Адресат– мероприятие для учащихся  средней возрастной категории.Цели и задачи Сообщение сведений о растениях занесенных в Красную книгу....

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Рождественские посиделки"

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а такж...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Новогодние посиделки"

Методическая разработка может быть использована при подготовке и проведении внеклассного мероприятия....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Осенние посиделки»

Мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста....

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...