Пальчиковые игры, как инструмент для умственного и физического развития.
учебно-методический материал
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. Исходя из этого, необходимо использовать пальчиковую гимнастику при работе с детьми с ЗПР для речевого развития. Упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry_kak_instrument.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры, как инструмент для умственного и физического развития.
У детей с задержкой развития наблюдаются некоторые особенности формирования двигательной сферы. У них обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированности техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно - моторной координации, что тормозит формированию у детей графомоторных навыков. Традиционные формы и методы работы не дают желаемого результата. На современном этапе инновационные подходы воспитания и обучения приобретают особое значение. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. Исходя из этого, необходимо использовать пальчиковую гимнастику при работе с детьми с ЗПР для речевого развития. Упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Вы спросите, неужели есть связь между умением говорить и развитием руки, ее кисти? Да, такая взаимосвязь существует. Есть даже специальный пальцевый тест, по которому судят о развитии речи у детей. Он выявляет способность двигать пальчиками порознь. Если они разгибаются и сжимаются в кулачок только вместо, притом вяло или. Напротив, напряженно, нужно улучшить мелкую моторику рук специальными упражнениями. Можно использовать известные инсценировки каких-то рифмованных историй, сказочек, наподобие «сороки-вороны». Если малышу понравится, хотя бы одна из них, он наверняка захочет усвоить с вашей помощью и даже самостоятельно досочинить другую, придумать какую-либо новую. Поощрять и поощряя его активность, фантазию, вы поможете ему в развитии не только речи, но и творческого мышления.
Существует много разных способов развития мелкой моторики, один из самых интересных и доступных способов добиться этого являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Они эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
Озорные стихи и считалочки помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Тема: «Овощи»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Капуста
Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Хозяйка однажды с базара Сжимают и разжимают пальцы.
Пришла,
Хозяйка с базара домой
принесла:
Картошку, Загибают поочерёдно пальцы.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Ю. Тувин
Пальчиковая гимнастика «Морковка»
Не морковка - загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.
Методические указания.
Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.
Пальчиковая гимнастика «Свекла»
Хотя и сахарной зовусь
От дождя я не размокла.
Кругла, крупна, сладка на вкус.
Узнавали вы? Я ….(свекла)
Методические указания.
Кисти стряхивают воду. Показывают круг, большой щепоть поднести ко рту, развести руками.
Тема: «Фрукты»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Игра с массажными мячиками «Слива»
Сливу я держу в руке, Кладут мячик на правую ладошку.
Зажимаю в кулаке, Крепко сжимают его.
Отпускаю, разжимаю Раскрывают ладонь.
И ладошками катаю. Катают мячик между ладонями.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа. Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят. руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят. название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Изображают пасть волка двумя
руками.
Он сердит на нас – Беда!!! Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки
«мешают».
Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Знают взрослые и дети: Сжимают и разжимают пальцы.
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины, с мизинца.
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
Тема: «Осень»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
Листопад, листопад! Руки поднять вверх.
Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,
медленно опускать руки (листья опадают).
С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.
С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.
С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.
С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.
Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.
То-то радость для ребят!
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,
начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с
Листья рябины, больших.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
Н. Нищева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...
«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ с использованием терапии су джок для развития мелкой моторики руки на уроках в начальных классах
Представлены пальчиковые игры с использованием терапии су джок для развития и коррекции мелкой моторики руки...
Пальчиковая гимнастика как инструмент стимуляции развития речи у детей 6-7 лет
Пальчиковая гимнастика для логопедических занятий...
Буклет-памятка для учителей английского языка "Пальчиковые игры как инструмент обучения лексике в начальной школе"
Буклет-памятка для учителей английского языка "Пальчиковые игры как инструмент обучения лексике в начальной школе". Разрабатывалась как сопутствующий материал к выступлению на ГМО учителей а...
Развитие мелкой моторики для развития речи детей Пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики для развития речи детей Пальчиковые игры....