Рабочая программа "Акварелька"
рабочая программа

Белоусова Ольга Ивановна

Рабочая программа "Акварелька", разработана для детей  6-8 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_akvarelka.docx69.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы - художественно-эстетическая. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают наблюдательность, способность анализировать, формировать индивидуальное видение. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к познанию культуры своего народа. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная программа направлена на развитие мотивации растущей личности к познанию и творчеству («Я это могу!», «Мне это интересно!»).

Программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования. Увеличение продолжительности обучения (3 года обучения по 144 часа) потребовало авторской разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры. Обучение некоторым приёмам работы в технике витража дает понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы, карнавальные маски) и др.

Расширение и углубление содержания по основам изобразительной грамоты в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, при том, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста.

Новизна программы «Изостудия «Акварелька» заключается на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые

задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

        Адресат программы: обучающиеся 6-9 лет,

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие        (связаны        с        овладением        детьми        основами        изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство        с        различными        художественными        материалами        и        техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • приобретение        умения        грамотно        строить        композицию        с        выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование        уважительного        отношения        к        искусству        разных        стран        и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

     Отличительные особенности:

Дети не только учатся приемам и элементам изобразительного искусства, но и знакомятся с традиционными особенностями русской художественной культуры, декоративно-прикладного творчества, изучают скульптуру, живопись, раскрывая их красоту, многообразие и самобытность.

• В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру своих возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому подходу к процессу создания работ.

•  Любой работе ребенка необходимо находить практическое применение. Даже образец может стать законченной работой. Это позволяет сохранить дух творчества в процессе работы и интерес учащихся к процессу обучения.

Условия реализации программы

условия формирования групп: одновозрастные,  допускается дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения.

количество детей в группе: не менее 15 человек

особенности организации образовательного процесса: программа рассчитана на 1 год обучения- 36 часов, 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).

На теоретические знания отводится 30% времени, а все остальное - на практические работы, познавательный материал дается через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для обучающихся форме.

При реализации программы учитываются важные воспитательные задачи:

  1. Здоровье сберегающие:  проводятся беседы по темам аккуратности и чистоты, в течение занятия делаются физкульминутки, проводятся игры, викторины и т.д.
  2. Развитие социальной активности (волонтерства): принимают участие в благотворительных акциях, дарят свои работы и т.д.

формы проведения занятий презентация, видео, практическая работа, творческая мастерская, творческий отчет,

формы организации деятельности учащихся на занятии с указанием конкретных видов деятельности:

фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и помощь в работе.);

коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (создание коллективного панно и т.п.);

групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);

индивидуальная: организуется для работы с детьми,  для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков;

Материально-техническое обеспечение программы:

Техническое оснащение

  • наличие кабинета для занятий;
  • обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами;
  • возможность выхода в интернет;

Методические материалы

  • литература; карточки-задания дорисовать рисунок; из предложенных предметов составить натюрморт; репродукции картин;
  • экранно-звуковые средства: презентации «Построение натюрморта», «Перспектива», «Рисуем животных поэтапно»;
  • Муляжи – овощи, фрукты.

Планируемые результаты реализации образовательной программы 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • социальные компетенции: знание, принятие и выполнение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в различных группах;
  • личностные качества: коммуникабельность, самостоятельность, любознательность, доброжелательность, дисциплинированность, целеустремленность;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Познавательные:

  1. Общеучебные действия
  • применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

     - оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит      усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • устойчивое овладение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

Коммуникативные

  • умение слушать, ставить вопросы и вступать в диалог;
  • умение организовывать совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы

  • знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства, ведущих элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главных и дополнительных, холодных и теплых цветов, основ цветоведения;
  • умение передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
  • понимание, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет, линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

Для определения результативности обучения проводятся:

Диагностические упражнения, учебные тестирования по пройденным темам, защиты     творческих работ учащимися, анализ результатов учебного тестирования.

Учебный план

1 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

1

-

1

2

Живопись

1

6

7

Практическая работа

3

Рисунок

1

5

6

Практическая работа

4

Декоративное рисование

1

7

8

Практическая работа

5

Конструирование из бумаги

1

3

4

Практическая работа

6

Выразительные средства графических материалов

1

3

4

Практическая работа

7

Скульптура

1

4

5

Практическая работа

8

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО

8

28

36

Календарный учебный график

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька»

на 2022-2023 учебный год

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

05.09.2022

31.05.2023

36

36

36

1 раз в неделю по 1 учеб.часу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают наблюдательность, способность анализировать, формировать индивидуальное видение. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к познанию культуры своего народа. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство        с        различными        художественными        материалами        и        техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • приобретение        умения        грамотно        строить        композицию        с        выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование        уважительного        отношения        к        искусству        разных        стран        и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

Планируемые результаты реализации образовательной программы

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

- социальные компетенции: знание, принятие и выполнение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в различных группах;

- личностные качества: коммуникабельность, самостоятельность, любознательность, доброжелательность, дисциплинированность, целеустремленность;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Познавательные:

  1. Общеучебные действия

- применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

- оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит      усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- устойчивое овладение основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью;

Коммуникативные

- умение слушать, ставить вопросы и вступать в диалог;

- умение организовывать совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

Содержание программы 1 год обучения 

Тема 1. Организация рабочего места учащегося. Беседа «Что мы будем делать на занятиях?» Волшебная линия, основы цветоведения.

Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Тема 2. Свойства красок. Рисование простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень);

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно».

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

 Тема 3. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

 Рисование цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.); Рисуем бабочек.

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно».

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

Тема 4.

Праздник тёплых и холодных цветов

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно».

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

Тема 5.

Серо-чёрный мир красок

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии».

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

Тема 6.

Красочное настроение

Выполнение графических и живописных упражнений.

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Тема 7. Волшебная линия

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно».

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

Тема 8. Точка

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»

Практика: закрепить умения работать пастелью, с натурой, расположение изображения на бумаге.

Тема 9. Пятно

Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова

Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.

Тема 10. Форма

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

Тема 11. Контраст форм. «Мы рисуем осень»

Теория: знакомство с понятием «Пленэр» знакомство с творчеством Левитана.

Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.

Тема 12. Симметрия и ассиметрия. «Старинная башня»

Теория: изучение на примере художественных произведений

Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.

Тема 13. Статика и динамика. «Мы рисуем любимую сказку»

Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации

Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.

Тема 14. Стилизация. «Зимние развлечения с друзьями» 

Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»

Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.

Тема 15. Декоративные узоры. Знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель).

Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение элементов гжельской росписи, Полхов-Майдана и Городца.

Тема 16. Орнамент. Знакомство с художественной росписью по дереву (Хохлома, мезенская роспись)

Теория: знакомство с промыслом Хохломы, мезенской росписи, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение элементов Хохломской и мезенской росписи. 

Тема 17. Натюрморт

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

Тема 18. Декоративный натюрморт

Теория: повторение и закрепление понятий «Декоративный натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

Тема 19. Стихии. «На морском берегу». 

Теория: знакомство с понятиями «Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.

Тема 20. Пейзаж .Иллюстрирование русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Репка», «Маша и медведь» 

Теория: закрепление знаний о творчестве Билибина, Васнецова.

Практика: иллюстрирование сказки в традициях Билибина.

Тема 21. Город. «Праздничная улица» 

Теория: знакомство с понятиями «линейная  и воздушная перспектива».

Практика: передача перспективы в рисунке.

Тема 22. Деревенька. Выполнение коллективной работы «Весна-красна».

Теория: распределение работы.

Практика: внесение каждого своего элемента в общую работу.

Тема 23. Сказочная композиция. Выполнение заданий: «Сказочные кони».

Теория: знакомство с промыслом Городца, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение городецкой росписи тарелки, кухонной доски.

Тема 24. Мир фантазий. «Веселые клоуны»

Теория: беседа о цирке;   каких клоунов знают дети;  обратить внимание на антураж клоуна; проявить фантазию в изображении клоуна.

Практика: решаем композиционное решение; рисуем персонаж; прорабатываем детали образа (лицо, волосы, одежда)

Тема 25. Работа с рваной бумагой. Иллюстрирование рассказов Е. Чарушина

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы в технике рваной бумагой, выполнение схемы построения животных.

Тема 26. Работа с мятой бумагой. Иллюстрирование сказок

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы в технике мятой бумагой, выполнение схемы построения животных.

Тема 27. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Составление сюжетной тематической аппликации.

Теория: закрепление материала по теме «Аппликация»

Практика: выполнение работы в технике по выбору.

Тема 28. Цветные карандаши. «Поле маков»

Теория: знакомство с понятиями «Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток. 

Тема 29. Гелевые ручки, тушь. Выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев.

Теория: повторение понятия симметрии и асимметрии; контраста.

Практика: Выполнение орнаментальных упражнений.

Тема 30. Маркер. Выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев. 

Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей.

Практика: составление росписи с учетом народных традиций.

Тема 31. Восковые мелки, фломастеры. «Весна наступает».

Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.

Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.

Тема 32. Пастель, уголь. Рисуем животных

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы пастелью, углем, выполнение схемы построения животных

Тема 33. Скульптурные материалы и инструменты Лепка листьев деревьев, по памяти и по представлению.

Теория: знакомство с техниками работы пластилином (работа шариками).

Практика: Пластилиновые шарики. Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.

Тема 34. Формообразование. Лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. 

Теория: Знакомство с техникой лепки (собираем по частям).

Практика: Птичка «Забава». Каркасная. Выполнение эскиза. Подготовка каркаса. Лепка. Декор.

Тема 35. Декорирование. Лепка простейших тематических композиций.

Теория: цветовой круг, смешивание цветов в пластилине.

Практика: Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.

Тема 36. Итоговое занятие.

Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы (перечень диагностических методик):

Тестовая методика на определение теоретических и практических знаний «Основы изобразительной грамоты», «Уровень творческого развития», «Оценивание качества знаний

по изобразительному искусству».

Видео-викторина «Узнай картину и автора».

Метод контрольных заданий «Дорисуй рисунок».

Вопросник итогового фронтального опроса

Вопросники по темам: «Волшебный карандаш», «Основы цветоведения», «Виды аппликаций», «Народные промыслы», «Линейная перспектива».

Система контроля результативности обучения

Контроль результативности проводится на каждом занятии, по итогам изучения учебных тем. Кроме того, в начале учебного года проводится входная диагностика, в конце второй четверти – промежуточная диагностика, в конце обучения – итоговая.

Основные формы и средства выявления, фиксации
и предъявления результатов обучения:

На каждом занятии педагог осуществляет:

  • устный фронтальный опрос по пройденной теме;
  • просмотры и анализ работ в стадии выполнения работ, с целью выявления и исправления     ошибок в работах, обучающихся;

По итогам изучения темы проводятся:

  • диагностические упражнения; учебные тестирования по пройденным темам; защита творческих работ.

По итогам реализации программы педагог проводит:

  • устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала (тестирование);
  • анализ законченных работ.

Методические материалы

Периодичность выявления, фиксации и предъявления результатов обучения:

  • начальная диагностика освоения обучаемыми тем программы;
  • промежуточная диагностика освоения обучаемыми тем программы
  • итоговая диагностика освоения обучаемыми тем программы

Методические материалы

Педагогические методики и технологии

  • информационно-развивающие (беседы, просмотр презентаций, видеороликов, демонстрация способов деятельности);
  • практически-прикладные (освоение умений и навыков по принципу «делай как я»);
  • творческие (развивающие игры, участие в досуговых программах);
  • методы контроля и самоконтроля (самоанализ, анализ своих и чужих работ, тестирование, игровые методы).

Дидактические материалы

  • Наглядные пособия по темам занятий (муляжи, электронные презентации).
  • Подборка дидактических и диагностических материалов (игры, вопросы к викторинам, ребусы, карточки творческих заданий).

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе «Акварелька»

1 год обучения 2022-2023 учебный год

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Правила техники безопасности в изостудии

1

2

Свойства красок

1

3

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

1

4

Праздник тёплых и холодных цветов

1

5

Серо-чёрный мир красок

1

6

Красочное настроение

1

7

Волшебная линия

1

8

Точка

1

9

Пятно

1

10

Форма

1

11

Контраст форм

1

12

Симметрия и ассиметрия

1

13

Статика и динамика

1

14

Стилизация

1

15

Декоративные узоры

1

16

Орнамент

1

17

Натюрморт

1

18

Декоративный натюрморт

1

19

Стихии

1

20

Пейзаж

1

21

Город

1

22

Деревенька

1

23

Сказочная композиция

1

24

Мир фантазий

1

25

Работа с рваной бумагой

1

26

Работа с мятой бумагой

1

27

Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)

1

28

Цветные карандаши

1

29

Гелевые ручки, тушь

1

30

Маркер

1

31

Восковые мелки, фломастеры

1

32

Пастель, уголь

1

33

Скульптурные материалы и инструменты

1

34

Формообразование

1

35

Декорирование

1

36

Итоговое занятие

1

Педагогический мониторинг


Проводиться входящий, промежуточный и итоговый контроль в форме практических контрольных заданий, чтобы проследить «рост» и усвоение тем обучающимися.

Определение уровня освоения обучающимися образовательных программ (высокий, средний или низкий) предлагается в следующем примере.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.


Параметры


Критерии


Образовательные результаты


Освоение детьми содержания образования
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание).


Эффективность воспитательных воздействий


1. Культура поведения ребенка.
2. Характер отношений в коллективе.


Социально-педагогические результаты


1. Забота о здоровье.




Мониторинг образовательных результатов



1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразитфельной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл):не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Форма фиксации образовательных результатов (см. таб. 2).
Таблица 2

Образовательные результаты


Ф.И. возраст


Стартовый

сентябрь октябрь ноябрь


Промежуточный

декабрь январь февраль


Итоговый

март апрель май


1


2


3


4


5


1


2


3


4


5


1


2


3


4


5

































Внешний мониторинг

Результативность участия обучающихся в конкурсах (или конференциях, или соревнованиях, или всё вместе) (заполнять в течение года)

Информационные источники

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. N 196)
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  5. Конституция Российской Федерации, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  6. Конвенция о правах ребенка, Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Литература

Для педагога:

1.Н.Г.Ли, Э.КБХ. Рисунок. Осн.уч.академ. рисунка, 2017

2. Зуевская Елена (редактор), Барбер Баррингтон,  Как нарисовать все что угодно, 2019

3. Степанова А.Н., Полный курс рисования (черно-белая), 2018

4. Грей Мистер, Творческий курс по рисованию, 2018

5. Клеон Остин,  Э.МИФ.Кради как художник.10 ур.твор.самовыражения, 2013

Для учащихся:

 1. Арт-терапия. Раскраски-антистресс, 2016г.;

 2. КОНТЭНТ Леттеринг. Обучающий курс. Прописи. Шаблоны, 2018;

 3. Конран Теренс , Халикова Динара Рамилевна (переводчик),  КОЛИБРИ АртТр. Конран О цвете, 2018;

 4. Терещенко Н.А., ВЛАДИС Отд Из. Терещенко Полный самоучитель рисования (полноцвет), 2018. 

Интернет ресурсы:

  1. Энциклопедия «Кругосвет». Культура и искусство.

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISKUSSTVO_IZOBRAZITELNOE.html 

Как научиться рисовать

https://www.google.com/search?q=3.+http%3A%2F%2Fwww.lookmi.ru%2F&oq=3.%09http%3A%2F%2Fwww.lookmi.ru%2F&aqs=chrome..69i58j69i57j0.8020j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8   

  1. Рисовать могут все

https://www.google.com/search?q=4.+http%3A%2F%2Fwww.mogut-vse.ru%2Fk1.htm&oq=4.%09http%3A%2F%2Fwww.mogut-vse.ru%2Fk1.htm&aqs=chrome..69i57j69i58.10205j0j9&sourceid=chrome&ie=UTF-8 

  1. Уроки рисования для детей

https://www.lesyadraw.ru/for-children 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...