Интернет безопасность
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русскополянская гимназия №1»
Русско-Полянского муниципального района Омской области
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
Рассмотрено на методическом совете «__»__2020 г Протокол №__ | «Утверждаю» Директор БОУ «Русскополянская гимназия №1»: ________________О.И.Ключко «__»____2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Безопасность в сети интернет»
Направленность: информационная, гуманитарный профиль
Целевая группа – обучающиеся 9-15 лет
Общий объем - 34 часа
Автор-составитель:
Бейсембаев Ильяс Александрович,
педагог дополнительного образования
Русская Поляна, 2020
РАСПИСАНИЕ
Вторник – 14:50 -15:30
15:30-16:10
16:10-16:50
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Интернет безопасность» имеет информационную направленность, гуманитарный профиль.
Целевая группа: обучающиеся 9-15 лет, 1 группа в количестве 12-15 человек.
Форма обучения: очная, сетевая
Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год.
Общее количество часов - 34 часа.
Периодичность занятий каждой группы – 1 раза в неделю, по 1 часу.
Актуальность программы:
Исследование проблемы безопасности детей и подростков в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь).
Цель программы:
Освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Задачи обучения:
- Способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
- Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- Способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
Планируемые результаты:
Личностные:
- Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
- Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности;
- Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Метапредметные:
- Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Результаты по профилю программы:
- Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
- Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики;
- Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Информация, компьютер и Интернет. | 9 | 6 | 3 |
2. | Техника безопасности и экология | 8 | 5 | 3 |
3. | Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость. | 5 | 3 | 2 |
4. | Методы безопасной работы в Интернете | 5 | 3 | 2 |
5. | Потребительские опасности в Интернете | 4 | 3 | 1 |
6. | Основные правила поведения сетевого взаимодействия | 2 | 1 | 1 |
7. | Государственная политика в области в области защиты информации | 2 | 1 | 1 |
8. | Итого | 35 | 22 | 13 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. - 9 ч.
Информация, компьютер и Интернет.
- Основные вопросы: Компьютер - как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет
- средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи, Общение в Интернете - переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе - скайп, IP-телефония, ICQ. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться (диски, флэш, карты и пр.). Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать об истории появления компьютера и Интернета. Правила работы с компьютером. Научиться соблюдать правила работы с файлами. Уметь отличать безопасные сайты и ссылки от вредоносных. Знать технические и программные возможности мобильных устройств. Преимущества мобильной связи и их опасность. Понимать пользу и опасности виртуального общения, социальных сетей.
Обучающиеся должны уметь правильно работать за компьютером. Пользоваться браузером для поиска полезной информации. Внимательно прочитывать сообщения о нежелательных страницах, отказываться от их просмотра, выполнять основные действия с файлами. Копировать файлы, проверять файлы на вирусы. Уметь работать с информацией и электронной почтой. Владеть основными приемами поиска информации в сети Интернет.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Поиск информации в сети Интернет.
Практическая работа №2. Работа с мобильными устройствами (2 ГИС, Госуслуги, Википедия, эл.книги, фотоколлаж, Компас, диктофон, Калькулятор и пр.).
Практическая работа №3. Общение с использованием видеосвязи на примере Skype.
Практическая работа 4. Создание электронной почты
Тема №2.-8 ч.
Техника безопасности и экология
- Основные вопросы: Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений, Компьютеру тоже нужна забота, Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и др. органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
- Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать основные правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами в условиях окружающей среды, основные навыки ухода за ПК, опасности при работе с электрическими приборами.
Обучающиеся должны уметь соблюдать технику безопасности и гигиену при работе за ПК. Владеть основными приемами навигации в файловой системе.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Использование мобильного приложения Компас Практическая работа №2. Создание буклетов по темам:
-«Как может помочь компьютер в сложных чрезвычайных ситуациях»
- «Правила поведения на улице с мобильными устройствами»
- «Компьютеру тоже нужна забота» (как ухаживать за ПК и мобильными устройствами)
Тема №3.-5 ч.
Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость.
- Основные вопросы: Что такое Интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность - что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать виды общения в Интернете. Правила безопасной работы при интернет - общении.
Обучающиеся должны уметь пользоваться основными видами программ для общения в сети. Чего не следует делать при сетевом общении.
Уметь применять программу Skype для общения, создание контактов. Отличать вредные игры от полезных.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Создание сообщества класса в детских социальных сетях Практическая работа №2. Тест «Есть у меня игровая зависимость». Квест «Я умею говорить «Нет» в сети интернет»
Тема №4.-5 ч.
Методы безопасной работы в Интернете.
- Основные вопросы: Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать основные понятия о компьютерных вирусах и контент-фильтрах.
Обучающиеся должны уметь использовать приемы работы с антивирусными программами, запускать программы-антивируса для сканирования компьютера и внешних носителей информации, устанавливать и сканировать антивирусной программой. Детские контент-фильтры.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Исследовательская работа «Колобанга в поисках вируса» (выявление признаков заражения вирусом).
Тема №5.-4 ч.
Потребительские опасности в Интернете
- Основные вопросы:
Интернет и экономика - польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля - ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать принципы работы интернет - магазинов, понятие «электронные деньги». Обучающиеся должны уметь дозировано использовать
личную информацию в сети интернет.
Уметь различать (распознавать) мошеннические действия.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. Прохождение интерактивного курса. «Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления».
Практическая работа №2. Квест «Покупка в интернет-магазине».
Тема №6.-2 ч.
Основные правила поведения сетевого взаимодействия.
- Основные вопросы: Что такое интернет-этикет. Как вести себя в гостях у «сетевых» друзей.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать правила сетевого этикета.
Обучающиеся должны уметь корректно общаться в сети Интернет.
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1. «Пишу письмо другу»
Тема №7. -2 ч.
Государственная политика в области защиты информации.
- Основные вопросы: Как государство защищает киберпространство. Войны нашего времени. Что такое кибервойна. Почему государство защищает информацию. Защита государства и защита киберпространства.
- Требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать политику государство в области защиты информации.
Обучающиеся должны уметь защищать свои информационные данные от внешнего воздействия (интернет и вирусы, вирусы и злоумышленники).
- Тематика практических работ:
Практическая работа №1 Квест «Война миров»
Контрольно – оценочные средства
Оценка уровня образовательных результатов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Интернет Безопасность»
Виды контроля | Период | Объект контроля | Форма контроля | Диагностический инструментарий |
Входящий | начало освоения программы | уровень образовательных результатов |
|
|
Текущий | после освоения каждой темы | личностные результаты |
|
|
метапредметные результаты | ||||
результаты по профилю программы | ||||
Итоговый | по итогам освоения программы | уровень образовательных результатов |
|
|
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение |
|
Информационно-образовательные ресурсы |
|
Учебно-методическое обеспечение |
|
Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную программу «Интернет безопасность», имеет среднее специальное образование, по специальности техник информационных систем. Прошел обучение в ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» по курсу «Гибкие компетенции в проектной деятельности» |
Список литературы
- Бирюков А. А. Информационная безопасность защита и нападение 2е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с.
- Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение.: Издательство: ДМК-Пресс., 2012, 474 с.
- Колесниченко Денис. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с.
- Мазаник Сергей. Безопасность компьютера. Защита от сбоев, вирусов и неисправностей: издательство: ЭКСМО, 2014, 256 с.
- Мэйволд Э. Безопасность сетей (2-е изд.) Книги» Сетевые Технологии. Название: Безопасностьсетей: Издательство: М.: НОУ "Интуит", 2016,571 с.
- Платонов В.В. Программноаппаратные средства защитыинформации: учебник для студ. Учрежд.высш. проф. образования / В. В.Платонов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013,336 с.
- Проскурин В.Г Защита в операционных системах: Издательство: Горячая линия-Телеком, 2014, 192 с.
- Савченко Е. Кто, как и зачем следит за вами через интернет: Москва - Третий Рим, 2012, 100 с.
- Яковлев В.А. Шпионские и антишпионские штучки: Техническая литература Издательство: Наука и Техника, 2015, 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет - безопасность
Об интернет - угрозах, безопасности и родительском контроле....
Родительское собрание: Интернет - безопасность и старший подросток.. 8 класс
Цель родительского собрания – закрепить правила безопасности в Интернете и научиться использовать различные программы контроля безопасности....
Это нужно знать (Интернет безопасность)!!!
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!!!Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию http://www.referent.ru/1/170692Как быть безопасным в интернете (советы для детей, п...
Интернет. Безопасность в сети Интернет
Интернет представляет собой важный способ личного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом: например, может применяться для рассылки компьютерн...
Разработка родительского собрания "Интернет.Безопасность в Интернете"
Данная работа может быть использована классным руководителем на родительском собрании для ознакомления родителей о тех опасностях, с которыми сталкиваются дети в сети....
Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»
Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....
Дети в интернете: В Н И М А Н И Е ! Виртуальная НЕреальность! (Заметки для педагогов и родителей на тему интернет-безопасности детей и подростков)
Законы «бытия» виртуального мира легко проникают в подсознание ребенка или подростка, минуя основные механизмы психологической защиты......