Триптих "Цветочная фантазия" (с применением техники холодного батика)
методическая разработка

Непомилуева Алена Андреевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx811.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА "ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ К. Г. САМАРИНА"

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ П. БОЛЬШОЙ ЛУГ

Одобрено на заседании

педагогического совета

протокол № 2 от «06» октября 2020г.

Председатель ______ Баских Н.В.

Секретарь _______ Константинова Е.Г.

Утверждаю:

И.О. директора МКУКДОШР

«Центр искусств им. К.Г.Самарина»

__________Зимина Н.А.

от «____» ____________ 2020г.

Методическая разработка

на тему:

Триптих «Цветочная фантазия»

(с применением техники холодного батика)

Выполнила:

преподаватель

            Непомилуева Алена Андреевна

п. Большой Луг

2020г.


СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка….………………………………………………….3

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Краткие сведения из истории росписи тканей.

1.1 Искусство батика………………………………………………..............3

1.2 Батик в России……………………………………………………..........6

Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Технология выполнения батика.

2.1 Оборудование, инструменты, материалы……………………………..7

2.2 Основные способы росписи тканей…………………………………....9

Раздел III. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 

3.1 Композиция…………………………………………………………….11

3.2 Колорирование…………………………………………………………15

3.3 Содержание композиции Триптих «Цветочная фантазия»…………16

3.4 Этапы выполнения работы………………………………………...….16

3.5 Методические рекомендации по созданию дизайн - проекта декоративного панно………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..20

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………...20

Пояснительная записка

В настоящее время батик является одним из популярных направлений в оформлении тканей. Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно: в конце 20-х — начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны и актуальны. Техника не ограничивает фантазию. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств — акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Актуальность состоит в том, что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать швейные изделия и интерьеры.  

Цель работы: создание творческой композиции в виде 3х картин «триптих» с применением техники холодного батика.

Основные задачи:

- изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани;

-изучить методическую литературу;

-освоить основные приемы росписи ткани;

-выполнить творческую композицию.


Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ.

1.1. Искусство батика

Родиной Батика, искусства росписи тканей, считает Юго-Восточная Азия.

Термин «Батик» впервые появляется в голландских текстах XVI века. Это индонезийское слово восходит к яванскому «амбатик», которое, в свою очередь, связано со словом «тик», означающим «помечать точками». Именно на Яве батик превратился в развитую декоративную художественную форму, однако его корни восходят к гораздо более ранним временам. Никто не знает точно, какой народ впервые использовал воск для предохранения отдельных участков ткани при крашении, но наверняка батику не менее 2 тыс. лет. В начале XIX века, когда на Яве правила британская корона, сэр Томас Раффлс, британский лейтенант и губернатор острова, принял решение изучить все, что можно, о культуре Явы. Он первым написал о древнейшем искусстве батика, и его книга «История Явы» («History of Java»), опубликованная в 1817 году, до сих пор считается наиболее авторитетным и полным описанием методов и образцов батика, одним из наиболее надежных справочников.

Фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в древних египетских гробницах. Известно также, что батик практиковался в Китае еще в V веке н.э. Благодаря торговле шелков батик распространялся по Дальнему Востоку. В Японии образцы, шелковых, ширм в техники батика, созданных вначале VII веке, представлены в музее Нора. А в Индии существуют доказательство того, что батик выполнялся на хлопке, а не на шелке.

Вероятно, именно индийские поселенцы повезли батик на Яву в XII веке, вскоре роспись тканей стала излюбленным развлечением аристократических особ, а в течение последующих нескольких веков батик вошел в историю и культуру Японии. Стали популярны и раскрашенные в ручную ткани и для саронгов и других видов одежды. Для осуществления основных операций батика активно привлекали слуг.

При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке уделялось особое внимание: её выделывали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связанно с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике.

Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов для украшения одежды: многофигурные, жанровые или религиозные композиции для жилищ и храмов.

Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Китайцы подарили миру шелк и как следствие, способ его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным носком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной.

В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.

Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали и это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.

В середине XIX века окраска тканей и технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художником, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер.

1.2. Батик в России.

Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник в Росси Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются:

Ирина Трофимова — монументальный батик;

Станковое направление:

Татьяна Шихирева — «повествовательный» батик;

Виктория Кравченко — «офортный» батик;

Юрий Булычев - «традиционный» батик;

Виктор Парийский «Живописный» батик;

Евгений Архиереев, Юрий Ярин – «обратный» батик (техники выставки);

Александр Талаев – «эксперементальный» батик.

Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. Л. Домаскин. Н. Голубцова, Л. Шумкина и многие другие.

- Сергей Давыдов — «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;

Сергей Давыдов — ведущий российский художник, работающий в технике батика, член Московского союза художников, член правления Ассоциации художников декоративного искусства, член Международного художественного фонда. Участник международных конференций по батику в Индонезии (1997 г.), Бельгии (1999 г.) и Японии (2002 г). Автор первой в России книги «Авторский батик» а также создатель уникальных инструментов, приспособлений и технологий, применяемых в технике росписи тканей, известной в России и странах Европы как «Батик — техника Давыдова». С 1994 г. в России и за рубежом с большим успехом проходит цикл его персональных выставок и семинаров, объединенных общей темой «Искусство современного батика. Сергей Давыдов - основатель и руководитель первого в России Центра батика, целью которого является популяризация техники батика в России и обучение этому искусству. Где московские художники по праву являются законодателями моды.

В наши дни батик занимает ведущее место в ряде декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

Сегодня батик и России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства.


Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Технология выполнения батика 

2.1. Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий. По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

Материалы.

Каждый вид ткани требует применения определенных красителей, соответствующих им способов приготовления краски и упрочения полученных на тканях окрасок.

Для приготовления краски используются различные химические и вспомогательные резервирующие составы.

Резервирующий состав для холодного батика:

Парафин 100 г

Канифоль 4 г

Резиновый клей 400—500 г

Бензин 500—400 г

Шаблон.

Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно повлияют па качество вашей работы. По контурам шаблона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкнутых плоскостей, подобно витражу, чтобы цвета в процессе росписи не смешивались между собой.

Рамки.

Для реализации большей части проектов, особенно связанных с применением красителей, лучше предварительно натянуть ткань на рамку, чтобы она возвышалась над рабочей поверхностью.

Существуют самые разные виды рамок. Специальные рамки для батика можно купить в магазинах для рукоделия. Они очень удобны, но стоят недешево.

Приспособления художников для растягивания холстов могут стать неплохой альтернативой. Они бывают разных размеров, изготавливаются из мягких пород дерева (в них легко входят кнопки) и при необходимости (для хранения или транспортировки) разбираются. Можно использовать и старые рамы от картин. Однако такие рамы, как правило, изготовлены из дерева, в которое трудно вколоть кнопку. Отлично подойдут для батика пяльцы для вышивания.

Бумага.

Для батика подойдет любая тонкая пористая бумага, отличный результат дают салфетки. Также прекрасным материалом является восточная акварельная бумага, характеризующаяся легким весом, прочностью и высокими абсорбирующими свойствами (японский пергамент).

Ткани.

Ткань для батика должна быть соткана ровно, из натуральных волокон (100%), иметь среднюю толщину, белый или светлый цвет (фоновая расцветка окажет влияние на последующее окрашивание). Используемые красители реагируют только с натуральными волокнами: хлопком льном, шелком и шерстью. Интенсивность окраски зависит от толщины волокон и плотности плетения: более плотные ткани окрашиваются ярче.

Избегайте использования поликоттона и большей части синтетических материалов - они плохо впитывают краску, и полученный в результате батик будет сильно линять. Единственное искусственное волокно, дающее хорошие результаты - это вискоза. Выбор ткани во многом зависит от изделия, которое вы собираетесь сшить из батика. Шелк идеально подходит для шарфов и других предметов одежды, в то время как хлопок и лен великолепно смотрятся в виде картин, чехлов на подушки, скатертей или настенных украшений. Набивной ситец, поплин, хлопчатобумажный батист, рейон (вискоза), шелк дикого шелкопряда, тонкая кисея, шифон, крепдешин и вуаль - все эти ткани годятся для батика.

От типа ткани зависит впитываемость воска. Шелк поглощает воск быстрее, чем хлопок, в то время как шерсть, в которой содержится много ланолина, реагирует на воск значительно медленнее. Хорошую пропитку толстых тканей, таких как парусина или бархат, можно обеспечить, накладывая воск, с двух сторон.

Кисти.

Кисти для росписи применяются круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: колонок, ушной волос, синтетика.

Формочки для краски — применяются для составления колера, для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

2.2. Основные способы росписи тканей.

Существует несколько видов батика:

  • горячий  (в качестве резерва используется расплавленный воск, который затем удаляется);

  • холодный  (резерв представляет собой густую массу резинового происхождения);

  • узелковый  (неокрашенное полотно покрывают по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью;)

  • свободная роспись  (производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями)

  • свободная роспись с применением солевого раствора  (натянутую на раму ткань  либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками, в которые введён раствор поваренной соли);

  • сибори или складной батик  (объединяет несколько методов крашения ткани с помощью заматывания, прошивания, складывания, или сжатия).

Холодный батик.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

   Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки. Вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

   После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять не закрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

   Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

Холодный батик. Активный контур.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\9930b2e6fd5e74abc155c7a242ko.jpg

Холодный батик. Пассивный контур.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hello_html_m115cbf16.jpg

Холодный батик с использованием солевого эффекта.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\и.jpg

Холодный батик. Монотипия.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\bccd0b902c1f74d61c88f995448b--kartiny-i-panno-volshebnyj-les-monotipiya.jpg

Многослойный холодный батик.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hello_html_m4057ef1d.jpg

Холодный батик. Рисование белизной.

Монотипия - как композиционная основа в холодном батике.

Холодный батик с кракелюрой.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\hello_html_3ed93f22.png

Холодный батик. Цветной резерв.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Batik-2.jpg

Холодный батик. Черный контур.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\83390419_1610668_4_600.jpg


Раздел III. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1 Композиция.

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), которое, разумеется, имеет свою специфику и вытекающие из нее особенности композиции.

   «Первая и главная особенность ДПИ содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений, произведения ДПИ, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой».

   Материальная основа ДПИ (ткань, металл, дерево) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включается орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрощенном, нередко плоскостном виде. Условность проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Многие произведения прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов. Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется, конкретно показывают произведения ДПИ, выполненные в различных материалах. Прежде всего следует сказать о разделении предметов декоративно-прикладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.

Анализируя особенности композиции в ДПИ, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Настоящее произведение декоративного искусства создается присущими этому искусству средствами, включая и средства композиции.

Создание произведения декоративно-прикладного искусства сложный творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса - поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.

   Композиция декоративного текстильного произведения это ритмически организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно-образного содержания.

«Формальные приемы композиции во всех художественно полноценных произведениях стоят в тесной связи с основным идейным замыслом художника, со всем его художественным языком, эмоциональным складом его натуры. Работа над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных себе художником задач, от всего его творческого отношения к миру».

   Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу композиции. Не следует думать, что орнамент только многократное повторение сходных элементов рисунка. На головном платке или в небольшом ковре, например, может быть изображена одна ветка, свободно вписанная в квадрат или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения воспринимаются как орнамент, так как они образуют ритмический повтор сходных между собою форм. Очень важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок.

Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств.

   Создавая композицию, нужно продумать графическое, тоновое и цветовое решение, и если это необходимо, то изобразить на бумаге в предварительном

эскизе. Затем карандашом на бумаге нарисовать шаблон задуманной композиции. Шаблон делается с учетом всех требований текстильной специфики. Все возможные промахи лучше исправить на бумаге.

Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность.

   Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей.

   При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в шарфах, тканных и вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на концах. Вдоль края или в середине изделия, по горизонтальным и наклонным полосам; в головном платке украшается центральное поле или, наоборот, основной орнаментальный акцент приходится на кайму.

Необходимо иметь в виду и материал, для которого подготавливается рисунок, плотная или легкая, гладкая прозрачная ткань с росписью, рельефная хлопчатобумажная, шерстяная ткань или ворсистый мягкий ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет меняться. Следует учитывать особенности восприятия цвета: в фактурной ткани или ковре он будет восприниматься плотным, а на прозрачной ткани в расписных изделиях—облегченным.

   Весьма существенным моментом является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. При большом увеличении рисунок становится огрубленным, не текстильным. Более приемлемы в крупном масштабе так называемые цветочные рисунки. Естественно, огромное значение приобретают хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов, даже если изделие выполняется от руки приемами кистевого мазка. Ведь неряшливо прорисованные формы цветов и листьев не передают очарования и красоты растения. Поэтому следует придавать большое значение декоративным зарисовкам с натуры.

   При создании произведений с растительным орнаментом необходимо уделять большое внимание степени художественного обобщения образа. Для этого следует изучать старинные образцы народного искусства, как народные мастера находят переход от природной формы растения к его декоративному выражению, не утрачивая при этом реальный образ цветка.

   Современные приемы росписи с применением солевого раствора, роспись жидко разведенными масляными красками, применение «сухого мазка» дают, например, в росписи тканей большие возможности в изображении растений, достаточно выразительные, но не нарушающие в то же время плоскость изделия. Объем может быть передан условно, можно разрабатывать цветок в двух-трех планах, используя эту разработку не для передачи собственно объема, как это делается в станковой живописи, а для более интересного цветового решения данной формы. Но эти приемы требуют от мастеров и художников высокого исполнительского мастерства. Ведь ручная работа тем и должна отличаться от механического воспроизведения узоров, что в каждой новой вещи сохраняется прелесть индивидуального творчества.

   Важнейшим художественным мерилом произведения декоративно-прикладного искусства может быть хорошо продуманный общий колорит. Цельное решение всей вещи, возможно, только при обобщенности орнаментальных форм. Кроме того, для современного стиля в декоративно-прикладном искусстве характерно бережное отношение к красоте обрабатываемого материала, а обобщенность форм позволяет ярче выявить естественные его качества.

   Художник - живописец вправе пользоваться живописными средствами для передачи ощущения пространства, объема, так как станковое живописное произведение, заключенное в раму и повешенное на гладкую стену, — не только красочное пятно, украшающее ее, оно несет в себе сложные задачи рассказа о реальной природе, о людях. Другое дело, когда создается декоративное произведение; пространство и объем, переданные живописными приемами и средствами перспективы, нарушают плоскость декорируемого изделия. Так как в декоративном искусстве важна не информация, а образные ассоциации, то изобразительные элементы могут трактоваться с разной степенью условности, но всегда декоративно, а не иллюзорно.

3.2 Колорирование.

Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть композиции. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цветов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное состояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений.

   Существуют три способа смешения цветов: механический, при котором новый цвет, получается, от перемешивания двух или более цветов, оптический способ (лессировка), при котором цвета, будучи наложены прозрачным слоем один на другой, дают новый цвет, и пространственный, когда цвета, располагаясь на поверхности в виде мелких точек, орнаментальных форм или полосок, создают при восприятии на расстоянии ощущение нового цвета. Эти способы применяются при колорировании текстильных изделий: первый и второй — в росписи тканей, третий — в ткачестве и ковроделии,

   Приступая к колористическому решению произведения, необходимо учитывать, что каждый цвет в композиции существует не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его окружающими. Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию, как говорят художники, цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону одновременного хроматического контраста он будет казаться более ярким и насыщенным.

3.3 Содержание композиции триптих «Цветочная фантазия».

Декоративное панно состоящее из 3х работ прямоугольной формы размерами 45x80, 40х80, 35х80 выполнена в технике холодного батика. Материал – шифон, красители – анилиновые, резервирующий состав – бесцветный. Композиция подчинена традиционной схеме заполнение плоскости с акцентированием вертикального движения с верху в низ.

Интерьер преображается, как только в нем поселяются картины. Они создают иллюзию того времени и того действия, которые на них отображены. Триптихи — это уже целое повествование, переходящее от одной части к другой. Словно танец по нарастающей сюжетной линии и угасающий к завершению.

Язык батика предполагает условность изображения форм, который выражается в плоскости, в условности использования цвета, обобщения характера формы. Этими принципами я воспользовалась при разработке композиции. Мной предварительно и было сделано несколько эскизов на основе собранного материала, который я представляю. Мной были предварительно рассмотрены возможные варианты холодной и темной гаммы, различие масштабности, разница композиционных схем, количественный набор мотивов, характер линейных очертаний. В итоге я остановилась на данном варианте, считая, что он более выразительно представляет мои личные впечатления об этом удивительном и загадочном мире.

3.4 Этапы выполнения работы.

Последовательность

работы

Эскизы

Инструменты и приспособления

1

Эскизы на бумаге в карандаше.

Альбом, карандаш, ластик.

2

Эскизы. Работа в цвете.

Утверждение.

45   11

пп11

м0

Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

1

Ткань натянуть кнопками на рабочей рамке или на пяльцы. (У меня их 3)

original

Рабочая рамка, ткань, кнопки, пяльцы

2

Перевести рисунок на ткань с помощью простого карандаша. Или использовать шаблон.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ммч.jpg

Карандаш, натянутая на пяльцы ткань.

3

Прорисовать контур рисунка на ткани резервирующим составом, следя за тем, чтобы все линии оказались замкнутыми. Высушить с помощью фена.

ро

Ткань на рабочей рамке, емкость с резервирующим составом, фен.

Начало работы акриловыми красками. Выполняем сразу все 3 картины.

C:\Users\ilysc\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\мм1.jpg

Акриловые краски по шелку «батик».

Емкость с водой, кисти, палитра.

4

Прорисовать основной рисунок, оформить фон. Я использовала растяжку от светлого к темному.

мм2

Акриловые краски по шелку «батик».

Емкость с водой, кисти, палитра.

5

После нанесения акриловых красок, можно воспользоваться специальными контурами для декорации.

мм4

Цветные контуры.

6

После этого нужно дать краскам высохнуть, можно использовать фен для ускорения процесса.

Фен

7

Закрепить краски с помощью утюга, проглаживая изделие с изнаночной стороны.

р

Гладильный стол, утюг.

8

Оформить изделие в рамку, если это картина, или украсить изделие кружевами, если это платочки.

яч

Декоративная рамка, клей, скотч, картон.


3.5 Методические рекомендации по созданию дизайн - проекта декоративного панно.

        Основная задача освоить основные приемы росписи ткани и выполнить творческую композицию. Прежде чем выполнить работу в материале, необходимо подумать о ее назначении. Перед началом работы важно продумать общую концепцию - цветовую гамму, стиль, формы и текстуры будущего интерьера. Благодаря продуманной концепции становится ясно, в каком направлении двигаться. Большое внимание необходимо уделить разработке композиционно-цветового эскиза. Эскизы для первых образцов лучше разрабатывать простые по композиции и более лаконичные по цвету, постепенно усложняя их, а самое главное, продумать цветовую гамму. Для работы необходимо индивидуально подбирать ткани с учетом выбора техники и используемых приемов в росписи ткани.

Для «холодного батика» лучше использовать более тонкие ткани, такие как батист, шифон, креп-жоржет, креп-сатин, крепдешин, натуральный и искусственный шелк.

        Необходимо соблюдать последовательное выполнение работы (изделия) в материале с соблюдением технологии. Благодаря фантазии можно декоративно изобразить любой узор. Когда работа готова, необходимо закрепить рисунок на ткани, затем оформить панно. (с учетом современных требований дизайна). Самый традиционный способ оформления композиции - оформление в декоративной раме. Но не всегда есть возможность оформить таким способом, а иногда такой вид оформления и не подходит к данной работе.

В этом случае можно использовать способ текстильного оформления. Полоски ткани окрашиваются любым способом используя те же цвета, что и в композиции, но на несколько тонов светлее или темнее. Затем полоска сгибается пополам и пришивается с четырех сторон работы (по принципу печворка). Ширина полоски зависит желаемой ширины текстильной рамы. С изнаночной стороны открытые срезы обрабатываются или пришивается белая ткань по размеру самой работы. Таким образом, можно выполнить оригинальное дизайнерское оформление и получить текстильную, декоративную раму для любой композиции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая вдохновила меня. Те знания, умения и навыки, которые мной приобретены в процессе помогут мне в дальнейшей работе. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мне дальнейшую работу сделать более содержательной.

Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромной популярностью среди художников профессионалов и любителей, так как данный метод прост, безопасен и доступен.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Танкус О. В. Гороховская Л. М. и др. Технология росписи тканей. М., 1969г.
  2. Зубрицкий Ю.А. Инки – Кечуа. М., 1975г.
  3. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Просвещение, 1981г.
  4. Этнические процессы в Южной Америке. М., 1981г.
  5. Шорохов Е. В. Композиция (2-е изд.). — М.: Высшая школа, 1986г.
  6. История и культура удэгейцев в XVII-XX вв. Монография, Л.: Наука 1989г.
  7. Энциклопедия « Исчезнувшие цивилизации» книга «Затерянный мир майя». М., 1997г.
  8. Брита Хансен. Роспись по шелку. 1997г.
  9. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М.—Л., 1997г.
  10. Василевич Г.М. История и культура эвенков в XVII-XX вв. Монография СПб.: Наука,1997г.
  11. Гурьева Т. С. Опыты Л. В. Маяковской в оформлении тканей. — Сборник трудов НИИХП, Вып. б. М., 2002г.
  12. Анисимов А. Ф. Культ медведя у эвенков и проблемы эволюции тотемистических верований/А.Ф. Анисимов//Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока, Статья, М.: Северные просторы, 2002г.
  13. История и культура нанайцев в XVII-XX вв. Монография СПб.: Наука, 2003г.
  14. Давыдов С. Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2005г.
  15. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.

С помощью поисковых систем интернета найдены следующие специализированные по теме батика WEB – узлы:

http://www.altavista.com

http://www.yahoo.com

http://www.rambler.ru

http://www.uganda.co.ug/Batik.htm

http://www.kohphangan.com/batik/gallery/index.html

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление открытки в технике холодного батика. Призентация.

Призентация. Этапы технологического процесса при изготовлении открытки....

Методическая разработка к уроку роспись ткани в технике холодного батика

На уроках технологии  в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.Цель данной работы: осущест...

Методические рекомендации по выполнению панно в технике " Холодный батик"

Пошаговая инструкция для выполнения работы в технике "Холодный батик"...

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Презентация "Цветы в технике холодного батика"

Предентация к занятию внеурочно деятельности...

Брошюра "Роспись ткани «Заколдованный лес с солевым эффектом в технике холодный батик"

Вот уже на протяжении двух с половиной тысячи лет художники по всему миру используют воск для создания рисунка на ткани. Слово «батик» индонезийского происхождения, в переводе «ba-&r...