Конспект занятия "Устройство русской избы"
план-конспект
Материал для детей старшего дошкольного возраста. Дети узнают об устройстве русской избы - печи, красный угол, лавки, предметах быта и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Устройство внутреннего мира русской избы»
Составитель Косарева В.Н.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище;
2. Сформировать понятие духовного и материального центров избы.
3. Приобщать к нравственным и духовным ценностям.
Зрительный ряд: Фотографии музейной экспозиции интерьера крестьянского жилища; репродукции картин; презентация «Внутренний мир русской избы» (приложение №2)
Литературный ряд: Л. Мей “В низенькой светелке…”;
В.Белов – высказывание о русской печи; В.Федотов «Глаголем, кошелем и брусом…», загадки, поговорки; произведения с иллюстрациями русской избы, печи «Гуси-лебеди», «По щучьему велению..».
Организационный момент
Подготовка к занятию. Мотивация.
Актуализация опорных знаний
- По каким принципам строился и украшался внешний облик крестьянской избы.
- Зачем люди украшали свои жилища?
Формирование новых знаний
Ход занятия
Показ слайда №1
- Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы с вами мысленно совершим путешествие в те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки.
- Сейчас очень много больших многоэтажных домов. А приблизительно 300 лет тому назад даже 2- этажные дома были большой редкостью – их строили только самые богатые люди.
Раньше не говорили " дом", а говорили " изба" – тёплая половина дома с печью (название происходит от слова " истопить").
Показ слада №2
- Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков.
- При строительстве было важно место расположения дома.
Показ слайда №3
- Как вы думаете, где люди предпочитали строить селения, деревни? Почему? (В близи рек, лесов – лес для строительства, пропитание – грибы, ягоды, охота, лекарственное сырье, и т.д.; река – вода для питья, стирки белья, рыба)
Показ слайда №4
- Русская изба.…
Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Мы уже знакомы с узором декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо.
Показ слайда №5
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В.Федотов http://festival.1september.ru/articles/500193/
- Как вы понимаете слова «со своим лицом»? (На внешний вид все дома разные)
Окна – глаза дома. Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Показ слайда №6
Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
- Что напоминают вам вот эти волнистые линии?
Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах.
- На что похоже это изображение фигуры?
Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца.
Показ слайда №7
- Давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище:
«В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром».
Л. Мей http://festival.1september.ru/articles/500193/
- Что использовали наши предки для освещения избы?
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Рассматривание детьми предметов музея прогимназии – лучина, керосиновая лампа, свеча
Показ слайда №8
- В доме (избе) существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет. Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь - путь на небе.
Показ слайда №9
Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной.
Показ слайда №10
- Пол – землю покрывали домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Показ слайда 11
- Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
- Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния.
В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
Показ слайда №12
- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, «Жихарка»)
Показ слайда №13
- “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.
- А что же в ней такое есть, что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Как вы думаете?
Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д. На ней спал старый хозяин дома.
Показ слайда №14
На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки).
На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой.
Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки.
Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
Печка долго хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
Показ слайда №15
- Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.
Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В. Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.
Предложить детям попробовать взять чугунок ухватом, рассмотреть кочергу, лопату
Показ слайда №16
- В переднем углу избы находился духовный центр дома.
Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами,
страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Иначе его называли Красный угол.
- Как, вы, понимаете значение слов «Красный»?
- Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица, Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.
Показ слайда №17
Красный угол олицетворял зарю. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи.
Показ слайда №18
- Убранству кровати придавалось большое значение. На ней были горы подушек разного размера. Наволочки украшали вышивкой, кружевом. На подушки набрасывались накидки. Кружевные накидки часто набрасывались и на спинки кровати. Кровать застилалась красивым лоскутным одеялом, которое кропотливо шилось из обрезков ткани – лоскутьев. В праздничные дни, а иногда и повседневно, под одеяло заправлялся поднавес – белое полотно с кружевами – с «поднадзором».
Рассматривание предметов – подзора, вышитые наволочки подушек, лоскутное одеяло
- Как называлось спальное место для младенца
Показ слайда №19
- Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку (зыбка). Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Показ слайда №20
- Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – кросна, на нем женщины ткали.
Показ слайда №21-23
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Давайте рассмотрим убранство русской избы по картинам художников.
Практическая работа
Задание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
2. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)
Итог:
Анализ работ воспитанников.
Домашнее задание:
Подобрать иллюстрации предметов быта, украшенных деревянной резьбой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Культура Руси. Интерьер русской избы"
Конспект занятия по ИЗО для детей 6-7 лет, занимающихся в комплексе раннего эстетического развития в Центре детского творчества №4 г. Иваново....
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
конспект урока "Интерьер русской избы"
Конспект урока "Интерьер русской избы " 7кл изобразительное искусство...
Конспект открытого урока в 5 класса "Внутренний мир русской избы"
Что такое открытый урок? Свмо слово "открытый" подразумевает, что присутствие на нём должно быть доступно для всех окружающих....
Конспект экскурсии "Русская изба"
Рассказ о быте простой русской семьи, имеющей свое крестьянское хозяйство...
Конспект урока по теме «Интерьер. Внутренний мир русской избы»
Конспект урока по ИЗО в 5 классе....