Авторская педагогическая разработка "Школьный музыкальный театр"
методическая разработка
Данная адаптированная программа составлена на основе авторской учебной программы «Детский музыкальный театр в школе» С А. Маркидонова (педагога дополнительного образования «Центра образования №47» г.Иркутска). Программа рассчитана на школьников 1 - 11 классов. Музыкальный театр - педагогическая модель формирования и функционирования музыкального театра, как учебно-постановочного организма школьников, педагогов школы, родителей. Характерной особенностью данной программы является то, что в ее реализации участвуют представители профессиональной сферы искусства: режиссер, хореограф, педагог-вокалист, художник-постановщик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzykalnyy_teatr.docx | 55.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Ангарского муниципального образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27»
Авторская педагогическая разработка
( адаптационная)
«Школьный музыкальный театр»
(методическое пособие внеурочных занятий)
Авторы разработки:
Н.В.Казанцева,
педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория;
Н.С.Бакулина
зам.директора по воспитательной работе;
2017 год
город Ангарск
Иркутской области
Оглавление
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Новизна
1.3. Методологические положения
1.4. Методы ведения музыкальных постановочных репетиций с детьми.
1.5. Цель и задачи авторской разработки
1.6. Описание структуры программы
1.7. Условия реализации программы
2. Содержание разделов программы
2.1. Раздел актерского мастерства и сценической речи
2.2. Раздел «Музыка и движение»
2.3. Раздел вокально-хорового воспитания
3. Критерии результативности
4. Приложения
4.1. Календарно-тематическое планирование
5. Список литературы
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Данная адаптированная программа составлена на основе авторской учебной программы «Детский музыкальный театр в школе» С А. Маркидонова (педагога дополнительного образования «Центра образования №47» г.Иркутска). Программа рассчитана на школьников 1 - 11 классов.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно - творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Учебная программа «Школьный музыкальный театр » опирается на опыт создания школьных детских музыкальных театров в нашей стране. Журнал «Искусство в школе» в последние годы публиковал удачный опыт создания детских музыкально-театральных коллективов в городе Москве: детский театр «Галина Вишневская», школьный музыкальный театр В.Чепурнова г.Щелково Московской области и в других городах РФ. Известен опыт создания детских музыкальных театров-спутников, практикуемый на базе детского музыкального театра им. Н.И.Сац, известны детские театры в городах Санкт-Петербурге, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске. Все эти театры входят в структуру Дворцов юношеского творчества, существуют при театрах. Опыт создания детского музыкального театра в школе, описанный С.А.Маркидоновым, его методические основания свидетельствует об актуальности, нужности и необходимости данной направления дополнительного образования в общешкольной школе.
1.2. Новизна
Сегодня существует довольно много программ, которые знакомят детей с театральным искусством. В одних случаях программы дублируют программу первых курсов театральных ВУЗов, в других авторы полностью отказываются от идеи ранней профессионализации. Мы предлагаем педагогическую модель формирования и функционирования музыкального театра, как учебно-постановочного организма школьников, педагогов школы, родителей. Характерной особенностью данной программы является то, что в ее реализации участвуют представители профессиональной сферы искусства: режиссер, хореограф, педагог-вокалист, художник-постановщик. Школьный музыкальный театр - это определенный вид музыкально - театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально – театральных (творческих) способностей и их развитие, определяют учебную подготовку, что в свою очередь связано с состоянием художественно - эстетического сознания и его составляющих: эстетического отношения чувств, взглядов, вкусов, идеалов личности школьника, с развитием механизмов творческой деятельности: фантазии, воображения, интуиции, художественно - образного мышления.
1.3. Методологические положения
Методологической основой программы являются:
- учение роли деятельности в развитии личности (С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков и др.);
- идеи полихудожественного воспитания детей средствами театра и музыкального искусства заложенная в системе музыкально-художественного воспитания К.Орфа, Б.Яворского, Б.Неменского, Н.Ветлугиной, Р. Штейнера, Д.Б.Кабалевского;
- идеи Н.И.Сац о сущности детского музыкального театра: «… многие виды искусства соединяются в детском музыкальном театре для благороднейшей задачи - донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя;
- идеи о роли социокультурной среды в развитии личности Н.И.Крыловой.
1.4. Методы ведения музыкальных постановочных
репетиций с детьми
Создание ребенком собственной интерпретации - результат специально организованного педагогом эстетического воздействия, активизирующего элементы эстетического сознания: сенсорно-гармоническую сферу, эмоционально - окрашенное мышление и воображение, интуицию, направленные на решение поставленной задачи.
Игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия (игра-драматизация - этюд по фрагментам оперы - перевод в сценические действия).
Смыслообразующий метод как главный принцип музыкально-постановочных репетиций.
Понимание идейно-художественного смысла, гуманистической направленности произведения.
Необходимость развития эмоциональной реакции на воображаемые картины и действия в процессе пения. Идентификация с образом-персонажем. Расчет физических действий в гармоническом соответствии с музыкой и ее развитием.
Пение как процесс актерского перевоплощения. Певческое интонирование - цель и средство создания вокально-сценического образа.
1.5. Цель и задачи программы
Цель учебной программы - развитие качеств личности школьника, которые должны обеспечить творческий результат в осваиваемой музыкально - сценической деятельности.
Задачи учебной программы:
- разработать содержание и формы организации детского музыкального школьного театра;
- разработать критерии развития музыкально-театральных умений и творческих способностей по возрастным группам;
- развитие умений по актерскому мастерству, сценической речи, танцевальной пластике, музыке, вокалу;
- развитие эстетического сознания;
1.6. Структура программы
Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в трех направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия. Каждый участник музыкального театра занимается индивидуально с педагогом - вокалистом. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.
Хоровые занятия представляют собой работу с хормейстером над хоровыми фрагментами партитуры музыкально - сценического произведения, кроме того, они формируют умения и навыки хорового пения: полетный звук, певческое дыхание, интонацию, ритм, дикцию, звуковое туше, использование певческих регистров, певческой форманты и т. д. Вокально-хоровые занятия проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Театральное направление представляет собой курс актерского мастерства и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать и них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами и пр.).
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, вырабатывать классическое произношение гласных звуков, образность и эмоциональную подачу текста, культуру поведения на сцене, дикцию, орфоэпию.
Занятия актерским мастерством и сценической речью проводятся с группой из 8 -10 человек один раз в неделю.
Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом. Занятия ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа.
На танцевальных занятиях разучиваются танцевально-хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля. Кроме этого занятия с хореографом имеют цель подготовки отдельных танцевальных номеров для спектакля. Занятия проводятся с группой из 8 - 10 человек один раз в неделю.
Схема учебных занятий детского музыкального театра
( по дням недели)
2 день, | 1 день, 3 день | 4 день | 5 день, 6 день |
вокально-хоровые занятия и индивиду- альный вокал | актерское мастерство и сценическая речь | танцевально-пластические репетиции | сценические репетиции |
В школьном музыкальном театре составляется график сценических репетиций готовящегося музыкального спектакля. Сценические репетиции проводятся после того, как участниками музыкального спектакля освоены музыкальный и литературно-драматический материал. Эти репетиции совместно с режиссером-постановщиком, музыкальным руководителем, хореографом представляют собой профессиональную работу по постановке музыкального спектакля (форма, содержание, художественный образ спектакля). На них присутствуют все участники и руководители музыкальной постановки.
Особенностью некоторых детских музыкальных сказок, опер, мюзиклов является то обстоятельство, что в них принимают участие взрослые: педагоги школы, студенты, практиканты, певцы-профессионалы. Участие взрослых в детской музыкальной постановке обогащает коллективную творческую деятельность, повышает общий исполнительский уровень, создает хороший нравственно-психологический климат в театральном коллективе и перспективу в работе.
1.7. Условия реализации данной учебной программы
- наличие специально оборудованного помещения для организации школьного музыкального театра, на базе которого проводятся учебные занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей, изготовление декораций и костюмов в специальной мастерской;
- наличие специалистов из области профессионального искусства: режиссер, (педагог актерского мастерства), хореограф, педагог-вокалист, художник, звукооператор;
- наличие материальной базы (светоаппаратура, звуковое оборудование, компьютер, видео и фотоаппаратура).
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Учебный процесс в детском музыкальном театре идет по трем направлениям: музыкальному, актерскому и танцевально – пластическому, каждое направление представлено разделом программы
1) Актерское мастерство и сценическая речь
2) Музыка и движение
3) Вокально-хоровая работа
2.1. Раздел актерского мастерства и сценической речи в программе
«Школьный музыкальный театр»
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребенка средствами музыкального театра - он становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссера, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля (или образа отдельного героя) рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусства.
Включение ребенка в систему «человек - образ - спектакль», предполагает погружение ребенка в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения.
В процессе творческой деятельности ребенок овладевает навыками актерской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражается различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.
Тренинг по внутренней и внешней технике (актера) проводится с детьми на протяжении всего времени обучения. Работа над образом начинается с формирования первоначального представления о перевоплощении через пластические и ритмические характеристики образов природы и предметного мира (интеграция осуществляется через включение элементов изобразительного искусства, музыки, танца, освоение среды), постепенно переводя школьника на путь самостоятельной работы над ролью, включая выстраивание логики поведения героя, поиск его внутренней и внешней характеристики, определение сверхзадачи и т. д.
Работа по осмыслению образа будущего спектакля у школьников 5-11 кл. осуществляется с формирования общих представлений о различных музыкально-театральных жанрах: музыкальной сказки, водевиля, комедии, трагедии, психологическая драма, а также opera-seria, opera-buffa, комическая опера, рок-опера.
2.2. Раздел «Музыка и движение» программы
«Школьный музыкальный театр»
Музыкально-постановочная деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движении. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движении.
В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети слышат в музыке и предлагают в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность музыкального произведения.
С начала обучения большое значение уделяется музыкально-ритмическим упражнениям, которые позволяют ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями партнеров, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Временная природа музыки означает, что проблема движения имеет для этого искусства огромное значение. Синтетическая природа искусства балета и хореографии, основанная на взаимодействии видимого-слышимого, уходит корнями в синкретические искусства древности. Общие истоки музыки и танца («пластического искусства движения» по И. Ф. Стравинскому) определит их неразрывную связь.
Индийская философия рассматривает музыку «как сочетание трех искусств: пения, игры на музыкальных инструментах и танца». В индийской музыке ритмическим, мелодическим, ладовым приемам соответствуют танцевальные движения. Иными словами, пластическое высказывание - это как бы видимая музыка, временная единица которой не интонация, а жест.
Из множества движений ЕВРОПЕЙСКИЙ классический танец впитал положения и движения, заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определенностью, законченностью, платонически раскрывающие духовный мир человека. Первые попытки осмысления театрального танца были предприняты итальянскими и испанскими учителями танца в 15-16 веках.
Дальнейшее развитие системы классического танца получила во Франции. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений, объединенными общими для каждой группы признаками, например, группа приседаний (plie), прыжков (элевация ), вращений (pizouette, tour, fouette), положение корпуса (attitude, arabeague) и др.
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса, головы. Движения классического танца строятся на основе выворотности.
Освоенность техники классического танца участниками детского музыкального театра служит средством создания художественного образа музыкального спектакля.
Практическому освоению танцев предшествует теоретическое изучение тем развития классического танца в Европе и России в 18-19 веках (М. И. Петипа, М. М. Фокин, А. А. Горский, В. Нижинский ).
Практической части освоения классического танца способствует не только тренаж, но изучение исполнение танцев таких как: гавот, полонез, куранта, гальярда, вольта, менуэт, контрданс, вальс, полька, мазурка, краковяк.
Классический танец связан с профессиональной музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу. Эволюция классического танца была обусловлена развитием и борьбой различных для каждой эпохи эстетических направлений. Большое значение в развитии культуры классического танца имела русская школа, которая получила значительное развитие в конце 19 века. Деятели русской хореографии создали школу классического танца, отличающуюся национальным характером, чистотой и благородством пластического языка, умением наполнять танец драматическим содержанием. Музыкально-хореографическая реформа П. И. Чайковского М. И. Петипа открыла широчайшие возможности для развития балетного искусства.
Освоение национального классического наследия хореографический произведений, созданных в прошлом, составляет основу личностной культуры школьника в сфере хореографического искусства.
2.3. Раздел вокально-хоровой работы программы
«Школьный музыкальный театр»
Коллектив детского музыкального театра - это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
В детском музыкальном театре органически сочетается индивидуальная вокальная работа с общехоровым и ансамблевым пением.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном и хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, активно воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ, или другого художественно-образовательного учреждения.
У оперного хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона (второго плана) для солистов, с другой стороны хор может стать действующей коллективной личностью, и в этом случае активно влиять на процесс музыкально-сценической драматургии.
Это важное обстоятельство накладывает особый отпечаток на вокально-хоровое воспитание участников детского музыкального театра - проникновение сценических законов театра в певческий процесс - и, прежде всего, системы К. С. Станиславского.
Формирование навыков должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей наличие развитого воображения, фантазии образного мышления - т. е. актерских качеств. К. С. Станиславский был убежден, что правильная «драматическая» задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение - это всегда особое «перевоплощение» певца.
Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром - это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки. Это, в свою очередь, требует особой теоретической и практической подготовки участников детского музыкального театра.
Учебный план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | актерское мастерство и сценическая речь | 68 |
2 | вокально-хоровые занятия и индивидуальный вокал | 34 |
3 | танцевально-пластические репетиции | 34 |
4 | Репетиции спектаклей | 136 |
Всего часов | 272 |
3. Критерии результативности
Результаты учебной деятельности школьников в детском музыкальном театре могут оцениваться двумя оценками: «отлично» и «хорошо» по каждой проходимой дисциплине: вокально-хоровой работе, актерскому мастерству, сценической речи, пластике.
Та или иная оценка, полученная школьником по одному из вышеуказанных предметов, должна быть свидетельством приобретения того или иного музыкально-сценического умения музыкально-театральной деятельности в течение учебного года. Главным критерием в оценке деятельности школьника в детском музыкальном театре является его ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ в процессе исполнения музыкального спектакля в актерском, вокальном или пластическом отношении. Текущие оценки по отдельным предметам выставляются один раз в полугодие по следующим критериям:
1. Музыка и вокально-хоровая работа:
- выразительное вокальное исполнение партий героев, готовящегося музыкального спектакля, их вокально-сценическая интерпретация;
- чистота интонирования, хорошая дикция, эмоциональная подача певческого текста; создание художественного образа в процессе исполнения вокального сочинения, передача тончайших психологических нюансов психологического состояния, характера героя в пении;
- владение голосом: умение петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, умение пользоваться микстовым звучанием, умение петь фальцетом, умение использовать грудной регистр в пении, наличие певческой форманты в голосе (полетный звук);
- умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом и т.д.;
- приобретение знаний и навыков орфоэпии в пении;
- участие в конкурсах вокалистов с сольным репертуаром.
2. Актерское мастерство:
- актерская техника: умение «перевоплощаться», верить в «предлагаемые обстоятельства роли», умение распределить и сосредоточить внимание, умение работать с воображаемыми предметами, владеть своим телом, (сценическое движение, сценическое фехтование, сценическая борьба) иметь быструю эмоциональную реакцию на происходящее действие, владение собой, своими чувствами, контролировать свои сценические чувства и действие разумом;
- создание сценического образа: понимание «сверхзадачи» спектакля, его идейной, художественной, нравственной сущности; целостное представление общего образа спектакля и, исходя из этих обстоятельств, создание своего рисунка роли, психологического самочувствия, расчета физических действий на сцене (совместно с режиссером); открытие «нового» человека на сцене в процессе игры – создание образа героя.
3. Сценическая речь:
- развитие речевого аппарата;
- формирование техники сценической речи;
- приобретение навыков логического анализа литературного и поэтического текста;
- владение художественным словом;
- развитие фантазии, воображения, собственное сочинение стихов, басен, рассказов;
- умение декламировать в жанре монолога, сценической прозы, лирического стиха, комедии, трагедии, драмы.
4.Пластика:
- сформированность умений классической постановки, основных танцевальных движений классического танца;
- умений танцевальной импровизации в различных танцевальных стилях;
- умение танцевать старинные танцы: куранта, сарабанда, жига, менуэт, мазурка, полька, краковяк, вальс;
- умение танцевать современные танцы: чарльстон, фокстрот, рокн-ролл, твист;
- латиноамериканские танцы;
- (для младшего возраста) все требования из спецкурса «музыка и движение».
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
4.1. Календарно – тематическое планирование
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое), парные и групповые упражнения, коллективные действия. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Выявление музыкальных способностей у учащихся. | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Созерцание, наблюдение: форма камней, раковин, Паутины, движение облаков, движение воды, повадки диких и домашних животных и т. д. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Музыкально-ритмические навыки.
| 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
2 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование первоначального представления о перевоплощении через пластические характеристики растительного мира и мира природных стихий. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Детский голос. Строение и работа голосового аппарата. | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Навыки выразительного движения.
| 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
3 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Первоначальный навык сценического общения через физическое и словесное действие. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Резонаторы (головной, грудной, фальцетное звучание) | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование представления о перевоплощении через показ мифологических героев с помощью перчаточных кукол на основе их литературного, живописного портретов. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Игровые упражнения с предметами и без.
| 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
4 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование первоначального представления о сценической задаче (разность понятий «действия» и «движения»). | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Певческое дыхание. Дыхательная гимнастика | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с партнером в процессе борьбы. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Передавать в движении простейший ритмический рисунок. Перевоплощение в животных.
| 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
5 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование представления о специфических особенностях словесного действия. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Смешанное дыхание. Дыхательная гимнастика | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Самостоятельно выполнять движения в соответствии с характером музыки. Стимулировать детей к образному выполнению
| 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
6 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Развитие навыка глубокого нижнереберного диафрагматического дыхания .Применение различного вида атаки звука в зависимости от характеристики образа. | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Освоение специфики действий в образе-маске. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Различать и передавать в движении ярко выраженные в музыке ритмические акценты. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
7 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование представления о специфике театрального искусства и его истоках. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Применение различного вида атаки звука в зависимости от характеристики образа (твердой, мягкой, придыхательной) | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование первоначального представления о конфликте, развитии характера в канве действия. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Развитие образности и выразительности движений, способствующих накоплению музыкальных впечатлений. Воспитание самостоятельности в передаче игровых и танцевальных образов. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
8 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие речевого аппарата: работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание». - упражнение « и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: « э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы», твердые и мягкие: « пе-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи; согласные в различных сочетаниях: «фи-вви, фа-вва»; - изображение голосовых жестов по В. Фаворскому; - образы букв ( на что похоже); - знакомство с русским детским фольклором, скороговорки. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Способы звуковедения. | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие речевого аппарата: - постановка дыхания, массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка носового дыхания. «Погасить свечку» (короткий вдох-выдох). Произношение текста на выдохе. Упражнение « Насос»; - массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота, межреберных мышц, спины; - освоение пространства через звук (навык «посыла»): игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение скорого- ворок шепотом с посылом на дальнее расстояние. Упражнение « Эхо». | 1 | |
4 | танцевально-пластические репетиции | Взаимосвязь музыки и движения в синкретическом искусстве древности. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
9 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие речевого аппарата: Скороговорки, тренировка мышц дыхательного аппарата. Дыхательная Разминка; - освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха, выдохи и вдохи на спине, « полный вдох», « свеча», «запахи природы». | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Певческое звукообразование: - смыкание и размыкание голосовых связок; - ровность звучания певческого голоса; | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Распределение звука и слова в сценическом пространстве: - бросая мяч партнеру, произносить слог, слово, предложение; - стоя по разным концам длинной стульев, посылать мяч под стульями, произнося при этом определенную фразу (в определенном темпе). | 1 | |
4 | танцевально-пластические репетиции | Возникновение жанра классического танца в Европе в 17-18 вв. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
10 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: - развитие навыка логического анализа текста (на материале народных и литературных сказок); - знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи; навык передачи смысловой и выразительной функции знаков препинания. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Кантилена: умение петь легато, связывая звуки | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие фантазии через освоение стилевого разнообразия реального мира: - прогулки по разным странам и эпохам с использованием слайдов; - фантазии на темы различных стилей и эпох по фотографиям: Великая китайская стена, интерьер мечети в Кордове (Испания), Парфенон ( 448-432 г.г. до н. э.); | 1 | |
4 | Танцевально -пластические репетиции | Классический танец народов Востока. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
11 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Эскизы-фантазии головных уборов, костюмов, обуви в стиле той или иной эпохи, отраженной в архитектурных сооружениях и интерьерах. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Регистр - ряд однородно звучащий звуков, берущихся единым физиологическим механизмом | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие фантазии с помощью перенесения в нереальные миры: Рисунки на музыку С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Российское классическое наследие балета и хореографии. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
12 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Углубление представления о предлагаемых обстоятельствах: заблудился в лесу, хочу выбраться, попал в незнакомый город, - музыкально-игровые импровизации: М. Равель «Ночные видения», Г. Берлиоз « Шабаш ведьм». | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Применение « концентрического метода » М. И. Глинки, А. Е. Варламова, К. Эверарди, Ф. Ламбетри; | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие двигательной культуры: - разминка в ритмах космоса, освоение техники сценических падений, упражнение «Шведская стенка», приемы сценической борьбы, сценическая пощечина, сценическая драка. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Близость понятий балета и хореографии. | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
13 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие ассоциативного мышления: - исполнение этюдов типа? «На что это похоже?» | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Певческая дикция - ясность, разборчивость, правильность произношения текста в пении | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие навыка перевоплощения. | 1 | |
4 | Танцевально -пластические репетиции | Освоение группы движений классического танца. а) приседания (plie); б) прыжки (элевация); в) вращения (piroutte, tour, fouette) | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
14 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие навыка перевоплощения. - этюды на неожиданность (укололся, обжегся, ушибся, оглушен), падение от внезапных причин (оступился, поскользнулся, задел). | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Артикуляционный аппарат : губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы; | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа через вес: - понятие «тяжелого» и «легкого» веса, вес «средний». Движения, остановки, переходы с ощущением центра тяжести в разных частях тела; - разминка под музыку в разном весе; | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Освоение позиций рук, ног, корпуса, головы. а) закрытая позиция (ferте) б) открытая позиция (ouvert) в) скрещенная позиция (croise) г) нескрешенная позиция (efface) д) движения внутрь (en dehors) е) движения наружу (en dedans) | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
15 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа через подражание: - походка (легкая, грузная, вперевалку, с подпрыгиванием; - упражнения на умения менять темп, ритм, мгновенно переходить от очень медленного к быстрому, от резкого к плавному; походка животных, этюды на физическое состояние (тучный, тонкий); | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Пропевание упражнений на слоги с зубными язычковыми согласными д, з, т, р, л, н, а также губные - б, п, в, м; | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа через подражание: - пластика и костюм, поиск «зерна» в условиях неподвижности; - предметы-характеры, маски, коряги, определение эмоциональной сущности характера в условиях звучащей музыки. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Гавот | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
16 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Освоение пространственного языка театра: - упражнения на оправдания мизансцен; - понятие о сценических планах, представление о ракурсах фас. Фас в движении и в повороте. Спина и полуспина. Развитие навыков «Группового поведения». | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Вокализы на гласные звуки: и, э, а, о, у, ы | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие двигательной культуры: сценическое фехтование | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Полонез | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
17 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Стиль и манеры поведения | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Упражнения на йотированные гласные е=й+э, я=й+а, ё=й+о, ю=й+у; | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа через темпо-ритм. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Менуэт | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
18 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Совершенствование техники сценической речи через художественное Слово: - углубление навыка логического анализа текста в работе над драматурги- ческим материалом ( деление текста на куски и задачи, нахождение главных «несущих фраз» или слов, проигрывание пьес только с помощью опорных слов, «отбив» кусков; навык общения; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Повышение активности артикуляционного аппарата | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Совершенствование техники сценической речи через художественное Слово: - сочинение стихов, рассказов, сказок по опорным словам и фразам, их исполнение | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Контрданс | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
19 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: - формирование представления о сквозном действии на основе литературного текста приключенческого характера; - навык создания непрерывной киноленты видений (как подготовитель- ный этап) - серия рассказов от лица пастуха, водолаза, индюка, кресла; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Виды пения: - кантилена | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: - цветовая характеристика текста в развитии; - попытка прочитать рассказ от лица одного из героев. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Вальс | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
20 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Работа над басней: - освоение стилевых особенностей художественного текста: логический образный строй произведения, накопление видений, подробный разбор каждого эпизода, выявление второго плана, предметная конкретизация образов; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Виды пения: - речитатив (secco), речитатив (мелодический), сближение пения с речевыми интонациями. | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Работа над басней: чтение басен с разных позиций, в разных жанрах (комедия, трагедия, детский стишок). | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Полька | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 1 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
21 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Работа над стихом: - работа над мелодией стиха, его метром, ритмом, способом рифмовки, поиск ассоциаций стиха с движением, танцем; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Элементы оперы: -декламация | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Работа над стихом: - развитие навыка соблюдения паузы их творческого оправдания, навык правильной физической жизни в тексте; - перенос полученных навыков в работу с ролью. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Мазурка | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
22 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие эмоциональной памяти: - выполнение упражнений на вызов повторных воспоминаний; - выполнение упражнений на «манки» внешние и внутренние. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Элементы оперы: -ария, ее темы и разновидности | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа на основе заданной эмоции: - формирование представления о штампах чувств; - упражнение «Я - радость, гнев, отчаяние, страх, жалоба»; - вскрытие эмоциональных смысловых произведений изобразительного искусства; | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Вальс | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
23 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа на основе заданной эмоции: - перевод на язык действия чувств человека; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Ария - портрет героя | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа на основе заданной эмоции. - перевод на язык действия ощущений человека; - событие, потрясение. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Павана | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
24 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа на основе заданного метафорического простран- ства: - этюды-импровизации по произведениям О. Роден « Руки Бога», Н. Мур «Шлем», С. Коненков «Руки Серафима». | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Ансамбль: ансамбли-диалоги, ансамбли-согласия, ансамбли-финалы | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие навыков импровизации: - музыкально-игровые импровизации, музыкальный материал: А. Рюкашас «Солнечные узоры...» | 1 | |
4 | Танцевально -пластические репетиции | Куранта (Придворный танец) | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
25 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие навыков импровизации: - этюды-импроизации типа: «Выдергивание зуба», «Бритье»; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Хоровое многоголосие | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие навыков импровизации: - импровизация текста. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Гопак | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
26 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие действия от своего имени, лица (освоение позиции «Я - в предлагаемых обстоятельствах»). | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Упражнение на развитие гармонического слуха | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие двигательной культуры (уроки пантомимы). | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Русский танец | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
27 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Моделирование образа в процессе общения. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Гимны ( в операх М. И. Глинки) | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Развитие навыка непрерывного внутреннего действия. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Немецкий танец | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
28 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Освоение характера как неповторимой человеческой индивидуальности: - навык непрерывного общения с партнером; - умение оживлять и корректировать роль от спектакля к спектаклю. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Подголоски | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Освоение жанра трагедии. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Испанский танец | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
29 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Закрепление представления о театре как общественной трибуне. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Разновидности оперных форм: - зонг-опера | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Формирование навыка творческой требовательности к себе. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Бальный танец
| 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
30 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Искусство переживания как путь перевоплощения актера в образ: - навык интенсивной внутренней жизни на сцене. Сценическая пауза; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Разновидности оперных форм: - рок-опера | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Искусство переживания как путь перевоплощения актера в образ: - углубленный психологический анализ материала (поиск внутренне скрытых взаимоотношений; конфликт внутренний и внешний; - развитие навыка логического, последовательного действия. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Танго | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
31 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Освоение поэтики русской драматургии. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Разновидности оперных форм: - мюзикл | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Изучение истории русского театра, его традиций | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | фокстрот; | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
32 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Навык работы в спектакле от своего собственного лица. | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Работа с техническими средствами: микрофонами, фонограммой | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Совершенствование техники сценической речи через художественное слово: - навык работы над монологической речью (сверх-задача монолога, главные предложения, распределение силы голоса и дыхания, конфликт); - мизансцены монолога. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Чарльстон ; | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
33 | 1 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Работа над рассказом: - личная причастность к материалу; - овладение характером, логикой мышления, темпераментом героя; | 1 |
2 | вокально-хоровые занятия и индиви- дуальный вокал | Отработка сольных и ансамблевых фрагментов спектакля | 1 | |
3 | актерское мастер- ство и сценическая речь | Работа над рассказом: - умение говорить и мыслить от имени человека другой эпохи. | 1 | |
4 | танцевально- пластические репетиции | Рок-н-ролл | 1 | |
5 | Репетиции спектакля | 2 | ||
6 | Репетиции спектакля | 2 | ||
№ недели | День неде ли | Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов |
34 | Подготовка и проведение отчетного спектакля | 6 | ||
Итого: | 272 часа |
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Васнецов В. Всесторонне развитие личности и виды искусства. – М.,1966
2. Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., -1972
3. Каган М. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Вып.2– М.,1984
4. Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М.,1986.
5. Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. – М.,1979.
6. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.,1981.
7. Покровский Б. Размышления об опере. – М.,1979.
8. Уланова В. На уроке театра//Искусство в школе.-1994. - №2.-с.45.
9. Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в школе.-1994.-№2.-С.40.
10. Кузнецова А. Кукольный театр: от простого к сложному//Искусство в школе.-1922.-№2.-С.37-41.
11. Основы театральной культуры в школе. - М., 1988.
12. Режиссер работает в школе. – М., 1991.
13. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. – М., 1989
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
15. Гройсма А.Л. Психология. Личность. Творчество.: Регуляция состояний. М.,1992.Ч. 3.
16. Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов.музыка.1971.№12.
17. Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
18. Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников.//Режиссер работает в школе. М., 1991.
19. Бекина С.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
20. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М.,196
21. Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., - 197
22. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.,1981
22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.
23. Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2001.
24. Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2001.
25. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коллекция музыкально-педагогической деятельности. ВЛАДОС – М., 2001.
26. Методологическая культура педагога-музыканта. ACADEMA – v/? 2002.
27. Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
28. Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004.
29. Маркидонов С.А. Программа «Детский музыкальный театр в школе».-Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...
авторская педагогическая разработка
Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"
Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...
Авторская педагогическая разработка "Занимательная грамматика"
Занятия предполагают улучшить грамматические навыки учащихся 2-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Авторская педагогическая разработка «Образовательная программа комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» (срок реализации 2 года) (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 15 ноября 2011 года)
Содержание «Образовательной программы комбинаторного типа по патриотическому воспитанию «Юный спасатель» имеет физкультурно-спортивную, туристскую направленность, рассчитана на два года об...
Авторская педагогическая разработка (комбинаторная) «Глюкоза, ее строение и свойства»
в авторской педагогической разработке рассматривается материал в котором большое внимание уделяется практическому применению глюкозы, способствующие формированию общих компетенций....
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Практикум по решению математических задач» программа факультатива
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) «Практикум по решению математических задач» программа факультатива для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных ...