Методическая разработка урока-концерта "Рождественские посиделки"
методическая разработка (5 класс)
Предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.
- Развивать творческие способности детей.
- Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
- Развивать умение погружаться в обрядовое действие, стать непосредственным участником народного гуляния.
- Способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
- Практически познакомить учащихся с рождественскими праздниками.
- Помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stultseva_l.a._rozhdestvenskie_posidelki_.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ с.КУЛЕШОВКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА–КОНЦЕРТА
по предмету «Слушание музыки»
по теме:
«Рождественский сочельник»
Автор: преподаватель
музыкально-теоретических
дисциплин
МБУ ДО ДШИ
с.Кулешовка
Стульцева Л.А.
2022
Содержание
1. Цели урока-концерта.
2. Задачи урока-концерта.
3. Тип урока.
4. Форма проведения урока-концерта.
5. Оборудование.
6. Сценарий урока-концерта.
7. Список литературы.
8. Приложение (нотный материал).
1. Цели урока - концерта
- Развивать творческие способности детей.
- Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
- Развивать умение погружаться в обрядовое действие, стать непосредственным участником народного гуляния.
- Способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
- Практически познакомить учащихся с рождественскими праздниками.
- Помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.
2. Задачи урока – концерта
Образовательные:
- Выработать потребность в постоянном общении с музыкой
- Формировать стремление к творческому отношению в процессе изучения материала по предмету «Слушание музыки», «Народное творчество».
Воспитательные:
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к народной культуре, музыке, традициям.
- Прививать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа.
Развивающие:
- Развивать потребность в создании творческой атмосферы, развитию сценических качеств.
3. Тип урока
Тип урока-концерта – комбинированный: обобщение темы «Зимние календарные народные праздники», сценические выступления с элементами хореографии, игровыми театральными миниатюрами, вокально-хоровое исполнение песенного материала.
4. Форма проведения урока-концерта
Форма проведения – групповая. Участники урока – концерта: учащиеся 3 класса Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы: отделений народных инструментов, фортепианного, струнного, музыкальный фольклор.
5. Оборудование
Для проведения урока-концерта понадобятся: мультимедийный проектор, планшетный экран, костюмы персонажей, костюмы участников урока-концерта, реквизит по сценарию.
План-конспект
(Роли: Роман, Никанор, жена Никанора, Федул, Коза, Медведь, Хозяйка)
Сценарий урок-концерт «Рождественский сочельник»
«Ранным-рано» (Фольклор 1, 2 кл. Остальные выстраиваются за ними в 2 ряда)
Преподаватель: Рождество Христово был, и есть один из главных и любимых праздников, который праздновали 25 декабря по старому стилю, в современном календаре это 7 января. Сегодня хотим вам рассказать о старинных традициях встречи этого праздника. В старые времена в России особо относились к праздникам, готовились к ним заранее. Соблюдали пост, ходили в храм, старались стать добрее друг другу, прощали обиды, готовили праздничные угощения для гостей и сами ходили в гости.
С 8 января начинаются Святки, святые праздничные дни, продолжаются до Крещенского сочельника до 18 января.
В эти святочные дни собирались друзья большой гурьбой и ходили по дворам с песнями – поздравлениями - колядками – колядовали.
Посыпали порог хозяев пшеницей с пожеланиями богатого урожая и безбедной, счастливой жизни. Хозяева ждали колядовщиков с радостью, с угощениями, с надеждой что пожелания обязательно сбудутся.
1-й ученик (колядовщик).
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
2. -й ученик (колядовщик)
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Вместе: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
3-й ученик (колядовщик)
Хорошо что каждый год
К нам зима приходит
Песни звонкие поет
Хоровод заводит
Совместное исполнение колядки : «Зазимка»
4-й ученик (колядовщик)
Ходим мы по всем домам
Колядуем тут и там
С Рождеством всех поздравляем
Счастья радости желаем.
5-й ученик (колядовщик)
Вот и 7 столбов
Это двор Никанора
Стучись к нему
Хозяин он знатный
Сто голов в хлеву.
А хозяйка Никанориха, ох и шустра
И козел у нее шустрый, да прыткий.
(Фольклорный ансамбль): РНП «Никанориха».
6-й ученик (колядовщик)
А вот и хозяева Никанор, с Никанорихой.
Разрешите колядовать?
Никанор: Колядуйте! Пойте раз пришли!
(Колядовщики) «Как Христово Рождество»Никанор оладьи приготовил?
Никанор: Приготовили, проходите гости дорогие!
7-й ученик (колядовщик)
Доброго святого вечера, хозяин!
Никанор: С миром принимаем.
1-й ученик (колядовщик)
Господин, Господин
Господинова жена....
Колядовщики: Сеем, сеем, посеваем, (в это времы сыплет в фартук хозяйке крупу)
С Рождеством вас поздравляем!
Чтоб здоровыми вы были,
Много лет чтобы прожили!
Поем: «Коляда-маляда» (колядка – диалог, разводка в две шеренги, с элементами фольклорной хореографии)
Никанор: Спасибо, колядовщики, вот вам угощение..(в крзину колядовщикам кладет сладкое угощение)
(Никанор уходит)
2-й ученик (колядовщик)
А вот же и Романов двор
Зайдем и к нему, споем?!
Роман. колядовщиков ждали?
Роман: Ждали, заждались, хорошо что пришли, пойте!
Колядка: «Пришла коляда накануне Рождества»
3-й ученик (колядовщик)
Щедрик-ведрик, дайте вареник,
Грудочку, кашки,
Немного колбаски.
4-й ученик (колядовщик)
Да этого ж мало,
Дайте еще сало.
5-й ученик (колядовщик)
Голубок летел
Хвостиком вертел,
А ты дядька знай,
Копеечку давай!
Роман: Конечно! Славно поете – вот вам (дает по копеечке)
Поем: Что в лесу осинок»
Колядовщики вместе: Спасибо, хозяин! (Роман уходит)
(Выходит грустный Федул
6-й ученик (колядовщик)
О, а Федул сам нас уже встречает
Только что-то хмур не весел
Нос повесил
7-й ученик (колядовщик)— Федул, что губы надул?
Федул: — Да кафтан прожег…
1-й ученик (колядовщик) — Зачинить можно.
Федул: — Да иглы нет.
2-й ученик (колядовщик)— А велика дыра?
Федул: — Да один ворот остался. (расправляет в руках обгоревший ворот)
3-й ученик (колядовщик) —Ну. Не грусти Федул.
Нынче праздник велик
Скучать не велит!
Колядка: «Авсень»
Появляется жена Федула
Жена Федула: Лапку, пятачок, баранку, сало…
И этого мало…
Нету…
Только ворот от кафтана отстался…(показывает ворот прожженного «кафтана» машет колядовщикам, чтобы уходили…)
Корильная песня: «У Федула жена» (Колядовщики смеются)
4-й ученик (колядовщик):
Ух, какие они…
К соседям пойдем!
(стучатся к соседям)
5-й ученик (колядовщик)
Хозяева. Есть кто?!
Хозяйка: Иду, иду…
6-й ученик (колядовщик): Здравствуй хозяюшка, колядовщиков принимай…
(Хозяйка показывает знаком, чтобы проходили)
7-й ученик (колядовщик):Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
1-й ученик (колядовщик)
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
2-й ученик (колядовщик):
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
3-й ученик (колядовщик):
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
4-й ученик (колядовщик):
Сею, вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю!
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
Колядка: «Сею-вею посеваю…»
5-й ученик (колядовщик)Если в доме есть сынок,
Дай хозяйка мне сырок,
Раз имеешь в доме дочку,
Попрошу я меда бочку.
Хозяйка: Ух, ты, бочку меда….
Ишь шустрые…Поете вы хорошо,
Посмотрим, догадливы вы?
Али нет?!
(Хозяйка говорит первую часть пословицы, дети продолжают)
- Весело поется-дети– весело и прядется!
- Где песня льется –дети– там легче живется.
- Красна сказка складом –дети- а песня ладом!
- От скуки –дети- бери дело в руки!
- Были бы песни –дети-будут и пляски!
- Мороз не велик –дети– да стоять не велит!
- За морем теплее –дети–а у нас веселее!
- Лето для старания –дети–а зима для гуляния!
Хозяйка: Молодцы, догадливы… (угощает)
6-й ученик (колядовщик)
Если есть еще вкусняшки,
Приючу себе в кармашке.
Ну, хозяйка, не робей!
Угости ты нас скорей!
7-й ученик (колядовщик)
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
1-й ученик (колядовщик)
А хозяйку, а хозяйку
С Рождеством поздравлять,
Добрым словом поминать!
2-й ученик (колядовщик):
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дай Бог тому, кто в этом дому.
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.
(Хозяйка одаривает сладостями колядовщиков)
Ну, а какой же святочный вечерок без игр, шуток-прибауток?
3-й ученик (колядовщик)Считалка:
Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок,
Скину шубку на снежок…
Все пожалуйте в кружок!
Ну, а тот, кто водит, первым пусть выходит!
Игра: «Ворон», «Растяпа».
Летом спят, а зимой бегут. В гору – деревяшка, а под гору – коняшка.(сани)
Упрятались голышки в мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте.(рука в рукавичке).
4-й ученик (колядовщик): Идет Егорка – бела шубенка. (снег)
Глянули в оконце, - лежит белое суконце (снег)
Трескучий ядрён намостил мостён,
По дворам пробежал, все окна расписал (Мороз).
Текло,текло и легло под стекло (лёд)
Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает. (Снег).
Хозяйка:
Тише, тише! Кто-то там, постучался в гости к нам!
(Сначала выходит коза)
Солист фольклорного ансамбля: «За огородом козу пасла»
Колядка «К нам коза пришла»
(Сценка коза и медведь в масках)
5-й ученик (колядовщик)
Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймет никак со сна –
То ль зима, то ли весна?
(Выход медведя)
Коза: А ну. Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножно.
Медведь: Давай , Коза , покажем,
Как мы лихо пляшем.
Коза: Выходи плясать, Медведь,
Я частушки буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Поем: Частушки аккомпанемент балалайки, гитары – учащиеся народного отдела)
Коза:Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!
Медведь: Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
Коза: Мы пошли по деревеньке,
Взяли сумки и мешки,
Хорошо колядовали,
Жаль, не взяли рюкзаки!
Медведь:
Ты когда поешь Коза.
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза: Аты, Мишенька-медведь
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха.
Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза: Ах. Мой Миша, дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили!
С Рождеством всех поздравляем!
Святки празднует народ! Становитесь в хоровод!
6-й ученик (колядовщик)1. Соберись честной народ,
Все выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками – побасками.
7-й ученик (колядовщик)
Вот коза хвостом трясет,
Так и рвется в хоровод!
Ее рожки завиты,
Только валенки худы!
Колядка: «Уродилась коляда» (звезда с лентами)
7-й ученик (колядовщик)
Наступило Рождество —
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поет
В этот зимний вечерок
1-й ученик (колядовщик)
С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Что б в достатке пребывали!
Преподаватель: На этом наш урок-концерт подошел к концу.
Всем спасибо за участие, активное участие!
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Романова двора.
Романов двор, железный тын.
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему – красно солнышко,
Красно солнышко – то хозяюшка.
Во втором терему – светел месяц.
Во третьем терему – часты звездочки.
Светел месяц – то хозяин тут.
Часты звездочки – малы детушки.
7. Список литературы
1. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Рассказы тетушки Ферматы/Учебник для 3-го класса детских музыкальных школ и школ искусств.- М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003. – 126 с.
2. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.- М., Издательство «Музыка», 1975. – 297 с.
3. Блинская М. Праздник готовим сами. Домашние рождественские постановки.- СПб: САТИС, 1999. – 80 с.
4. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И.Решетников.-М.:»ОЛМА-ПРЕСС»,2005.-с.456-458.
5. Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии праздников в начальной
школе/ В.Х.Янаев, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2000.
6. Сценарии школьных праздников: методическое пособие/ Н.Б.Троицкая,
Г.А.Королева. - М.: Дрофа, 2007
7. Ресурсы Интернета:
https://drofa-ventana.ru/material/rozhdestvenskie-posidelki-2425/7.
https://www.youtube.com/watch?v=hC34gbMe0Do
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по развитию творческих способностей у воспитанников детского дома "Русские посиделки".
Мероприятие рекомендовано для продолжения знакомства с традициями и обрядами русского народа и вовлечения детей в организацию и проведение праздников и досуга....
Методическая разработка Внеклассноно мероприятия. Фольклорный праздник "Деревенские посиделки"
Фольклорный праздник в русском стиле....
Методическая разработка по теме:«Казачьи посиделки»
Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области...
Методическая разработка сценария праздника Святки "Святочные посиделки"
Предлагаемая разработка – обобщение опыта проведения праздников и обрядов в классе «народное хоровое пение» ДШИ. В сценарий включены различные элементы народной праздничной культуры, такие ...
Методическая разработка мероприятия «Посиделки в русской избе»
Мероприятие, рассчитанное на учащихся 1-8 классов, знакомит с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в школьном музее народного быта Нижегородского края в форме игр...
"Русские посиделки". Методическая разработка занятия по русскому языку со студентами-иностранцами.
Методическая разработка включает в себя конспект урока русского языка для студентов-иностранцев, сценарий приема гостей, описание игр, презентацию....
Методическая разработка Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека "Бабушкины посиделки" (приложение к программе "Работа с родителями")
Цель: воспитывать доброту, уважение к людям с.таршего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).Девиз мероприятия: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожил...