Методическая разработка урока-концерта "Рождественские посиделки"
методическая разработка (5 класс)

Стульцева Людмила Алексеевна

Предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.  

  • Развивать творческие способности детей.
  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  • Развивать умение погружаться в обрядовое действие, стать непосредственным участником народного гуляния.
  • Способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
  • Практически познакомить учащихся с рождественскими праздниками.
  • Помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stultseva_l.a._rozhdestvenskie_posidelki_.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ с.КУЛЕШОВКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА–КОНЦЕРТА

по предмету «Слушание музыки»

по теме:

«Рождественский сочельник»

Автор: преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин

МБУ ДО ДШИ

с.Кулешовка

Стульцева Л.А.

2022

Содержание

1. Цели урока-концерта.

2. Задачи урока-концерта.

3. Тип урока.

4. Форма проведения урока-концерта.

5. Оборудование.

6. Сценарий урока-концерта.

7. Список литературы.

8. Приложение (нотный материал).

1. Цели урока - концерта

  • Развивать творческие способности детей.
  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
  • Развивать умение погружаться в обрядовое действие, стать непосредственным участником народного гуляния.
  • Способствовать формированию положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
  • Практически познакомить учащихся с рождественскими праздниками.
  • Помочь формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа.

2. Задачи урока – концерта

Образовательные:

  • Выработать потребность в постоянном общении с музыкой
  • Формировать стремление к творческому отношению в процессе изучения материала по предмету «Слушание музыки», «Народное творчество».

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к народной культуре, музыке, традициям.
  • Прививать чувство сопричастности к культурному наследию русского народа.

Развивающие:

  • Развивать потребность в создании творческой атмосферы, развитию сценических качеств.

3. Тип урока

Тип урока-концерта – комбинированный: обобщение темы «Зимние календарные народные праздники», сценические выступления с элементами хореографии, игровыми театральными миниатюрами, вокально-хоровое исполнение песенного материала.

4. Форма проведения урока-концерта

Форма проведения – групповая. Участники урока – концерта: учащиеся 3 класса Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы: отделений народных инструментов, фортепианного, струнного, музыкальный фольклор.

5. Оборудование

Для проведения урока-концерта понадобятся: мультимедийный проектор, планшетный экран, костюмы персонажей, костюмы участников урока-концерта, реквизит по сценарию.

План-конспект

(Роли: Роман, Никанор, жена Никанора, Федул, Коза, Медведь, Хозяйка)

Сценарий урок-концерт «Рождественский сочельник»

«Ранным-рано» (Фольклор 1, 2 кл. Остальные выстраиваются за ними в 2 ряда)

Преподаватель: Рождество Христово был, и есть один из главных и любимых праздников, который праздновали 25 декабря по старому стилю, в современном календаре это 7 января. Сегодня хотим вам рассказать о старинных традициях встречи этого праздника. В старые времена в России особо относились к праздникам, готовились к ним заранее. Соблюдали пост, ходили в храм, старались стать добрее друг другу, прощали обиды, готовили праздничные угощения для гостей и сами ходили в гости.

С 8 января начинаются Святки, святые праздничные дни, продолжаются до Крещенского сочельника до 18 января.

В эти святочные дни собирались друзья большой гурьбой и ходили по дворам с песнями – поздравлениями - колядками  – колядовали.

Посыпали порог хозяев пшеницей с пожеланиями богатого урожая и безбедной, счастливой жизни. Хозяева ждали колядовщиков с радостью, с угощениями, с надеждой что пожелания обязательно сбудутся.

1-й ученик (колядовщик).

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

2. -й ученик (колядовщик)

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Вместе: Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

3-й ученик (колядовщик)

Хорошо что каждый год

К нам зима приходит

Песни звонкие поет

Хоровод заводит

Совместное исполнение колядки : «Зазимка»

4-й ученик (колядовщик)

Ходим мы по всем домам

Колядуем тут и там

С Рождеством всех поздравляем

Счастья радости желаем.

5-й ученик (колядовщик)

Вот и 7 столбов

Это двор Никанора

Стучись к нему

Хозяин он знатный

Сто голов в хлеву.

А хозяйка Никанориха, ох и шустра

И козел у нее шустрый, да прыткий.

(Фольклорный ансамбль): РНП «Никанориха».

6-й ученик (колядовщик)

А вот и хозяева Никанор, с Никанорихой.

Разрешите колядовать?

Никанор: Колядуйте! Пойте раз пришли!

(Колядовщики) «Как Христово Рождество»Никанор оладьи приготовил?

Никанор: Приготовили, проходите гости дорогие!

7-й ученик (колядовщик)

Доброго святого вечера, хозяин!

Никанор: С миром принимаем.

1-й ученик (колядовщик)

Господин, Господин

Господинова жена....

Колядовщики: Сеем, сеем, посеваем, (в это времы сыплет в фартук хозяйке крупу)

С Рождеством вас поздравляем!

Чтоб здоровыми вы были,

Много лет чтобы прожили!

Поем: «Коляда-маляда» (колядка – диалог, разводка в две шеренги, с элементами фольклорной хореографии)

Никанор: Спасибо, колядовщики, вот вам угощение..(в крзину колядовщикам кладет сладкое угощение)

(Никанор уходит)

2-й ученик (колядовщик)

А вот же и Романов двор

Зайдем и к нему, споем?!

Роман. колядовщиков ждали?

Роман: Ждали, заждались, хорошо что пришли, пойте!

Колядка: «Пришла коляда накануне Рождества»

3-й ученик (колядовщик)

Щедрик-ведрик, дайте вареник,

Грудочку, кашки,

Немного колбаски.

4-й ученик (колядовщик)

Да этого ж мало,

Дайте еще сало.

5-й ученик (колядовщик)

Голубок летел

Хвостиком вертел,

А ты дядька знай,

Копеечку давай!

Роман: Конечно! Славно поете – вот вам (дает по копеечке)

Поем: Что в лесу осинок»

Колядовщики вместе: Спасибо, хозяин! (Роман уходит)

(Выходит грустный Федул

6-й ученик (колядовщик)

О, а Федул сам нас уже встречает

Только что-то хмур не весел

Нос повесил

7-й ученик (колядовщик)— Федул, что губы надул?

Федул: — Да кафтан прожег…

1-й ученик (колядовщик) — Зачинить можно.

Федул: — Да иглы нет.

2-й ученик (колядовщик)— А велика дыра?

Федул: — Да один ворот остался. (расправляет в руках обгоревший ворот)

3-й ученик (колядовщик) —Ну. Не грусти Федул.

Нынче праздник велик

Скучать не велит!

Колядка: «Авсень»

Появляется жена Федула

Жена Федула: Лапку, пятачок, баранку, сало…

И этого мало…

Нету…

Только ворот от кафтана отстался…(показывает ворот прожженного «кафтана» машет колядовщикам, чтобы уходили…)

Корильная песня: «У Федула жена» (Колядовщики смеются)

4-й ученик (колядовщик):

Ух, какие они…

К соседям пойдем!

(стучатся к соседям)

5-й ученик (колядовщик)

Хозяева. Есть кто?!

Хозяйка: Иду, иду…

6-й ученик (колядовщик): Здравствуй хозяюшка, колядовщиков принимай…

(Хозяйка показывает знаком, чтобы проходили)

7-й ученик (колядовщик):Колядую, колядую

Я зайду в избу любую.

Попрошу хозяйку

Сладостей давай-ка.

1-й ученик (колядовщик)

И печенья, и конфет,

И с орехами щербет,

2-й ученик (колядовщик):

И халву, и шоколад,

Пастилу и мармелад,

3-й ученик (колядовщик):

Вкусное пирожное,

Сладкое мороженое

4-й ученик (колядовщик):

Сею, вею, посеваю,

С Рождеством всех поздравляю!

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами!

Колядка: «Сею-вею посеваю…»

5-й ученик (колядовщик)Если в доме есть сынок,

Дай хозяйка мне сырок,

Раз имеешь в доме дочку,

Попрошу я меда бочку.

Хозяйка: Ух, ты, бочку меда….

Ишь шустрые…Поете вы хорошо,

Посмотрим, догадливы вы?

Али нет?!

(Хозяйка говорит первую часть пословицы, дети продолжают)

  • Весело поется-дети– весело и прядется!
  • Где песня льется –дети– там легче живется.
  • Красна сказка складом –дети- а песня ладом!
  • От скуки –дети- бери дело в руки!
  • Были бы песни –дети-будут и пляски!
  • Мороз не велик –дети– да стоять не велит!
  • За морем теплее –дети–а у нас веселее!
  • Лето для старания –дети–а зима для гуляния!

Хозяйка: Молодцы, догадливы… (угощает)

6-й ученик (колядовщик)

Если есть еще вкусняшки,

Приючу себе в кармашке.

Ну, хозяйка, не робей!

Угости ты нас скорей!

7-й ученик (колядовщик)

Мы и сами будем есть

И друг друга угощать

1-й ученик (колядовщик)

А хозяйку, а хозяйку

С Рождеством поздравлять,

Добрым словом поминать!

2-й ученик (колядовщик):

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай Бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.

(Хозяйка одаривает сладостями колядовщиков)

Ну, а какой же святочный вечерок без игр, шуток-прибауток?

3-й ученик (колядовщик)Считалка:

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

Скину шубку на снежок…

Все пожалуйте в кружок!

Ну, а тот, кто водит, первым пусть выходит!

Игра: «Ворон», «Растяпа».

Летом спят, а зимой бегут. В гору – деревяшка, а под гору – коняшка.(сани)

Упрятались голышки в мохнатые мешки, четверо вместе, один на шесте.(рука в рукавичке).

4-й ученик (колядовщик): Идет Егорка – бела шубенка. (снег)

Глянули в оконце, - лежит белое суконце (снег)

Трескучий ядрён намостил мостён,

По дворам пробежал, все окна расписал (Мороз).

Текло,текло и легло под стекло (лёд)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает – ковром устилает. (Снег).

Хозяйка:

Тише, тише! Кто-то там, постучался в гости к нам!

(Сначала выходит коза)

Солист фольклорного ансамбля: «За огородом козу пасла»

Колядка «К нам коза пришла»

(Сценка коза и медведь в масках)

5-й ученик (колядовщик)

Из берлоги снеговой

Вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна –

То ль зима, то ли весна?

(Выход медведя)

Коза: А ну. Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножно.

Медведь: Давай , Коза , покажем,

Как мы лихо пляшем.

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушки буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Поем: Частушки аккомпанемент балалайки, гитары – учащиеся народного отдела)

Коза:Не скупитесь на колядки,

Подавайте шоколадки,

Тогда будущий год

Вам удачу принесет!

Медведь: Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

Коза: Мы пошли по деревеньке,
Взяли сумки и мешки,
Хорошо колядовали,
Жаль, не взяли рюкзаки!

Медведь:

Ты когда поешь Коза.

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: Аты, Мишенька-медведь

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо –

Ни голоса, ни слуха.

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах. Мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили!

С Рождеством всех поздравляем!

Святки празднует народ! Становитесь в хоровод!

6-й ученик (колядовщик)1. Соберись честной народ,

Все выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками – побасками.

7-й ученик (колядовщик)

Вот коза хвостом трясет,

Так и рвется в хоровод!

Ее рожки завиты,

Только валенки худы!

Колядка: «Уродилась коляда» (звезда с лентами)

7-й ученик (колядовщик)

Наступило Рождество —
Долго ждали мы его.
Святки празднует народ:
Веселится и поет

В этот зимний вечерок

1-й ученик (колядовщик)

С Рождеством святым вас, люди,

Мир да лад у вас пусть будет!

Чтобы горя вы не знали,

Что б в достатке пребывали!

Преподаватель: На этом наш урок-концерт подошел к концу.

Всем спасибо за участие, активное участие!

Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святу.

Мы нашли коляду у Романова двора.

Романов двор, железный тын.

Посреди двора три терема стоят.

Во первом терему – красно солнышко,

Красно солнышко – то хозяюшка.

Во втором терему – светел месяц.

Во третьем терему – часты звездочки.

Светел месяц – то хозяин тут.

Часты звездочки – малы детушки.

7. Список литературы

1. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Рассказы тетушки Ферматы/Учебник для 3-го класса детских музыкальных школ и школ искусств.- М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003. – 126 с.

2. Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.- М., Издательство «Музыка», 1975. – 297 с.

3. Блинская М. Праздник готовим сами. Домашние рождественские постановки.- СПб: САТИС, 1999. – 80 с.

4. Русский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И.Решетников.-М.:»ОЛМА-ПРЕСС»,2005.-с.456-458.

5. Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии праздников в начальной

школе/ В.Х.Янаев, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия

Холдинг, 2000.

6. Сценарии школьных праздников: методическое пособие/ Н.Б.Троицкая,

Г.А.Королева. - М.: Дрофа, 2007

7. Ресурсы Интернета:

https://drofa-ventana.ru/material/rozhdestvenskie-posidelki-2425/7.

http://kniga.seluk.ru/k-raznoe/653039-1-rozhdestvenskie-posidelki-sbornik-scenariev-detskih-prazdnikov-2003-soderzhanie-rozhdestvenskie-posidelki-igra-p.php

https://www.youtube.com/watch?v=hC34gbMe0Do


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по развитию творческих способностей у воспитанников детского дома "Русские посиделки".

Мероприятие рекомендовано для продолжения знакомства с традициями и обрядами русского народа и вовлечения детей в организацию и проведение праздников и досуга....

Методическая разработка по теме:«Казачьи посиделки»

Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области...

Методическая разработка сценария праздника Святки "Святочные посиделки"

Предлагаемая разработка – обобщение опыта проведения праздников и обрядов в классе «народное хоровое пение» ДШИ. В сценарий включены различные элементы народной праздничной культуры, такие ...

Методическая разработка мероприятия «Посиделки в русской избе»

Мероприятие, рассчитанное на учащихся 1-8 классов, знакомит  с традициями русской избы, народной одеждой, предметами быта. Проходит в школьном музее народного быта Нижегородского края в форме игр...

"Русские посиделки". Методическая разработка занятия по русскому языку со студентами-иностранцами.

Методическая разработка включает в себя конспект урока русского языка для студентов-иностранцев, сценарий приема гостей, описание игр, презентацию....

Методическая разработка Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека "Бабушкины посиделки" (приложение к программе "Работа с родителями")

Цель: воспитывать доброту, уважение к людям с.таршего поколения, умение уважать близких людей (матери, отца, бабушку, дедушку).Девиз мероприятия: «Твори добро, ибо ты - человек», он посвящен Дню пожил...